История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Прибытие первого поезда

Прибытие первого поезда

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Прибытие первого поезда"

Описание:

Решение о строительстве железной дороги в МАО было принято Советом Труда и Обороны РСФСР 1 октября 1921 г. Строительство началось в августе 1923 г. и продолжалось с перерывами до конца октября 1928 г. Протяженность ветки от Зеленого Дола - без малого 106 км. Проложено 29 мостов, из них 3 больших через реки.

Движение по участку Зеленый Дол - Илеть началось в 1926 г. А к 10-летию Великой Октябрьской революции (6 ноября 1927 г.) первый поезд с нетерпением ожидали уже в Краснококшайске. В тот день с утра на площади Революции прошел митинг, и все желающие двинулись в с. Корта встречать состав.

Очень интересно получается: краснококшайцы встретили первый поезд, но поезда так никогда и не бывали в Краснококшайске. Дело в том , что на железнодорожный вокзал города первый поезд прибыл через год (строился ж/д мост через Кокшагу и прокладывался путь через глубокое болото на подступах к городу) ночью 22 октября 1928 г., когда город уже назывался Йошкар-Олой.

Слова для поиска: Корты, поезд, 1920-е, автор, неизвестен
Дата: 03.11.2010 19:23
Просмотров: 10366
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (1 Голос(ов)) 5.00 (1 Голос(ов))
Размер фотографии: 125.1 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Пеледыш пайрем

Пеледыш пайрем
Следующая фотография:
Лампочка Ильича

Лампочка Ильича


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Tom

Гость
 
Кто встречал поезд? Добавлено 16.11.2010 12:58
Наш город дважды назывался Йошкар-Олой. 17 февр. 1927 г. - решением облисполкома,с 1 янв.1928 г. - постановлением ВЦИК. С 8 марта 1927 г. все документы оформлялись с этим названием. Москва, конечно, указала на незаконность этого...
Так что судите, кто встречал этот поезд: краснококшайцы или йошкаролинцы, каковыми они себя уже считали.
Daddi

