История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Советская

Советская

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Советская"

Описание:

То, что это улица Советская, можно безошибочно определить по характерному полукруглому фасаду здания Поволжского лесотехнического института. Напротив него белое двухэтажное здание бывшего арестного дома, будущего Республиканского краеведческого музея. А вот далее по улице, за перекрестком с ул. Гоголя, еще не видно сталинки под № 151 (возможно, обзор закрывают деревца), ее возведут в 1940 г. С опознанием других построек дело сложнее. Особенно поражает широкое, почти квадратное, строение без крыши на месте, где в 1944 г. откроется оптико-механический техникум. Но мы точно знает, что его здание было выстроено буквой Г с крыльями по Советской и по центру будущего Ленинского проспекта. Также известно, что на этом месте перед войной строилось производственное здание для типографии № 2. Возможно, оно и строится. Однако сведений об изменении проекта постройки у нас нет. За этим зданием одноэтажное продолговатое строение с двумя козырьками на скате крыши. В 1940-х там была столовая ПЛТИ и техникума. В верхнем правом углу фото вертикальная белая полоса. Это или некий изъян снимка, или водонапорная башня у бани № 1.

На переднем плане двухэтажный жилой корпус, построенный в 1937 г. Напротив него - как раз участок Советской, на котором в 1950 г. выстроят трехэтажный каменный жилой дом 163.

Слова для поиска: панорама, Советская, ПЛТИ, техникум, РМТ, 1930-е
Дата: 06.03.2013 19:23
Просмотров: 11742
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (6 Голос(ов)) 5.00 (6 Голос(ов))
Размер фотографии: 175.1 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Старый кинотеатр "Октябрь"

Старый кинотеатр "Октябрь"
Следующая фотография:
ул. Институтская

ул. Институтская


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
? Добавлено 06.03.2013 21:59
Ничего похожего на автобазу здесь нет. Но в правой половине снимка, в центре, что-то похожее на автомобиль.
Пассажир

Пользователь

Дата присоединения: 03.10.2010
Комментарии: 117
Offline Пассажир
Неопознанное квадратное сторение Добавлено 06.03.2013 22:32
Тоже впервые вижу, но логичнее всего мы видим демонтаж этого здания, т.к. уже скоро на этом месте должно появиться здание техникума. А в те времена, причиной сноса столь больших сооружений мог быть только какой-либо критический дефект, например последствия пожара.
Сергей Куликов

