История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Старая 8-я школа

Старая 8-я школа

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Старая 8-я школа"

Описание:

На снимке школьное здание, построенное в середине 1930-х, более известное послевоенным поколениям школьников как здание 8-ой школы. Оно находилось на месте теперешнего Общественно-политического центра Республики Марий Эл (Дом политпросвещения, Дом Дружбы, Гагарина-8, id=55), а также стилобата и эспланады перед ним. На фото школа повёрнута фасадом, выходящим на пр. Гагарина. Для ориентировки: olacity.ru

По номеру школы (№8) можно предположить, что её здание было построено в 1938…1939 годах, так как школа №7 (в дальнейшем №10) появилась в 1938 году, а школа №9 – в 1939-м. Но в 1938/39 учебном году среди школ Йошкар-Олы значится неполная средняя школа №8 по адресу: ул. Коммунистическая, 80. То есть, восьмая школа находилась в здании, где в послевоенное время размещалась школа №2 (id=3041). Да и какой смысл в городе с населением в 27 тыс. человек строить две школы в пределах одного квартала, ведь неподалёку в 1939 году построят школу №9 (id=2169)?

Впервые школа №8 в этом здании упоминается в отчёте ГорОНО за 1945/46 учебный год со статусом «начальная» и адресом: ул. Комсомольская, 84. Что было в этом здании до неё остаётся загадкой. Построенное, по некоторым данным, в 1935 году двухэтажное здание школы общей площадью 1338 кв. м. нуждалось в капремонте. Здание было электрифицировано и существовал водопровод, но не было центрального отопления и канализации – деревянные туалеты находились на улице. В здании школы было 12 кабинетов. При ней имелась столярно-слесарная мастерская, библиотека, пионерская комната, но не было спортивного и актового залов, поэтому мероприятия проводились в коридоре. Интересно, что, несмотря на тесноту, имелись буфет и гардероб. При школе была спортивная площадка: беговая дорожка 60 м., прыжковая яма в длину, баскетбольная и волейбольная площадки.

В 1947/48 учебном году школа становится неполной средней. В начале 1950-х на ул. Комсомольская была проведена замена номеров зданий, начатая в городе ещё в 1946 году, и школа поменяла свой адрес. С 1952/53 учебного года она числилась по адресу: ул. Комсомольская, 150. Осенью 1960 года школа становится восьмилетней, а в декабре 1961 года уже имеет адрес: пр. Гагарина, 8. В сентябре 1968-го школа №8 переехала в новое каменное здание, в котором она располагается и в настоящее время, став при этом средней (десятилетней, id=2182). После переезда школы здание ещё служило людям до середины 1970-х, когда было снесено под строительство Дома Политпросвещения с большим стилобатом и эспланадой перед ним. Построенное в 1977 году здание получило старый адрес школы: пр. Гагарина, 8.

Фото второй половины 1960-х прислано нашим постоянным посетителем Юрием С.. Автор Геннадий Сельдюков.

Слова для поиска: Комсомольская, Гагарина, Комсомольская-84, Комсомольская-150, Гагарина-8, школа-8, Сельдюков, Юрий С., 1960-е
Дата: 11.08.2015 13:01
Просмотров: 10459
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (7 Голос(ов)) 5.00 (7 Голос(ов))
Размер фотографии: 261.4 KB
Добавлен: Profus
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Автобус у вокзала

Автобус у вокзала
Следующая фотография:
Магазин "Лужок"

Магазин "Лужок"


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Справка Добавлено 11.08.2015 13:32
В "Марийской правде" от 5 марта 1939 есть фотография, снятая в классе школы №8, на заднем плане видны деревянные стены.
Юрий С.