Пользователь

Дата присоединения: 22.06.2011
Комментарии: 15
Offline Daddi
Байка Добавлено 01.02.2012 19:19
Есть такая байка про прибытие первого поезда в город в 1928 г. И будто бы рассказывал ее Князев Николай Никитич - машинист этого поезда.
"Когда подъехали - толпа народу. Одеты по-крестьянски. Паровоз видят впервые в большинстве. И тут взяло меня озорство. Крикнул зычно, когда остановились: - Поберегись! Разворачиваться буду!
Кто-то засмеялся, а большинство прямо-таки шарахнулось в сторону..."
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Причина строительства ж\д в МАО Добавлено 21.05.2012 14:07
Раскрою банальную причину строительства ж\д в нашей республике и постараюсь более подробно описать ход строительства.
В 1921 году, в самый разгар голода, на Марийский край обрушилось другое ненастье — громадный лесной пожар. Выгорела четверть лесов — около 3 тысяч квадратных километров. Более чем 11 процентов этих лесов было повреждено пожаром с полным прекращением роста. Специалисты-таксаторы подсчитали, что с гарей можно получить 4 миллиона кубических саженей древесины, причём надо спешить, иначе до половины строевой и деловой древесины будет безнадёжно повреждено. К концу 1921 года вопрос о постройке железнодорожной линии в Маробласти (МАО) был положительно решён правительством. Согласно постановлению Совета Труда и Обороны от 20 сентября 1921 года МАО должна была получить рельсов для 70 вёрст ширококолейной дороги и для 100 вёрст узкоколейных лесовозных веток. 20 декабря 1922 года при Правлении по сооружению подъездных путей «Желветвь» состоялось междуведомственное совещание по вопросу об использовании горельников в Марийской области. Из протокола которого следует, что разработка лесного массива, где прошёл пожар, признавалась «не только государственной необходимостью, с точки зрения лесоохранения, но и выгодным промышленным предприятием, вполне обеспечивающим быстрый возврат потраченного капитала.» В начале 1923 года была создана компания с названием «Акмарчувлес», цель деятельности которой в Уставе определялась чётко - «Акционерное общество по эксплуатации марийских и чувашских гарей». «Акмарчувлес» начал строительство лесовозной железной дороги Зелёный Дол — Илеть протяжённостью в 37 километров. Наркомат путей сообщения был пайщиком «Акмарчувлеса» и в качестве пая выделил рельсы, вагоны и паровозы. Итак, летом 1923 года строительство железнодорожной ветки началось. Уже в этот же год прорубили и расчистили трассу, выполнили до одной трети земляных работ, забили сваи для мостов, заготовили шпалы, завезли рельсы на весь отрезок пути. Но вскоре работы были остановлены на полтора года: закончились средства. Стройка пришла в движение в августе 1925 года, когда были найдены источники её финансирования. Совнарком РСФСР передал часть лесов Марийской автономной области (11 лесничеств) на длительную эксплуатацию Наркомату путей сообщения. Главным условием при этом было: «НКПС обязуется за свой счет закончить строительство железной дороги от станции Зелёный Дол до г. Краснококшайска в трёхлетний срок». К ноябрю 1926 года путь подошёл к Илети, и 7 ноября было открыто временное, пока ещё лесовозное движение. Завершился первый этап строительства железной дороги. Основные работы были проведены в 1927 году: было вынуто вручную более 100 тысяч кубометров земли, построены мосты через Илеть (длина 195 метров), Малый Кундыш (102 метра) и 26 маленьких мостов общей длиной 600 метров, проложено 60 км рельсов. По ходу строительства возникло желание выполнить это важное дело к 10-летнему юбилею Октябрьской революции, но сил и средств не хватало. У Московско-Казанской железной дороги были свои экономические интересы, связанные с быстрейшим освоением тех лесных массивов, куда уже дошла дорога. Да и снабжение рельсами зависело от темпов реконструкции Транссибирской магистрали: ведь сюда поступали рельсы конца XIX века, снимаемые с Транссиба. По этим причинам к началу ноября 1927 года дорога была проведена за станцию Куяр до сотого километра (до реки Корта). Но и это была великая радость для краснококшайцев. Как на большой праздник, ехали и шли сотни людей 6 ноября на встречу первого поезда с красными знаменами, пением «Интернационала»… Далее предстоял последний этап строительства линии Зелёный Дол — Краснококшайск. Газета «Марийская деревня» писала 31 марта 1928 года: «После спада вод приступят к постройке моста через М.Кокшагу, длиной 175 метров с железными балочными формами и произведена укладка пути до Йошкар-Олы, протяжённостью 8 км. К постройке вокзала уже приступили. Намечены к постройке жилые помещения, пакгауз, оборотное депо, товарная контора, водокачка».
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.08.2015 08:06
В подтверждении вашего комментария от 21.05.2012 цитата из учебного пособия: "Первый поезд в наш край прошел в канун 10-летия Великого Октября 6 ноября 1927 года. Через, год с постройкой моста через Малую Кокшагу, поезда стали прибывать в г. Йошкар-Олу... В 1937 году вошла в эксплуатацию железная дорога Волжск-Зеленый Дол"
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.08.2015 08:16
Ещё кое-что по этой же теме есть здесь: id=1348; id=1755.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Окончание Добавлено 25.12.2017 20:26
Контора по постройке ветки Зеленый Дол - Йошкар-Ола, Московско-Казанской железной дороги закрылась с 15 февраля 1929 года.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Детали Добавлено 26.12.2017 21:02
Планировалось с 1 октября 1929 года ветку Зеленый Дол - Йошкар-Ола включить в общую сеть железных дорого. С 8 октября 1929 года железнодорожный тариф на отправляемые по ветке грузы был снижен "до нормального"(в среднем на 60%), снижении стоимости пассажирских перевозок осуществлено с 12 октября. Стоимость билета Йошкар-Ола - Казань составила 3 р. 20 коп. Ежедневное товаро-пассажирского движение по линии Йошкар-Ола - Казань было организовано с 31 октября, но по старому расписанию. Второй поезд пустили с 15 мая 1930 года, теперь расписание стало выглядеть так: из Йошкар-Олы отбытие в 9 ч. 20 мин, прибытие в Казань в 7 ч. 20 мин; из Казани в 15 ч 05 мин, прибытие в Йошкар-Олу в 22 ч 05 мин. Планировали пустить один вагон епо маршруту Йошкар-Ола - Москва и один вагон по маршруту Йошкар-Ола - Нижний Новгород.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О 7 ноября 1928 года Добавлено 23.01.2018 18:46
