История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Лампочка Ильича

Лампочка Ильича

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Лампочка Ильича"

Описание:

Парадоксально, но на некоторых территориях МАО были знакомы с электричеством ещё до революции, а сама столица нет. Электрификация по ленинскому плану началась в 1921 году с трёх школьных городков Сернурского кантона, где были сооружены мелкие станции.

С осени 1918 года Царевококшайский Совет и комитет РКП(б) обсуждали вопросы, нацеленные на перспективу развития города. В частности, серьёзно обсуждался проект – «…приобрести для электрического освещения в первую очередь советских учреждений г. Царевококшайска, динамо-машину». Даже командировались работники в Н.Новгород, Казань, Москву для поиска электродвигателя. «На приобретение оборудования и строительство электростанции» на «буржуазный класс» города был наложен чрезвычайный налог. Но сбор налога и дальнейшее строительство стало невозможным в условиях гражданской войны и усиливавшейся хозяйственной разрухи.

К строительству электростанции приступили уже в Краснококшайске, в августе 1922 г. На берегу Кокшаги поставили деревянное здание, а монтировать оборудование оказалось некому. Срочным порядком со стеклозавода "Мариец" для установки 45-сильной установки "Бромлей" был командирован электрик Николай Евгеньевич Киреев. Первый ток станция дала 12 декабря - в день открытия III съезда Советов. Энергии хватало для освещения здания облисполкома, нескольких жилых домов и двух уличных фонарей.

В 1925 г. был принят план электрификации всей области.

В 1926 г. при особо сильном половодье на Кокшаге станцию затопило. Здание построили в следующем году на другом месте, повыше, уже кирпичное, и двигатель установили дизельный. С начала Великой Отечественной, когда приступили к работе эвакуированные сюда предприятия, энергии катастрофически стало не хватать. Выделили участок (нынешняя ТЭЦ) для строительства новой, паротурбинной станции. Её пуск осуществлен 21 сентября 1943 г. Но и в этих условиях дефицит энергии был таков, что мощности распределял горисполком по строжайшему графику, хотя дополнительно работали два энергопоезда, пригнанные на территорию станции, и были установлены дополнительные котлы.

В 1958 г. местные электролинии закольцевали с Татарской энергосистемой, затем построили несколько новых подстанций. Старую дизельную электростанцию ликвидировали в 1963 году. Дальнейшая история уже на памяти наших отцов.

На фото, вероятнее всего, деткоммуна в Нечаевке (затем - ул.Коммунистическая Йошкар-Олы) имевшая свою эл. установку.

Из фондов музея обл. комсомола. Предоставлено В.Ю. Полубарьевой.

Слова для поиска: Электрификация, детгородок, 1930-е, автор, неизвестен, Полубарьева
Дата: 03.11.2010 19:22
Просмотров: 6250
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (1 Голос(ов)) 5.00 (1 Голос(ов))
Размер фотографии: 133.5 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Прибытие первого поезда