Гость
 
Поправка Добавлено 11.08.2015 13:44
После переезда школы в здание въехало ГПТУ. Снесено оно было в середине 1970-х годов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 11.08.2015 13:46
Спасибо, не владел информацией. А какое ГПТУ не скажете?
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 11.08.2015 14:09
По словам моего знакомого, училище швейниц (6-е ГПТУ).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 11.08.2015 14:16
Значит отсюда оно переехало на Вашскую-8?
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 11.08.2015 14:33
Если мой приятель прав - то да. События развивались так : летом 75 года 9-ю школу закрыли, в её здание въехало училище, здание училища (фото наверху) снесли, на этом месте начали строить Дом политического просвещения. Построили его удивительно быстро.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Все ГПТУ Добавлено 11.08.2015 14:33
ТУ-1 - Палантая 114, потом 110, в дальнейшем ГПТУ-1 - Прохорова 31
ТУ-2 - г. Волжск
ГПТУ-3 - Строителей 62
ГПТУ-4 - г. Волжск
ГПТУ-5 - г. Волжск
ГПТУ-6 - Комсомольская 81 + Волкова 200а
ГПТУ-7 - г. Звенигово
ГПТУ-8 - 8-ого Марта 51 (Медицинская 5)
ГПТУ-9 - Строителей 25
ГПТУ-10 - Г. Козьмодемьянск
ГПТУ-11 - Краснофлотская 15
ГПТУ-12 - Прохорова 28
ГПТУ-13 - Ломоносова 6
ГПТУ-16 - Машиностроителей 59
ГПТУ-18 - Строителей 95
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 11.08.2015 14:36
Всё вполне логично... Описание дополнено.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 11.08.2015 14:39
А это Вы так оппонируете или как понять Ваш пост? :)
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 11.08.2015 14:51
После закрытия 9-ой школы здание по Волкова 200а (Вашская 8) заняло ГПТУ-6, здание на Комсомольской 81 осталось за ГПТУ-6. Про то, что ГПТУ-6 находилось на Гагарина 8 первый раз слышу, может быть я не прав.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 11.08.2015 15:34
События почти полувековой давности люди вспоминают по-разному. Спросил другого знакомого, он жил неподалёку : "Что здесь было после 8-й школы ?" Ему вспоминается, что здание занимали девушки, это точно, но училище это было или общежитие - сейчас сказать не может. Другими словами, история здания с конца 60-х годов нуждается в изучении.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. и Сергею Куликову Добавлено 11.08.2015 17:48
Понятно... Поторопился я с исправлениями... Ясно одно, что здание после переезда школы не было сразу снесено, как то утверждают юные историки из 8-го лицея, а до середины 1970-х служило ещё людям... Исправляю...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Profus'у и Юрию С. Добавлено 15.08.2015 20:40
Я могу согласиться с тем, что после 8-ой школы это здание было отдано под общежитие.
И выдвигаю свою версию о том, что до 8-ой школы в этом здании находилась школа № 5.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.08.2015 08:31
Конструкция переплета окон этого здания действительно одинаковая с окнами школы №5, но подоконная часть наличников несколько отличается (судя по фото из "Марийской правды" за 1941).
Не к теме версии: на фото в газете есть учительница Кормакова А.И., в книге "Они ковали Победу" она записана, как учитель школы №7.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.08.2015 08:35
На этом фото не все окна одинаковые, я имел ввиду переплеты окон с правой стороны.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Школа №5 Добавлено 16.08.2015 13:06
Вот об учительнице с этого фото (А.И. Кормакова) и об окнах этого здания ведёт разговор Владимир G. в своём верхнем комментарии: olacity.ru . Вырезка из предвоенной газеты "Марийская правда" (1939...1940 гг.), прислана, в своё время, Владимиром G. Точнее назвать дату не могу, т.к. Владимир (а-яй-яй!) не уточняет номер газеты.
А теперь о версии Сергея Куликова: "...до 8-ой школы в этом здании находилась школа № 5". (Конец цитаты). Действительно, школа №5 для нас является загадкой. С появлением в нашем городе эвакуированных заводов во время ВОВ, эта школа стала, можно сказать, ведомственной, поэтому её история покрыта мраком. Но ведь до войны в нашем городе было 10 школ и, естественно, 5-ая тоже была? Вот это время и имеет в виду Сергей Куликов. На фотографии по моей ссылке учительница с учениками стоит перед зданием довоенной школы №5. Схоже ли оно со зданием на верхнем фото - судить вам. Но по датам открытия школ версия Сергея Куликова недалека от истины. Школа №4 была открыта в 1927-м. Школа №6 стала таковой с переездом в новое здание на ул. Волкова в 1936 году. Здание на верху построено в 1935-м и до войны не принадлежало школе №8, но имеет большие окна по фасаду, развёрнутому на юг, что является признаком того, что оно строилось не для жилья, а для организации, где много пишут и читают...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 16.08.2015 13:14
"Марийская правда" № 206 от 2 сентября 1941.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Всем Добавлено 16.08.2015 15:04
Про версию: 1. Да, наличники разные, но на фасад могли сделать покрасивее, а фасад был в сторону ул. Свободы. 2. То, что здание рублено по разному, минус версии, но вполне возможно на практике. 3. Самое главное, я не нашёл в довоенной части города похожего здания, в котором могла находиться школа № 5.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.08.2015 18:58
Фото из "Марийской правды" больше похоже на фото id=2039.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 16.08.2015 19:07
В Вашем предположении есть рациональное зерно. По крайней мере, становится объяснимым почему в "Они ковали победу" А.И. Кормакова записана как учитель школы №7. Именно в здании id=2039 с 1943 года располагалась мужская школа №7.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.08.2015 19:22
Вот некоторые факты из "Марийской правды":
- В Йошкар-Оле было 10 школ - начальных, неполных средних и средних (май 1941).
- Неполная средняя школа №4 открылась в 1935 (январь 1939). Ее строили вновь в 1938, прораб И.М. Смирнов (январь 1939).
- Существовала Гомзовская начальная школа, директор Нестеров (январь 1939).
- Изнутри школа №8 деревянная (март 1939).
- Проходило педагогическое совещание в школе №6 (январь 1939).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 16.08.2015 19:27
Возможно пригодится факт: в книге "Они ковали Победу" отсутствует школа №3, т.е. указаны номера только 9 школ.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.08.2015 19:32
В предыдущем комментарии написал "ее строили вновь", имел ввиду не школу №4, а школу №7. Заказчик Наркомпрос МАССР.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 16.08.2015 21:40
Могу согласиться с тем, что школа № 5 была по адресу: Комсомольская 118 (52), но, возникает другой вопрос, где была школа № 4? На сегодняшний день в вопросе нахождения школ №№ 2,3,4,5, до войны, сплошной туман.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
О городских школах в начале ВОВ Добавлено 17.08.2015 07:36
В «Отчете о работе школ г. Йошкар-Ола за 1941/42 уч.год» сказано: «Условиями военного времени было вызвано то, что часть школьных зданий были до начала учебного года заняты военными организациями и учреждениями, в результате чего школы были слиты одна с другой, как школы № 5 и 7, № 8 и 10...». (Конец цитаты).
Возможно, что школы №№ 5 и 7 с началом войны "слились" в здании на Комсомольской 118 (52). Поэтому, учительница А.И. Кормакова с учениками и сфотографирована у стен этого здания. Но до войны 5-ая школа могла находиться и в другом здании... Опять вернулись к версии Сергея Куликова...
