Этим фото хочу начать ретроспективу снимков нашего йошкар-олинского аэропорта и посёлка при нём.
История Павловского аэродрома (а "Павловский" он по названию близлежащей деревни Павлово (Павловская, Павловка), на месте которой сегодня расположен п. Дорожный) началась с октября 1938 года, с постановления Совнаркома МАССР "Об отводе площади под аэродром аэроклубу имени Наты Бабушкиной", в котором указывалось: "Отвести под аэродром для аэроклуба имени Наты Бабушкиной участок земли 180 Га [...] расположенный на территории Павловского и Цибикнурского сельсоветов, Йошкар-Ола района и принадлежащий колхозу "Искра", находящийся в городской черте. Колхоз неоднократно возбуждал ходатайство об исключении этой земли из госакта в виду её отдалённости (7-8 км.) от колхоза и непригодности для обработки".
Интересный момент, первым пунктом этого постановления отменяется предыдущее, от 20.06.1938 г., "о передаче Йошкар-Ола аэродрома аэроклубу имени Наты Бабушкиной", резюме: "Аэродром оставить в ведении 201 авиаотряда".
С началом Великой Отечественной войны аэродром заняли две эскадрильи 3-го авиационного запасного полка, помимо всего прочего готовившего лётчиков бомбардировочной авиации (id=2426). В связи с этим, постановлением Служебного заседания Совнаркома Марийской АССР от 13 сентября 1941 года, было изъято из колхозов йошкар-олинского района "без земельной компенсации" ещё 60 Га "под строительство объекта № 602 (Павловский аэродром)". Общая площадь земельного участка под аэродромом составила 240 Га.
По окончании войны и передислокации авиаполка по месту несения службы, аэродром был передан авиаотряду №2 Министерства Лесного Хозяйства СССР (постановление Совмина МАССР от 13 сентября 1947 года за № 1019), но меньше чем через год поменял хозяина. 21 июля 1948 года Совмин МАССР постановил: "в связи с открытием в гор. Йошкар-Ола Центрального аэроклуба в 1948 году передать Республиканскому Оргбюро Всесоюзного Добровольного Общества содействия авиации аэродром, расположенный на девятом километре Оршанского шоссе со всеми находящимися на нём зданиями и сооружениями...". Так Павловский аэродром стал аэродромом ДОСААФ.
С началом проектирования и строительства в городе Девятого микрорайона появилась потребность в переносе гражданского Медведевского аэродрома (id=1224) на новое место. Тут опять вспомнили о Павловском аэродроме и 11 февраля 1959 года Совмином МАССР было выпущено постановление № 75 "О передаче Павловского аэродрома 3-ей авиаэскадрильи 148 авиаотряда Поволжского территориального управления ГВФ". Во втором пункте данного Постановления так же говорилось: "Разрешить на Павловском аэродроме базирование планерной станции ДОСААФ с сохранением за ней всех ранее принадлежащих ей сооружений и производство полётов, согласно совместной инструкции по полётам, составленной 3-ей авиаэскадрильей ГВФ и планерной станцией ДОСААФ". Так на Павловском аэродроме началось, продолжающееся до сих пор, совместное существование гражданского аэропорта и аэродрома ДОСААФ.
Фото 1970-х гг. нового аэровокзала, открытого в 1970 году, со стоянки самолётов. Автор неизвестен.