История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




У нового моста

У нового моста

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "У нового моста"

Описание:

Фото начала 1960-х годов. Улица Советская. Выстроено практически новое здание Республиканского краеведческого музея, что на снимке слева. Выстроен и уже открыт Центральный железобетонный мост. Однако Ленинского проспекта, подходящего к нему, пока нет. Транспорт поворачивает с моста на ул. Карла Маркса. Деревянные дома, что слева от моста, будут снесены. Во дворе музея находится спортплощадка ПЛТИ. Видны маленькие окошечки туалета, что на восточной стороне площадки. Справа здание музыкального училища (ранее - оптико-механического техникума), похоже, уже оставленное учащимися. В нем еще некоторое время будут квартиры преподавателей и общежитие учащихся.

Слова для поиска: Советская, Институтская, Ленинский проспект, музей, музучилище, ОМТ, 1960-е, автор неизвестен
Дата: 12.03.2013 21:32
Просмотров: 18771
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (13 Голос(ов)) 5.00 (13 Голос(ов))
Размер фотографии: 183.7 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Общежитие Госбанка

Общежитие Госбанка
Следующая фотография:
ЗПП, старые цеха

ЗПП, старые цеха


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Сергей Куликов

Гость
 
Дополнение Добавлено 14.03.2013 22:12
На переднем плане раритет - инвалидная мотоколяска Серпуховского завода и указатель остановки автобусов - стандарт того времени. Во времена сегодняшние такие указатели продержались бы не бодьше недели и ищи в пунктах скупки металлолома, а раньше и мыслей таких не было.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Здание Музыкального училища Добавлено 20.03.2013 12:28
Пользуясь воспоминаниями пользователей и гостей сайта, а также историческими материалами, можно подвести черту в неоднозначной истории этого, можно сказать неудачного, здания, расположенного, в своё время, на ул. Советская, д. 93. ( id=986 ).
Здание было заложено в конце 1930-х для типографии №2, но к началу ВОВ так и не было заселено этой организацией т.к. было недостроенным. С началом ВОВ здание отдали эвакуированному в наш город Государственному оптическому институту (ГОИ). Как оно использовалось институтом непонятно, но из воспоминаний первого директора оптико-механического техникума Красикова Вячеслава Андреевича следует, что здание было передано техникуму в мае 1944 года «…совершенно не приспособленным для занятий…». Директор приобрел кое-какую мебель и начал прием преподавателей и учащихся. Затем все вместе достраивали техникум - клали печи, вставляли оконные рамы, выносили строительный мусор.
Занятия начались 1 октября 1944 года. За парты сели 120 учащихся дневного и вечернего отделений.
В 1952 году, в бытность директором Прокофьева Павла Константиновича, будучи переименованным сначала в электромеханический, а затем в радиомеханический, техникум переехал в угловое здание бывшего цеха шлифовки оптики ММЗ, расположенное на перекрёстке улиц Пушкина и Палантая. ( id=1268 ).
В этом же, 1952-м, году в здание на ул. Советская, 93 переехало музыкальное училище и находилось там до переезда в 1960-61 году на своё современное место – перекрёсток улиц Пушкина и Комсомольская.
После переезда музыкального училища и пуска Центрального моста здание было снесено по брандмауэр – противопожарную стену, что составило половину крыла расположенного параллельно ул. Советской и всё перпендикулярное ей крыло. На месте снесённых строений появилась проезжая часть Ленинского проспекта между улиц Советская и К. Маркса.
К оставшейся части здания в 1960-х годах был сделан Г-образный пристрой ( id=1351 ). Возможно на фундаменте заложенного до войны здания типографии №2 первоначально имеющего в плане вид квадратного колодца, но почему-то в таком виде не построенного ( id=1578 ). В получившемся П-образном здании были размещены всевозможные организации и учреждения.
В дальнейшем Г-образный пристрой снесут и остатки здания, когда-то предназначавшегося типографии, простоят до начала 1980-х годов ( id=143 ). Здание окончательно будет снесено при благоустройстве района к 400-летию города.
Добавлю, что здание изначально было сырым и, как следствие, холодным. Ни одна организация не квартировала в этом строении и десяти лет…
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 20.03.2013 16:08
Хорошее исследование, из него я понял, что здание по ул. Советской 157 (93) сначала частично снесли под Ленинский проспект, потом сделали пристрой, потом этот пристрой снесли, к 400-летию снесли окончательно. Я считаю немножко по другому. Здание имело 3 стадии строительства: первую мы видим на панораме центра города начала 50-х годов, потом сделали пристрой с правой стороны, потом пристрой к пристрою. Снесли в 2 этапа: 1-ый под Ленинский проспект до брандмауэра, 2-ой - окончательно.
Если здание имело № 93 по Советской улице, то автобаза под № 105 находилась на месте нынешнего "кривого" дома. Помню № 169 - жилой одноэтажный деревянный дом, № 171 - маслозавод, № 173 - мелькомбинат, № 175 - жилой 2-х этажный деревянный дом, дальше начинался Кокшайский проезд. Может автобаза находилась за нынешним 167 домом, а числилась по Советской, ул. К.Маркса в то время там не было.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.03.2013 16:25
Я объясню почему именно так расставил стадии строительства\сноса этого здания. Мой дед, после войны, работал конюхом в оптико-механическом техникуме. По его рассказам и воспоминаниям моей матери - его дочери - во дворе Г-образного здания техникума стояла деревянная конюшня (хозблок). Как раз на том месте, где позже появился пристрой. Причём я сделал вывод, что конюшня принадлежала техникуму даже после переезда последнего, т.к. моя мать говорит, что носила обеды деду и в конце 1950-х именно в эту конюшню (хозблок). Конечно, эти сведения надо бы перепроверить...
Ваш вариант тоже вполне допустим...
Из материалов музея техникума следует, что в 1944 году здание имело адрес: ул. Советская, д. 93.
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 20.03.2013 20:51
Могу логически соединить обе версии: в конце 50-х,т.е. 1958-59 годы конюшня существует, снимок вероятнее всего 1962 года, примерно в это время строят пристрой, затем второй, потому, что находящиеся в здании организации переселять некуда, а здание необходимо снести под центральную магистраль, пристрои готовы, половину здания разобрали, улицу пробили и переименовали в Ленинский проспект, оставшуюся часть мы лицезрели примерно 20 лет именно в том виде, который запечатлён на снимке 1966 года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 21.03.2013 00:20
Вполне возможно, но возникает много вопросов по датам... Оставим Вашу версию рабочей. Думаю, время всё расставит на свои места: подскажут пользователи и гости сайта правы мы или нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 21.03.2013 20:55
Внимательно прочитал Ваши рассуждения... Одно могу сказать точно: уже в 1970-х остаток здания типографии\техникума\муз.училища стоял одиноким, без Г-образного пристроя. Это видно на фото ( id=143 1976 год), если увеличить. И я думаю ещё будут фотографии на сайте подтверждающие мои слова.
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 21.03.2013 21:58
Фото 1976 года ни о чём не говорит потому, что второй пристрой короче оставшейся части основного строения.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
ул. Советская, 93 - новые факты Добавлено 19.04.2013 11:04
Хочу поделиться отрывком из документа и услышать Ваше мнение о прочитанном.