По плану проведения празднования 11-й годовщины Октября намечалось: "Демонстрация и митинг - 7 ноября - начнется в 12 часов дня у здания вокзала. К вокзалу в это время подходит поезд... Все организации к 11 часам собираются к военному городку и оттуда под общим командованием идут к вокзалу".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Об авариях Добавлено 23.01.2018 19:21
Поезда ходили, но без аварий не обходилось:
8 декабря 1927 года в 14:00 сошел с рельс рабочий поезд с пятью вагонами, жертв нет;
4 июня 1928 года в 15:00 рабочий поезд потерпел крушение, погибла женщина и ранено 5 рабочих.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О дате прибытия Добавлено 23.01.2018 19:49
В комментарии 14.01.2017 23:43 под id=1263, со ссылкой на книгу "Страницы истории Марийского края" написано: «В ночь на 22 октября 1928 года к Йошкар-Олинскому вокзалу подошел первый пассажирский поезд». Аналогично в других источниках, например, газета “Марийская деревня» от 25 октября 1928 года писала: «В ночь на 22-ое октября к Йошкар-Ола вокзалу подошел первый пассажирский поезд… Движение пассажирских поездов будет происходить временно по старому расписанию, т.е. четыре раза в неделю». Позднее газета “Марийская деревня» от 31 октября 1929 года писала: «… устанавливается ежедневное товаро-пассожирское движение. Расписание остается прежним». Об изменении движения пассажирских поездов объявили в мае 1930 года, согласно новому расписанию поезд из Казани прибывал в 22:05.
Из всего сказанного предполагаю, что первый поезд на Йошкар-Олинский вокзал прибыл все же 21 октября 1928 года ближе к полуночи, т.е. в ночь на 22 октября. Фраза в описании «первый поезд прибыл через год (строился ж/д мост через Кокшагу и прокладывался путь через глубокое болото на подступах к городу) ночью 22 октября 1928 г.» не является точной и не подтверждается приведенными источниками.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О строительстве Добавлено 29.09.2018 21:49
В комментарии 21.05.2012 14:07 говорится: «Но вскоре работы были остановлены на полтора года: закончились средства. Стройка пришла в движение в августе 1925 года, когда были найдены источники её финансирования». Документы и газетные публикации того периода рассказывают о другой причине прекращения строительства железной дороги «Акмарчувлесом». Если кратко, в «Акмарчувлесе» больше занимались перепродажей права на вырубку леса, чем сами рубили, а еще и здоровый лес приворовывали. Маробик решил навести порядок, вот некоторые цитаты из документов по этому вопросу:
- «Созданный орган «Акмарчувлес» - специально для ликвидации гари – надежду центра и области не оправдал: гарь портится и еще год – совершенно погибнет. Признать, при наличии монополиста горельники Марийской области в лице «Акмарчувлеса» горельники своевременно сведены не будут. <…> Такой подход работы «Акмарчувлеса» считать пагубным в деле реализации горельников Марийской области, а потому лишить «Акмарчувлес» права монополии на гарь…» (постановление Президиума Маробик от 21 марта 1924 г.);
- «1. Исходя из существа постановления СНК от 9 июня с.г., Президиум Маробик констатирует, что единственным хозяином горелой древесины, в том числе и усыхающей, является Мароблисполком и только ему надлежит регулировать через свой эксплуатационный лесной орган дело разработки леса и ликвидации гари. <…> проект соглашения «Акмарчувлеса» с Маробиком необходимо пересоставить, исходя из вышеперечисленных решений» (постановление Президиума Маробик от 15 сентября 1924 г.);
- «1. СЛУШАЛИ: О проведении в жизнь п. 7 постановления Маробика от 9 июля с.г. и постановления правления общества от 24 июля с.г. о постройке железной дороги Зеленый Дол – Краснококшайск. ПОСТАНОВИЛИ: в целях использования времени, которое потребуется на оформление соглашения с Маробиком, правление «Акмарчувлеса» считает необходимым разрешить Маробику немедленно приступить к работам по постройке участка Зеленый Дол – река Илеть с выдачей ему, Обику, необходимых чертежей, ведомостей к ним и утвержденной НКПС построечной сметой, а равно, в случае необходимости, построечного инвентаря. До приступления к работам должен быть составлен с составлением актов обмер работ, произведенных «Акмарчувлесом». По мере подготовки полотна под укладку может быть произведен отпуск и укладочного материала частями, в зависимости от потребности, на основании актов о подготовке полотна <…> 2. СЛУШАЛИ: Проект соглашения с Маробиком о передаче Маробику постройки железной дорого ширококолейной линии от станции Зеленый Дол – река Илеть с продолжением ее на город Краснококшайск» (протокол заседания правления АО «Акмарчувлес» от 27 июля 1925 г.).
А вот у Маробика действительно средств на строительство не было, а желание иметь дорогу было большое.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Топливный кризис Добавлено 13.11.2018 18:43
Ликвидация гарей МАО это только повод, причина - топливный кризис (в современной терминологии - энергетический кризис) и истребления леса в европейской части страны. Привожу цитату из "Очерки экономической географии СССР" (1924 г) характеризующую фактическое состояния дел:
"Прежде чем приступить к порайонному описанию нашего лесного хозяйства, надо оговориться, что и в России мировая гражданская война произвела большие опустошения в лесах, в особенности, в районах, лежащих вблизи дорог и водных путей, наиболее доступных. Расстройство транспорта, прекращение подвоза каменного угля из-за границы, разрыв связей промышленного центра с Донбассом—все это заставило нашу промышленность и транспорт перейти с минерального на древесное топливо. В начале войны был разрешен отпуск трехгодичных лесосек, а затем 10-тигодичных в частновладельческих. В отдельных случаях было вырублено до 20 и 30 годичных лесосек вперед. Во время гражданской войны, когда жители городов стали замерзать, а лесной надзор в сельских местностях фактически упразднился, повсюду началась беспорядочная рубка леса и в настоящее время во многих центральных губерниях истреблены лесные запасы на 20—30 лет вперед. К этому следует добавить еще лесные пожары, принявшие в 1919—20 г. характер настоящей эпидемии.

