История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Здесь будет центр города

Здесь будет центр города

  Создать и послать открытку  


Информация о "Здесь будет центр города"

Описание:

Редчайший аэрофотоснимок самого начала 1950-х годов. Для ориентировки: справа внизу крыша, обрамленная тумбами ограждения, - крыло Дома Советов, построенного в 1932-1937 гг. (ныне МарГУ). Квартал деревянных домишек, что через ул. Комсомольская, в 1960 г. станет Центральной, а в 1966 г. площадью Ленина. Прилегающий слева квартал через вертикально идущую ул. Гоголя - театральный, но пока там тоже жилые частные дома. Выше него - квартал общежитий ПЛТИ, сам Поволжский лесотехнический институт рядом, он тоже занимает целый квартал в центре снимка. Он состоит из комплекса зданий: фасадом на ул. Волкова - бывшая Царевококшайская низшая ремесленная школа, построенная в 1909-1911 гг. с прилегающими мастерскими и кузницей. За ней, фасадом уже на следующую ул. Советскую - главный на то время трехэтажный корпус института. Следующий за этим квартал открывает белокаменное двухэтажное здание бывшего арестного дома, построенного в 1903 г. Позже в нем располагалась учительская семинария, клуб ОСОАВИАХИМа, а с 1946 г. - Марийский республиканский краеведческий музей (ныне Национальный музей РМЭ). В 1960 г. здание будет расширено вправо и вырастет на этаж. Далее дома барачного типа, частные домики и огороды до самой реки.

Вернемся к будущей Центральной площади. Вправо от нее, через ул. Институтскую, квартал, который откроет в недалеком будущем гостиница "Советская". Заметим, что ул. Институтская прерывается на перекрестке с ул. Волкова. Там, за забором, внешний двор института с учебной узкоколейной железной дорогой, которая загибается от бывшей ремесленной школы к ул. Советской, прямо к белому одноэтажному зданию, в котором с 1944 г. располагался Оптико-механический, затем Электромеханический техникум (ныне он называется Радиомеханическим). Здание это строилось перед войной для типографии №2, но типография в него не въезжала. С началом войны его отдали эвакуированному сюда Государственному оптическому институту, как и сам ПЛТИ. В здании до 1944 г. находились лаборатории и мастерские ГОИ. Далее деревянное промышленное здание с окнами на крыше - экспериментальный цех ГОИ. Вправо по ул. Советской между двумя трехэтажными каменными зданиями под №№ 163 и 167 в глубине располагался военный городок обл- и горвоенкоматов, выстроенный из 6 одноэтажных деревянных корпусов (4 административных, 1 жилой и склад) еще в 1928 г. Перед ним, на месте нынешнего второго корпуса Технического университета, два разрозненных двухэтажных здания, расположенных в одну линию (см. комментарий Skn-ng`а). Корпус университета будет завершён в 1955 г. Перед этими зданиями через ул. Свободы расположен садик Наты Бабушкиной, но центральной аллеи его и самого памятника Нате нет, его установят в 1959 г.

Выше на снимке - Кокшага, мельничная дамба в районе нынешнего вантового Паркового моста. Обратите внимание, что верхняя по течению часть реки находится довольно далеко от ул. Карла Маркса по сравнению с нынешним ее положением. Напомним, что в 1961 г. будет построен Центральный мост, причем построен на правом берегу, посуху, а затем верхняя петля реки будет спрямлена так, что русло пройдет под мостом. Вправо вдали на берегу видна Харинская мельница.

По всем этим приметам и по исследованиям комментаторов можно утверждать, что снимок сделан в 1950 г.

Слова для поиска: площадь, Центральная, Ленина, Институтская, Гоголя, Волкова, Советская, ПЛТИ, техникум, военкомат, 1950-е, автор неизвестен
Дата: 13.08.2011 19:29
Просмотров: 18946
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (22 Голос(ов)) 5.00 (22 Голос(ов))
Размер фотографии: 218.1 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Взрыв Входо-Иерусалимской церкви

Взрыв Входо-Иерусалимской церкви
Следующая фотография:
Исторический центр города, 1984