Ещё одна цитата, касающаяся обсуждаемых здесь школ. 2 августа 1941 года Йошкар-олинский горком ВКП(б) в числе ряда мер, предпринятых для встречи эвакуированных в г. Йошкар-Ола, заявляет следующее: «1. Для приема эвакуированных отведено 10 помещений, в том числе школы №6, 9, 4, 8, 7,[...], помещения оборудованы постельными принадлежностями: койками, матрацами, простынями, подушками и т.д. В подготовке постельных принадлежностей большую активность проявили школьные работники….» (Конец цитаты).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 17.08.2015 13:37
Есть еще один момент, новую каменную школу №7 построили 29 августа 1938 (есть в Марправде). В этом же году к городу присоединили д. Корякова, вот и появилась деревянная школа №8 (сайт лицея №8 говорит, что она была в Нечаевке). Для здания на этом фото школа слишком удалена от Корякова. В 1939 строят новую каменную школу, о строительстве деревянных школ в городе за 1938 и 1939 не упоминается.
Получается, что каменную школу №7 с началом войны отдали под эвакуированных, а в деревянную школу №5 влили учеников школы №7.
Я предполагаю, что здание школы №8, что на фото, появилось на ул. Комсомольской (современная ул. Гагарина) уже после войны, сначала было не каменных школ. Фасад ее развернули на ул. Палантая, район как раз начал застраиваться в войну. Например, построены дома ГОИ и Институтска-29, может было еще что то, чего я не знаю.
Послевоенные школы были восстановлены по номерам (юридически), но не по месту нахождения (юридический адрес), от сюда некоторая путаница.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 17.08.2015 15:11
Постановление о присоединении к городу восьми деревень вышло в марте 1938 года. Почти все деревни имели свои школы, но только Коряковская неполная средняя была включена в список городских школ за №8. Думаю, это объясняется тем, что в Коряково (Нечаевке) находилась администрация Йошкар-олинского района, созданного в 1932 году. Есть мнение, что эта школа была сборной и изначально размещалась в нескольких зданиях когда-то пригородных деревень.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 17.08.2015 17:07
Про фото сентября 41 года из газеты : вариант Зарубина-45 невозможен ?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 17.08.2015 17:37
Дом 45 по ул. Зарубина построен по типовому проекту жилого дома, впоследствии отданный под размещение школы № 5 (после войны), потом в нём находилась школа № 14, затем вечерняя школа № 1.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 17.08.2015 20:11
Про Зарубина-45 я думал так же, но есть некоторая заковырка.
В Отчете за 1944 написано: "открыта средняя школа для детей рабочих и служащих завода".
В Отчете за 1945 написано: "один дом переоборудован под школу для обучения детей проживающих на заводском поселке". При этом указано, что дом выбыл из состава жилого фонда.
Толи это две разные школы и разные здания, но я не смог их найти. Толи это про одну школу и одно здание, например сначала она занимала 1 этаж, а потом заняла оба этажа. Пока не известно...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 17.08.2015 20:40
Номер школе №7 могли присвоить еще на стадии планирования строительства и утверждения бюджета на 1938, а только потом Коряково вошло в город. Я не настаиваю, но школа №8 выходит из "стройного ряда" строительства каменных школ перед войной...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 17.08.2015 21:10
А я и не настаиваю, что здание школы в Нечаевке построили в 1938 году, а если Вас смущала строчка в Описании, так я её убрал... Но смысл этой строчки был в другом...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 17.08.2015 21:27
Дом 45 по ул. Зарубина был точно такой же, как все окружающие дома и поэтому не мог быть специально построенной школой.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 18.08.2015 06:54
Согласен, про строительство я не пишут. В документах: "открыли" и "переоборудовали".
Почти все то же самое, что и с детским садом по ул. Рябинина, 24 (современный адрес).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 18.08.2015 11:55
Неписаный закон, сначала жильё, потом инфраструктура, при любом общественном строе.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 29.08.2015 20:56
Для прояснения некоторого "тумана" по школам города по состоянию на 1938:
- из Йошкар-Олинского района в город передали начальные школы Жуковскую, Вараксинскую и среднюю Коряковскую;
- в апреле начали строить школу №7 на ул. Волкова, была запущена в августе, но без оштукатуренного фасада;
- к началу проверочных испытаний (читай экзаменов) Коряковская школа получила номер - №8;
- неполная средняя школа №2 была при кирпичном заводе;
- средняя школа №3 была при лесозаводе;
- школа №6 это новая кирпичная.
Про школу №1 говорить не надо. По моему мнению школа №5 на Комсомольской, а школа №4 на К. Маркса (обычно ее называют неполной средней, но иногда - начальной).
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 30.08.2015 10:53
При таком раскладе получается, что дом на фото наверху школой не был.
"Школа №4 на К.Маркса" - никак не могу сообразить, где это.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 30.08.2015 14:48
Про школу №4 я предположил, исходя из 2-х фотографий, что это ул. К. Маркса. Конечно я могу ошибаться (плохо знаю район), но те фотографии к этому зданию вообще не подтянуть. Если скажут, что это не так, я возражать не буду.
У меня нет доказательств, но считаю, что это здание постройки 1940-х.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 30.08.2015 16:21
На снимке ученики школы №4, идущие на урок, очень похоже, что удаляются от современного здания школы №1 и идут вдоль деревянного одноэтажного здания (его сейчас нет). На другом снимке ученики спускаются с деревянного крыльца.
Снимок, подобный
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 30.08.2015 16:33
Снимок, подобный первому, был в газете от 3 сентября 1941, но под ним подпись - ученики школы №1 идут на урок. Тут возможны версии: или в газете опечатка или в школа№1 и школа №4 находились рядом.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 30.08.2015 17:17
По-моему, одну и ту же школу называли по-разному : сначала Гомзовской, потом 4-й. Построили её в 1935 году, в 39-м директором был Нестеров. Сопоставьте комментарии здесь и под фото id=119 . Была маленькой, и на отшибе, поэтому мало информации в дальнейшем. После войны номера с какой-то целью перетасовали, и школа с этим номером оказалась в центре, id=2039 .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 30.08.2015 20:27
Да, существовала Гомзовская начальная школа. Упоминание о ней есть в "Марийской правде" за 1939. Но деревня Гомзово вошла в состав города после войны, следовательно не могла иметь городского номера в 1930-е. В статье по результатам экзаменов за 1938 упоминается неполная средняя школа №4, а так же в течении года встречаются упоминания об учениках 4 и 6 классов школы №4, т.е. она не начальная. В подписи под фото от 23.04.1938 стоит начальная школа №4 (может опечатка, а может сняли учеников начальных классов или начальные классы школы были в разных зданиях с остальными классами, но тут лучше не гадать). Да и на фото из газеты явно не деревенская улица с деревянными тротуарами (сейчас думаю, что это все же ул. Советская).
Все городские школы до войны имели сплошную нумерацию, после войны то же. Да, в войну были перемещения и слияния школ, возможно не все об этом известно, по этому и не видно закономерности, но все же она должна быть. Надо разделить все три периода.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 30.08.2015 21:24