Гость
 
Версия Добавлено 06.03.2013 23:05
На снимке справа огороженная территория, значит это какая-то организация, в 30-х годах. В 1952 году она вполне могла превратиться в автобазу.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Мои мысли Добавлено 07.03.2013 11:49
Автобаза «Союззаготтранса» размещалась по адресу: ул. Советская, 105 с 1946 года. Этот факт неоспорим. Единственное, что остаётся под вопросом - точное месторасположение адреса в 1946 году…
Теперь о том, что есть ещё на фото. В левом нижнем углу, на переднем плане, одно из двух «экспериментальных» зданий, которые описывал Skn-ng в комментарии к фото id=986 . Действительно, обшито «вагонкой». Как я и думал – трёхсекционное (трёхподъездное).
В левом верхнем углу здание ПЛТИ имеет балкон над входом, но уже отштукатурено. Значит это фото моложе, чем id=1492 .
Датировку снимка можно провести точнее, если знать годы постройки двухэтажного здания, находящегося и теперь по адресу: ул. Гоголя, 9. Как видите, его нет на снимке, а следующее через перекрёсток с К.Маркса (перед сносом в 1984г. - К.Маркса, 110), в сторону ул. Советской, уже построено (тоже двухэтажное, на снимке чуть выше дальнего угла загадочной коробки). Из воспоминаний жильцов известно, что эти здания построены с небольшим интервалом. Я думаю, с датировкой здания по ул. Гоголя, 9 поможет Сергей Куликов.
Теперь о загадочном здании, находящемся в правой половине снимка, на среднем плане. Напрашивается вывод, что здание демонтируется. Вроде-как, крыши нет, а оконные блоки на месте – в проёмах. Обычно окна вставляются после закрытия коробки здания крышей. Разочарую сторонников этой версии – на мой взгляд, здание строящееся. Посмотрите, оно буквально «втиснуто» в частную застройку. Расстояния до построек граждан недопустимо малы. Видно, что один из сараев перекрывает оконные проёмы строящегося здания, нарушая инсоляцию, что недопустимо у эксплуатируемого здания. Скорее всего, вся близлежащая частная застройка подлежит дальнейшему сносу. Видимо снос уже начат: один участок, перед фасадом строящегося здания, выходящем на ул. Советскую, завален обломками.
Что же это за здание? Начнём с того, что фото сильно ретушированное. Это видно, хотя бы, по длинному сараю, стоящему за музеем. Тут должны быть два здания, а ретушью превращены в одно. Внутри квадрата стройки сплошной дефект. Если бы это было здание без крыши, то были бы видны оконные проёмы дальних стен. Возможно, было заложено здание, имеющее в плане форму колодца, т.е. с внутренним двором. А достраивались, по какой-то причине, только два крыла. Возможен другой вариант. На этом месте стояла целая группа строений. Может быть эта группа превращена ретушью в то, что мы видим…
Всё вышеизложенное является сугубо моим личным мнением. Я его, ни в коем случае, ни кому не навязываю. С удовольствием выслушаю альтернативные версии.
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 07.03.2013 12:38
То что здание ПЛТИ оштукатурено не факт, просто плохое качество снимка. Здание ПЛТИ было оштукатурено только по ул. Советской и закруглённый угол, по Ленинскому проспекту его так и снесли не штукатуренным, доказательство на других снимках этого корпуса.
Квадратное здание - это строящееся здание по Советской 157, дорисованное художником таким, каким планировалось по проекту.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 07.03.2013 13:05
Согласен, что здание неоштукатуренное. Здание может быть покрашено по кирпичам. Скажу больше: это фото, возможно, старше id=1492 , т.к. не видно деревьев сквера, закрывающих крыло перпендикулярное ул. Советской. Это наталкивает на мысль, что время съёмки - сразу после сдачи здания ПЛТИ, т.е. 1931-1932 гг.
А что-нибудь, про Гоголя-9, нам не скажете?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Точка съёмки Добавлено 07.03.2013 13:23
Интересно знать ОТКУДА велась съёмка учитывая, что для экспонирования на фотопластинку нужна достаточно большая выдержка, т.е. место съёмки должно быть неподвижным. Была ли здесь какая-нибудь вышка?
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Еще более интересный вопрос Добавлено 07.03.2013 13:28
А откуда снято? Ведь Лесотехнического техникума и в проекте нет. И, по-моему, ПЛТИ построен в 1934 г.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Погорячился с датами... Добавлено 07.03.2013 13:43
1931-1932 - это я погорячился, ведь "экспериментальные" дома построены в 1937 г.
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Общежитие? Добавлено 07.03.2013 13:48
Двухэтажка за коробкой без крыши, кажется, общежитие техникума в 1940-х годах.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
К.Маркса, 110 Добавлено 07.03.2013 17:48
Здание, о котором спрашивает Tom, имело интересную планировку. На фото видны дощатые двухэтажные сени с левого торца здания. Это один из двух подъездов из которого осуществлялся вход в две торцовые квартиры: одну на первом и одну на втором этаже. Второй - основной подъезд - находился в центре здания, со двора (от фотографа).
Возможно здание, с такой планировкой, и использовалось как общежитие, но в 1950-х годах это был жилой дом...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Датировка Добавлено 11.03.2013 10:25
Спасибо Ивану Поспехову за датировку строительства здания, расположенного по адресу: ул. Гоголя, 9. Я и забыл, что у Ивана есть доступ к датам постройки зданий в нашем городе (где-то он об этом упоминал). Поэтому у меня нет повода ему не верить, тем более, что факт пожаров (и именно в эти сроки) подтверждают сами жители этого района. Нет повода не верить и Skn-ng`у, т.к. его комментарии всегда веско аргументированы. Поэтому попытаемся датировать снимок исходя из имеющихся сведений.
Экспериментальные здания на ул. Свободы, скорее всего, построены весной-летом 1937 года, т.к., исходя из комментария Skn-ng`а под фото id=986 можно предположить, что утеплителем каркасной конструкции стен служил опил. Деревообрабатывающие заводы обычно в феврале-марте начинали перерабатывать т.н. «осенний» и «зимний» лес, вывозимый с делянок по снегу в феврале. Впереди был строительный сезон, требующий большого количества пиломатериала. В это время можно было получить, требуемое для утепления стен, большое количество опила.
Здание, по ул. Гоголя, 9, не вновь рубленное, а «перекатанное», что следует из комментария Ивана Поспехова. Думаю, что «раскатали» это здание весной, а «скатали», по новому адресу, к осени 1937 года.
Исходя из вышеизложенного, осмелюсь сделать вывод, что снимок сделан летом 1937 года.
эдуард

