История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Ул. Институтская

Ул. Институтская

  Создать и послать открытку  


Информация о "Ул. Институтская"

Описание:

Улица Институтская, ставшая с 1966 года Ленинским проспектом. Это самый её конец – фотограф стоит почти на Т-образном перекрёстке с ул. Ворошилова (с 1957 г. – ул. Машиностроителей). Справа за кадром осталась школа №5, слева в 1959 году построят дом №79 (сегодня Ленинский пр., 68).

По левую руку от проезжей части Институтской в кадр попали дома №№ 75 и 73 (современная нумерация: 64 и 62), перед ними различим выезд с Заводского переулка. Справа стоят дома: №№ 76, 74, 72 и 70 – угловой с ул. Заводская (с 1975 г. – ул. Рябинина), – на сегодня остались только два последних, имеют номера 69 и 67… Ничего не удивило? До переименования ул. Институтская в Ленинский проспект, т.е. до 1966 года, на этой части улицы (от перекрёстка с ул. Колхозная [д. Коряково] и до фотографа), почему-то, чётная и нечётная стороны были поменяны местами, хотя рост нумерации так и продолжался, как и на всей Институтской – от реки. Может объяснит кто-нибудь такой нонсенс?

Вдалеке видны большие деревья – это ул. Колхозная, а до 1938 года д. Коряково, пересекает Институтскую на пути своего следования от ПКиО к центральной проходной завода п/я 42 (з-д №297, ММЗ). Перекрёсток этот находился на месте современных домов по Ленинскому проспекту за номерами 52 и 59.

Это место сегодня: maps.yandex.ru

Фото 1950-х гг. прислал пользователь Владимир G. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Институтская, Институтская-73, Институтская-75, Ленинский-62, Ленинский-64, Заводской, Институтская-70, Заводская-26, Рябинина-26, Институтская-72, Институтская-74, Институтская-76, Ленинский-67, Ленинский-69, Ленинский-71, Ленинский-73, 1950-е
Дата: 21.01.2016 08:18
Просмотров: 5614
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (6 Голос(ов)) 5.00 (6 Голос(ов))
Размер фотографии: 154.7 KB
Добавлен: Владимир G
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Ул. Заводская, 24