Мар.правда в январе 1939 называет Нестерова директором и Гомзовской, и 4-й школы. Или речь об однофамильцах (инициалов нет)?
В войну Пётр Алексеевич Нестеров (р.1900) - директор школы № 9 (Они ковали Победу).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Немного о гомзовской школе Добавлено 30.08.2015 21:41
5 февраля 1895 года в д. Гомзово было основано земское женское начальное училище. Попечителем его на три года уездным земством была назначена С.П. Козина, принадлежавшая к дворянскому сословию. 16 сентября 1905 года училище было переведено в деревню Березово.
1 января 1918 года в д. Гомзово вновь было открыто училище, которым заведовала учительница А.Е. Чулкова. В 1919 году здесь учились 11 мальчиков и 20 девочек, все из Гомзово. Преподавала у них Ф.Е. Кожина, 1881 года рождения. Кроме неё, в Гомзовском училище, затем преобразованном в школу 1 ступени, Закон Божий преподавал местный священник Поляков. Работал учителем в этой школе и К.Н. Булаев, который в 1919 году стал здесь заведующим. В 1933 году Гомзовской школой заведовала А.Е. Чулкова, учителями были Виногорова, а также Кельбедина, избранная в 1938 году в Верховный Совет РСФСР. В этой же школе перед войной работала заслуженный учитель Марийской АССР А.А. Бастракова. В 1940 году в школе обучались 120 детей, из которых пионерами были 39 учеников, учителями работали 4 человека. Общая площадь всех классных комнат составляла 170 кв. м., что говорит о небольшом размере этой школы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 30.08.2015 21:54
Мне встречался директор неполной средней школы №4 Нестеров (без инициалов) в газете от 10.01.1939.
Упоминание о Гомзовской начальной школе встречалось в газете от 29.01.1939.
Других материалов мне не встретилось (может не увидел, объем материала большой). Для примера: в газете за 1938 директор школы №6 С.К. Полысалов, а в книге "Они ковали Победу" он заместитель директора МГПИ (причем в следующей строчке он проректор). Но на эту книгу я не особенно надеюсь, например, у меня два родственника числятся по заводам №297 и 298, а по факту один работал в ОКБ-43, а другой в подсобном хозяйстве Марторга.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 30.08.2015 21:58
Вот Вы любите ссылаться на книгу "Они ковали Победу". А Вы хотя бы представляете, как она создавалась? Львиная доля информации собрана волонтёрами у жителей республики. Эту информацию НИКТО не проверял. Кого опросили, кто сам предоставил сведения (как моя мать)... Книга является только надводной частью айсберга. До сих пор она правится и пополняется. Поэтому актуальной является только интернет-версия на информационном портале "Город Йошкар-Ола".
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 30.08.2015 22:15
Выше, в комментарии от 16 августа 19:22.
Если моё предположение про 4 школу в Гомзове не выдерживает критики, то его снимаю, школа рано или поздно найдётся.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 30.08.2015 22:24
Я понял, 16 августа про Нестерова допущена опечатка, он директор школы №4 (правильно 30.08.2015 21:54).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 31.08.2015 18:36
"Возможно пригодится факт: в книге "Они ковали Победу" отсутствует школа №3, т.е. указаны номера только 9 школ". (Конец цитаты).
Помимо школ за №№ с 1 по 10, пропуская №3 (пункты 173...181), в книге присутствуют начальные школы №№ 1; 2; 3 (111; 112; 113 пункты соответственно), а так же средняя школа для взрослых (пункт 144).
...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 31.08.2015 19:58
Да, я видел. Но тут и возникаю вопросы. В этой же книге на стр. 29 пишут о 2 школах рабочей молодежи в 1944, а на стр. 25 пишут о 9 школах к концу войны, в т.ч. о 5 средних. Не сходится, в войну со школами "чехарда", да и эта книга не документальный источник. Правда, список организаций, указанных в книге имеет звездочку, т.е. в списке только те организации, работники которых вошли в поименные списки. К стати не факт, что человек всю войну проработал на том месте, где указано в списке. Сложный период...
В комментарии от 16.О8.2015 19:22 я писал о 10 школах всех типов до войны, по данным стать об истории города ("Марийская правда" №103 от 4 мая 1941). Вот их бы сначала найти.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 01.09.2015 13:42
«Для прояснения некоторого «тумана»» по школам до войны - на сегодняшний день могу сказать следующее:
Школа № 1 – местонахождение неизвестно.
Школа № 2 – если это школа Кирзавода, значит она находилась по адресу: Лесная 37, потом стала школой № 6, вечерней школой, школой № 24, до сноса она стояла перед фасадом гостиницы «Восток».
Школа № 3 – если это школа Лесозавода, значит она находилась по адресу: Лесозаводская 39, потом для неё построили новое здание, в котором она находится до сих пор (Соловьёва 39).
Школа № 4 – находилась по адресу: Советская 31, в дальнейшем это школа № 1 (Советская 97), институт усовершенствования учителей, заочная школа.
Школа № 5 – находилась по адресу: Зарубина (Комсомольская) 52, потом стала школой № 4 (Комсомольская 118), вечерней школой № 2.
Школа № 6 – находилась по адресу: Волкова 98, в дальнейшем это школа № 11 (Волкова 158).
Школа № 7 – находилась по адресу: Волкова 48, в дальнейшем это школа № 10 (Волкова 110), школа № 22, школа № 2 (коррекционная).
Школа № 8 – находилась по адресу: Коммунистическая 80, потом стала школой № 2.
Школа № 9 – находилась по адресу: Комсомольская 154, в дальнейшем Военкомат (проспект Гагарина 16).
Школа № 10 – находилась по адресу: Первомайская\Чехова, номер дома неизвестен, потом стала школой № 7 (Первомайская 89).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 01.09.2015 20:53
Хорошо. Почти все прояснилось.
Пока не ясно, где была школа №1, за 1938 упоминаются 8 школ, в т.ч. одна вновь построенная. А в 1941 говорится о 10 школах, таким образом не известно, где была школа №4. О строительстве за 1938-1941 других школ города, кроме 3 каменных зданий, не упоминается.
Школа №3 действительно находилась практически на том же месте где и сейчас. Это было 2-х этажное деревянное здание.
Я ранее писал о С.К. Полысалове, он был участником войны, после ее окончания около 30 лет был директором школы №10. Почетный гражданин города.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 02.09.2015 19:37
Л. Полубарьева в очерке «Улица моей юности» (на стр. 94 - 96 «Слово о Йошкар-Оле», 1984) пишет, что за период 1905 – 1920-е на ул. Советской в пределах квартала между улицами Чехова и Красноармеской находились гимназии и школы в 4-х различных зданиях и по разным сторонам улицы.
В свете этого, вполне вероятно нахождение одновременно школ №1 и №4 на этом участке в 1930-е, но в различных зданиях.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 05.09.2015 18:12
В "Марийской правде" от 17 апреля 1937 есть фото подтверждающее нахождение школы №5 в здании, адрес которого вы указали: olacity.ru .
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 14.09.2015 17:30
Про комментарий 30.08.2015 16:33. В газете от 3 сентября 1941 года снимок, на нём ученики школы № 1 идут на урок. Вопрос : на снимке то же самое здание, что на id=1298 в комментарии 14.09.2015 14:13, или другое ?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 14.09.2015 19:22
Снимок темный, здание видно плохо, но скорее всего это оно (здание одноэтажное, резное крыльцо или балкончик).
Юрий С.