Исторический центр города, 1984


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Датировка Добавлено 04.03.2013 08:04
Мы часто обращаемся к этому снимку, как к справочнику. Поэтому его правильная датировка немаловажна.
На последних секундах кинохроники id=1539 в кадр попало недостроенное общежитие №2 ПЛТИ. Стадия строительства почти такая же, что и на данном фото, а датировка хроники - 1951 год.
Далее вопросы по описанию: "Вправо по ул. Советской трехэтажное каменное здание НЫНЕШНЕГО Горвоенкомата." - что за военкомат, если там, по-моему, ДЭУ?
"...на месте нынешнего второго корпуса Технического университета два разрозненных здания, расположенных в одну линию - возможно, это крылья университетского корпуса без соединяющего их срединного здания." Есть воспоминания очевидцев, которые вспомнили в этом месте ул. Свободы два длинных, двухэтажных барака. Я очень осторожно доверяю очевидцам, но их слова подтверждает большое количество дымовых труб на крышах, чего не может быть при централизованном отоплении зданий (если предположить, что это Лесотехнический техникум постройки 1957 года). Принадлежность бараков, естественно, никто не знает. Может посетители подскажут?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Мельница Добавлено 04.03.2013 12:43
«Выше на снимке - Кокшага, пешеходный мост в районе нынешнего вантового Паркового моста». Я понимаю это дамба, о которой шла речь под фото id=1570 . Живьём я её не видел, но с уверенностью 100% могу сказать, что данное гидросооружение когда-то было мельницей. Строительство малых гидроприводных сооружений, с малым перепадом уровней, заключалось в следующем. Сооружалась плотина, а в обход плотины (в данном случае по правому берегу) рылось вспомогательное русло\канал, в котором и устанавливалось приводное колесо. Излишки воды сливались поверх плотины и по обходному каналу, тем самым его (канал) размывая. В итоге, у плотины, появлялся остров, который мы и видим на фото у правого берега реки. Подобный остров был и в районе мельницы у Вознесенского моста ( id=1056 ).
Может кто-нибудь подскажет, чья была эта мельница?
Сергей Куликов

Гость
 
Датировка Добавлено 04.03.2013 16:00
Считаю, что фото сделано не позже 1952 года потому, что во всех публикациях о строительстве театра называется время 1952-60 годы, а на снимке участок строительства занят деревянными домами, за исключением одного земельного участка.
3-х этажное каменное здание № 163 по ул. Советской - жилой дом с встроенным нежилым помещением на 1-ом этаже, в нём располагалось Министерство просвещения, после него Домоуправление № 1 и т.д.
Военкомат находился рядом в деревянном здании под № 165, сегодня на его месте жилой дом с офисом "Маригражданстроя". Ул. Свободы на этом снимке ещё нет, за Военкоматом трёхэтажный жилой дом № 167 с продовольственным магазином на 1-ом этаже, за ним дорога на Мельничный переулок.
2-ой корпус ПЛТИ или Лесотехникум построят на свободном месте южнее существующих домов.
На реке не пешеходный мост, а плотина, поддерживающая уровень воды в черте города, без неё название реки будет соответствовать действительности - два шага.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 04.03.2013 17:03
С датировкой согласен. С расположением военкомата - тоже. Действительно, ул. Свободы пройдёт южнее длинных бараков так, что дом № 167 (в 80-х Кожвендиспансер) окажется почти на перекрёстке Советской и Свободы. Длинные дома снесут при строительстве 2-ого корпуса ПЛТИ (Лесотехнического техникума), т.к. крылья корпуса, в плане, Г-образные.