Ул. Заводская, 24
Следующая фотография:
Ул. Машиностроителей, 63

Ул. Машиностроителей, 63


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Детали Добавлено 21.01.2016 22:42
Во дворе 2-х крайних домов по правой стороне улицы стоял деревянный продовольственный магазин и была танцплощадка, сейчас на этом месте дом №69А. В 1975 дама имели номера 71 и 73, являлись общежитиями ММЗ, часть квартир использовалось в качестве подменного фонда.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 22.01.2016 07:35
Согласно карты начала 60-х годов, магазин находился слева за обрезом снимка, во дворе нынешнего дома № 68 по Ленинскому проспекту.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4865
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 22.01.2016 07:40
Он его и имеет в виду - выразился не совсем удачно. Пишет о "правой стороне" улицы, а это, как раз, сторона дома №68 (от фотографа слева).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Магазины Добавлено 22.01.2016 19:23
В заводском поселке в 50-е (приблизительно в первые 2/3 десятилетия) было три магазина:
1. Хозяйственный магазин во дворе будущего дома №68, позднее на его месте была хоккейная коробка. Если не ошибаюсь, адрес: пер. Заводской, 6. Его особенно помнят женщины по хорошему ассортименту посуды.
2. Продовольственный магазин, позднее примерно на его месте построен дом №69А по Ленинскому проспекту. Дом был рубленный деревянный (примерно, 6х6 м) с дощатым тамбуром. Продавали в нем кроме продуктов алкоголь и табак. Водку отпускали даже детям (ни кому не приходило в голову, что они несовершеннолетние, да и откуда у них деньги, если их не послал за водкой отец). Запомнился магазин наличием очереди перед открытием и рекламным плакатом: "На сигареты я не седую, сам курю и вам советую". Еще с ним ассоциируют процесс снижения цен.
3. Хлебный магазин в доме №37 по ул. Зарубина, более известный, как магазин потребкооперации. Запомнился он по особенно вкусному хлебу.
Думаю, что магазины закрыли вскоре после открытия магазинов в 22-х квартирных домах на углу улиц Ворошилова и Зарубина, или несколько позже.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Profus Добавлено 22.01.2016 21:29
Думал чего не хватает? Снимок справа обрезан.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4865
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 22.01.2016 22:49
Я ничего не резал. Вы отправили два одинаковых снимка, но по-разному кадрированных. Я посчитал, что этот более информативный.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Profus Добавлено 23.01.2016 20:19
Согласен, посылал 2 экземпляра.
На втором экземпляре виден край дровяных сараев во дворе дома №73. Они такой же конструкции, что сарай на id=2176.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Застройка квартала Добавлено 27.01.2016 23:08
Слева за кадром остался квартал №77, о строительстве домов перед войной писали под id=1730. Хочу еще поразмышлять...
Рабочий поселок заводов строился в поле, не что не мешала разбивке ровных прямоугольников кварталов. Он и получился меду ул. Институтской -ул. Пушкина и ул. Заводской - пер. Заводской. Дома ЗПП (первые 5 шт., точные их адреса указаны в книге "Завод полупроводниковых приборов. События. Факты. Люди") - №1, 3, 5, 7 по пер. Заводской и №66 по Ленинскому проспекту (современные адреса). Дома ММЗ - №16, 18, 20, 22 по ул. Рябинина и №60 по Ленинскому проспекту. Эти дома дают ровный, симметричный квартал с центральной котельной в центре (сейчас клуб "Атлант"). Даже построенные каменные дома №62 и 64 по проспекту не испортили симметрии. Далее ЗПП должен был построить еще 5 домов, они "скривили" квартал, но почему-то построили только 3 дома (№14 по ул. Рябинина и №33 и 35 по бульвару Победы). куда "пропали" еще 2 дома не ясно, видимо вместо них построили дома совсем другого типа (очень отличаются от всех двухэтажных домов) - №23, 25, 27, 29 по бульвару.
Аналогичная симметрия должна была быть заложена и в проект квартала №78 (справа на фото). Построенные по Ленинскому проспекту дом №69, по ул. Рябинина дома №26, 28, 30 и по ул. Зарубина дома №42, 44, 46, 48 вполне дают начало будущей симметрии квартала. Но откуда-то возникают два дома (на фото справа) №71 и 73 по Ленинскому проспекту. Портят всю картину. Для чего они были нужны (так же как и 4 дома ЗПП)? Я предполагаю, что они строились для ИТР и их проект соответствует домам, построенным на ул. Палантая для работников ГОИ (см. id=2352).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 28.01.2016 14:56
