На снимке работники семейной артели, организованной в нашем городе в начале 1930-х годов. Состояла она из членов одной семьи, Чуршуковых, и занималась строительными отделочными работами, в том числе и декоративной гипсовой лепниной, так распространённой в архитектуре 1930-х. Все художественные элементы в архитектуре тех лет выполнены именно мастерами этой артели. Это и знаменитые вазоны у входа в Главпочтамт (id=1602), и лепное убранство внутренних интерьеров Дома Советов (olacity.ru), Марпединститута (olacity.ru), кинотеатра "Рекорд" (olacity.ru) и других зданий, построенных до войны.
Создателем этой артели являлся Чуршуков Василий Алексеевич (1871...1952 г.). До революции 1917 года он вместе с семьёй - жена и восемь детей - жил в Анапе, куда переехал из Сочи. Причиной переезда, скорее всего, было стремление быть ближе к общине Адвентистов седьмого дня. В то время, в Анапе, это сообщество было весьма распространено, а Василий Алексеевич был серьёзным приверженцем этой религии за что и пострадал в дальнейшем. В конце 1920-х годов, во времена гонений большевиков на церковь, Чуршуковы были сосланы на север, в Краснококшайск - будущую Йошкар-Олу. В послереволюционные годы этот город считался одним из мест для ссылки неугодных.
Ссылка не стала для В.А. Чуршукова причиной для отказа от той религии, которую он считал для себя правильной. Поэтому, перебравшись вместе с женой и детьми в наш край стал одним из основателей Церкви адвентистов седьмого дня на новом месте жительства (sokrsokr.net). Одновременно с этой, если можно так сказать, общественной деятельностью, Василий Алексеевич с сыновьями Семеном, Сергеем, Михаилом и Фирасом организовали строительную артель, где начали заниматься отделочными работами в строительстве. Будучи людьми тонкого художественного склада сам Василий Алексеевич и сыновья Михаил и Фирас начали изготавливать элементы , в том числе и античного, архитектурного декора.
А вот у сына Василия Алексеевича - Сергея (1905...1972 г.) проявился другой талант. Он заразился фотографией и довёл своё мастерство до профессионального уровня. Поэтому, был замечен и приглашён в местную газету "Мари коммуна", а затем и в "Марийскую правду". Он был фотокором этих газет и во время войны, и какое-то время после неё. Обратите внимание на вырезки из газет 1930-х, используемые у нас на сайте, как дополнительный материал (ветка форума "Дополнительные фото в помощь исследованиям"). Почти под всеми фотографиями стоит фамилия - Чуршуков.
Это повествование было составлено с помощью материалов, предоставленных правнуком В.А. Чуршукова и внуком Сергея Васильевича - Александром Чуршуковым, работающим в редакции газеты "Марийская правда" сисадмином. Прослеживается некая преемственность поколений. Спасибо Александру за интересные сведения!
На фото: В.А. Чуршуков - в центре, с седыми усами и бородой. Справа от него - Ферас Васильевич Чуршуков. Над Ферасом - Сергей Васильевич, будущий фотокор. Крайний левый, в среднем ряду - Михаил Васильевич. Помимо Чуршуковых на фото присутствуют мастера, ученики и подмастерья из местных.
Глава семейной артели - Василий Алексеевич Чуршуков - за работой: olacity.ru .
Михаил Васильевич за работой: olacity.ru .
Ферас Васильевич за работой (вырезки из газеты "Марийская правда" за 1936 год предоставил пользователь Владимир G, фотограф - С.В. Чуршуков): olacity.ru , olacity.ru .
Сергей Васильевич, фотокор газет "Мари коммуна" и "Марийская правда": olacity.ru .
Фото 1930-х гг. Автор С.В. Чуршуков