История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Краеведческий музей

Краеведческий музей

  Создать и послать открытку  


Информация о "Краеведческий музей"

Описание:

Особый интерес на этом снимке вызывает, конечно, двухэтажное каменное здание в центре. Оно было построено в 1903 году на средства Казанской губернской земской управы для Царевококшайского уездного арестного дома. В течение 10 лет оно выполняло эти функции наряду с деревянным уездным на тюремной территории и городским земским в доме Карелина на берегу Кокшаги. 1 сентября 1914 года здесь открылось только что созданное реальное мужское училище, через 2 года преобразованное в мужскую классическую гимназию. Революция положила начало переменам в системе обучения. В результате серии экспериментов со школами разных видов обучения в конце 1918 г. сюда вселилась только что созданная школа 2-й ступени. Вскоре она переехала в другое здание, а этот особняк вновь принял сначала исправтруддом, а потом уже и заключенных как отделение Краснококшайской тюрьмы (1926-1928 гг.). В 1930 г. его занял на два года педрабфак. А в 1932 г. сюда вселился ПЛТИ на время до постройки собственного здания напротив. В 1935 г. здание передали аэроклубу Осоавиахима. В 1937 г. сюда перебрался и Центральный совет Осоавиахима МАССР. В начале 1942 года аэроклуб закрылся в связи с уходом всех авиаторов на фронт, и здание передали Государственному оптическому институту, научным руководителем которого был академик АН СССР С.И.Вавилов. После войны, в 1946 г., здание обрело окончательного хозяина - Республиканский краеведческий музей. В 1960 г. дом был капитально перестроен, расширился вправо на место деревянного частного строения с мезонином и вырос на этаж. То есть получил сегодняшний вид.

Снимок 1957 или 1958 года. Обратите внимание, что в садике перед входом в музей еще стоит гипсовый бюст Сталина.

Фото Веры Долговой. Музей Колледжа культуры и искусств.

Слова для поиска: Советская, арестный, реальное, гимназия, школа, музей, 1950-е, Долгова
Дата: 24.12.2012 16:14
Просмотров: 6904
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (7 Голос(ов)) 5.00 (7 Голос(ов))
Размер фотографии: 184.1 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Долгожитель

Долгожитель
Следующая фотография:
Марлесзаг

Марлесзаг


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Сергей Куликов

Гость
 
про автобус Добавлено 22.03.2013 21:02
На снимке один из первых четырёх автобусов ЗиЛ-158 поступивших в город.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Дом Паткиевичей Добавлено 10.08.2013 18:46
В доме с мезонином, что справа на первом плане, до 1937 года жила семья Паткиевичей. Николай Сергеевич - бывший подпоручик, красный командир, член бюро обкома партии, возглавлял стройконтору треста "Марилес". В 1937 г. арестован во второй раз как бывший царский офицер-колчаковец. Семью сразу же выселили, выгнали в никуда. С большим трудом им удалось снять угол в Жуково. Но тут арестовали и жену, детей - в специнтернат.
Юрий С.

Гость
 
Сын ? Добавлено 10.08.2013 22:18
Юрий Николаевич Паткиевич, родился в 1922 году в Йошкар-Оле, в годы войны работал художником в изостудии "Марихудожник". Источник: "Они ковали Победу", Йошкар-Ола, 2010 год.
гость