Вопрос: если плотина не была мельничной, то что за обводной канал вокруг неё?
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 04.03.2013 17:24
Я полностью согласен с Вашим комментарием "мельница", но я не видел ни одной мельницы, даже Харинской, про которую слышал неоднократно, а эта плотина существовала до постройки новой, капитальной, в Сосновой роще, построенной в конце 60-х годов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 04.03.2013 19:52
Я понял Вашу позицию. А может быть причинно-следственная связь была обратной? Может потому уровень воды в городской черте и был высоким, что существовал каскад плотин мельниц? Имею ввиду: у Вознесенского моста, эту и Харинскую. Они, втроём, выбирали почти этот же перепад уровня воды, что и новая, бетонная в Сосновой роще...
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Про мельницы Добавлено 04.03.2013 20:15
На начало ХХ века городское общественное управление имело 6 мельниц. 2 отбросим сразу - они на р. Ошле. 2 верхние мельницы достались городу от Юферевой - Нижне- и Верхнекоминские, их тоже можно не принимать во внимание. Остается Городская у Воскресенского моста и Карпычевская где-то ниже. Все они арендовались. Но была еще одна, хозяйская. Называлась Подгородней или Харинской. Принадлежала купцу Короткову Петру Васильевичу, затем его вдове Домне Иосифовне, жившей на ул. Рождественской (Чернышевского). Точно не могу утверждать, но по всем раскладкам она была самой дальней. Таким образом, можно сказать, кто нужная нам мельница называлась Карпычевской.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 04.03.2013 20:39
Большое спасибо! Очень интересно! В комментариях к фото id=1570 Вы озвучивали отметки: "Средняя отметка высоты поймы Кокшаги в черте города была 79 метров..." (я понимаю над уровнем моря). Вам не кажется, что мельницы держали уровень воды в городе выше, чем новая плотина? Думаю, что М.Кокшага была полноводнее...
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Экспериментальные дома образца 1937 года Добавлено 04.03.2013 20:40
В 1937 году на ул. Свободы в качестве эксперимента были построены 2 больших дешевых 2-этажных дома. Стены были из досок-вагонки, засыпанные внутри утеплителем, скорее всего опилом. Стояли рядом друг с другом. Уверен, это те самые, что были снесены при постройке Лесотехнического техникума.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Skn-ng'у Добавлено 04.03.2013 20:47
Замечательное дополнение!
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Уровень воды Добавлено 04.03.2013 21:47
был ниже, но количество протекающей в единицу времени воды когда-то было несомненно большим. И накопить при необходимости в запруде нужные для мельницы объемы было не так уж сложно. Потому мельники сбрасывали излишки через шлюз, а не через лоток мельницы.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 04.03.2013 22:01
Плотины наших мельниц конструктивно саморегулирующиеся - сбрасывали излишки воды через себя (над собой). Под колесом поток был всегда одинаков, а во время простоя мельницы беспрепятственно перекрывался. Тем и хороши эти гидросооружения. Транспортные мостки, по верху плотины, делались на столбах, подобно тротуару на современной плотине в Сосновой роще. Шлюзы открывались во время половодья для прохода рыбы на нерест вверх по течению. По крайней мере, назначение их таково...
Пассажир