Гость
 
фото Добавлено 11.03.2013 20:15
По-моему мнению вверху в центре снимка расположено здание с башенками по улице Пушкина (в начале 90х здание сгорело и появилось кирпичное).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Эдуарду Добавлено 11.03.2013 20:24
Всё правильно, вверху видно бывшее здание "Севвостлеса" ( id=1127 ). Обрело такой вид в 1928 году.
Юрий С.

Гость
 
Точка съёмки Добавлено 17.06.2013 15:22
Над нижним срезом снимка листья высокого дерева, стоящего примерно на месте, где сейчас шпиль Политеха-2. Это дерево видно на id=986 (1951г.). Южнее дерева -- высокое сооружение в виде трубы.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Метеостанция Добавлено 10.08.2013 18:35
На углу с Институтской, напротив ПЛТИ, стоит дом с мезонином, о нем скажу под другим снимком, а за ним одноэтажный кирпичный домик. В 1920х-30-х годах там находилась метеостанция.
ninel

Гость
 
Profus Добавлено 10.10.2013 16:19
Добавление к Вашему комментарию от 07.03.2013.
Дощатое сооружение у дома по ул.Гоголя представляет собой не двухэтажные сени, а двухэтажный туалет. Такой приростой был у Леспромхоза.Общественный туалет имелся и на 1-м и на 2-м этаже.Зная внутреннюю планировку коридорного типа Леспромхоза, можно предположить, что и в том доме по Гоголя была коридорная система, отсюда и следует, что общежитие могло быть. Это мои предположения, не более того.
Ещё на этом снимке в самом верхнем правом углу я увидела водонапорную башню и крышу леспромхоза со слуховым окном. Контуры не отретушированы, поэтому можно принять за брак фотографии.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
ninel о К. Маркса, 110 Добавлено 12.10.2013 19:09
О планировке этого здания мне подробно рассказывал человек, который жил в этом доме 30 лет. Из моего комментария, на который ссылаетесь Вы, ясно, что из вышеупомянутого тамбура был вход в две квартиры (комнаты), двух этажей. Если в этом здании в 1940-х было общежитие, как предполагает Tom, то в этих комнатах, изолировано от студентов, могли жить воспитатели и комендант. У меня нет повода не верить Tom'у, поэтому я хочу проверить его версию... Уже в середине 1950-х это здание было жилым домом.
Туалеты, типа "очко", были во дворе...
ninel

Гость
 
Profus Добавлено 13.10.2013 11:38
Согласна с Вами полностью. Моё было только предположение, не более того.
Юрий С.

Гость
 
Поправка к Описанию Добавлено 08.11.2013 13:55
Напротив двухэтажного жилого дома (1937) в 1949-1950 построят дом №163. См. id=986 (1951).
Юрий С.