Гость
 
дом с мезонином Добавлено 11.08.2013 13:28
А дом с мезонином когда был построен?
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Юрию С.,Гостю Добавлено 12.08.2013 12:00
Когда построен дом, не знаю. Возможно, в 20-х годах. Юрий - старший сын Паткиевичей. Далее дочь Ида и младший Владислав. Серафиму Андреевну арестовали через 2 месяца после мужа, когда она уже сумела устроиться костюмершей в театр. Младших детей отправили в Ульяновский детдом. В общем, они выжили. Юрий в детдом не попал, исполнилось 16 лет. Скитался в городе, его поддерживал тайно начальник детприемника. Хорошо рисовал, тем и кормился. Но в военное время не сидел в городе - воевал. После войны вернулся в "Марихудожник", но в городе было слишком много людей, кому он мешал, тревожил совесть. В начале 50-х уехал в Казань, устроился художником в мастерские, заболел и попал в больницу. В это время пошла новая волна арестов. В Казань за Юрием выехал следователь Петров, но не привез. Юрий пропал при очень странных обстоятельствах, больше о нем никто ничего не знает. Эту историю в свое время рассказывал Ким Васин, в детприемнике их койки стояли рядом.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Прошу прощения Добавлено 14.08.2013 12:09
Невольно вас дезинформировал. Сейчас нашел новые сведения о доме Паткиевичей. С наречением улицы "Институтская" в 30-х годах их дом получил № 7. То есть он находился на другой стороне улицы, был вторым с угла от Советской в сторону Кокшаги, прямо напротив метеостанции, с окнами на торец арестного дома. Иначе говоря, на его месте позже стояло здание Оптико-механического техникума. Первым на углу, по моим сведениям, был дом Хованских, кто они, не знаю. А последним в этом ряду, на углу с Карла Маркса, - длинный двухквартирный дом Малышевых. К 30-м годам хозяин погиб, а его жена заведовала обкомовской столовой, у них было трое сыновей. На месте их дома сейчас стоит высотка "дом со звездой". О доме с мезонином ничего не могу сообщить.
Прошу модераторов выправить мое предыдущее сообщение. Еще раз извиняюсь.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Skn-ng'у Добавлено 14.08.2013 13:14
Я думаю ничего не надо выправлять. Вы сами всё исправили последним комментарием... :)
А не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Юрий С.