«Постановление Совета Народных Комиссаров Марийской АССР № ??675 от 24 июля 1944 года "Об организации Марийского Оптико - Механического Техникума".


2. Передать полностью здание бывшего общежития Марстройтреста (от Profus: ??? До войны здесь было (или строилось) общежитие Марстройтреста???) по Советской улице, дом № 93 для размещения Оптико - Механического Техникума, для чего предложить:
а) Директору завода № 297 тов. Дунаевскому М.М. обеспечить переселение рабочих с здания Техникума в общежитие не позднее 1 августа 1944 года. (от Profus: Прочитанное понимаю так: на момент передачи здания в нём располагалось общежитие завода № 297 (ММЗ)).
б) Директору ГОИ тов. Чехмотаеву Д.П. до 1 сентября передать занимаемое им помещение Техникуму по Советской 93. (от Profus: понимаю так, что ГОИ имел какое-то здание рядом, которое и передал техникуму. (Возможно под мастерские или столовую…) Здесь разговор не о здании Советская-93.)
в) Директору завода № 298 тов. Кузину и Начальнику Управления Трудовых резервов тов. Батькову до 1 сентября 1944 года подготовить общежитие на 150 человек для нового набора ФЗО № 4 (от Profus: ???) и ныне занимаемое помещение ФЗО передать Техникуму». (Конец цитаты)

Кому есть что сказать прокомментируйте, пожалуйста…
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 19.04.2013 13:06
Что-то очень мутный документ. Насколько мне известно Марстройтрест создан в 1963 году на базе слияния Стройтреста № 116 и треста "Марийскстрой", стало быть в 1944 году упоминание Марстройтреста не логично. По моему в 1944 году и Стройтреста № 116 не было в республике.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 19.04.2013 13:43
Зря Вы так... Вот фото копии оригинала: olacity.ru .
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Путаница Добавлено 19.04.2013 17:11
Возможно, что-то прояснят такие сведения. Здание типографии строилась каменное. А О-МТ заселялся в ветхое деревянное с точным адресом Советская, 93. Так может быть, типографию не достроили: id=1578?
По стройтрестам. Марстройтрест (Минсельстрой РСФСР) создан в 1963 слиянием Стройтреста 116 и треста Марийскстрой. Стройтрест 116 (Минстрой СССР) создан в 1954 г. Марийскстрой - наш, областного подчинения, создан в ноябре 1927 г. Его устав утверждал президиум Обик, в приданое выделено из стройбюджета 10 тыс.руб., переданы кирпичный и лесопильный заводы. Первая стройка - собственная двухэтажная деревянная контора, стояла на Пушкина на месте прежнего "Рубина".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.04.2013 17:40
Я тоже об этом подумал... Было какое-то первоначальное - не общеизвестное - здание в этой цепочке...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.04.2013 17:55
А как же воспоминания первого директора техникума Красикова Вячеслава Андреевича о том, как они - преподаватели и учащиеся - своими силами достраивали здание, убирали строительный мусор? Воспоминания не вписываются в складывающуюся картину. И по датам в документах не бьют...
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Советская, 93 Добавлено 19.04.2013 18:26
Я читал иную информацию, что первую зиму учащиеся встречали в старом ветхом здании, которое кое-как подлатали, жутко мерзли на занятиях.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.04.2013 18:41
В очередной раз убеждаюсь, что воспоминаниям очевидцев (пусть даже первого директора) беспрекословно верить нельзя... Было бы неплохо знать источник Ваших воспоминаний...
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Где читал? Добавлено 19.04.2013 22:35
Не могу вспомнить. Сейчас специально зашел на сайт МРМТ - похоже, но не тот текст. Если судить по эмоциональности - писала женщина, если по пафосу - комсомольский секретарь. Правда, не знаю, были ли в первом наборе девушки. Хорошо помню, что там говорилось еще о дырявой крыше и о том, что что-то зашивали фанерой...
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 19.04.2013 22:51
Что я понял из документа:
1. В здании по Советской 93, кирпичном, вероятно до войны было общежитие треста "Марстрой" или Марстройтреста (в 1963 году создали новый Марстройтрест, ликвидировав старый), на время войны в это здание затолкали часть ГОИ (ФЗО № 4).
2. В связи с созданием Оптико-механического техникума (детище ГОИ и завода № 297), Постановление Совета Министров обязало ГОИ освободить занимаемые помещения по Советской 93 и сделать ремонт за счёт завода № 297, а проживающих людей переселить на жилплощадь завода № 297. Завод № 298 обязали построить общежитие для вновь поступающих учащихся.
Ещё раз изучая фотографию задался вопросом: почему не вся стена здания оштукатурена? Штукатурили только часть видимую с улицы или это две стадии строительства? Тогда получается 4 стадии для всего здания, а сносили в 2 приёма, это точно.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.04.2013 23:43
В первом наборе техникума девушки были. С разработчиками оф.сайта МРМТ мы пользовались одними документами: из музея техникума. Мне такая информация на глаза не попадалась...
Может быть Вашим источником является книга "Они ковали Победу"?
Сергею Куликову отвечу позже.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.04.2013 01:01
Есть ещё один документ являющийся руководящим для нашего Совнаркома. Это Приказ Комиссара Вооружения СССР № 282 от 3 июля 1944 года «Об организации Марийского Оптико–Механического Техникума». Фотокопию приводить не буду, так что верьте «нАслово».
Четвёртый пункт данного приказа имеет следующую формулировку:
«4. Начальнику ГУУЗ`а т. Егорову (от Profus: ГУУЗ – Главное Управление Учебных Заведений) и директору завода т. Дунаевскому:
а) поставить вопрос перед СНК Марийской АССР о выделении зданий для организации в них учебных помещений, общежитий и учебно-производственных мастерских техникума с расчётом увеличения контингента учащихся в ближайшие 2-3 года до 500 – 600 чел.;
б) оборудовать выделенные помещения соответствующей мебелью, классными и чертёжными досками, а так же выделить имеющееся оборудование, инструмент и образцы изделий производства, необходимые для создания спецкабинетов и лабораторий». (Конец цитаты)
Как видите, речь идёт не об одном здании. Всё-таки я думаю, что создаваемому техникуму были переданы несколько зданий:

1. З-д № 297 передал каменное здание Советская-93, являющееся на момент передачи общежитием завода, под главный учебный корпус.
2. Институт ГОИ передал деревянное здание (возможно свой экспериментальный цех id=986 ) под мастерские техникума.
3. З-д № 298 и ФЗО № 4 (от Profus: ФЗО - Школа фабрично-заводского обучения, школа ФЗО, низший тип профессионально-технической школы. Существовала в 1940—1963 на базе промышленных предприятий и строек в системе Государственных трудовых резервов СССР.) передали ещё одно здание, скорее всего под общежитие и «студпит» id=1578 .

Как Вам такая версия?

P.S.: Интересные цитаты из вышеупомянутого приказа:
«1. …
г) передать всё имеющееся учебное и лабораторное оборудование и библиотеку Свердловского оптико-механического техникума вновь организуемому техникуму;» (Конец цитаты.)
«2. В соответствии с приказом ВКВШ (от Profus: ВКВШ – Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР 1936 – 1946 гг.) от 20 мая 1944 г., за № 95/Т утвердить в составе техникума следующие специальности с контингентом приёма в текущем году:
а) производство военных приборов – 60 чел.;
б) обработка металлов резанием и режущий инструмент – 60 чел.» (Конец цитаты.)
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 20.04.2013 18:27
Соглашусь.
Я думаю, что ФЗО № 4 после реорганизаций превратилось в ТУ-1, а потом в ГПТУ-1. ТУ-1 находилось на Палантая 114, в д. 114а была ихняя столовая, в 114б - жилой дом или общежитие. В дальнейшем переехали в 1-ый корпус МРМТ и в новое здание по ул. Прохорова 31, уже как ГПТУ-1.
Оптико-механический техникум превратился в МРМТ, переехал в бывший цех завода № 297 на Палантая 110, после реконструкции и надстройки 3-его этажа стал числиться по Пушкина 25 (Пушкина\Палантая 25\110), затем построили 2-ой корпус (Пушкина 27), который стал главным и напоследок сделали переход между корпусами.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.04.2013 21:28
Видимо ФЗО № 4 была школой з-да № 298 (Московского прожекторного з-да, будущего ЗПП). Мои слова косвенно подтверждает п.2.в. Постановления Совнаркома Марийской АССР (см. выше), относящийся сразу к двум администрациям: з-да № 298 и Управления ТР. Школа ФЗО 297-ого завода (ММЗ) находилась на ул. Палантая ( id=1021 ) и никогда не передавала своего здания.
Прародителем ТУ №1 было эвакуированное из Одессы РУ №6. Приказ начальника Управления Трудовых резервов при СНК МАССР о преобразовании Одесского ремесленного училища №6 в Йошкар-Олинское РУ №1 вышел 27 августа 1941 года. Эта дата считалась днём рождения ТУ №1.
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 21.04.2013 13:57
Насколько я понимаю, до войны в Йошкар-Оле вообще ничего не было, не считая предприятий типа "лесопилка", громко именуемое лесозаводом. Именно в 1941-42 годах сюда затолкали несколько предприятий и учреждений, которые потом реорганизовывались. По моему результат оказался один - ТУ-1 на Палантая 114, все остальные (ФЗО,РУ) приказали долго жить, как и Управление Трудовых резервов переделанное в Управление профессионально-технического образования.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Дополнительные сведения Добавлено 21.04.2013 15:39
В 1941 г. помещения распределены так: общежитие стройтреста на К.Маркса,110 - заводу 298 (приспособили под общежитие ФЗО-4. ФЗО были при крупных предприятиях, всего по республике 6 шт.). ГОИ - здание ПЛТИ и детской техстанции (позднее они заняли под экспериментальные цеха участок напротив института). ОКБ-43 - Дом пионеров и здание электростанции ПЛТИ (где-то рядом).
Завод 297 занял кроме прочего под производство свое недостроенное (начали до войны) здание под ремесленное (в будущем здание техникума). Под новое РУ-1 (бывшее Одесское РУ-6) построил здание рядом с оптическим цехом (всего в республике - 2 ремесленных училища). Когда пустили новые цеха на своей территории и стало свободнее с местом, РУ, переименованное в ТУ-1, поместили в южную часть будущего техникума. А на их место - ФЗО. Последнее - только догадка.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Дополнительная информация Добавлено 22.04.2013 17:45
Хотел подвести итог затянувшейся беседе под этим фото, ан нет...
Только что разговаривал с Павловским Ю. Н. (1928 г.р.), проработавшем всю жизнь на ММЗ, имеющем звания «Труженик тыла», «Ветеран труда». Перескажу, что услышал.
В 1943 году он поступил в РУ №1, находящееся в здании на перекрёстке улиц Пушкина и Палантая.
От себя добавлю, что в 1939 году, когда в конце деревни Коряково было начато строительство нового предприятия-дублёра «Новая геодезия» (з-ды №№ 297 и 298), на перекрёстке улиц Палантая и Пушкина было заложено ремесленное училище для подготовки кадров необходимых новому предприятию. С началом ВОВ на первый этаж крыла здания, расположенного по ул. Палантая, въехало эвакуированное из Одессы РУ №6 (200 учеников), которое было реорганизовано в Йошкар-Олинское РУ №1 27 августа 1941 года. Остальную площадь здания занимал оптический цех №4 (начальник цеха Гутник) з-да № 297.
Вернёмся к рассказу Павловского Ю.Н.. Поле окончания училища в 1944 году он попал в первый набор только что созданного Оптико-механического техникума. Юрий Николаевич сразу, без наводящих вопросов, сказал, что здание предназначалось типографии. Оно должно было быть двух (или более) этажным, но с началом ВОВ строители завершили его наскоро сделанной крышей. В помещениях первого и единственного этажа были залиты фундаменты для типографских станков.
Павловский Ю.Н. стал ещё одним человеком сказавшим, что здание техникума было в плане П-образным (???). Мне об этом говорила и мать, и ещё некоторые ветераны, но я не воспринимал их слова всерьёз. По его рассказу сам техникум находился в крыле здания, окнами выходящем на ул. Советскую. В следующем крыле, стоящем на месте будущей проезжей части Ленинского проспекта, было общежитие техникума. Следующее крыло, стоящее ближе к теперешней ул. К.Маркса, было занято, с его слов, «какой-то организацией, возможно строительной. Около этого здания всегда было много служебных машин». Других зданий техникум не имел. Мастерские, лаборатории и уч. аудитории – всё было в крыле на ул. Советской.
Я пытался писать не анализируя услышанное - чисто зафиксировать рассказ. Думаю, продолжу диалог с этим интересным человеком в дальнейшем. С одним из немногих жителей нашего города, у кого в дипломе стоит специальность: «оптик»!
Так как, из-за преклонности лет, Юрий Николаевич в разговоре перепрыгивает с темы на тему (возможно, хочет рассказать как можно больше) мне бы хотелось составить план беседы, поэтому пишите комментарии…
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
ул. Советская, 93 Добавлено 22.04.2013 18:13
В свете последних событий вновь обратился к фото id=986 . Посмотрите, а здание действительно не Г-образное: olacity.ru . Оно имеет форму колодца!!!
Теперь становится ясно, что при строительстве Ленинского проспекта снесли по брандмауэр ровно половину здания. Понятно, почему одно крыло, в дальнейшем, было короче другого. Никакого пристроя в 1950 - 60-х не строили!
Но, всё-таки, снос был в три стадии. В начале 1960-х - пол-здания, в дальнейшем (думаю в конце 1960-х - начале 1970-х) снесли восточное и южное крылья, а в начале 1980-х снесли и остаток западного крыла.
Сергей Куликов