Пользователь

Дата присоединения: 03.10.2010
Комментарии: 117
Offline Пассажир
Уточнения со слов отца Добавлено 05.03.2013 09:39
Г - образный барак по Советской, 165 и Г - образный барак наискосок от него (за Кождиспансером) - это 2 военкомата. Один - городской, второй - республиканский. Где какой именно, отец не помнит, как и запамятовал адрес барака, который стоит параллельно Советской, за вторым Г-образным бараком. Он в нем жил до 1954 года. В бараке жили в основном работники военкомата.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Пассажиру Добавлено 05.03.2013 10:01
Спасибо! Ещё толика ценнейшей информации в общую копилку!
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову. Добавлено 04.06.2013 16:24
В своём комментарии от 04.03.2013 16:00 Вы упомянули дом №163 по Советской. Есть ли у Вас информация о дате его постройки? Очевидно, что 1940-е годы, т.к. на фото id=1578 этого дома ещё нет.
Александр К.

Гость
 
Юрию С. Добавлено 04.06.2013 16:34
Дом по адресу ул. Советская 163, был сдан в эксплуатацию в 1950 году. Сведения точные.
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 04.06.2013 18:15
Подтверждаю: 1950 год.
Юрий С.

Гость
 
Лето 1950 г. Добавлено 08.06.2013 22:42
Строящееся общежитие ПЛТИ (Гоголя 14) не имеет крыши. Видна планировка 4-го этажа, длинный коридор. Смотрим кинохронику июня 1951 года, о которой писал Profus в первом комментарии. По-моему, здание уже под крышей. Если так -- напрашивается вывод, что наш снимок сделан летом 1950 года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Общежитие №2 Добавлено 10.06.2013 08:01
4-ый этаж общежития №2 перекрыт (а в хронике - нет), иначе в оконных проёмах этого этажа было бы много света и теней, а там кромешная темень. Устанавливается стропильная система здания. На крыше крыла здания по ул. Гоголя хорошо виден установленный прогон (по осевой здания, параллельно мауэрлату на наружных стенах).
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что стадия строительства общежития на фото более поздняя, чем в хронике id=1539 .
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 10.06.2013 11:26
Спасибо за аргументированный ответ (здесь и в комментарии кинохроники). Значит, можно считать "Лето 1951 года" окончательно установленной датой снимка.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 10.06.2013 12:01
Видимо Вы правы... К осени 1951-ого крыша "по-любому" должна была быть закрыта. Иначе, кому-нибудь грозил бы "расстрел" (утрирую). :))))
Спасибо и Вам, за активное участие в датировке снимка. :)
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Клуб Андреева Добавлено 14.08.2013 20:12
Истинно редкая фотография. Здесь есть еще о чем рассказать. Подметил интересную деталь: в 30-х годах при наличии незанятых в черте города территорий предпочитали сносить "старые" дома и на их месте строить. Благо, если там ранее были общественные здания или магазины, как, например, под Домом Советов: там по Зарубина (Комсомольская) и Чавайна (Институтская) шли магазины. Или под новым зданием ПЛТИ - была большая зеленая лужайка. А если там частный дом? Значит, хозяев нужно выселить, лучше с предоставлением жилья через ОГПУ. Попробую подтвердить примерами.
По нижнему обрезу снимка, в самой середине, виден большой двухквартирный дом с мезонином. Там жил Петр Ильич Андреев, человек известный в то время, очень интересной судьбы. Скажу только, что он был председателем СНК, зав. земуправлением, первым директором "Маритранслеса", ответственным секретарем плановой комиссии, инициатором создания древкомбината и обоснования строительства бумкомбината в Лопатино (Волжске), председателем облисполкома в 1937 г. На этом посту и был арестован, затем расстрелян. Позже на месте его и соседних домов построили театр. Вы что-то слышали про "клуб Андреева", который был хорошо известен до войны? Это неофициальное, народное название. Подозреваю, что с арестом Андреева в этом красивом доме было открыто культпросветучреждение. Буду благодарен, если кто-то может дать информацию о клубе Андреева. О других домах этого снимка расскажу позже.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Дом Янтемира Добавлено 15.08.2013 19:45
Михаил Николаевич Янтемир(21.11.1887 - 10.5.1938) - ученый-краевед, исследователь сырьевых ресурсов МАО, составитель первой географической карты области, автор более десятка книг по нерудным сырьевым запасам, водным и лесным ресурсам, демографии. Уроженец Моркинского района. В Краснококшайске с 1922 г. Работал в статистическом и плановом отделах облисполкома, был секретарем председателя исполкома, ученый секретарь и один из учредителей общества краеведения, научный сотрудник МарНИИ. Здесь, на перекрестке ул. Волкова и Институтской, сейчас там угловое многоэтажное здание под № 147/19 со сберкассой на углу, в 1923 г. выстроил на паях с Товашовыми большой пятистенный дом. Вы его видите на снимке обрамленным с двух сторон по уровню фасада белым забором территории ПЛТИ. Переднюю часть дома занимала его семья, а заднюю семья бухгалтера городского ипподрома Товашова. В сторону Советской шли их огороды. ПЛТИ, как понимаете, еще не было - перед окнами стояло на луговине единственное здесь, кроме арестного дома на Советской, каменное здание ремесленной школы, немногим позднее ставшей индустриальным техникумом. То есть это была настоящая окраина города. Но к концу 1930 гг. там уже планировался новый административно-культурный центр города. Он и начал возводиться, но помешала война... Как вы уже догадались, в октябре 1936 г. Янтемир был арестован. За ним и жена. Старшие два их сына жили вне города. Младший Владимир остался один. Но как только кто-то из братьев приезжал, чтобы забрать или пристроить его, как тут же оказывался под арестом.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Дома Ермаковых и Товашовых Добавлено 16.08.2013 18:00
Напротив дома Янтемира, на противоположной стороне улицы Волкова, там, где будет гостиница "Советская", в частности ресторан "Таир", стоит дом Е.Ермакова. Рядом с ним, в сторону вокзала, дом героя гражданской войны, известного деятеля МАО, занимавшего высокие военные посты в уезде и области, комиссара марийской роты, защищавшей Казань от белочехов, облвоенкома М.М.Товашова. А теперь догадайтесь с одного раза, что с этими людьми произошло в 1937 году...
Юрий С.