Гость
 
После школы Добавлено 18.09.2015 11:12
По мнению Светланы, id=1691 , комм. 21.07.2013, в этом доме было общежитие Пединститута.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
В войну Добавлено 28.10.2015 22:05
В добавлении к комментарию от 31.08.2015 18:36.
23 августа 1942 прошел общегородской воскресник по доставке дров для городских школ в нем принимали участие все организации города, колхозы Оршанского и Йошкар-Олинского районов, имеющие транспорт и учащиеся и учителя школ. В этот период в городе действовало только 6 школ, среди них школа №7 (директор К.М. Кельбедина, депутат Верховного Совета СССР).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О школах Добавлено 02.11.2015 06:40
Школа (деревянное здание) лесозавода была построена в 1934 (хочется верить, что к 1 сентября). В газете "Марийская правда" от 20.02.1935 написано: "вновь построенной школы Йошкар-Ола лесозавода".
Школа при кирпичном заводе "12 лет Октября" была построена в 1935, на фото в газете "Марийская правда" от 23.03.1935 здание строится (под крышей, но без окон). Здание деревянное одноэтажное.
Но где в это время был сам кирпичный завод? Всегда считал что на Кирзаводе (извиняюсь за тафтологию), но появилось сомнение. В постановлении Президиума горсовета "Об охране водных источников и пользовании водой из реки Малой Кокшаги", опубликованном в газете 12 июня 1935, написано: "9. Для купания населения отводится участок реки около "Березок" и кирпичного завода с подразделением отдельных мест купания для детей у "Березок", для мужчин - у Кирзавода, для женщин между "Березкамси" и кирзаводом" (так в тексте). Где кирзавод, а где Кокшага...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 02.11.2015 19:25
Смотрим карту 1916 года (olacity.ru), находим пляж "Берёзка", на другом берегу так называемый кирзавод, вероятно потом его перенесли и мы его знаем как Кирпичный завод "ХII лет Октября" с 1929 года.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 02.11.2015 21:02
Будем считать что так и есть. У меня прадед работал на кирзаводе "XII лет Октября" в 30-е и жил в "бараке" на горе. Вот я и удивился постановлению. А школа при этом кирзаводе была деревянной одноэтажной.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
1943 Добавлено 08.11.2015 20:01
В газете от 12 сентября 1943 есть объявление о приеме на работу в ПЛТИ, адрес дирекции института: ул. Свободы, бывшая школа №4.
В аналогичном объявлении от 24 ноября 1943 адрес: ул. Комсомольская, № 84а.
Юрий С.

