История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Самолет "Марийский трудящийся"

Самолет "Марийский трудящийся"

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Самолет "Марийский трудящийся""

Описание:

Хочу продолжить авиационную тему, начатую мною с самолета-почтальона (id=2806). На этот раз это другой самолет, но возможно тоже "почтальон" потому, что его фотография обнаружилась в документах управления связи. Интересно, что этот самолет имеет имя собственное:" Марийский трудящийся". Может быть по этому названию можно проследить судьбу самолета или летчиков, которые им управляли. По некоторым косвенным данным фотография относится к 1937 году. Автор неизвестен.

От Profus: Об этом самолёте уже писалось на нашем сайте в описании к фото id=1224 и под ним (коммент. Daddi: "Самолет был построен в 1931 г. Затем передан Нижегородской краевой школе Осоавиахима. Взамен МАО получила квоту на 3-х человек для обучения своих летчиков в Нижнем".).

"С 1930 года в Сернуре стали производить промежуточную посадку самолеты, летавшие из Нижнего Новгорода до Ижевска, а в 1931 году в селе появился первый самолет "Марийский трудящийся", построенный на средства, собранные жителями края". (Информационный ресурс Республики Марий Эл).

Скорее всего, самолёт выполнял агитационно-пропагандистские задачи.

Слова для поиска: самолет, 1930-е
Дата: 05.03.2018 09:38
Просмотров: 4059
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (3 Голос(ов)) 5.00 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 357.7 KB
Добавлен: Guta
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Ул. Осипенко в 1950-х. Взгляд с высоты

Ул. Осипенко в 1950-х. Взгляд с высоты
Следующая фотография:
Рабочие завода № 297