Гость
 
ул. Советская, 93 Добавлено 22.04.2013 21:07
Остался на своей версии: 4 стадии строительства, 2 - сноса.
Юрий С.

Гость
 
1950 - 1958 Добавлено 12.05.2013 22:15
Profus писал: ...возникает много вопросов по датам... подскажут пользователи и гости сайта... Так вот, из многих устных свидетельств и книг по истории Музыкального училища выяснил, что училище находилось в этом здании с сентября 1950-го до лета 1958-го года. Выпускные экзамены 57/58 уч.года и новый учебный 58/59 год уже проходили в новом здании на ул.Пушкина.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Вопросы Добавлено 13.05.2013 07:37
1. Куда переехал РМТ в 1950-м году, если достоверно известно, что в здание ремесленного училища (оптического цеха з-да №297), на перекрёсток улиц Пушкина и Палантая, он переместился в 1952-м?
2. На каких временных площадях начинало учебный год 58/59 Музыкальное училище, если новое здание, на перекрёстке Пушкина-Комсомольская, официально сдано в 1961-м году?

Ну-ка, разгромите тут все устои... :)))
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Некоторые уточнения Добавлено 13.05.2013 11:48
Мой хороший знакомый рассказывал, что поступил он в техникум в 1949 г. Год проучился в этом здании, затем переехали.
По поводу музучилища. Учебные помещения были готовы еще в 1958 г. В крыле по Пушкина на первом этаже в это время нелегально размещалось общежитие. Занятия начались в здании еще до окончательной приемки. Сдачу задерживал Концертный зал училища, его делали по высшему классу и образцу Большого концертного зала им. П.И.Чайковского.
Нужно помнить, что официальные даты не всегда соответствуют фактическим, причем есть путаница в датах постройки и приемки объектов (их часто безосновательно совмещают).
Сергей Куликов