Гость
 
История здания Добавлено 16.11.2015 17:34
Суммируя всё, что написано на сайте, можно предположить следующее :
До войны (1935 - 1941 ?) - школа № 4 ;
В войну - госпиталь ;
1945 - 1968 гг. - школа № 8 ;
1968 - 197. гг. - общежитие (МГПИ ?).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 16.11.2015 18:39
Пропустили ПЛТИ в годы войны.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 16.11.2015 19:51
Справедливое замечание. С сайта политеха : "24 мая 1943 года правительственным распоряжением институт реэвакуирован в г.Йошкар-Олу. Для его временного размещения были выделены помещения школы № 4 (площадь 695 м2) и деревянные здания под общежития. Только 10 мая 1945 года коллектив ГОИ выехал в Ленинград и освободил учебный корпус и общежитие № 1". Таким образом, :
1943 - 1945 гг. - ПЛТИ.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 16.11.2015 23:50
Вот только остался у меня какой то осадок недопонимания. В 30-е годы упоминается неполная средняя школа №4, а на предвоенной фотографии в газете ученики начальной школы №4. Причем это разные здания. Не могло ли быть так, что школа одна, а зданий два и в разных концах города? Мне где-то встречалось упоминание про разделение начальных и средних школ. Или в газете опечатка под фотографией? В чем я сомневаюсь.
Еще некоторые детали по школам в 1944: Кельбедина директор женской школы №9 (до войны она директор школы №7); Нестеров директор мужской школы №7 (до войны директор школы №4). Шефом в 1944 над школой №7 был завод №297, а над школой №9 - Стройуправление.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 17.11.2015 01:57
Вероятно, начальные школы имели свою нумерацию. И ещё неизвестны номера Жуковской и Вараксинской начальных школ, ставших городскими в 1938 году.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 17.11.2015 07:10
Во! Вот и Вы пришли к такому же выводу, что и я: до ВОВ школы разных категорий образования (не только начальные) имели свою не сквозную нумерацию.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 17.11.2015 12:51
Не кажется ли Вам, что дата "10 мая 1945 года" выезда ГОИ, является придумкой автора сайта политеха, по моему правдивей будет сказать "после войны".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 17.11.2015 13:40
Вавилов обращался с вопросом возвращения ГОИ в Ленинград еще в 1944, после снятия блокады, ему было отказано. Решение о реэвакуации ГОИ было принято только 23 марта 1945, вполне могли поспешить и выехать (или частично освободить помещения) к маю (вполне вероятно, что 10 мая мог быть подписан акт передачи здания).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 17.11.2015 15:36
Есть поговорка "нищему собраться, только подпоясаться", я думаю, что к ГОИ это не относится. Что было решение 23.03.45, верю, а в 10.05.45 нет, если вообще был Акт передачи.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 17.11.2015 19:58
Версию про разную нумерацию начальных и средних школ можно принять, но надо определится к какому периоду это отнести.
Например, в газете "Марийская правда" №104 от 4 мая 1941 сказано, что в городе 10 школ, всех - начальных и средних (я писал об этом 16.08.2015). Последняя открывшаяся к учебному году 1940/1941 - школа №10. Таким образом, предполагаемая версия не относится к последнему предвоенному учебному году.
Более ранний период надо рассмотреть...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О школах Добавлено 19.11.2015 19:46
Некоторый обзор газеты «Марийская правда» за 1933 – 1941 гг (до военный период), в материале использованы далеко не все публикации, касающиеся школ города, а только те, которые у меня имеются (что то мог пропустить, что то не скопировал, что то не заинтересовало, т.к. специального подбора материала по школам не проводил), предлагаю подборку с комментариями:
1933: «школа 2 ступени»;
1934: «считается лучшей из городских школ Йошкар-Ола… обучается 867 человек» (из статьи о школе 1 ступени, где заведующая Боцмонова); «десятилетка им. М. Горького»; «школа 1 ступени №1 Йошкар-Ола района», где «зав. школой Борцмонова» (так в этой статье); «Коряковская неполная средняя школа находится в райцентре, напротив райисполкома» (директор школы Мосолов); «Средняя школа, начальная городская школа» (из плана перевыборов горсовета);
По-видимому, до 1934/35 учебного года существовала сквозная нумерация школ всего района (хотя других номеров, кроме №1, не известно). Всего же в городе было 2 школы, называть их по номерам не было смысла.
1935: «вновь построенной школы Йошкар-Ола лесозавода» (на фото только второклассники, поэтому какая школа не понятно); «строительство школьного здания на кирпичном заводе» (на фото здание одноэтажное); «начальных школ – 3, учащихся 1197 человек, средних школ – 1, учащихся 671 человек» (данные на 1 марта 1935).
Как видно, на 1934/1935 учебный год школ в городе 4, но обозначение школ по номерам не встречается. Здесь возникает вопрос, Если школа при кирзаводе только строится, что это за 4-я школа? А так шло все логично: построили школу при лесозаводе – третью по счету в городе, а потом (?) она возникает под порядковым номером 3. Если забежать вперед, то директор неполной средней школы №4 в 1939 писал, что школа, которой позднее дали порядковый №4 была построена в 1935. Еще одна – 5-ая по счету должна была быть достроена на кирзаводе (данных об окончании строительства пока не встречается).
1936: «коллективы учащихся и учителей средней школы, НСШ и начальных городских школ» (это о демонстрации 1 мая); аналогичный расклад на митинге 21 июня, но в статье к юбилею МАО написано - «3 средних школы, 2 рабфака, 2 начальных школ, 3 техникума»; «в г. Йошкар-Ола только 6 школ» (статья по подготовку к новому учебному 1936/1937 году); «новое здание полной средней школы в Йошкар-Оле» (фото будущей школы, в дальнейшем известной под №6 и статья директора школы Ивакова, в следующей статье его фамилия пишется - Иванов);
В 1935/1936 учебный год номера школ не встречаются, при этом в городе к концу учебного года 5 школ (видимо школу на кирзаводе достроили, пока номера нет, но позднее она встречается под №2, присвоение порядкового номера не совпадает с порядком строительства и ввода школы). К следующему учебному 1936/1937 году готовят 6 школ, номера школ пока не встречаются.
1937: «завуч неполной средней школы №5 Е. Петрова» и «неполная средняя школа №2» (это уже 6 января 1937); «начальная школа №1», в ней проводилась детская художественная олимпиада (это от 9 января); «проводят часы досуга, перемены учащиеся пятой неполной средней школы г. Йошкар-Ола» (подпись под фото от 17 апреля); «ученицы 5 класса Коряковской неполной средней школы» (подпись под фото);
Таким образом, 1936/1937 учебный год в городе начали 6 школ. С начала 1937 названия школ стали упоминать по порядковым номерам (это не касается школ деревень, еще не вошедших в городскую черту).