Рабочие завода № 297


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Сбор средств Добавлено 05.03.2018 11:35
Сбор средств на постройку самолета «Мариец» начался в июне 1927 года. По-видимому, это и есть начало сбора средств на самолет «Марийский трудящийся». Предположу, что самолет построен ранее 1931 года, так в октябре-ноябре 1930 года в МАО уже проводился сбор средств на постройку дирижабля «Правда» (считается, что строительство дирижабля В-9 «Правда» началось в конце 1934 года, а завершилось в 1936). В мероприятиях по случаю 10-летия МАО самолет «Марийский трудящийся» принимал участие (есть на фото в газете «Марийская правда»).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О самолете Добавлено 05.03.2018 12:21
Уж больно похож на британский Avro 504 (двухместный базовый учебно-тренировочный самолёт). Выпускался в 1913-1932 гг. (конец эксплуатации 1934 г.).
Был на вооружении в ВВС РККА под маркой У-1, выпускался в СССР в 1921-1931 гг. (конец эксплуатации 1935 г.).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 05.03.2018 12:37
"Предположу, что самолет построен ранее 1931 года [...] В мероприятиях по случаю 10-летия МАО самолет «Марийский трудящийся» принимал участие (есть на фото в газете «Марийская правда»)". (Конец цитаты). Но это мероприятие проходило в июне 1931 года? Посмотрим присланный Вами коллаж из газеты: olacity.ru . Правая фотография - фото митинга - есть и у нас на сайте: id=2033. Под ней в комментариях пользователь Анатолий пишет об этом событии, цитирую: "Действительно, над площадью кружил самолет "Марийский трудящийся". Это первое массовое празднование юбилея МАО. Состоялось 15 июня 1931 г....". Почему Вы считаете, что самолёт изготовлен раньше 1931 года?
Про марку самолёта. Полностью с Вами согласен.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О самолете У-1 Добавлено 05.03.2018 12:44
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Profus Добавлено 05.03.2018 12:53
Больно большой срок (4 года) с момента начала сбора средств до первого полета (пока известного) в июне 1931 г.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 05.03.2018 13:04
Думаю, что полёт в июне 1931 года был первым, к этому празднику самолёт и готовили. Потом, его погоняли по МАО в понятных агитационно-пропагандистских целях и далее (возможно в этом же году) передали в краевой центр - авиашколе Осоавиахима в Н. Новгороде, т.к. сами не имели возможности обслуживать и содержать самолёт, да и не нужен он был МАО. Тут бОльшую, объединяющую, роль сыграл сам процесс сборки денег на самолёт - это было основным агитационным шагом. Ну а результат - построенный самолёт - пролетел над вкладчиками как отчёт о проделанной работе и был таков, пополнив ряды учебных машин в авиашколе краевого центра.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Profus Добавлено 05.03.2018 13:08
В книге К. Космиков, Д. Гринюк "Самолеты сталинских соколов" (1992 г.) на стр. 9 указано, что: "Серийное производство учебных самолетов У-1 продолжалось до 1931 г. Всего выпущено 737 машин". Здесь "до" подразумевает "включительно" или "за исключением"?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О дате фото Добавлено 05.03.2018 13:16
У самолета нет регистрационного номера, которые появились в 1932 году (см. комментарий 02.03.2018 16:40 под id=2806), следовательно, фото не позднее 1931 года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 05.03.2018 13:22
"Больно большой срок (4 года) с момента начала сбора средств до первого полета...". (Конец цитаты).
Ну, во-первых, в 1927 году начали собирать на самолёт "Мариец" - это не то же, что "Марийский трудящийся". Этот сбор проходил под лозунгом "Наш ответ Чемберлену" (ru.wikipedia.org). В это время весь СССР, под руководством Осоавиахим'а, частным порядком строил самолёты. Нельзя же было отставать Краснококшайску?! :)
Во-вторых, собирали на самолёт совершенно другой марки. Вот присланная Вами вырезка из Марийской Деревни в которой есть эскиз самолёта: olacity.ru .
В связи с вышенаписанным могу предположить, что сбор средств на строительство самолёта "Мариец" вообще не состоялся, а собранные деньги передали в пользу Осоавиахим'а или присовокупили к какому-нибудь другому сбору.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Коише самолета Добавлено 05.03.2018 15:25
В газете "Марийская деревня" от 25 июня 1927 г. клише немецкого самолета фирмы "Юнкерс" тип "J 13", он же "F-13"(выпускался 1919-1932 гг.).
"Но настоящая жизнь авиалайнера началась в 1922... За 10 лет серийного производства было изготовлено 314 самолётов десятков модификаций. Причём F-13 собирался не только в Германии и США. По данным В.Б. Шаврова в СССР авиакомпанией «Добролёт» было построено 5 лайнеров из советских материалов (в СССР их назвали ПС-2). Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Profus Добавлено 05.03.2018 15:44
Скорее всего "Мариец" и "Марийский трудящийся" построены на разных средства.
"В дни празднования 10-й годовщины Октябрьской революции представители Осоавиахима и ВЦСПС преподнесли ВВС РККА хороший подарок - самолеты, построенные на средства фонда по-
требительских коопераций под девизом «Наш ответ Чемберлену»". Самолеты были переданы 11-й авиационной бригаде РККА, переименованной в «11 авиабригада Потребкооперация» (приказ от 7 июня 1929 г.).
Считается, что на постройку самолетов под девизом "Наш ответ Чемберлену" было собрано около 10 млн. рублей.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
А наш ответ Чемберлену? Добавлено 05.03.2018 17:37
Все же, был или не был построен самолет "Мариец"?
Сбор средств под девизом "Наш ответ Чемберлену" стартовал 9 июня 1927 г., уже в мае следующего года РККА получила более ста самолетов.
Статья «Крепим оборону Советского Союза» (газета «Известия» №123 от 29 мая 1928 г.): «Центральный совет Осавиахима передал 27 мая на центральном аэродроме им. М.В. Фрунзе Красному воздушному флоту республики новые 17 самолетов из числа 32 самолетов… Новые самолеты, построенные на средства трудящихся Советского Союза, вошли в состав эскадрильи «Наш ответ Чемберлену»… «Сегодня мы передали очередные самолеты Красному воздушному флоту. Всего в эскадрилью «Наш ответ Чемберлену» советская общественность передала уже 133 самолета».
Среди переданных 27 мая самолетов были самолеты «Максим Горький», «Комсомолец», «Советский немец».
133 самолета это уже не одна эскадрилья, это нечто большее...