Прибытие первого поезда
Следующая фотография:
Слушают радио

Слушают радио


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
1941-1943гг. Добавлено 24.09.2012 15:26
А как же справлялись эвакуированные заводы с недостачей электроэнергии в первые годы ВОВ, до пуска ТЭС (ТЭЦ №1) в 1943 году?
В ноябре 1941 года ввели в эксплуатацию первый корпус будущего завода ММЗ, переехал на основные площади механический цех №3. В этом же корпусе разместили литейный (№1) и штамповочный (№2) цеха. Остальные производственные участки располагались на временных площадях. Парк завода составил 358 единиц оборудования, из них 263 металлорежущих станка. В 1942 году заводу было передано ещё 35 импортных станков и 129 с других заводов. В первой половине 1943 года дополнительно было получено 46 отечественных и 53 импортных станка. И это планируемая дополнительная нагрузка на электросеть города, от дизельной электростанции на берегу М.Кокшаги, только от одного эвакуированного завода... Надо было что-то делать...
Осенью 1941 года, с освоением первого производственного корпуса, руководством 297-ого завода (ММЗ) было принято решение смонтировать и запустить электростанцию старого кирпичного завода. Здесь был установлен котёл локомобиля «Вольф». 20 февраля 1942 года электростанция дала первый промышленный ток и на первых парах обеспечивала завод энергией. Эксплуатация этой электростанции требовала большого количества топлива. Потребление дров достигло 80 куб. м. ежесуточно. Был создан специальный лесозаготовительный цех. Но потребности в электроэнергии росли, поэтому начали строить локомобильную электростанцию, которая должна была работать на угольном топливе. Опять установили локомобиль «Вольф». Надо сказать, что эти локомобили поступили в Союз из Германии перед самой войной и, как следствие, без генераторов и даже с обрезанными валами отбора мощности. Пришлось подбирать генератор, рассчитывать и заказывать шкив-маховик, конструировать соединительную муфту. В декабре 1942 года монтаж и установка были закончены и локомобиль «Вольф» с отечественным генератором выдал заявленную мощность. Энергией были обеспечены оба (297 и 298) соседствующих завода. Временную электростанцию вернули кирпичному заводу. В начале июня 1943 года была закончена установка второго локомобиля «Вольф», что позволило обеспечить энергией и некоторые другие предприятия города.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
*Справка Добавлено 24.09.2012 17:26
Локомобиль - рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе передвигать с одного места на другое без разборки. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3103
Offline Владимир G
о временной ЛЭС Добавлено 29.04.2015 23:03
Решение о строительстве временной электростанции на заводе №297 было принято еще до войны, она есть в титульном списке капитального строительства на I квартал 1941.
Немецкие локомобили "Бухау-Вольф" поступили на завод с шахты из Караганды. Думаю, что валы резали не немцы, иначе бы кто их принял, тем более без генераторов. По-видимому, обрезали валы и "потеряли" генераторы при спешной эвакуации с западных областей. Хотя изначально предполагалось выделить комплектные локомобили из поставок 1941. По крайней мере, в документах военного периода, ни кто на немцев не кивал. В то же время, через год эксплуатации одного из локомобилей в топке был обнаружен заводской брак и он был исправлен.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3103
Offline Владимир G
уточнение Добавлено 29.04.2015 23:21
Начало заводской энергетики: "завод реконструировал электростанцию при кирпичном заводе «Имени 12 лет Октября», переданную ему во временное пользование до пуска собственной электростанции, мощностью около 200 кВт. На этой электростанции был установлен повышающий трансформатор, от которого электроэнергия транзитом через шины горэлектростанции и по существующим воздушным линиям подавалась на завод. Между электростанцией кирзавода и заводским коммутатором была проложена временная телефонная связь. 18 февраля 1942 года электростанция кирзавода дала первые киловатты. В апреле на станции была установлена батарея статических конденсаторов, что позволило получить дополнительную мощность и уменьшить потери по высоковольтной линии 6 кВ. За 1942 год выработка электроэнергии по станции составила 692095 кВт/часов. В связи с большой потребностью в электроэнергии локомобили не останавливались на ремонт и чистку конвективной части. Это привело в конце года к снижению генерирующей мощности и увеличило расход топлива".
Далее: " В план капитального строительства с 1-го квартала 1942 года были включены работы по строительству локомобильной электростанции на промплощадке. Основные работы со 2-го квартала по ее строительству и сантехнические работы велись силами нового подрядчика – УВС-45 Главоенстроя при СНК СССР, а электромонтажные работы – ОСМЧ «Центроэлектромонтаж» НКС СССР. Монтаж оборудования велся службами отдела №28. Долевое участие в строительстве электростанции принял завод №298. В связи с тяжелым положением по обеспечению завода электроэнергией, работы по ее пуску считались первоочередными.
К концу июля заканчивался монтаж локомобиля на 120 л.с. марки ЛМ-5 (взамен ранее запроектированного), заложен фундамент под первый локомобиль «Букау-Вольф» (Buckau-Wolf AG, Germany), под фундамент второго локомобиля велись земляные работы, начаты работы по строительству пристроя со стороны локомобиля ЛМ-5 для размещения насосной станции. Была возведена кирпичная дымовая труба высотой 42 м, на ее вершине был указан год постройки – 1942. Локомобили «Букау-Вольф» были получены с Карагандинского Углеразреза №2 некомплектными, у них отсутствовали генераторы и маховики. К локомобилям были подобраны разные по мощности генераторы, и они не соответствовали мощности самих локомобилей. Маховики проектировались и изготовлялись в цехах службы отдела №28. Для монтажа не хватало вспомогательного оборудования – насосов, сантехнической арматуры, вентиляторов, трубопроводов и др., что крайне задерживало ввод электростанции в эксплуатацию.
Для обеспечения электростанции водой была проложена ветка водопровода от городской сети, установлены насосы, построен подземный резервуар запаса воды и смонтированы 2 деревянные градирни для охлаждения. В августе локомобиль ЛМ-5 был запущен в эксплуатацию, к нему дополнительно в сентябре была смонтирована конденсаторная батарея, что позволило высвободить дополнительную мощность. Локомобиль вырабатывал 105 кВт электрической энергии, до конца 1942 года его выработка составила 159835 кВт/часов. «Исходя из топливной потребности завода в связи с пуском в эксплуатацию новых объектов и расширением энергетического хозяйства» в июле заводу выделены новые лесоучастки в Оршанском лесхозе в районе деревни Головино, эксплуатация которых началась с августа. Для организации лесозаготовок создан цех, а доставка дров осуществлялась по договору Марилестранхозом.
В связи с пуском станции с территории промплощадки была проложена высоковольтная линия к ремесленному училищу. К ноябрю 1942 года были практически закончены все строительные работы по станции, а так же монтаж первого локомобиля «Вольф» с генератором большей мощности. Топка локомобиля была переделана под использование не только угля, но и дров. В декабре его генератор дал ток. Выработка электроэнергии на заводе возросла на 410 кВт и достигла 760 кВт/час, что позволило обеспечить завод электроэнергий и подать напряжение на соседний завод №298. Примечательно то, что самый большой заводской генератор заработал практически в преддверии 22-й годовщины принятия VIII Всероссийским съездом советов «Плана ГОЭЛРО». Приказом №19 от 25 января 1943 года локомобильная электростанция на промплощадке выделена в самостоятельную единицу «в системе отдела №28» из состава цеха №14. Так был создан цех №16, начальником которого был назначен Швец А.Я. Средняя себестоимость вырабатываемой по заводу электроэнергии в 1942 году составила 1 рубль за 1 кВт/час, при этом в планируемой себестоимости продукции завода была заложена покупная электроэнергия по 36 копеек за кВт/час. В начале 1943 года локомобили на кирзаводе были выведены на кратковременный ремонт".


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.