Гость
 
Музыкальное училище Добавлено 13.05.2013 13:45
Вошедшая в историю дата постройки Музыкального училища на ул. Пушкина (1961), остаётся датой постройки, год ввода в эксплуатацию неизвестен, хотя Акт приёмки могли подписать с большими недоделками в угоду кому-нибудь или чему-нибудь. Центральный вход в училище был закрыт в связи с неготовностью вестибюля вплоть до конца 60-х годов. Работники и учащиеся училища пользовались входом слева по ул. Пушкина, в Культпросветучилище (квартиранты) заходили со двора по ул. Комсомольской.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 13.05.2013 15:25
На сегодня, в вопросах истории техникума, руковожусь данными из музея этого учебного заведения - других официальных сведений не имею.
По поводу Музыкального училища. Мне неоткуда больше брать историческую информацию об этом учреждении, как только не с этого сайта. Я уже неоднократно говорил, что надо возвращаться к старым публикациям. Вот Ваша позиция три года назад: "Первый камень в фундамент этого здания был заложен в 1955 г. А в 1959 его уже возвели. ЕСТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВО. После первомайской демонстрации группа артистов Гос. ансамбля песни и танца и несколько преподавателей фотографировались у фасада с колоннами. Здание сплошь белое - оштукатурено и побелено. В рамах стекла. НО УЧИЛИСЬ ПО-ПРЕЖНЕМУ НА СОВЕТСКОЙ в длинном одноэтажном деревянном здании за магазином "Руслан и Людмила". Общежитие было неподалеку - К.Маркса, 77, деревянное двухэтажное здание." (Конец цитаты). Других уточнений, по поводу расположения училища в вышеуказанные годы, до сегодняшнего дня от Вас не поступало. :)
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Последние данные Добавлено 13.05.2013 16:52
из музея Музучилища."В начале 1950/51 уч. года переехали на Советскую, 159. Строительство нового здания 1953-1960. К началу 1958/59 уч. года здание было построено на 2/3. В 27 классах началась учеба." (То есть частично переехали). Кроме того узнал следующее: в ноябре 1960 г. состоялась неделя литературы и искусства. Концерт проходил в новом здании училища (в спортзале). Это так, к сведению. Официальные данные об открытии нового здания везде одни: 1961 г.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 13.05.2013 16:57
Пусть официальная дата переезда училища - 1961 год. Но оговорка, сами видите, нужна...
Спасибо.
Юрий С.

Гость
 
Беру свои слова обратно Добавлено 14.05.2013 19:28
1. Про РМТ 1950-1952 -- ответа нет. 2.Выше я писал, что училище находилось на Советской до лета 1958 года. Я ошибся. Свои слова беру обратно. Переезд состоялся весной 1958. Сегодня получил уточнённую дату -- март 1958 года. Мои информаторы - студенты музучилища 50-х, начинавшие учёбу на Советской, а закончившие училище уже на Пушкина. В дальнейшем сами много лет проработали в училище. Их компетенция не вызывает сомнений.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 14.05.2013 19:44
Спасибо Вам за беспокойство. Вполне может быть, что Вы правы и на счёт въезда училища в здание, что на фото вверху, в 1950-м году. Когда против официальной цифры появляется больше одного альтернативного мнения (а сейчас именно этот момент: Ваше мнение и мнение Анатолия), то есть смысл усомниться и задаться целью перепроверить официальные данные.
Юрий С.

Гость
 
1950 год -- без сомнения ! Добавлено 14.05.2013 21:41
Как-то раз показал эту фотографию своей матушке, прочитал ей комментарии. Ошибочка,- говорит,- я поступила на 1-й курс летом 1950 и проучилась все четыре года ИМЕННО В ЭТОМ ЗДАНИИ. Тут и мне стало интересно. А переезд 1958 года она не застала, училась в Казанской консерватории.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 15.05.2013 09:34
А Вы не можете спросить матушку про форму здания, что на фото вверху? Какое оно было в начале 1950-х в плане: Г-образное, П-образное или колодцем?
Юрий С.

Гость
 
Лёд тронулся? : ) Добавлено 15.05.2013 22:32
Квадратный колодец без восточной стены, т.е. буквой П. Училище занимало западную часть здания (что вдоль Советской) и южное крыло. В северном крыле находилась какая-то организация художников.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Колодец Добавлено 16.05.2013 07:45
Значит, всё-таки, колодец с въездом во внутренний дворик с востока... olacity.ru . Ещё пара нюансов и можно писать заключительный комментарий.
Юрию С. Спасибо!
Юрий С.

Гость
 
Пара нюансов. Добавлено 16.05.2013 14:26
Музучилище переехало в 1958 году ПОЛНОСТЬЮ, а не частично, как предположил Анатолий. Места к марту в новом здании было приготовлено достаточно. Концертный зал был готов в первой половине 1961 года. И в заключение: спасибо Р.В.Артищевой. Т.Ф.Портновой и А.А.Курбатову за воспоминания.
Юрий С.

Гость
 
П-образная форма Добавлено 18.05.2013 06:45
По мнению Ю.Н.Павловского, студента второй половины 1940-х, не было южной стены. Три человека, студенты 1950 - 1958, говорят, что здание было квадратным без ВОСТОЧНОЙ стены. Загадка!
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 18.05.2013 12:35
Павловский Ю.Н. ошибается и не отрицает возможность этого, ссылаясь на возраст и память. Посмотрите на фото id=986 . На нём, почти в центре, здание типографии\техникума\музучилища. Увеличите фото нажатием клавиш Ctrl и +. По-моему, прекрасно видно, что здание было в форме колодца с въездом во внутренний дворик с востока. Восточное крыло есть, только оно разрезано проездом. Человек помнит помещения, в которых бывал сам или знает, что в них находится. Вряд ли, в двух "обрезках" восточного крыла были какие-то деловые, часто посещаемые помещения. Скорее всего, что-то типа складов, сторожек, т.е. подсобки. Поэтому эти "третькрылья" и не помнят. Покажите фото id=986 своим информаторам. Я думаю они согласятся со мной.
Но зато моя версия объясняет почему при сносе половины здания, во время строительства Ленинского проекта, осталось П-образное "полуздание" с крыльями разной длины: левое короче правого из-за существовавшего ранее проезда. ( id=1351 )
Юрий С.