Гость
 
Поможет датировке Добавлено 19.12.2013 21:43
В нашем городе ЗиЛ-158 появился весной 1958 года.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
про дома Добавлено 18.12.2014 21:11
До войны эти два дома имели один адрес: Советская 93.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 19.12.2014 13:17
Ваше сообщение настолько удивительно, что хочется узнать подробности. Как Вы пришли к такому выводу?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 19.12.2014 17:19
Я выводы не делал, просто пишу факты, в материалах
составленных до войны здание музея и деревянный дом рядом числились под
одним (93) номером. Ранее, при обсуждении "дома-колодца", уже упоминали,
что у него был № 99, исправленный на 97, версию смены номеров я
высказывал. На сайте музея я наткнулся на сообщение, что в 1946 году
музею выделено здание (верхний снимок) под № 89. Исходя из всех известных на сегодняшний день сведений делаем вывод: нумерация домов по
Советской улице менялась не один раз. В ранее написанных комментариях
упоминался деревянный дом под № 159, значит он тоже был где то за
нынешним № 161, надо проверять все прозвучавшие версии, т.е. копать. В
результате мы получим стройную версию развития нашего города.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 19.12.2014 20:02
Раз дома имели один номер, то и принадлежали, скорее всего, одной организации. Иначе трудно объяснить этот факт.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 19.12.2014 21:15
У меня нет сведений, но вполне возможно, дома находились на одном участке, в 1941 году будущий музей занимал Аэроклуб, деревяшки которые находились во дворе музея тоже занимали авиаторы.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 20.12.2014 10:31
В 1950-е годы: музей - №153, музучилище - №159, новый жилой дом - №161. Следовательно, дом с мезонином имел один из двух оставшихся (155 или 157) номеров.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 20.12.2014 13:05
После 1946 года нумерация была: 153 - музей, 155 - дом с мезонином, 157 - музучилище, 159 - деревянный дом, стоящий внутри квартала, или дом снесённый под строительство 161, 161 - дом построенный в 1955 году.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 20.12.2014 17:23
На id=986 рядом с трёхэтажным домом №163 доживает последние дни одноэтажный дом. Он мог передать свой номер новой четырёхэтажке №161 id=1942 .
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 20.12.2014 19:10
На id=986 всё ясно, № 157 - музучилище, дальше два дома (159 и 161) которые снесут и построят один, он получит № 161.
Все "распри" идут от "колодца", который до войны имел № 99, исправленный на 97, потом № 93, а после начала индивидуального строительства за ул. Л.Толстого получившего № 159, исправленного на № 157 и закрепившегося за ним до его сноса.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 23.12.2014 12:29
Ещё один дом в "коллекцию" 93-х номеров - будущий дом №110 по Карла Маркса.
Цитату можно выбить в камне: "Передать полностью здание бывшего общежития Марстройтреста по Советской улице, дом №93 для размещения Оптико - Механического Техникума" (24 июля 1944 года).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 13:40
Кто Вам сказал, что дом № 110 по ул. К.Маркса был когда-то № 93 по ул. Советской?
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 23.12.2014 14:38
Анатолий: "В 1941 г. помещения распределены так: общежитие стройтреста на К.Маркса,110 - заводу 298...", id=1579 21.04.2013.
"Они ковали Победу", стр.20: "К ноябрю 1941 года организация завода №298 в Йошкар-Оле закончилась. Заводские цеха размещались в бывшем общежитии Марстройтреста на улице К. Маркса, в бывшем кинотеатре "Октябрь" и на территории новостроящегося завода."
Постановление Совета Народных Комиссаров МАССР от 24 июля 1944 года, пункт 2: "Передать полностью здание бывшего общежития Марстройтреста по Советской улице, дом №93 для размещения Оптико - Механического Техникума..." id=1579 19.04.2013 11:04.
Дом один, адреса менялись.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 14:54
Думаю, что Советская-99/97/93 и К.Маркса-110 - в 1944 году это разные здания. Обратимся к тому же Постановлению от 24 июля 1944 года: "в) Директору завода № 298 тов. Кузину и Начальнику Управления Трудовых резервов тов. Батькову до 1 сентября 1944 года подготовить общежитие на 150 человек для нового набора ФЗО № 4 и ныне занимаемое помещение ФЗО передать Техникуму". (Конец цитаты) Скорее всего, это и было здание К. Маркса, 110. И в нём, возможно, было организовано общежитие техникума, о чём писал Tom под id=1578 в комментарии от 07.03.2013 13:48.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 15:51
Почему Вы не допускаете, что у Марстройтреста могли быть два общежития? Я считаю, что если улицы указаны разные, значит и дома разные, а смена номеров по ул. Советской происходила потому, что старые дома сносили, строили новые, сответственно нумерация двигалась, проанализируйте старые номера, которые я указывал в комментариях, какие нашёл, и всё станет понятно. Кстати, по ул. К.Маркса нумерация почти не менялась.
Юрий С.