Гость
 
Комиссар М.Товашов. Добавлено 16.08.2013 22:57
Судя по этому описанию, тов. Товашов вполне сознательно выбрал свою сторону в гражданской войне. Поэт Котомкин (Савинский) сделал другой выбор.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Западная окраина Добавлено 17.08.2013 22:03
Как я уже говорил, это была западная окраина города в 20-х годах. К концу десятилетия почти ничего не изменилось. За домами Ермаковых и Товашовых, на запад, были огороды, и только перенос рынка с площади Революции на Зарубина оживил округу. Рядом с новым рынком, в сторону вокзала, построили два длинных магазина, позже их снесли и на их месте начали строить Дом Советов. И на месте сада Дома Советов в сторону Палантая тоже были два или три магазинчика, а на углу протезная мастерская. На противоположной южной стороне позже, в 30-х, построили две, кажется, жилых двухэтажки, в одной из них была открыта аптека № 2. Эти дома почти вплотную подступали к участку Пахомовского кладбища, который назывался Грузинским кладбищем. Упоминание о нем всегда вызывало вопрос: почему грузинское. Это связано с насильственной ликвидацией ГДР (Грузинской демократической республики) в 1921-22 гг. и грузинским восстанием 1924 г. К нам было сослано более сотни грузин-сторонников независимой Грузии после первой военной кампании. Восставших в 1924 году, кого не расстреляли, отправили в Сибирь. Так вот, первых сослали и бросили на произвол судьбы. Почти две трети ссыльных от голода, холода, безработицы, болезней "переселились" в конец старого кладбища деревни Пахомово, практически на то место, где сейчас стоят правительственные трибуны.
Юрий С.

Гость
 
Два дома на ул. Свободы Добавлено 24.08.2013 12:46
Два дома (которые, предположительно, 1937 года постройки) уцелели при строительстве Лесотехнического техникума. Один мой знакомый жил в доме, что ближе к улице Волкова, с рождения (1951г.). В 1959 году семья получила новую квартиру и съехала, когда их снесли - он не знает.
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 24.08.2013 15:47
Вероятно и снесли в 1959 году, в 1960 уже сдали общежитие МРМТ по Советской 156, а по Волкова место пустовало, пока не построили общежитие № 5 ПЛТИ, это был уже 1970 год.
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
"Цивилизация" Добавлено 24.08.2013 21:30
На месте каркасного насыпного двухэтажного дома, о котором говорит Юрий С., в самом конце ул. Волкова стоял небольшой домик, в котором жили монахини женского монастыря. Это была очень тихая почти деревенская улица. С постройкой большого дома на нее пришла урбанизация, и окрестные жители сполна хлебнули ее прелестей. Что ни вечер, то в новом доме скандал, или драка семейная, или дворовое побоище с битьем не только морд, но и стекол...
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 16.09.2013 11:23
Уточнение про два дома к моему предыдущему комментарию. Дом, что ближе к Советской, снесли раньше и приступили к строительству общежития (дом №156). Семья моего знакомого съехала из соседнего дома в самом начале 1959 года.
ninel

Гость
 
лесозавод Добавлено 08.10.2013 12:25
В верхнй левой части снимка видна территория лесозавода с лесопильным цехом. Виден не только вход, но и вентиляционная установка с ограждением,
левее цеха видна кузница. Проходная и ворота завода были с улицы Гоголя, там же под №1 было здание Йошкар-Олинского леспромхоза ( на фото его нет). Лесозавод и леспромхоз были снесены при строительстве мостав 1951-52 году. Ниже и левее видны крыши лесотехнического техникума и мастерских, перпендикулярно крышам виден дом №9, который стоит там до сих пор, и на углу К.Маркса и Гоголя частный дом под №11.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Ninel Добавлено 09.10.2013 12:07
А не помните ли Вы здания пожарки лесозавода со смотровой вышкой на крыше?
ninel

Гость
 
Анатолию Добавлено 09.10.2013 12:30
Помню все пострйки на территории лесозавода: кузницу, жилой барак на берегу, частный дом напротив лесопилки, конюшню, даже маленький хлебный магазин, но пожарной вышки не припомню. Думаю, если бы она была, мы ребятишки, от 6 до 14 лет, точно туда бы лазили. А жили мы там с весны 1946 года до сноса леспромхоза в 1951 году.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
ninel Добавлено 09.10.2013 12:53
По левой, нечётной стороне ул. Гоголя, через ул. К.Маркса, если считать от реки, стоял двухэтажный дом, исходя из Вашей нумерации - № 13 (по К.Маркса, перед сносом в начале 1980-х, он был точно 110-ым). Не припомните, что в нём было во время Вашего проживания в том районе? Есть предположение, что именно в нём было общежитие оптико-механического техникума до начала 1950-х...
И ещё, очень буду признателен, если вспомните форму здания Оптико-механического техникума, при строительстве предназначавшегося типографии №2. Г-образоне, П-образное, колодцем?.. Не плохо бы пару слов о его окружении...
И вообще, не лишней будет любая информация об этом районе!
Интересно увидеть Ваши комментарии вот под этими снимками: id=1578 ; id=1579 ; id=1683 (конечно если Вам есть, что сказать).
Мы приготовились читать и впитывать бесценную информацию!!! :)
ninel

