История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Фотостудийная открытка

Фотостудийная открытка

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Фотостудийная открытка"

Описание:

Вот такие «открытки на память» делали артельные фотостудии Йошкар-Олы в начале 1950-х. На виньетках размещены «коммерческие», на тот момент, виды нашего города:

1. Республиканская библиотека (id=1473), увеличено ;

2. Жилой дом Пушкина-18 (Волкова-133), с магазином №40 на первом этаже (id=2115), увеличено ;

3. Дома-«сталинки» Советская-147, Советская-149 и Советская-151 (id=2269), увеличено .

Фото предположительно 1950 года (см. коммент.). Автор неизвестен.

Слова для поиска: открытка, библиотека, сталинка, Пушкина, Пушкина-28, Пушкина-18, Волкова, Волкова-133, Советская, Советская-147, Советская-149, Советская-151, 1950-е
Дата: 07.08.2014 14:19
Просмотров: 5761
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 182.4 KB
Добавлен: Profus
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Открытки 2

Открытки 2
Следующая фотография:
Открытки

Открытки


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Юрий С.

Гость
 
Поправка к Описанию Добавлено 07.08.2014 19:25
Фото №3: 2/3 снимка занимает дом Советская-147.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 10.08.2014 18:19
Изначально не разглядел, дополняю.
Юрий С.

Гость
 
Пушкина №18 Добавлено 15.03.2015 20:28
Суммируя комментарии на сайте, получаем следующую картину:
Дом строился в 1946 - 1948 годах заводом №297 с использованием труда немецких военнопленных. Крыло по улице Волкова было коротким, в четыре окна. Заселён в 1948 году. Одну из квартир получил директор завода Мендель Маркович Дунаевский.
К 1950 году крыло по улице Волкова удлинили на семь окон, см. фото.
В 1970-х годах сделан ещё один пристрой по улице Волкова.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 15.03.2015 21:14
А нет ощущения, что первый пристрой только строится? Нет кровли. Сейчас, то перепада на карнизе нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 15.03.2015 21:20
Так и есть - строится. Я это заметил ещё когда это фото выставлял, по нему и весь коллаж датировал. :)
Увеличенная виньетка: olacity.ru
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 15.03.2015 21:38
Строится, совершенно верно. Ещё в кадр попала часть дома №15, прежнего, не нынешнего. Можно добавить, что директор к этому времени сменился, с апреля 1950 года заводом руководил Анатолий Кузьмич Нечкин.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 16.03.2015 10:17
"Ещё в кадр попала часть дома №15, прежнего, не нынешнего". (Конец цитаты). Именно об этом доме, как о доме своей тёщи, писал Андрей_1968 под фото id=1450. Кстати, он пишет, что этот деревянный дом перенесли с этого места зимой 1953 года.
Не думайте, к чему это я... Просто так - интересный факт на заметку... :)
Юрий С.