Гость
 
Про общежитие Марстройтреста Добавлено 23.12.2014 16:28
Построено в 1930-е годы.
В сентябре или октябре 1941 года передано заводу №298 ("Они ковали Победу", стр.20).
В ноябре 1942 года при заводе организована школа ФЗО №4 (фото id=1576 ,мой комм.), завод поселил здесь учащихся школы (в мае 1943-го - 130 чел.).
В августе или сентябре 1944 года передано образуемому О-М техникуму, согласно постановлению СНК МАССР.
Возможно, использовалось им как общежитие (Tom).
Предполагаемый адрес: ул. Карла Маркса, №110.
P.S. Всё вышесказанное - лишь версия, открытая для обсуждения и исправлений.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1200
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 16:56
Ничего против не имею, только думаю, что если этот дом принадлежал Марстройтресту с момента постройки, то независимо от того, кто там жил в разное время, здание оставалось Марстройтрестовским, им же и было снесено, после строительства для себя новой конторы, которую мы знаем под адресом К.Маркса 110. Историю старого дома под № 110 подсказать не могу, слишком давно его снесли, на моей памяти оно всегда было жилым.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 16:58
Ну да, согласен. Добавлю, что это здание (К. Маркса-110) построено в 1936-м. С конца 1940-х являлось жилым домом, снесено в 1984-м. И что? Причём здесь дома с этой фотографии и здание-колодец?
P.S.: Соглашусь с Сергеем Куликовым в том, что на ул. К. Маркса долгое время не менялась нумерация домов, т.к. на ней ничего не строилось, а если и строилось, то одно здание взамен одного снесённого. И поэтому с большой вероятностью можно предполагать, что Маркса-110 имел этот адрес со дня своего строительства.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 23.12.2014 17:07
В доме Маркса-110 в 1950-х жили работники Министерства бытового обслуживания, с Пушкина-7, затем его передали Горисполкому в городской жилищный фонд. Этот дом не мешал строительству здания Марагростроя и даже некоторое время строения соседствовали (id=64), но в 1984 году дом планово снесли, а жильцам предоставили квартиры в 3-м микрорайоне. Расселяли дом в течении нескольких лет...
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 23.12.2014 17:14
Я думаю, что дом №99 и дом №93 - это разные здания. С обозначением "Советская-99/97/93" согласиться не могу. Дом - "колодец" в 1938 году имел номер 99, позже карандашом переправлено на 97, id=1968 , Ваш комм., а музей - это дом №93. Из комм. Сергея Куликова от 18 декабря стало известно, что это не единственный дом с 93-м номером. В дом с мезонином ОМТ отправить не могли. К счастью, постановление СНК МАССР поясняет, что под номером 93 имеется в виду бывшее общежитие Марстройтреста. ФЗО-4 оттуда попросили съехать и его занял ОМТ.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 17:17
Перечитайте все дискуссии заново... Бред какой-то...
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 23.12.2014 17:50
У меня такое же чувство возникает, когда читаю рассуждения о смене номера дома-колодца: сначала был один номер, потом другой, в 1944-м - уже третий. Вы что же, всерьёз так считаете? Тогда вместе с домом-колодцем плавали номера дома с мезонином, дома аэроклуба/музея, всёх трёх "сталинок"... Как в калейдоскопе.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.12.2014 18:21
Я в первую очередь допускаю, что могут быть опечатки в документах... Раньше номерами домов я вообще не заморачивался... Мне и сейчас, честно говоря, вся эта "котовасия" с адресами в тягость... Тем более, что у меня даже нет их источников, а в беллетристике пишут кому что вздумается, т.к. точность не требуется... Единственный источник - БТИ, а это Сергей Куликов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1578
Offline Владимир G
Информация Добавлено 08.08.2015 21:44
В 1938 строился дом строителей с общей кубатурой 50700 м.куб. За год построили каменное здание с полезной жилой площадью 700 кв.м. В нем было оборудовано общежитие строительного треста.
В 1944 в доме №93 по ул. Советской было общежитие завода №297 (250 м.кв. кровли требовали ремонта).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1578
Offline Владимир G
Profus Добавлено 09.08.2015 07:30
Не факт, что дом строителей и Советская-93 одно здание, но есть совпадения: оба не достроенные, в них есть общежитие стройтреста и строительные объемы не маленькие. Про дом печати пока упоминаний не встречается. Может его не было, а просто перепутали названия домов?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1578
Offline Владимир G
Марстройтрест Добавлено 13.08.2015 23:09
У меня сложилось мнение, может кто то поправит:
Строительный трест МАССР (Марстройтрест) строил в городе до осени 1940, с начала 1941 его сменил Стройтрест №40 (г. Казань), он в свою очередь в 1941 был переименован Стройтрест №16 Приволжскстроя, ликвидирован в 1942. С 1942 по 1947 строительством занималось УВС-45 Военстроя (с подчинением сначала Москве, потом Горькому), в дальнейшем пришел вновь Стройтрест №40, к 1950 он переименован Стройтрест №116....
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1578
Offline Владимир G
ПЛТИ Добавлено 14.09.2017 18:49
В музее ПГТУ здание называется (в 1932 г.): "корпус №2".
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 98
Offline Guta
Номер корпуса Добавлено 14.09.2017 19:14
А на фотографиях в стеклянной витрине Политеха это здание называется Корпус №3,в то же время бывшая женская гимназия на ул.Советской-Корпус №2.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.