Гость
 
Ивану Поспехову Добавлено 03.11.2014 18:40
"Здание [Гоголя №9] построено в 1937 году. Однозначно." (комм. 07.03.2013) Известно ли, когда построен двухэтажный дом на снимке (Карла Маркса, №110)? Выше высказано мнение, что оба дома построены с небольшим временным интервалом.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Дополнительное фото Добавлено 13.08.2015 16:39
olacity.ru

Фото из газеты "Марийская правда" за апрель 1939 года. Прислано пользователем Владимиром G. Дети гуляют в Сквере Наты Бабушкиной. На заднем плане экспериментальные засыпные бараки, один из которых виден на фото вверху. Между бараками можно различить не оштукатуренное здание ПЛТИ.
Никому не кажется, что столб в центре снимка из газеты может быть съёмочной площадкой для верхнего фото? Интересно его предназначение... Может быть ярмарочный столб? В 1930-х на месте Юбилейной площади и рядом проводились ярмарки.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Profus Добавлено 13.08.2015 21:53
Извиняюсь, что лишнего обрезал фото, по этому у вас неверная датировка (по дате постановления горсовета). Фото из газеты "Марийская правда" №134 от 15 июня 1939.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Место съемки Добавлено 01.11.2015 23:27
Съемка велась с парашютной вышки, которая находилась рядом с больничным городком. Об этой вышке упоминается в "Марийской правде" от 12 мая 1935. Еще она попала на фото с призывниками в военкомате, но я не сразу понял, что это парашютная вышка и не зафиксировал дату публикации фото (год 1935).
Можно предположить, что сквер им. Н. Бабушкиной в 30-е годы назывался комсомольский сквер им. Орешко (см. комментарии под id=1449).
По-видимому, верным является утверждение, что большое квадратное здание строилось под Дом печати, или вернее сказать под производственные площади Дома печати. Сам Дом печати должен был быть трехэтажным, но проект так и не был реализован. Подробнее про Дом печати в газете "Марийская правда" от 2 августа 1935, там же фото проекта трехэтажного корпуса. На момент публикации строительство Дома печати уже шло.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 02.11.2015 14:30
На фото июня 1939 года (с детсадовцами) столб. В 1937 году на месте столба была парашютная вышка - я правильно понял ? Но ранее Вы писали, что вышка в саду им. Орешко к марту 38 года ещё не была построена, и что впервые её фото появилось в газете в мае 39 года. То есть версия про сквер им. Орешко сомнительна. Или я что-то пропустил. В любом случае - желательно этот момент прояснить.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 02.11.2015 14:54
"...большое квадратное здание строилось под Дом печати, или вернее сказать под производственные площади Дома печати. Сам Дом печати должен был быть трехэтажным, но проект так и не был реализован". (Конец цитаты). Именно это "квадратное здание", что на фото вверху, и планировалось многоэтажным. Я уже писал об этом. Оно было экстренно завершено одноэтажным по неизвестной мне причине. Раньше я думал, что этой причиной явилось начало Великой Отечественной войны, пока в руки мне не попал план инвентаризации этого здания, проводимой в 1938 году (olacity.ru). На нём здание уже в эксплуатации как одноэтажное, хотя и недостроенное.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Profus Добавлено 02.11.2015 18:50
В тесте из газеты, где фото фасада: "На строительство большого трехэтажного издательского корпуса, одноэтажного здания производственного корпуса и других жилых построек, общим объемом 24 тыс. кубометров,..".
Анализ причин в тексте.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 02.11.2015 19:03
В тесте написано, "на площади около областной больницы будут производится прыжки с парашютной вышки". Более данных нет, то что я видел на фото, только вершинка какой то вышки, я сразу и не понял. Мысль о парашютной вышке пришла после прочтения текста, но фото уже под рукой не было.
В старых комментариях о парашютной вышке все из газет, там ошибки не допущено.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 02.11.2015 19:07
Про "тесто" извините...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Дом печати Добавлено 04.11.2015 00:38
Анализ прессы.