Гость
 
Пушкина №18 Добавлено 17.03.2015 13:52
О доме, который стоял здесь раньше, рассказал Tom здесь: id=620 .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 28.06.2015 16:16
А можно еще уточнить даты постройки домов " 147, 149, 151 по ул. Советской?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 28.06.2015 17:04
По данным инвентаризации, проходившей в 1938 году, все три дома построены в 1938 году. На сегодняшний день эта дата больше никем и ничем не подтверждена, но и других доказательств, кроме воспоминаний, что эти дома построены в 1937-40 годах, не имеется.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 28.06.2015 19:36
Обсуждение фотографии 30-х годов id=1503 на эту тему. Дом 147 построен первым.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сомнения Добавлено 28.06.2015 21:11
Я не сомневаюсь в постройке дом №147 и дома №149, а вот про дом №151 сомневаюсь. Причины:
1. Семейная история, что при строительстве одного из этих домов в 1939 упал с перекрытия мой прадед (плотник) и остался инвалидом.
2. Пока мне не встречались фотографии (или я не внимательно смотрел?) дома №151 сделанные до войны.
3. В справочнике-путеводителе от 1982 дается та же вилка постройки 3-х домов по ул. Советской, что и под id=1503 - 1937-1940.
4. В "Марийской правде" №1 от 1 января 1940 есть репродукция проекта 30-квартирного дома горкомхоза, который должен быть построен в 1940 году.
До войны еще 1,5 года, вряд ли стройку приостановили. Ни один другой дом в городе, кроме дома №151, не похож на этот проект, конечно есть расхождения в деталях (но не принципиальные) и в длине крыла здания по ул. Гоголя, но его могли не строить (границей построенной части является запроектированная арка).
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 28.06.2015 21:41
id=91 , в комм. от 28.03.2014 08:26 есть ссылка на фото, год не известен.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 28.06.2015 22:10
Прочитал весь комментарий. Далее в комментарии от 28.03.2014 11:08 как аксиома, что дом №151 построен в 1938.
Например, в описании под id=1578 стоит, что дом №151 построен в 1940.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 28.06.2015 22:35
В комментариях встречаются разные мнения, это нормально, я для себя давным-давно решил, что №151 построен в 1940-м.
А вот на фото по ссылке очень похоже, что он ещё на уровне 2-го этажа, т.е. фото довоенное. И забор двухметровый намекает, что на фото ещё не музей.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 29.06.2015 08:18
Мы с Вами читаем одни и те же газеты, но понимаем прочитанное по-разному. "30-квартирный дом горкомхоза" должен был быть построен на Центральной площади, совместно с таким же, зеркально расположенным, "Домом обороны". "Горкомхозовский" жилой дом должен был стоять на месте гостиницы "Советская" с угла, где аптека №2, а "Дом обороны" - на месте Совнархоза. Проекты этих домов и дома Советская-151 - одинаковые, тут я согласен.
На сегодня нет подтверждений того, что Советская-151 построен в 1940-м. Поэтому довольствуемся итогами инвентаризации БТИ, по которым все три дома (147, 149, 151) по Советской построены в 1938-м, хотя эта дата мне тоже не нравится, как и Сергею Куликову, и Вам с Юрием С.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 29.06.2015 08:37
Тут я с вами не согласен, дом на репродукции от 1 января 1940, "не подходит" не под один дом на репродукции от 9 мая 1941 - дины любого крыла здания не подходит.
А если поставить дом с репродукции от 1 января на место аптеки №2, то как минимум репродукция зеркально перевернута, но даже при этом раскладе крыло (без арок) на репродукции от 1 января длиннее примерно окон на 5-6.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 29.06.2015 09:46
А это объясняется очень просто: на изображении из газеты от 1.01.1940 - вид дома из проекта, а на репродукции с видом Центральной площади - дом уже привязан к местности и дополнен по фасадам.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 29.06.2015 10:42
В газетах за 1940 еще раза два упоминается строящийся "30-х квартирный жилой дом", например, в №106 от 10 мая 1940. Но я не думал, что эта информация понадобиться и не делал копии и выписки. Из газет я сделал вывод, что дом в 1940 строился.
В статье, где репродукция Центральной площади, говорится, что началось строительство домов с этой репродукции, но нет про 30-квартирный. Неужели, планировали построить 30- квартирный дом в 1940, а в мае 1941 даже не был заложен фундамент?