Предлагаю своё видение этого вопроса, для дальнейших размышлений. Изначально город строился, как обычно, вдоль реки. С приходом в город железной дороги и ответвлений от главного пути, архитекторы были вынуждены считаться с этим фактором, поэтому площадки под будущие заводы выделены непосредственно вблизи от уже существующей железной дороги. Жилой посёлок привязан рядом с отведёнными территориями, но он увязан с будущим расширением городской территории, это видно по поворотам улиц. Строительство посёлка начиналось как раз с 4-х домов ЗПП по бул. Победы №№ 23,25,27,29, они сданы в 1941 году, построены с парадными входами (ещё не экономили площади), возможно для руководителей и ИТР. "Коммуналки" не проектировали, но заселяли по принципу "каждой семье - отдельную комнату", в результате "коммуналка". Кстати, котельная в 77 квартале появилась в 1963 году.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 28.01.2016 19:14
По первым домам с вами не согласны историки ЗПП, авторы книги (см. комментарий 27.01.2016 23608).
По котельной не согласен я, в Годовом отчете по капитальному строительству за 1940 (по заводу №297) сказано, что готовность центральной котельной поселка 65,5 %, установлено 2 котла из 3-х, планируемый ввод в 1941. Котельную не достроили из-за отсутствия водопровода и не обеспеченности электроэнергией. Но до 15 января 1941 она "была запущена в сильные морозы". Далее писали, что условия проживания рабочих были "совершенно неудовлетворительные", до момента пуска котельной.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 28.01.2016 20:58
Всех несогласных историков приглашаю на сайт, пусть докажут свою позицию, я же опираюсь не на свою память, а на официальные источники.
По котельной - годовой отчёт конечно бумага серьёзная, но может быть это какая-то другая котельная, ведь логически рассуждая, кого было отоплять, "до 15 января 1941 года" было построено 2 дома по Заводской улице №№ 22 и 24 для ММЗ, почему дома на фото 50-х годов по ул. Заводской с печными трубами, внутри квартала сараи для хранения дров, у запасливых хозяев дрова даже на улице хранились, эти сараи снесли совсем недавно под строительство 5-ти этажных домов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 29.01.2016 07:15
К сожалению сейчас нет в живых авторов книги и нет в живых ни одного участника описываемых событий. Некому выходить на сайт...
До сентября 1940 года строительство заводов №297 и 298 имело общую дирекцию. По-этому, в выше упомянутом отчете есть кратко о строительстве домов завода №298. По отчету завод №298 построил в 1940 5 домов и заселил их строителями. В домах жили, но они не были достроены, например, не было водопровода. Следовательно могли быть не введены. Такое случалось.
Раз квартал общий для заводов, то домов уже 7 - от сюда котельная. В отчетах завода №297 упоминаются работы по демонтажу тепловой сети в жилпоселке и использовании труб при строительстве на заводе. Возможно, котельная перестала действовать в годы войны. Найду у себя источник и скажу в каком году это было.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 29.01.2016 17:18
В книге, на которую Вы ссылаетесь, написано, что построенные дома 8-квартирные (т.е. 1 подъезд), а дома по указанным адресам имеют 2 подъезда.
На верхнем снимке, слева, дома построенные в 1952-53 годах, с печным отоплением, стало быть котельной в 77 квартале всё ещё нет.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 29.01.2016 23:11
Действительно написано,что 8-квартирные дома, но про один подъезд это ваш домысел. В книге есть конкретные адреса, домов с 2-мя подъездами. На эту же тему: по ЖКО ММЗ дома по ул. Заводская №16, 18, 20, 22 числились то же 8 -квартирными, а подъезда 2. В домах была одна особенность: с лестничной клетки двери две на этаже, а за дверью коридор и входы к двум отдельным жильцам. В результате квартиросъемщиков 16. Как сейчас не знаю...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 29.01.2016 23:30
Нашел источник: Годовой отчет по капитальным вложениям за 1943 год. В нем сказано, что остро не хватало сантехматериалов на монтажных работ на заводе, все сантехматериалы пришлось снимать с жилых домов и наружных теплотрасс жилпоселка. Про котельную в жилпоселке не упоминается. Сантехнику сняли - печки поставили, с ними и жили. А фото завода сделанные ранее 1943 не встречаются (не моя датировка), мое мнение фотографировать объекты завода №297 начали только в 1944.
Еще нашел, жилой дом №29 по ул. Институтской строился 8-квартирным, а подъездов имел 2.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 30.01.2016 15:17
Могу согласиться с тем, что дома строились 8-квартирные, а после заселения получились 16-квартирными.
Я располагаю следующими данными:
1940 год, построены 3 дома, Рябинина 16,22,24\60 по Ленинскому проспекту.
1941 год, построены 4 дома, бул. Победы 23\12 по Рябинина,25,27,29.
1942 год, построен 1 дом, Зарубина 53а.
1943 год, построены 6 домов, Заводской пер. 21, Ленинский проспект 69, Рябинина 14,18,20,26\67 по Ленинскому проспекту.
1944 год, построены 2 дома, Рябинина 28,30\42 по Зарубина.
1945 год, построен 1 дом, Заводской пер. 23.