1935 г. «Крупными заказчиками Стройтреста в этом году будут Маргиз – строительство дома печати»; «В текущем году нужно построить: дома советов, связи, печати, среднюю школу, пединститут, лесоинститут, развернуть постройку гостиницы, 24-х квартирного дома»; «Почти не чего не делается на строительствах дома печати, учебного здания высшей сельскохозяйственной коммунистической школы, гостиницы и друг.»; «дополнительно к строящимся зданиям (пединститута, комшколы) развернуть работы по строительству дома печати,..», «в третьем квартале текущего года должно быть закончено строительство Дома печати, который должен вступить в строй действующих предприятий, находящихся в титульном списке Госплана СССР… Сейчас строительная площадка, загроможденная покосившимися деревянными балками и столбами, представляет собой печальное зрелище. Замерла жизнь на лесах стройки!.... судьба будущего Дома печати покрыта мраком неизвестности».
1936 г. «б) достройки Дома печати, Пединститута, Лесотехнического института, Комвуза, зобной станции и Дома Советов производят сами заказчики хозяйственным способом»; «Дом советов строится уже четыре года, 24-х квартирный дом – три года, библиотека такое же время, Дом печати – 4 года, все еще «строится» гостиница».
1937 г. «Начнется строительство музея (на базарной площади, рядом с Госбанком), Дома печати,… Нет проектов и смет на постройку акушерско-фельдшерской школы, Дома печати и друг.»; «Поражает и безразличное отношение многих заказчиков к стройкам. Чем, например, помог Маргиз строительству дома печати? Ничем»; «выполнить в установленные сроки строительство библиотеки, театра, музея, дома печати и т.д.».
1938 г. «Будет строиться ряд новых зданий: библиотека, средняя школа, второй 24-х квартирный дом, дом печати, ..»;
1939 г. «Заказчики: …, Маргосиздат – тов. Столяров и другие не проявляют никакого беспокойства в части продвижения в наркоматах РСФСР вопросов снабжения фондируемых материалов».
Пока строительство Дома печати было в титульном списке, и строительство осуществлялось подрядчиком работы шли (строили у Кокшаги), фотографии объекта печатаются в газете, но есть сложности – участок с влажными грунтами, построенные стены дают трещины. С передачей на хозспособ строительства работы вообще прекращаются, по-видимому, объект «заморожен». 30 июня 1936 говорится о том, что Дом печати не начали строить т.к. горисполком не отвел место под строительство. Это при том, что строительство идет 4 года и площадка застраивается. Вероятно, планировали начать строительство на новом месте, а построенное осталось за стройтрестом (как версия). В дальнейшем все планируемые к строительству объекты, упомянутые выше, были построены, только не Дом печати. О Доме печати ничего не встретилось в материалах за 1940-1941.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Предположение Добавлено 04.11.2015 07:36
Как вариант: прекращение строительства связанно не только с проблемами на стройплощадке, но и с разработкой нового генплана, по которому на месте строительства должна была быть улица. тут без документов не обойтись...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Вышка Добавлено 10.12.2015 22:37
Еще одно упоминание о парашютной вышке в Постановлении президиума облисполкома от 27 июня 1936 "Об организации похорон парашютистки-орденоноски Надежды Васильевны Бабушкиной": "3. Похороны - назначить на 29-е июня в сквере против больницы, у парашютной вышки".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Об авторе фото Добавлено 25.11.2018 18:21
В газете "Марийская правда" от 26 августа 1972 г. в рубрике "50 лет СССР" есть статья А. Сидоркина "Здесь вся история города". Статья иллюстрирована двумя фото, одно из них это, а внизу написано: "На снимке: улица Советская в 30-е годы; Ленинский сад сегодня. Фото автора и И. Коновалова".
Коновалов автор фото id=2048, т.е. можно предположить, что он автор современного фото "Ленинский сад сегодня", тогда автор фото "Ул. Советская в 30-е годы" - А. Сидоркин. Это вполне вероятно, он жил в те годы в городе. Сидоркин пишет в статье: "Когда я прохожу мимо него, мне вспоминается 1927-1928 годы, когда нас, комсомольцев, водили с экскурсией, на эту электромельницу, рассказывали о ней...".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Оригинал фото Добавлено 20.04.2020 08:06
Оригинал фото: id=3341 .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3104
Offline Владимир G
Еще раз о вышке Добавлено 18.09.2021 16:31
"Площадь Свободы не состоялась как площадь и как архитектурный ансамбль: ее пространство превратили в зеленый массив, известный как сад Наты Бабушкиной. Сквер на площади начали создавать в 1934 году. Нашлось там место и для парашютной вышки" (Марийский архивный ежегодник, 2019г., стр. 184).


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.