Я приемлю все доводы, но у меня сомнения остались.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 29.06.2015 11:04
А сомнения, в нашем случае, и являются двигателем познания... :) Или дознания... :)))
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 29.06.2015 12:03
Я тут поразмыслил и пришёл к выводу, что Вы близки к истине. Дом в газете от 1.01.40 не может быть 30-кватрирным из-за арки и продолжения за ней. Те дома, которые нарисованы на панораме застройки Центральной площади тем более не могут быть 30-квартирными. А вот на Советской, 151 построен именно 30-квартирный дом, я высчитал. Моя бабушка жила в 18 квартире - это второй, из трёх, подъезд, четвёртый этаж, прямо. На площадках по три квартиры, значит последняя в этом подъезде имела номер 19. В последнем подъезде жилым был и первый этаж (в отличии от первого и второго подъездов, где его занимал магазин), имел две квартиры (из-за парадного сквозного входа), правда, там располагались ЖКО, зал заседаний и служебная квартира. В этих помещениях сейчас находится магазин с входом с Советской. На следующих, со второго, этажах было по три квартиры, итого на подъезд 11. То есть именно дом по Советской, 151, в таком виде в котором он был построен - без арки и продолжения по Гоголя, - был 30-квартирным.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 29.06.2015 12:18
Про количество квартир не знал, но посмотрел бы, когда стал проезжать мимо. Про арку и я так думал (упомянул 28.06.2015 в 21:41).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Советская-151 Добавлено 11.08.2015 22:10
В статьях об итогах строительства в городе за вторую пятилетку и 1938 год упоминается о постройке двух 24-квартирных жилых домов. В январе 1939 архитектор М.И. Бойко пишет о запроектированном и намеченном к строительству жилом доме на углу улиц Советской и Гоголя. В дальнейшем упоминания о строительстве этого дома в 1939 нет, он возникает только в публикациях 1940 (о них я писал ранее).
Еще подробность: сначала дом спроектирован на 24 квартиры, потом проект изменили до 34 квартир (по-видимому, репродукция этого проекта в газете от 1940), а строить начали дом в 30 квартир.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 12.08.2015 07:13
Да, читая старые газеты "Марийская правда" мы тоже приходим к выводу, что "сталинки" на Советской строились по одной в год: Советская-147 - 1938; 149 - 1939; 151 - 1940...1941.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сроки Добавлено 30.08.2015 08:03
Второй 24-квартирный каменный жилой дом был долгостроем, начало строительства 1934. По планам его необходимо было сдать к 1 ноября 1938, но разве могли успеть, если к августу 1938 начали кладку только 2-го этажа.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О домах Добавлено 26.10.2015 22:32
Думаю, что дом №151 по ул. Советская был построен в 1941. Мне пришлось увидеть кадр, но у меня его нет, за 1940 на котором на месте этого дома деревянный забор, из-за него не видно кладки стен, т.е. если стройка началась, то только на нулевой отметке.
Фотокопия проекта дома №147 опубликована в "Марийской правде" от 17 мая 1936.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.10.2015 23:05
"Думаю, что дом №151 по ул. Советская был построен в 1941." (Конец цитаты). Вполне возможно. Я тоже так думаю, на это есть много причин.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О дате Добавлено 16.12.2015 18:55
Когда устанавливали этапы строительства дома №18 по ул. Пушкина были упущены некоторые данные. По состоянию на начало 1953 в доме числилось 25 квартир, жилая площадь дома была 837 кв.м (по данным на момент ввода - 866 кв.м). По сведениям ЖКО ММЗ за 1975 в доме 42 квартиры, жилой площадью 1279 кв.мэ. т.е. явно больше на 1 подъезд. Фото id=2278 датируется 1957, у дома крыло по ул. Волкова построено. Вывод: пристрой к дому построен в период 1953-1956.
Значит в описании дату фото - 1950, нужно исправить, т.к. крыло по ул. Волкова строиться.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 16.12.2015 19:13
Человек на фото уехал из Йошкар-Олы в 1953 году и больше сюда не возвращался.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 16.12.2015 19:38
Значит рамки поиска (или датировки описания) сузились до одного года - 1953. А я дальше 1952 "рыть" не планировал...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 17.12.2015 08:00