Например, в книге Руденко С.И. «Крылья Победы» (1985 г.) написано: «Одной из форм проверки летной выучки служили воздушные парады. Первый из них, в котором мне довелось участвовать, готовился в 1927 году в честь десятилетия Октябрьской революции. Наша авиационная бригада базировалась в Серпухове и носила громкое имя «Наш ответ Чемберлену».
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 05.03.2018 17:50
Упоминание о сборе средств на самолёт "Мариец" есть в описании к фото id=1630.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Profus Добавлено 05.03.2018 19:32
В описании под id=1630, по-видимому, сложили вместе события 1923 и 1927 годов.
Ультиматум Керзона от 8 мая 1923 г. и движение в СССР под девизом "Наш ответ Керзону", в т.ч. сбор средств на эскадрилью "Ультиматум".
А в газете "Марийская деревня" (1927 г.) уже про движение в СССР под девизом "Наш ответ Чемберлену", в т.ч. сбор средств на одноименную эскадрилью это реакция на ноту Чемберлена от 27 февраля 1927 года.
В любом случае сбор средств на самолет "Мариец" в 1923 г. и в 1927 г. это разные события.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
"Наш ответ Керзону" Добавлено 09.03.2018 17:03
Если самолет "Мариец" был построиен, то он затерялся в общей массе машин:
«Зимой 1924 г. было завершено формирование отдельного разведывательного отряда «Ультиматум» (командир – B.C. Рутковский). Учитывая просьбу трудящихся, внесших деньги на строительство девяти самолетов, на каждой боевой машине был изображен своеобразный опознавательный знак в виде мощной рабочей руки, сжатой в кулак. Отряд вошел в состав ВВС Московского военного округа».
«1 июня 1925 на базе отряда "Ультиматум", вооруженного Фоккерами С-4, в который входили "Красная Пресня", "Железнодорожник", "Текстильщик", "Абхазский Совнарком", "Известия ЦИКа" и др., была сформирована разведывательная авиаэскадрилья с базированием в Витебске. Было 28 машин. На знамени отряда, а также на бортах фюзеляжа и была большая фига вместо винта на самолете».
М. П. Чечнева «Небо останется нашим» (1976 г.): «Это значок первого в нашей стране Общества друзей воздушного флота. На добровольные взносы трудящихся это общество, созданное в 1923 году, построило первые советские авиаэскадрильи: «Ленин», «Ультиматум», «Наш ответ Чемберлену», «Ответ папе Римскому». За один только 1925 год ОДВФ передало Красному воздушному флоту 140 военных самолетов, построило 26 аэродромов с ангарами».
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Об эроклубах Добавлено 10.03.2018 09:30
В описании со ссылкой на комментарий Daddi сказано: "Самолет был построен в 1931 г. Затем передан Нижегородской краевой школе Осоавиахима. Взамен МАО получила квоту на 3-х человек для обучения своих летчиков в Нижнем". Но когда это случилось и что делал там самолет?
Краевая школа Осоавиахима возможно существовало (краевое общество действовало с 1927 г.), но зачем ее самолет, если аэроклуба не было. Ниже приведу некоторые сведения о создании аэроклубов в Нижнем Новгороде (Горький).
На сайте Нижегородского областного аэроклуба им. П. И. Баранова написано: «В связи с началом строительства в Нижнем военного авиационного завода в 1929-м году и решением Второго Всесоюзного съезда ОСОАВИАХИМА в январе 1930 года, заострившего внимание авиационному делу, стала вынашиваться идея создания при Нижегородском Губернском Совете ОСОАВИАХИМА аэроклуба, одного из первых в стране,… По готовности материальной базы аэроклуб был открыт 1-го июля 1933 года, как самостоятельная штатная единица. Развернулась планомерная подготовка молодёжи по военно-авиационным специальностям, спортсменов планеристов и парашютистов. Одновременно оказывалась шефская помощь первичным ячейкам Друзей Воздушного Флота».
На сайте «Богородской газеты» (г. Богородск в 45 км от г. Нижний Новгород) написано: «Вплоть до середины пятидесятых годов аэродром в Богородске выполнял функции военного объекта, и упоминание о нем в печати было, естественно, запрещено. …информация об аэродроме скудно представлена и в фондах Богородского исторического музея. Но имеются в них уникальные снимки. К примеру, такой. Ангар, учебный самолет У-2, и надпись на обороте: аэродром в Богородске, 1932 год. Действительно ли уже в 1932 году с аэродрома в нашем городе взлетали самолеты, можно подтвердить исследованиями в архивах, что потребует времени… Аэродром, служивший военной площадкой для его полка, стал использоваться как база для Нижегородского аэроклуба. С середины 50-х годов и до настоящего времени на занятиях в аэроклубе на Богородском аэродроме прошло подготовку множество лётчиков и парашютистов».
Ермошина И. в статье «Автозаводский аэроклуб имени Водопьянова» пишет: «В 1933 году в Нижнем Новгороде при заводе «ГАЗ» была создана планерная станция, руководителем которой назначали Анатолия Робуля. Первый планер, купленный на средства завода, он собирал собственноручно вместе с прибывшим из авиации Виктором Баженовым… В мае 1933 года начались занятия. Однажды зимой над тренировочным полем появился самолет У-2, за рулем был летчик-инструктор Алексей Куимов… Аэроклуб на заводе был создан в августе 1934 года, было выделено два самолета».
В истории Нижегородского ДОСААФ написано: «В марте 1927 года стала активно работать Нижегородская краевая организация ОСОАВИАХИМа. В феврале 1932 года Центральный совет ОСОАВИАХИМа принял решение об открытии в Нижнем Новгороде аэроклуба. На средства, собранные трудящимися, было приобретено три самолета. В том же году в Щербинках был построен аэродром. Первый выпуск Нижегородского аэроклуба состоялся в конце 1933 года».
Согласно этих сведений в аэроклубе самолет мог использоваться только с 1933 г. Где его использовали 2 года начиная с 1931 г.? Возможно здесь кроется разгадка нахождения фото в архиве связистов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Цитата из 1931 Добавлено 18.05.2018 22:54
Сборник материалов под редакцией Андреева П.И., Ашкенази М.Б. и др. «10 лет социалистического строительства Марийской автономной области (1921 – 1931)», раздел «Добровольные организации», статья «ОСАВИАХИМ – одна из крупнейших организаций трудящихся области»: «Организованная по инициативе работников УТО 17 ноября 1923 г. маленькая ячейка осавиахима к настоящему времени превратилась в одну из крупнейших организаций трудящихся области… На средства собранные осавиахимом построен и передан Нижегородской школе гражданской авиации самолет «Марийский трудящийся». На постройку самолета «Марийский лесной пролетарий» собрано 23269 р., в фонд дерижаблестроения – 14839 руб.».


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.