На снимке изображена уличная выездная торговля около гостиницы «Онар». Этот вид торговли в советское время был широко распространён в стране, хотя до революции являлся «головной болью» государства.
Упорядочением торговли в России занимались издревле, так как сборы с купцов приносили львиную долю дохода в государственную казну. В XV-XVII веках купцы занимали высокое общественное положение. Им даже было поручено взимание «ясака» или «ясачного сбора» от имени царя и в его казну. Ясак - это национальный налог. Позднее он был заменен подушной податью (с каждого жителя страны), ещё в более поздние времена (середина XIX века) - подоходным налогом.
Купцы делились на три категории: «гость», «гостиная сотня» и «суконная сотня» в зависимости от уровня благосостояния и культуры торговли. «Гостевая» категория купцов имела право проверять всех остальных и даже контролировать качество товаров. Сам же государь монополизировал торговлю хлебом, пенькой, икрой, поташом, водкой, солью и другими товарами. Прибыль от этой торговли шла прямиком в казну. Учет «торговых точек» велся досконально. Напрашивается вопрос – знают ли новоявленные мэры городов, префекты и супрефекты, сколько торговых ларьков находится на вверенной им территории сейчас, в начале XXI века?
Места торгов – «торжики» - с расширением объемов торговли и ассортимента товаров в лавках быстро преобразовывались в скамьи, прилавки, лари… В дальнейшем стали строиться бревенчатые лавки, в одной из стен устраивалось окно – прилавок. Их размеры, по словам иностранца Антония Поссевина, посетившего Россию в 1581 году, были «так малы, что в одном венецианском магазине найдется больше товаров, нежели в целом ряду московских лавок…»
Прошло ещё несколько десятков лет и царь издал новый указ – покупателям было сложно ориентироваться в обилии товаров в лавках, и надо было создавать специализированные ряды: здесь товар скобяной, а здесь булки… Но всё одно: учёт вёлся архистрого и налоги с торговцев взимались постоянно.
В 1626 году было приказано, чтобы торговля велась лишь в тех местах и тем товаром, как и где указано. «По рядам с белорыбицей не ходить…с сельдями не ходить… с калачами не ходить».
В 1681 году по Новому торговому уставу утверждалось: «Чтобы всякие чиновные люди не в указанных местах не торговали и от того его Великого Государя казне напрасной истерии и недоборов не было!» В 1653 году был введен Таможенный устав, которым отменялись все виды старых пошлин, а вводилась единая пошлина с продажной цены товара в размере 10 денег с рубля (пять процентов с оборота). Дворники тоже блюли интересы государя и взимали плату с купцов: «избное» (квартирные), «полавочное» и «амбарное» (за хранение товаров).
Петр I с целью лучшей организации торговли, а также в интересах «фиска» (государственной казны) организовал специальную Бурмистерскую палату, а затем Главный Магистрат.
Категорически запрещалась торговля на дому. Наказывалось это деяние смертной казнью! Первые магазины в России родились именно из желания обойти этот закон. Так, сметливые французы в Москве на Кузнецком мосту в жилых домах сразу пооткрывали лавки с большими витринами, огромными торговыми залами, складами, полками и жильем вместе. И ни один «инспектор» не смог бы сказать, где кончается спальня, а где начинается торговая зала. В основном это были ювелирные, музыкальные и зеркальные магазины. Но магазины содержать было и существенно дороже – помещение большое, а значит и налоги значительные.
Но самым «шкодливым» народцем были уличные торговцы - что с ними не делай, а выходят на улицу. Как ни странно, эта торговля была самой прибыльной: аренды никакой нет, налогов тоже, а вся прибыль - в карман. В 1885 году более 170 тысяч человек торговали вразнос и вразвоз и не подлежали обложению сбором. В 1913 году число разносчиков увеличилось до 346 тысяч человек. Что и заставило государство ввести нагрудные номера. Есть номер - есть регистрация! Есть регистрация уличного торговца - есть доход казне! Нет номера – конфискация товара и в каталажку… По данным академика Струмилина, норма прибыли на капитал в 1910 году составляла: для палаточно-ларьковой торговли – 261 процент, для лавочной – 108, для магазинной – 45,5 процента. Что же касается коробейников, то их доходы так и остались тайной за семью печатями. Что говорить, от налогов умели бегать всегда, и нагрудные номера не очень спасали.
В советское же время, при централизации всей торговли, коробейники и лоточники появились вновь, но уже как работники государственных магазинов и мало чем отличались от стационарных торговых точек. Разнообразие торгуемых товаров было достаточно великим – от скобяных изделий и книг, до кулинарии и напитков.
В начале 1990-х, с крахом Советского Союза, когда рынок захлестнул самым стихийным образом улицы и проспекты наших городов, приняв образ грязного и ничего не дающего в бюджет базара, расцвела и малозатратная, но высокоприбыльная коробейная торговля… Но тогда была и другая сторона медали: определённому слою населения просто не было другой возможности выжить.
Сейчас нами многое из прошлого забыто, но, как видите, есть чему поучиться у наших предков…
Фото до 1953 года. Автор неизвестен.