Не убедили... Советские строители, конечно, были суровы, но не настолько.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 17.12.2015 22:45
Возможно, мои доводы не убедительны, но попробую привести еще факты.
В газете «Марийская правда» от 9 апреля 1948 опубликовано фото проекта этого дома, под ним небольшой комментарий архитектора А. Сурикова. Вот цитата из заметки: «Его длина по Пушкинской улице 39 метров и по улице Волкова 18 метров». Таким образом, в проекте только крыло по Пушкина на 2 подъезда.
В отчетах завода №297 по 1952 год включительно упоминается только 25-квартирный дом, нет не ввода, не затрат по 3-му подъезду. В этих отчетах есть, например, уборная на 8 очков и деревянный забор вокруг строительного двора, а целого подъезда к дому нет.
К вопросу возможности строителей того периода приведу цитаты, возможно, эти факты не были повсеместно.
Первая цитата из той же страницы, что и заметка Сурикова: «Мы помним, как в течение двух недель было построено в Йошкар-Оле красивое и прочное здание средней школы. Школа выросла как-то вдруг, неожиданно. Безденежных выполняет по четыре нормы ежедневно и за месяц, при хорошей подготовке работы, он может выложить три этажа большого здания».
Другой пример из подписи под фотографией из газеты «Марийская правда» от 22 февраля 1948, на которой изображен эпизод со строительства дома №18 по ул. Пушкина (современная нумерация). Под фото надпись: «На снимке участник Отечественной войны, лучший стахановец-каменщик Г. Бочурко. В честь 30-летия Советской Армии он выполняет нормы на 200 проц., укладывая за смену 1700 штук кирпича».
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 18.12.2015 14:19
Пожалуй, соглашусь с Вашими выводами и исправлю дату фото на 1953 год. Вполне возможно, что открытка была сделана хозяином на память перед переездом.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Фасад по Волкова Добавлено 27.12.2015 22:29
В газете "Марийская правда" от 12 апреля 1950 видно, что у дома №133 по ул. Волкова (Пушкина, 18) всего 4 окна, т.е. у дома - 2 подъезда.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 28.12.2015 07:46
Трудно согласиться с Вашими выводами однозначно. Я, например, сомневаюсь, т.к. фото отвратного качества, центральная фигура на снимке ретуширована, поэтому, возможно, затёрто изображение вокруг. Пусть посетители сами решают, вот Ваше фото из "Марправды" от 12.04.1950г.: olacity.ru .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 28.12.2015 22:01
Правильно делаете, что не соглашаетесь с моим комментарием от 27.12.2015, это чистой воды провокация с моей стороны.
При датировке постройки 3-го подъезда мной были упущены некоторые детали, при повторном изучении конспектов документов они нашлись. Например, я уже писал, что первые 16 квартир заселили и приняли по акту ЖКО в 1948, т.е. фактически введены и поставлены на учет жилой площади. Тогда же было запланировано закончить в следующем году строительство и "приступить строительству левого крыла по улице Волкова" (это мной пропущено).
Далее я исходил из того, что дом всегда называли "25-квартирный жилой дом" и размеры его были по описанию Самсонова. Это ввело в заблуждение. Принятые в декабре 1949 дополнительные 2 подъезда (об этом я писал раньше), были введены в состав жилой площади и с учетом 1-го подъезда площадь практически совпадает с 1975 (разница 50 кв.м.).
В 1950 достроили только магазин, а жилую площадь не вводили (об этом я то же писал).
Вывод на фото вполне может быть 1949. Свою ошибку признаю, не поверил воспоминанием одного ветерана дома (живет с 1950). Он говорил, что 3-й подъезд появился одновременно с домом.
Свои последние выводы подтверждаю фотографией из газеты "Марийская правда" от 28 апреля 1951, она же подтверждает дату строительства дома ЗПП.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Дополнительное фото Добавлено 29.12.2015 07:27
Дополнительное фото от Владимира G. "Марийская правда" от 28 апреля 1951 года: olacity.ru .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 29.12.2015 07:30
И всё-таки верну фото к первоначальной датировке - 1950 год, но для гурманов в формулировке оставлю слово "предположительно". :) Исправлено.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Архитекторы Добавлено 25.01.2017 07:20
Дом №147 - архит. Суриков, дом №149 - архит. Самсонов, дом №151 - арх. Бойко (по П.А. Самсонов "Йошкар-Ола", 1951).


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.