Гость
 
Спасибо. Добавлено 18.05.2013 16:24
Да, всё логично. Спасибо Вам за разъяснение.
Сергей Куликов

Гость
 
про даты Добавлено 04.06.2013 22:20
Вошедшая в историческую литературу дата постройки Музыкального училища на Пушкина 26 оказалась блефом. Здание сдано в эксплуатацию в 1958 году.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 04.06.2013 23:35
Спасибо. Остался вопрос Куда переехал РМТ в 1950-м году, если достоверно известно, ...?
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 05.06.2013 00:15
Моё мнение, что РМТ переехал на Палантая 110 в 1950 году, доказательств, что это было в 1952 году, я не видел.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С и Сергею Куликову Добавлено 05.06.2013 07:38
Я понял "в чей огород камень"... ;) Согласен, РМТ переехал в здание на углу улиц Палантая и Пушкина в 1950-м году.
Юрий С.

Гость
 
Про "Постановление СНК МАССР"... Добавлено 22.10.2014 21:53
....из комментариев 19.04.2013 11:04 и 13:43. В нём всё коротко и ясно.
1.Образовать техникум.
2.Передать ему здание по Советской-93 (ранее бывшее общежитием Марстройтреста). На момент Постановления в здании три арендатора: завод №297, ГОИ и школа ФЗО №4 при заводе №298. Им предлагается:
а)заводу №297 - переселить своих рабочих в заводское общежитие;
б)ГОИ - передать занимаемое им в этом здании помещение новообразуемому техникуму;
в)заводу №298 и Управлению трудовых резервов - подыскать другое общежитие для учащихся школы ФЗО.
3.Управлению военного строительства и заводу №297 - капитально отремонтировать здание до вселения в него техникума.
Юрий С.

Гость
 
Про адрес "дома - колодца" Добавлено 20.12.2014 13:56
"Страницы истории Музыкального училища имени И.С. Палантая", Йошкар-Ола, 2012 год, стр. 37:
"В начале 1950/1951 учебного года музыкальное училище переехало в барачное здание по улице Советской, д.159", в скобках ссылка на источник: ЦГА РМЭ. Ф.425.-Оп.2.- Д.56.-Л.121. После скобок продолжается текст "Некоторые преподаватели жили здесь же. Ученики занимались с 6 утра и до 23 часов, так как классы были буквально "нарасхват": кто займёт первый.", и так далее.
Интересно было бы узнать версию МРМТ о номере этого дома в 1946 - 1950 годах.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 20.12.2014 20:09
"В начале 1950/1951 учебного года музыкальное училище переехало в барачное здание по улице Советской, д.159", в скобках ссылка на источник: ЦГА РМЭ. Ф.425.-Оп.2.- Д.56.-Л.121.". Против архива не попрёшь, могу объяснить данную ситуацию: училищу определили для размещения здание-"колодец", номер на 157 поменялся после, а что здание барачное, это слова автора "Страниц истории...", в современном понимании все ветхие строения называются бараками
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 20.12.2014 20:35
Анатолий писал: "А О-МТ заселялся в ветхое деревянное с точным адресом Советская, 93.". На id=986 за музеем мы видим длинное деревянное здание, которое числилось вместе с музеем под № 93. Не кажется ли Вам, что О-МТ заселился именно в это здание и никогда не был в доме-"колодце", и уехал на Палантая\Пушкина из него. А дом 99 или 97 был передан от строителей ГОИ, впоследствии став музучилищем.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.12.2014 21:18
То, что в здании-колодце до войны находилось общежитие Марстройтреста мы уже выяснили. Теперь вспомним: "Постановление Совета Народных Комиссаров Марийской АССР № 675 от 24 июля 1944 года "Об организации Марийского Оптико - Механического Техникума".
[...]
2. Передать полностью здание бывшего общежития Марстройтреста по Советской улице, дом № 93 для размещения Оптико - Механического Техникума..." (Конец цитаты).
На всех ранних фотографиях О-МТ именно каменное здание-колодец. (olacity.ru - справа внизу; olacity.ru - 1 мая 1945 г.)
За музеем стоит длинный сарай. Нежилое помещение (id=1578).
В воспоминания многих бывших учащихся фигурирует именно здание-колодец, как первый учебный корпус О-МТ.
Так что осторожнее с версиями. :)))
Юрий С.

Гость
 
К истории этого здания Добавлено 21.12.2014 14:47
Во второй половине 1930-х годов началось строительство Дома печати, фото id=1578 ,предположительно, 1937 года.
К началу Великой Отечественной войны здание достроено не было.
В 1941 - 1945 годах его занимал эвакуированный из Ленинграда Государственный оптический институт Народного комиссариата вооружений СССР.
В 1945 - 1950 годах часть здания занимал Оптико - механический техникум (название менялось два раза).
В 1950 - 1958 годах часть здания занимало музыкальное училище.
На снимке наверху (предположительно, 1962 года) половина здания подготовлена к сносу.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 21.12.2014 21:55
Непонятно, на каком основании, О-МТ и Музучилище занимали только части здания, а не полностью, ведь они находились там в разное время.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 21.12.2014 22:10
После возвращения ГОИ в Ленинград и вселения сюда ОМТ одно крыло занимала сторонняя организация. Об этом вспоминал Павловский (см. выше). В бытность здесь музучилища северное крыло тоже было кем-то занято, об этом мне говорили бывшие студенты, написал об этом выше.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 22.12.2014 07:35
"В 1941 - 1945 годах его занимал эвакуированный из Ленинграда Государственный оптический институт Народного комиссариата вооружений СССР". (Конец цитаты). Вы с чего это взяли? О-МТ открылся в 1944-м и сразу в этом здании. Никакого деревянного первоначального здания не было! Об этом говорил и Павловский Ю.Н.
"К началу Великой Отечественной войны здание достроено не было." (Конец цитаты). А я Вам скажу другое. Благодаря Сергею Куликову у меня имеется документ подтверждающий, что здание использовалось как общежитие (предполагаю Марстройтреста) уже в 1938 году, хотя его часть считалась недостроенной.
"Во второй половине 1930-х годов началось строительство Дома печати". (Конец цитаты). А кто вообще Вам сказал, что был заложен Дом печати? Точнее сказать: именно это здание - есть заложенный Дом печати?
Юрий С.