Истребление лесов произошло, преимущественно, на западе и в центре России, а также в черноземной полосе, где крестьяне основательно похозяйничали за эти годы в бывших помещичьих угодьях. С другой стороны и госуд. лесозаготовки приняли хищнические размеры.

Даже законом были разрешены в 1919 — 20 г. годичные лесосеки, а в 1920 — 21 г. снова 5-тигодичные дровяные и 2-хгодичные лесосеки строевого леса. Под давлением создавшихся тяжелых условий, рубка леса приняла хаотический характер: лесосеки вырубались большими сплошными площадями, что препятствовало естественному их возобновлению. Места рубок сдвигались к линиям железных дорог и сплавным рекам (сперва в 10-верстной, а потом в 15-верстной полосах), чем нарушалось чередование рубки насаждений и леса приходили в полное разрушение благодаря ветровалу. В 1919 — 21 г. разрешили сплошную рубку полосой в 2 версты по линиям жел. дор., а для снабжения Москвы и Ленинграда рубились почти сплошь все дровяные насаждения -для Москвы в 30-верстном, а для Ленинграда в 60-верстном радиусе.

В общем, не только вокруг городов, а и по путям сообщения в пределах 15 верстной полосы произошло сильнейшее истребление леса, которое охватило свыше 90 %, лесных площадей средней и нижней частей Европейской России".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
В.Н. Дмитриев Добавлено 13.11.2018 18:53
Об одном из участников митинга можно прочесть:
"Дмитриев [Василий Николаевич] окончил два факультета МГУ в Москве - рабфак и юрфак, - говорит Юрий Захарович. - В 1926 году наш председатель облисполкома Петров Иван Петрович взял его юрисконсультом в Представительство Марийской автономной области при ВЦИК, где в то время работал, а позже стал заместителем председателя. Это он 6 ноября 1927 года, когда в Корте встречали первый для марийской столицы поезд, представлял ВЦИК... лишившись работы во ВЦИК, ушел на автомобильное предприятие, где начался его рост до должности главного юрисконсульта Министерства автомобильной промышленности СССР" ("Марийская правда" №85, 13 ноября 2018 г., стр. 8).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
* Добавлено 18.06.2019 22:05
www.youtube.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
** Добавлено 06.11.2022 19:23
Здесь есть фото с прибытия поезда от 26.11.2027г: vk.com


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.