Гость
 
Profus Добавлено 09.10.2013 21:56
Было ли общежитие в доме по ул.Гоголя13, не знаю.
В 1948 году в здании оптико-механического техникума уже располагалась детская музыкальная школа, куда отец меня привёл за руку. Здание имело г-образную форму, как мне помнится. Читая выше комментарии могу только подтвердить, что в 1959 году военкомат располагался на Советской улице,занимая два г-образных одноэтажных дома.
В районе теперешнего вантового моста плотина была построена ещё до сноса Леспромхоза,т.е. в 1949-1950 годах. По улице Советской напротив дома по ул Свободы, стоит одноэтажный деревянный хлебный магазин.
По снимкам, указанным Вами, что знаю напишу позже.
ninel

Гость
 
Profus Добавлено 10.10.2013 11:33
По форме здания оптико-механического техникума вспомнила, что была перестройка этого здания в 70-80-х годах и здание приняло форму П-образную, причём крылья здания были напавлены в сторону Ленинского проспекта. Внутри улиц Советская - Свободы - Волкова виден двух-этажный деревянный дом фасадом, выходящим на ул.Волкова. По некоторым сведениям в нём жили преподаватели института. Но этот факт требует уточнения.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
ninel Добавлено 10.10.2013 11:55
Нажмите id=1351
ninel

Гость
 
Анатолию Добавлено 11.10.2013 11:27
На сайте появилось новое фото с изображением пожарного депо с вышкой на крыше. Вы меня об этом депо спрашивали? На территории лесозавода по ул.Гоголя такого строения точно не было. Читая коментарий к новому фото, я пришла к выводу, что в городе было 2 лесозавода: один в райне Красноармейской слободы, второй по ул.Гоголя.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 05.03.2014 23:21
Нет ещё ни моста, ни Институтской, её прорубят в 60-х. Откуда в 1958-м году появился №19? Посчитали все избушки? А про чётную сторону Институтской/Ленинского - ещё загадочнее. Может быть, со строительством Сомбатхея сдвинули нумерацию, как на бульваре Чавайна?
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 06.03.2014 00:59
Правила нумерации гласят: при появлении новых объектов подлежащих нумерации, по возможности всячески сохранять существующую нумерацию. Вот от неё и пляшем: на месте здания Администрации был дом № 27, потом строят Совнархоз № 25, дальше уже запроектированы 4 дома, так появляются 154\17, 147\19, 21\194, 23\1. Про остальное позже.
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 06.03.2014 16:18
Пляшем дальше по чётной стороне: Ленинский проспект 24 с 1935 года, Дом Советов по проспекту № не имел, институт, музей, тоже не числились по Институтской, так как улицы там в то время не было. С началом строительства Пионерского (Сомбатхейского) микрорайона приняли волевое решение,что Ленинский проспект будет продолжен за реку (кто в 1975 году мог быть против Ленина?), в связи с тем, что по нечётной стороне застройка не предусматривалась, а чётная начиналась с 24 номера и было неизвестно сколько понадобится номеров, решили старую нумерацию не трогать, авось номеров хватит, промахнулись, пришлось 1\4 новой магистрали считать ул. Лебедева.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 07.03.2014 12:54
Спасибо за исчерпывающий ответ.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
"Здесь будет центр города" - что получилось через 9 лет... Добавлено 11.03.2015 22:06
Дополнительное фото центра города, сделанное в 1960 году тоже с самолёта, но с другого ракурса: olacity.ru
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
о военкомате Добавлено 11.08.2015 21:22
В "Марийской правде" от 21.09 и 30.09.1939 есть фотографии призывников на фоне входа в деревянное здания военкомата.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2024
Offline Сергей Куликов
Замечания к описанию Добавлено 21.08.2015 22:02
"справа внизу крыша, обрамленная фонарями," - это не фонари, а ограждение на крыше, для безопасности, при проведении работ на кровле.
"Корпус университета откроется в 1958 г." - здание сдадут в 1955 году, вряд ли оно будет пустовать 3 года.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Советская-167 Добавлено 23.12.2015 19:29
Дом №167 по ул. Советской (современный адрес) на 18 квартир планировали построить к 7 ноября 1947, но не построили (хотя степень готовности была высокая). Достроили в следующем году, заселили летом 1948.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Советская, 167 Добавлено 24.12.2015 11:45
В подтверждение своих слов Владимир G прислал дополнительные фото из газеты "Марийская правда":
- 1947 год: olacity.ru .
- 1948 год: olacity.ru .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
К датировке Добавлено 28.12.2015 08:01
Соглашусь с выводами Владимира G под фото id=1598: на верхнем снимке ещё нет дома №10 по ул. Гоголя (1951 г.п.), а это неоспоримо - аргумент. Вкупе с тем, что к июню 1950 года общежитие №2 ПЛТИ было выстроено до уровня 4-го этажа (фото из "Марправды" от 10.06.1950, прислал Владимир G: olacity.ru), этот факт становится причиной смены датировки снимка с 1951 на 1950 год.
Дата исправлена.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О плотине Добавлено 29.05.2017 23:17
Мой знакомый согласен с версией Сергея Куликова, что в створе ул. Свободы (или почти в створе) была плотина и были устройства для сброса воды, но мельницы не было.
По его воспоминаниям, рядом с ней (на этом берегу) в 50-е стояли локаторы.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 01.06.2017 07:56
1. А никто из ныне живущих и не может быть свидетелем существования мельницы. Читайте внимательнее комментарии.
2. Вы пишите под фотографией 1950 года. Где локаторы? Не думаю, что они были установлены позже. И зачем их установили в пойме реки - в естественной низине - когда для локаторов всегда выбиралась возвышенность, а если её не было, то насыпали сопку? И вообще, каково их назначение в городской черте?
SkUlkIn