Гость
 
Ответы Profus'у Добавлено 22.12.2014 11:52
"Вы с чего это взяли?"
Из пункта 2 Постановления СНК МАССР от 24 июля 1944 года. "2.Передать полностью здание бывшего общежития Марстройтреста по Советской улице, дом №93 для размещения Оптико - Механического Техникума...". Адрес общежития в современной нумерации, Карла Маркса, дом №110, сообщил Анатолий 21 апреля прошлого года.
"А кто вообще Вам сказал, что был заложен Дом печати? Точнее сказать, именно это здание - есть заложенный Дом печати?"
Юрий Николаевич Павловский. Сказал сразу, без наводящих вопросов. Там были залиты фундаменты для типографских станков. Здание было недостроено, с началом войны строители завершили его наскоро сделанной крышей. Подробнее о рассказе Павловского написано в комментарии от 22.04.2013 17:45.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 22.12.2014 12:14
К. Маркса, 110 - это двухэтажный дом на углу перекрёстка с ул. Гоголя, видимый на id=64. Анатолий не говорит о "Марстройтресте", он пишет о каком-то "стройтресте", которых на тот момент в городе было больше одного.
ГОИ освободил здание-колодец в 1944 году, а Вы пишите о периоде его существования в этом доме - 1941...1945 гг. Вот чему я оппонирую.
Почему то Вы забыли прокомментировать другой мой вопрос, повторяю эту часть своего комментария:
""К началу Великой Отечественной войны здание достроено не было." (Конец цитаты). А я Вам скажу другое. Благодаря Сергею Куликову у меня имеется документ подтверждающий, что здание использовалось как общежитие (предполагаю Марстройтреста) уже в 1938 году, хотя его часть считалась недостроенной". (Конец цитаты).
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 22.12.2014 13:09
Нагляднее и гораздо ближе по времени к 1941 году фото id=1578 . По словам Сергея Куликова получается, что деревянные дома на этом участке, заодно со зданием аэроклуба, перед войной имели номер 93.
Анатолий пишет: "...общежитие стройтреста на К.Маркса,110 - заводу 298...".
"Они ковали Победу", стр.20: "К ноябрю 1941 года организация завода №298 в Йошкар-Оле закончилась. Заводские цеха размещались в бывшем общежитии Марстройтреста на улице К. Маркса, в бывшем кинотеатре "Октябрь" и на территории новостроящегося завода."
Не забыл. Ссылаюсь же на рассказ Павловского, предложение из моего комментария, начинающееся словами "Здание было недостроено...".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 22.12.2014 13:16
То есть, судя по Вашей цитате из "Они ковали Победу" на ул. Палантая производственных площадей завода №298 не было?

Давайте, всё-таки, конкретизируем диспут. Что Вы всем этим хотите сказать? Давайте точнее выражать свои мысли, заканчивая выводами, а не предоставлять возможность домысливать, как Вы любите делать. Мне совершенно некогда с Вами диспутировать долго...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 22.12.2014 13:53
Первый вопрос снимается, невнимательно подошёл к его написанию. Извиняюсь.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 22.12.2014 13:53
Так точно, не было.
Давайте, конкретизируем. Вчера в комментарии "К истории этого здания" я точно выразил свои мысли. Каждый волен домысливать их при желании, хотя домысливать там нечего, всё изложено чётко и лаконично. Последовал вопрос от Сергея Куликова - я ответил. Сегодня отвечаю на Ваши вопросы.
Я тоже, к сожалению, должен сейчас прерваться до завтрашнего дня.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 22.12.2014 14:05
Я читал Ваш комментарий от 21.12.2014 14:47. Свои выводы надо сопровождать цепочкой рассуждений, а не заявлять голословно. Я ведь так не делаю? Понимаю, что это большая работа, но по другому нельзя. Именно это я имел ввиду, когда просил конкретики.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 23.12.2014 21:15
Два слова о Вашем комментарии 20.12.2014 20:35. Это длинное деревянное здание за музеем не могло быть учебным корпусом ОМТ по очень простой причине. Анатолий писал: ОМТ заселялся в здание, выстроенное буквой Г. id=1578 ,в Описании.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 21:37
id=986 очень тёмное и я принял длинный сарай за обитаемое строение, поэтому высказал версию, про неё надо забыть, и про здание буквой "Г" тоже, так как уже разобрались с формой этого здания. Когда Profus выставит план этого здания, тогда можно будет продолжить обсуждение.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 23.12.2014 22:14
Ветхое деревянное здание, в котором учащиеся встретили первую зиму и жутко мёрзли на занятиях и которое было буквой Г - непохоже, что это чья-то выдумка. Тем более здание такое есть на id=986 и id=1578 . На план дома-колодца 99(97), безусловно, тоже любопытно взглянуть.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 23:05
Я обязательно выставлю план этого здания, но позже.
Но для того, чтобы понимать, как надо относится к всякого рода воспоминаниям, хочу напомнить один пример. Здание Облисполкома (ясли №1) примерно половина очевидцев считает деревянным, а остальные - каменным. И все сторонники противоположных версий доказывают свою правоту с пеной у рта. Не надо принимать на веру чьи-либо воспоминания - только факты - так как память о-о-о-очень избирательна.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
"Инвентаризационный план строения по улице Советской, дом №99 (97)" Добавлено 24.12.2014 09:41
olacity.ru
Выставляю план здания Советская-99 (97). Не буду писать финальный комментарий, как хотел первоначально, остались ещё вопросы. Для ориентации скажу, что нижняя часть плана сориентирована на восток и на ул. К. Маркса, верхняя – на ул. Советская. План 1938 года. Как видите здание недостроено, но вовсю используется как жилое (см. экспликацию). По назначению помещений можно сделать вывод, что это общежитие. Имеется внутренний двор. Когда справа появилось ещё одно крыло здания сказать трудно. Думаю, что именно его обживали первые преподаватели и студенты Оптико-механического техникума во главе с первым директором В.А. Красиковым в 1944 году {«Директор приобрел кое-какую мебель и начал прием преподавателей и учащихся. Затем все вместе достраивали техникум - клали печи, вставляли оконные рамы, выносили строительный мусор.» (Конец цитаты)}. То, что это крыло строилось позже видно на фото вверху и на id=986 – оно, видимо, до самого сноса не было оштукатурено.
По поводу так часто вспоминаемых «фундаментов станков», для строящейся типографии, внутри здания. Типографское производство сложно назвать насыщенным станками и оборудованием в отличии, скажем, от металлообработки. Поэтому количество крупных станков, требующее заливку фундамента на стадии строительства здания, ограничивается единицами. Они могли быть заложены в новом крыле, построенном возможно, непосредственно прямо перед ВОВ, и занимали совсем небольшую площадь. Так же фундаменты могли находиться в недостроенном помещении под литерой «А» (см. план).
Теперь очевидно, что здание Советская-93 (97; 99; 157; 159; называйте, как хотите) было в плане колодцем с заездом во внутренний дворик с ул. К. Маркса, а его «Г-образность» - это огрехи памяти.
По поводу, будто бы существовавших, промежуточных пристанищ О-МТ в бараках или других строениях. Этот техникум всегда считался подразделением ММЗ, даже весь обслуживающий персонал составляли совместители с завода. Я не говорю о самих преподавателях спец. дисциплин, львиную долю которых составляли заводчане. Так вот, ни в музее ММЗ, ни в музее МРМТ никаких других версий, размещения техникума при его открытии, нет.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 24.12.2014 19:08
Эх, поздновато план появился! Крепко въелась легенда о том, что "Здание это строилось перед войной для типографии №2, но типография в него не въезжала.", цитирую отсюда: id=986 .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 24.12.2014 20:47
А я не скидываю со счетов версию строительства этого здания для типографии №2. Просто её нельзя принимать как единственную верную. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О Доме печати Добавлено 31.08.2015 07:25
Дом печати действительно начали строить в 1934, но к концу 1938 работ не были закончены. После декабря 1938 о строительстве Дома печати не упоминается вплоть до начало войны. Место стройки не указано.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Здание-колодец Добавлено 08.10.2016 11:08
"Теперь очевидно, что здание Советская-93 (97; 99; 157; 159; называйте, как хотите) было в плане колодцем с заездом во внутренний дворик с ул. К. Маркса, а его «Г-образность» - это огрехи памяти". (Конец цитаты).
Дополню свои же слова, приведённые выше, рисунком выпускника Музыкального училища, валторниста В. Петрова, взятого из книги "Страницы истории Музыкального училища имени И.С. Палантая": olacity.ru .
volalbor