1947 год, построены 2 дома, Ленинский проспект 66, бул. Победы 31\1 по Заводскому пер.
1948 год, построен 1 дом, Заводской пер. 5.
1949 год, построены 2 дома, Заводской пер. 7, бул. Победы 33.
Когда построен детский сад по Заводскому пер. 3, сведений не имею.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 30.01.2016 16:26
Сегодня остановился на бульваре. Зашел в дома № 33 и 31/1, а т.ж. в дом № 5 по переулку. правда только в один правый подъезд и на первый этаж. Везде по 2 двери на лестничной клетке в квартиры (не считая маленьких под кладовки). На табличках у подъездов везде разное количество номеров квартир: 28, 20, 24. В общем не суть, главное что строились под 8 квартир.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 30.01.2016 16:43
У меня есть отличия (по данным ЖКО ММЗ за 1975):
пер. Заводской №21 - 1947, №9 и 19 - 1944, №11 - 1943;
пер. Заводской №23 - 1955;
Ленинский пр. №69 - 1942, №71 - 1943, №73 - 1942;
Машиностроителей №61 - 1942;
Зарубина №39 и 41 - 1944, №44 и 46 - 1943, №48 и 50 - 1942;
Все значились 8-квартирными, но жилая площадь скачет от 406 до 573 м.кв. (по №71 и 73 сведений о площади нет).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 30.01.2016 17:43
Ну вот, почти пришли к консенсусу, некоторые разночтения большой роли не играют, ошибки встречаются, и у БТИ, и у ЖКО, такова жизнь.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 31.01.2016 07:44
У нас разногласия не в датах ввода домов по БТИ, а по самому факту строительства и заселения домов. И дело не в книге о ЗПП. Ее данные подтверждаются Годовым отчетом (архивный документ), а вернее докладом директора из отчета. Он вполне доступен сейчас, его 2-й экземпляр есть в фондах НКВ в РГАСПИ. Так как в 1940 дирекция строительства обоих заводов была общая, то в тексте есть про дома завода №297 и 298.
А вот дальше и пошла "путаница" (или вернее суть наших разногласий), по докладу - завод №297 дома в 1940 не достроил, а завод №298 построил 5. Но заселили эти 5 домов строителями, которые числились за заводом №297, а в 1941 перешли в Стройтрест №12. Дома по Рябинина заводу №297 вернули только в 1942 (это из другого документа, он то же есть в РГСПИ). Кода свои дома получил завод №298 мне не известно.
В любом случае текст Годового отчета совпадает с текстом книги, только в отчете нет адресов, а есть строительная нумерация домов.
К стати, историкам ЗПП доверять можно. На заводе одними из первых был открыт музей, при этом кадры на заводе сохранили преемственность, т.к. профиль завода не менялся. На заводе сохранилась память не только учеников-подростков, но и руководителей и инженеров. Еще одна деталь московские прожектористы участвовали в выборе площадки под завод и составлении задания на проектирование, а потом сами сюда приехали работать и строить завод. например, у завода №297 в этом отношении разрыв, практически все руководители и специалисты оптики покинули завод в период смены профиля работы предприятия. Плюс документация оптического завода стала не востребована на радиозаводе...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 12.11.2021 19:23
К комментарию 28.01.2016 14:56
По ЗППвским хроникам в 1958г. сдана в эксплуатацию "отдельная котельная" в квартале №77, "к которой подключены все, построенные начиная с 1940 года, жилые дома".
К комментарию 30.01.2016 15:17
В том же источнике про будущий детский сад №12 (пер. Заводской, 3) отмечено, что здание построено в 1940г. (по генплану №2), а 29 января 1943г. "под детский сад отведен первый этаж дома №2 по ул. Заводской [правильно переулок]. Количество мест в детсаде увеличилось до 75". Значит ранее где то был еще детсад завода №298.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2021
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 12.11.2021 20:53
На сегодняшний день я понимаю так: в 1940 или 41 построили котельную на Заводской улице (потом из неё сделали пекарню), была построена теплотрасса (впоследствии разобрана), в домах сложили печи. В 1958 году построили другую котельную (теперь спортзал "Атлант") и от неё провели новую теплотрассу ко всем домам 77 квартала. В дальнейшем эту котельную подключили к ТЭЦ-1.
Про детсад ничего сказать не могу.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 12.11.2021 22:03
Да.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3057
Offline Владимир G
До переезда в квартал №77 Добавлено 13.11.2021 18:02
10 сентября 1971г. в помещении бывшей котельной дома №164 по ул. Волкова (дымовая труба хорошо видна на id=2413) "открыт спортзал "Атлант" для занятий штангой и атлетической гимнастикой". 30 ноября 1971г. квартал №77 переведен на отопление от ТЭЦ-1, в квартальной котельной потушены топки. К этому времени в соседнем квартале из котельной сделали бассейн (id=2147)...


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.