Пользователь

Дата присоединения: 01.10.2016
Комментарии: 32
Offline SkUlkIn
Горвоенкомат. Солодухо. Блиндаж. Добавлено 30.06.2017 01:32
В 1954 году двоюродный брат, участник войны с Японией, коммунист, демобилизовался из армии. Ему предложили работу в ГВК, в спецчасти, или, как тогда говорили, - секретной части. Строения ГВК находились в правом дальнем углу от входа на территорию военкоматов и имели г-образную форму (верхнее фото). Начальником был подполковник Солодухо Анатолий Андреевич, 1920-го г.р., человек , не лишенный чувства юмора. На документах, в частности, на повестках, расписывался оригинально: тщательно выписывал слово «Солод», а затем также тщательно, подробно пририсовывал человеческое ухо. Видел лично на повестке из военкомата на предмет моего поступления в Ленинградское суворовское училище (ЛСВУ), образованное в 1955 году. Многие мальчишки той поры мечтали быть военными, офицерами. О том, что не все из них могут быть офицерами, не задумывались.
Так уж получилось, что на тот момент в нашем доме жили два участника войны с Японией, молодые люди, не достигшие еще и 30-ти лет. Мнения их разделились: двоюродный брат считал, что я должен стать военным, родной брат считал, что у меня нет военной жилки. Дали мне рубль (десять порций мороженого) и отправили в ГВК. Сходил туда (кстати, прием посетителей производился в правой части здания). На обратном пути реализовал рубль и передумал становиться офицером.
И вот ведь судьба - в институте я встретился с выпускником ЛСВУ, моим ровесником. Он единственный в нашей группе не имел медали, так как вынужден был «оставить» золотую медаль в училище за право уйти из военных «на гражданку». Парень стойко принял четверки, тупо выставленные ему в аттестате по простейшим предметам. Впоследствии он стал хорошим специалистом.
Года через полтора двоюродный брат получил квартиру от военкомата. Что это было за жилье - легко представить по баракам, в которых жили работники военкоматов (на фото). Полученное жилье нельзя было назвать бараком, так как рассчитано было на одну семью. Это был маленький домик, срубленный из тонких бревнышек. Для утепления двойные стены домика засыпались древесными опилками. Внутри избушка делилась на две комнатки: в одной была крохотная кухня с печкой и стояла кровать; в другой - кровать и детская кроватка. Полы комнат отличались по уровню сантиметров на двадцать. Сруб домика чем-то напоминал блиндаж военной поры. Жильцы домика прозвали его «блиндажом». Блиндаж располагался во дворе большого двухэтажного деревянного дома, стоявшего по нечетной стороне улицы Коммунистической, наискосок от нынешнего дома № 40, в сторону улицы Эшпая. Не могу вспомнить точно, где находился двухэтажный дом, и что в нем было. Могу прислать фото, сделанное году в 1956-м во дворе дома, у угла блиндажа. Полагаю, знатоки домов и улиц старого города легко ответят на этот вопрос.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2024
Offline Сергей Куликов
SkUlkIn'y Добавлено 30.06.2017 10:56
"Дали мне рубль (десять порций мороженого)" -
на рубль в 50-х годах можно было купить одно мороженное, с 01.01.61 г. десять.
"наискосок от нынешнего дома № 40, в сторону улицы Эшпая." - www.fumus.ru - на верхнем снимке дом справа.
SkUlkIn