1938: «школа №2 кирпичного завода» (в другой статье неполная средняя школа №2); «Коряковская средняя школа» (апрель); «стоят исключительно большие задачи: мы должны построить и сдать… среднюю школу»; «начальная школа №4 г. Йошкар-Ола (фото от 24 апреля, как выяснили здание школы на ул. Советской); «учащиеся школы №6 за игрой» (фото); «директор неполной средней школы Зуева»; «школа №3 на лесозаводе»; «в 5-х классах неполной средней школы №4» и «в 10 классах средней школы №6» и «учащиеся 4 класса школы №8 (Коряково)» (статья о проверочных испытаниях); «Жуковская начальная школа» и «Вараксинская начальная школа» (статья о ремонте школ от августа); «средняя школа №7», ее построили за 4 месяца; «директор средней школы №6 гор. Йошкар-Ола тов. Полысалов (фото); «ученицы 5-го и 6-го классов школы №8 гор. Йошкар-Ола» (фото, сентябрь);
Учебный 1937/1938 в городе действовало 6 школ, с присоединением д. Коряково к городу Коряковской школе присвоен городской порядковый номер. При этом (предположительно) №7 был зарезервирован за строящейся средней школой (скорее всего проект на строительство был утвержден раньше, чем присоединили д. Коряково), которая была построена и введена к новому учебному году под №7. Видимо, начальные школы в д. Жуково и д. Вараксино закончили год без присвоения номеров. Именно в этот учебный год появляется нестыковка по номерам школ, а именно - имеется начальная и неполная средняя школы с одним номером 4.
1939: «средняя школа №6» (фото); «неполная средняя школа №4 открыта в 1935» (из статьи директора школы Нестерова); будет строиться средняя школа»; «распутица вызвала затруднение в работе школы на кирпичном заводе»; «школа №8» (фото в нутрии здания); «новое здание средней школы, выстроенное в гор. Йошкар-Оле» (фото, это здание школы которой был присвоен номер 9, на фото виден памятник Кирову);
1940: «средняя школа построена за несколько месяцев» (это из отчета за 1939); «новая средняя школа №10 в гор. Йошкар-Ола» (фото, здание на современной ул. Первомайская);
1941: «в школе №5 гор. Йошкар-Ола» (фото с учительницей Кормаковой); в городе 10 школ: начальных и средних (из статьи от 4.05.41);
Мало цитат из газет за 1940-1941 не говорит о том, что в газетах нет информации, на момент их изучения я не уделил достаточно внимания существующим школам, а обращал внимание только на стоящиеся. В учебном 1940.1941 году количество всех школ совпадает с известными зданиями (при этом считаю, что средняя школа №4 (ранее не полная средняя) стояла на ул. Свободы, т.е. она на этом фото), при этом нумерация школ была сплошная от 1 до 10. Мало известным периодом по нумерации школ можно считать с 1937/1938 по 1939/1940 учебные годы, так как существуют в 1938 одновременно начальная и неполная средняя школы под одним номером 4. Все это не доказывает, но и не опровергает версию возможной (на кратковременный период) раздельной нумерации начальных и средних школ города. Одновременно можно говорить о возможном наличии 4 начальных школ весной 1938. Предполагаю, что при вводе школы №7 в нее могла влиться Вараксинская начальная школа (перед 1938/1939 учебным годом), а при постройке школы №9 – Жуковская начальная школа (перед 1939/1940 учебным годом), а начальные школы №1 и №4 поменялись зданиями (дата не известна). Но у Вараксинской и Жуковской школ номеров могло и не быть. Далее с осени 1940 идет сплошная нумерация начальных и средних школ. Все выводы основаны только на известных материалах газеты «Марийская правда», без использования других источников
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 08.12.2015 13:42
Много обсуждали вопрос о существовании в этом здании школы №4 до войны, при этом совсем отклонились от описания. В нем написано: "старое здание 8-ой школы". Думаю, что нужно добавить "по послевоенной нумерации школ" и исключить версию взаимосвязи послевоенной нумерации с датой постройки самого здания до войны.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 08.12.2015 14:54
Описание поправил. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
школа №4 Добавлено 26.05.2016 22:44
В этом году школа №4 планирует отметить 80-летний юбилей.
В школе имеется архивная справка, согласно которой неполная средняя школа действовала в 1936/1937 учебном году. В справке указан адрес школы на это время: Больничная площадь.
Думаю, что на фото именно здание школы №4 до войны.
На 1940-1941 у/г она уже средняя школа №4. Осенью 1941 реорганизована в начальную школу №4 (работала в здании железнодорожного клуба). В 1945 образовалась начальная смешанная школа №4 (в здании на Комсомольской).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О школе №4 Добавлено 27.05.2016 22:23
К юбилею школы №4 вышла книга "В начале жизни школу помню я..." (тираж 200 экземпляров). В ней пишут, что отчет времени ведется от упоминания в архивах неполной средней школы с номером 4. Допускаю наличие школы в более ранний период. Таким образом версия директора школы Нестерова об образовании неполной средней школы (по-видимому, без номера) в 1935 вполне верна. Она же подтверждается участием неполной средней школы в первомайской и юбилейной демонстрации в 1936.
До ввода школы №6 в городе 5 школ: средняя, неполная средняя и три начальных. Но в марте 1935 были средняя и 4 начальных. Возникает версия, что неполная средняя школа (она же в будущем школа №4) преобразована из начальной школы. Какой неизвестно.
Косвенно эту версию подтверждает архивная справка, в которой говорится о утверждении горсовеом сметы "на капитальный и послеосадочный ремонт неполной средней школы №4". Через год после постройки (если считать, что здание построили в момент открытия неполной средней школы в 1935) проводить такой ремонт рано.
Есть что поискать...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Об ученике Добавлено 05.08.2016 13:33
Бывший житель д. Пахомова вспоминает: "Мой брат (1931 г/р) до войны учился в этом здании, номера школы не помню".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Об ученике Добавлено 06.09.2016 20:15
В дополнение к комментарию от 05.08.2016 13:33.
Житель д. Пахомово уточнил, что его брат окончил учебу в школе, располагавшейся в этом же здании, но после войны (при этом жил уже на другом конце города). Он ее называет школой №8.
Удалось разыскать автобиографию этого брата (1931 г/р), написанную им в 1953 году. Он пишет: "В 1939 году я поступил учиться в школу №4 города Йошкар-Ола, где окончил 7 классов в 1947 году".
Это еще одно доказательство в пользу школы №4 в этом здании до войны. Но тогда более правильно нужно считать с этого здания историю не послевоенной школы №4, а а послевоенной школы школы №8, т.е. на сайтах гимназий №4 и 8 отсчет историй школ ведется не совсем верно (отталкиваются только от номера школы).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
1939 г. Добавлено 27.11.2016 22:59
В пионерской газете "Ямде лий" за 1939 г. есть фото отличников школы №4, снятых на крыльце школы. На фото в газете оконные переплеты и конструкция крыльца одинаковые, только крыльцо с другого фасад.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О 10 школах Добавлено 12.05.2018 22:30
В комментарии 01.09.2015 13:42 указаны 10 довоенных школ, можно сказать, "новыми адресами".