Пользователь

Дата присоединения: 19.05.2016
Комментарии: 88
Offline volalbor
Здание техникума-музучилища Добавлено 04.08.2019 14:17
В 70-80-х годах это одноэтажное здание (или другая его часть) была правее. Иначе бы оно помешало прямому Ленинскому проспекту. В девяностых этот дом собрались сносить, но я помню полемику по этому поводу в газете "Йошкар-Ола". Против сноса были жильцы дома, где располагался магазин Людмила. Может не хотели строительного шума при строительстве будущих сооружений на этом месте. Почему-то всплывает в памяти Дом архитектора. То ли он был в этом одноэтажном здании, то ли люди предлагали его сделать в нем.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
volalborу Добавлено 07.08.2019 13:05
Против сноса были жильцы дома, где располагался магазин "Руслан", магазин "Людмила" находился на другой стороне Советской улицы. Дом архитектора - очень сильно сказано, но какая-то проектная контора в этом здании была в 50-е годы, мой отец в эти годы занимался проектированием частных домов и ходил в это здание согласовывать проекты.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Ивану Поспехову Добавлено 07.08.2019 13:21
Овраг был не на месте этого здания, а слева от него olacity.ru .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
В дополнение к уже сказанному Добавлено 30.09.2021 21:06
Решение о передаче заводу №298 зданий на ул. К. Маркса общежития Маристройтреста (будущий корпус «А») и кинотеатра «Октябрь» (будущий корпус «Б») для создания временной производственной базы было принято 9 августа 1941г. Первоначально в корпусе «А» размещались цеха №20, 21 и 40.
В октябре 1942г. на основной площадке завода №298 был сдан в эксплуатацию корпус №4. Все вышеназванные цеха перевели в этот корпус.
На заводе №298 отмечали: «Одноэтажное общежитие Маристройтреста по улице Карла Маркса общей площадью около 1700 кв. метров, построенное несколько лет назад, представляет из себя кирпичный замкнутый четырехугольник размером 45х56 метров с внутренним двориком 21х32 метра. Деревянные перекрытия на высоте 2,8 метра опираются на выстроенные в два ряда кирпичные опоры, образующие коридоры. Поднятые на высоту 0,8 метра оконные проемы не дают нормальной освещенности оборудования, удаленного на расстояние 2-3 метра от стены».
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Дополнения по общежитию Добавлено 13.12.2021 20:21
На фото видна северная часть здания, в которой размещалось общежитие оптико-механического техникума, оно же занимало примыкающую к ней восточную часть (фасад на ул. К. Маркса). Был разработан проект размещения мастерских (оптическая, механическая, слесарная) на 250 кв. метрах. "Мастерская оборудуется в существующем здании техникума [ул. Советская], в восточной ее части, занимаемой в настоящее время общежитием студентов". До мастерских в восточном крыле размещались кухня, умывальня и камера хранения личных вещей. Уборная на 8 очков с выгребной ямой размещалась на улице.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Фото в историю дома Добавлено 28.12.2023 14:52
olacity.ru - 1961-62 год, думаю 1962 год, снято перед сносом половины здания под дорогу на новый мост.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.