Пользователь

Дата присоединения: 01.10.2016
Комментарии: 32
Offline SkUlkIn
Сергею Куликову Добавлено 01.07.2017 23:57
Спасибо за устранение допущенной мною неточности в ценах. Двухэтажный дом по ссылке и на моем снимке - одно и то же строение.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Съемка с высоты Добавлено 22.08.2017 23:59
Для составления генплана города впервые аэрофотосъемку сделали в 1926 г.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Плотина Добавлено 26.10.2017 18:44
В описании написано: "... Кокшага, мельничная дамба в районе нынешнего вантового Паркового моста".
А. Суриков в статье "Йошкар-Ола в будущем" ("Марийская правда" 10 июля 1949 г.) пишет : "Новая плотина через реку Малая Кокшага поднимет уровень воды в реке, и будет полная возможность использования ее не только для водоснабжения, но и в спортивных целях".
Весной 1950 г. "Марийская правда" в статье "Благоустроим столицу республики" писала "С конца мая будет сооружаться постоянная плотина на М. Кокшаге, поднимающая уровень воды на два метра... Срок окончания строительства плотины установлен Советом Министров республики 15 июля".
Думаю, что речь идет именно о так называемой "мельничной дамбе", фактически не имеющей к мельнице никакого отношения.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
К предыдущему комментарию Добавлено 24.02.2018 08:49
Добавлю из комментария 20.02.2018 20:12 под id=2796:
Газета "Марийская правда" от 11 сентября 1949 года: "После устройства плотины (правда, пока временной) река стала полноводнее и красивее".
Из этой же газеты, но из другой статьи: "Большой вклад внесли жители города в строительство плотины на реке малая Кокшага. Тысячи горожан в нерабочее время трудились на земляных работах. За короткий срок в плотину было уложено свыше двух тысяч кубометров земли, сделан обводной канал. Это дало возможность поднять уровень воды в реке на полтора метра, сделать ее красивой, полноводной и использовать для спортивных мероприятий".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Остров Добавлено 24.02.2018 08:53
Может на фото ни какой не мельничный остров, а остров от обводного канала при строительстве временной плотины.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 24.02.2018 11:43
При строительстве плотины такого рода (саморегулирующейся) обводной канал не нужен.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 24.02.2018 12:46
А секретарь Йошкар-Олинского горкома ВКП(б) А. Дьяконов это придумал, когда писал: "сделан обводной канал"? Или людей занять нечем было, вот и делали не нужную работу?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 24.02.2018 13:52
Понятия не имею... Вы уточняйте кто писал, что писал, где писал и в какое время. Потом и будем решать. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Владимир G Добавлено 24.02.2018 15:35
В комментарии 24.02.2018 08:49 уже есть ссылка на газету "Марийская правда" от 11 сентября 1949 года, а в комментарии 24.02.2018 12:46 только уточнен автора статьи, цитата из которой использована.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.02.2018 09:15
Да, не видел комментарий от 24.02.2018 08:49, извините. Видимо, в распоряжении строителей не было сваебойного копра, поэтому и рылся канал. Тогда возможно, что мельницы на этот месте никогда не было.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Скульптура Добавлено 20.06.2018 20:18
Между зданием ПЛТИ и частными домами, на месте современного Ленинского проспекта располагается спортивный городок института. Со стороны ул. Волкова в городке видна скульптура метательницы. Вот только что она метала?. На фото в газете "Марийская правда" за 1955 г. у скульптуры оторвана часть правой руки (olacity.ru).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 28.11.2019 17:49
Из воспоминаний ветерана комсомола Н.Е. Агеева (газета "Новатор", 25 июня 1974 г.): "Захотелось нам сделать полноводную реку в черте города. И сделали. Правда, сначала нас постигла неудача: земляную плотину размыло весенним паводком. Но мы не сложили руки. Вскоре с помощью горсовета построили деревянную. Ну, конечно, не сравнить с теперешней, но в то время и деревянная была в радость".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Несколько позднее Добавлено 19.11.2022 08:07
10 июля 1964г. "Марийская правда" писала: "Обмелела Малая Кокшага, вода все дальше отступает от берегов. Не может заполнить русло временная деревянная плотина, перегородившая реку ниже железнодорожного моста. В районе Сосновой рожи Кокшага стала походить на заболоченную старицу".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
* Добавлено 02.02.2023 08:44
vk.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
** Добавлено 01.09.2023 07:38
vk.com


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.