Газета "Марийская правда" от 3 октября 1939 г. писала: "В 1931 г. в городе Йошкар-Ола имелось всего лишь 4 школы с 1035 учащимися. Сейчас здесь насчитывается 4 начальных, 3 неполных средних и 3 полных средних школах. Во всех этих десяти школах учатся 4.600 человек". В этом году (1939 г.) построена только школа № 9.
Газета "Марийская правда" от 26 ноября 1939 г. писала: "В Йошкар-Оле будет строится третье по счету каменное здание для средней школы. Оно рассчитано на 400 мест..." [По-видимому, в тексте опечатка, т.к. уже построены каменные школы № 6, 7, 9. Или имелся ввиду типовой проект, по которому построили 3 здания школ № 7, 9 и 10]. В любом случае в газете о планах строительства школы №10.
Из этого выводы:
- мы не знаем всех мест расположения школ (т.е. где была школа №10 до постройки каменного здания в 1940 г.);
- верна высказанная ранее гипотеза, что имелось две школы с номером 4 - начальная школа №4 и неполная средняя школа №4.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О 10 школах Добавлено 13.05.2018 08:30
По-видимому, 10 школ в городе появилось в 1938/39 учебном году, т.е. со строительством школы №7 на ул. Волкова на 400 учащихся (построена за 4 месяца). Директор школы №7 Зуева.
Газета "Марийская правда" от 1 сентября 1938 г. писала: "В текущем учебном году в городе будет работать 10 школ. Из них средних - 2 с 1420 учащимися, неполных средних - 3 с 1350 учащимися, начальных 5. В этом году число учащихся увеличилось на 520 человек".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 13.05.2018 10:20
Я придерживаюсь Вашего второго вывода. В 1938 году город расширился за счёт присоединённых деревень, в Вараксино и Коряково были свои начальные школы, вот и получилось 5 начальных школ. В 1939 году построили 9-ю школу и начальные школы в Вараксино и Коряково закрыли. Это моё видение данного вопроса.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
К комментарию 01.09.2015 13:42 Добавлено 13.05.2018 20:04
В январе 1939 г. школа №6 значилась по адресу ул. Волкова, 92 (так в объявлении).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 13.05.2018 20:10
Я то же склонен ко второй версии.
В любом случае второй абзац описания требует исправления.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 13.05.2018 20:49
Вполне возможно, что в 1939 году школа № 6 имела адрес: Волкова 92. Позже появились новые дома и номер поменяли на 98. Насколько я понял, до 1946 года нумерацию домов "меняли как перчатки". В 1946 году, после большого увеличения городской территории, нумерацию сменили на многих улицах и стали строже относиться к этому вопросу. Хотя бардак продолжается по сей день.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Еще о школах Добавлено 13.05.2018 21:35
"Марийская правда" от 22 декабря 1938 г.: "Но загляните в школу №4: в широком коридоре температура ниже нуля; за прилавком буфета продавщица в шубе и валенках. В классных комнатах первого этажа холод. [Значит есть и второй - ВG] Печи совершенно холодные, а администрация уверяет, что их топили. Не лучше обстоит дело и в школе №8. Летом здесь был ремонт: покрасили голубенькой краской наличники окон. Это неплохо, но лучше было бы отеплить здание, ибо все углы промерзли, между бревнами толстый слой инея. особенно холодно в помещении, где занимается пятый класс "В". Окна здесь с верху донизу замерзли, свет тусклый, раздражающий. Дети сидят в пальто. почти такой же холод и в новом здании школы №7. Двери этой школы почти всегда стоят незакрытыми и некто не обращает на это внимание".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
В подтверждении версии Добавлено 26.05.2018 07:30
О введении нумерации в школах города говорится А.А. Беляковой в статье «Дела давно минувших дней… (Из истории Йошкар-Олинской средней школы №11 – лицея №11 им. Т.И. Александровой)» (Марийский архивный ежегодник – 2007, с. 192 – 196). Вот, что автор пишет о реформе в образовании и формировании новой школы в 1919 г.: «В результате из 3-х учебных заведений образовались 14 начальных и 9 старших классов. Последние, составившие школу II ступени, решением собрания сгруппировали и пронумеровали… На документах появились названия школ №1, №2 и №3, но это были лишь номера отделений Единой Трудовой Советской Школы II ступени, как бы минишколы, в действительности не имевшие самостоятельности, целиком и полностью подчинявшиеся Президиуму Школьных Советов школы II ступени. Она в Царевококшайске была только одна с 1919 по 1936 год, как бы ее в дальнейшем не именовали. К слову, подобная нумерация была и в школе I ступени». В 1919 г. эти три школы разместили в 2-х зданиях: бывшего Высшего начального училища (школа №1 и часть классов школы №2) и бывшей мужской гимназии (остальные классы школы №2 и школа №3). В дальнейшем школы открывались/закрывались, переезжали из здания в здание. По-видимому, с наличием «минишкол» и связана чехарда с нумерацией школы №4 (начальная и неполная средняя) в 30-е годы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
К предыдущему комментарию Добавлено 26.05.2018 07:40
Опечатка, правильно: Марийский архивный ежегодник – 2008.
Так и школа №3 (официально образована в 1937 г.) может себя состарить до 1919 г.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 02.06.2018 22:36
В комментарии 01.09.2015 13:42 : "Школа № 1 – местонахождение неизвестно".
В объявлении за 1937 г.: "Сегодня, 5-го октября, в 6 часов вечера в школе №1, по Советской улице, дом №31 созывается совещание предкомсодов, уполномоченных по займу и госстрахования".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 03.06.2018 18:56
Получается что в здании по Советской 31: 05.10.37 г. была школа № 1, а 24.04.38 г. - школа № 4, абсурд или опечатка под фотографией.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 03.06.2018 19:16
Или опечатка, или "отделение" №4 начальной школы №1, или еще что то, но не абсурд. Логика должна быть.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 25.11.2018 15:19
На комментарий 13.05.2018 10:20.
По-видимому, в 1939 г. школы в Вараксино и Коряково не закрыли. Так как в 1941 г. в "отделении школы №10 по улице Чапаева" размещался центр избирательного участка №4.
Сама школа №10 была центром избирательного участка №16.
Центром избирательного участка №15 было "помещение школы по улице Колхозной".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 05.12.2018 13:18
Соглашусь с тем, что здания Вараксинской и Коряковской школ продолжали использоваться как начальные школы-отделения других, более крупных, городских школ.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
"Марийская правда", 8 июня 1945 г. Добавлено 08.04.2024 06:21
sun9-68.userapi.com
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимир G Добавлено 08.04.2024 07:16
Пожалуйста, выкладывайте ПРЯМУЮ ссылку на материал. Нажимаете "Открыть оригинал" и ссылку оригинала выкладываете. А если у Вас есть пояснительная надпись, то её вносите в текст комментария или в заголовок, как это сделал я. Спасибо за понимание.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.