История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Строительство завода «Новатор»

Строительство завода «Новатор»

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Строительство завода «Новатор»"

Описание:

В 1950…1960 годы в нашем городе было развёрнуто грандиозное промышленное строительство. В это время строятся и начинают работать заводы «Электроавтоматика», «Контакт», завод искусственных кож, была построена трикотажная фабрика, расширены и реконструированы молокозавод, мясокомбинат. И всё это в бытность председателем горплана Исполкома Йошкар-Олинского городского Совета депутатов трудящихся, женщины, а точнее – Лаврентьевой (Ивановой) Екатерины Петровны, которая проработала в этой должности с апреля 1946-го до 1966 года. В 1967 году председателем Горплана был назначен Борис Ладин, который и продолжил дело всестороннего строительства в Йошкар-Оле.

В июне 1962 года постановлением правительства страны было принято решение о строительстве в Йошкар-Оле еще одного нового предприятия – Марийского радиозавода. В сентябре 1963-го было утверждено техническое задание на проектирование, площадку под новое строительство выбрали на окраине города, недалеко от мясокомбината. Г.Б. Самофалова в книге «Велением времени и сердца» пишет: «В апреле 1968 года начались работы на стройплощадке будущего завода «Электродвигатель» - современного машиностроительного производства под номером три (по выпуску электродвигателей и вентиляторов) с развитой инфраструктурой и профессиональными кадрами. Практически в это же время в Йошкар-Оле началось строительство производства №2 (радиозавод «Новатор») по изготовлению отдельных деталей печатных плат, узлов и блоков изделий специального назначения. Несколько позже в Волжске стали возводить корпуса электромеханического завода по выпуску товаров народного потребления и спецаппаратуры». Генподрядчиком строительства Марийского радиозавода выступал трест «Марпромстрой», им были выполнены только общестроительные работы, предусмотренные первоначальным проектом радиозавода, остальные работы были выполнены подразделениями Марийского машиностроительного завода, большую работу провели отделы капитального строительства, главного механика и главного энергетика завода вместе с другими цехами. Во время строительства было принято решение использовать завод под размещение цехов основного производства, и проекты инженерных сетей, размещения оборудования пришлось менять, что называется на ходу.

В 1964 году правительство принимает еще одно важное стратегическое решение о реконструкции и расширении завода п/я 42 (бывший завод №297 НКВ). 24 марта 1966 года заводу п/я 42 было присвоено открытое название - Марийский машиностроительный завод, в этом же году директором завода назначают Михаила Семеновича Огородникова с которым связана большая страница в истории завода – строительство производственных зданий на территории предприятия и большое социальное и жилищное строительство в городе Йошкар-Ола. Приказом Министра радиопромышленности СССР от 8 апреля 1969 года №201 на базе Марийского машиностроительного завода было создано Производственное объединение «Марийский машиностроитель», в состав которого вошли несколько предприятий города и республики, среди них Марийский радиозавод. С 1 января 1971 года Марийский радиозавод переименован в Марийский электроагрегатный завод. Именно в этом году основные производственные площади завода будут сданы в эксплуатацию. Приказами министра радиопромышленности с 27 февраля 1974 года завод переименован во 2-е производство Марийского машиностроительного завода (в обиходе его назвали завод №2), с 16 марта 1981 года на базе этого производства организован завод «Новатор», под этим именем его помнят большинство работников завода и жителей города. Структура завода соответствовала структуре ММЗ, только нумерация подразделений шла под двухсотым номером, например, цех № 8 на ММЗ – цех №208 на заводе «Новатор» и т.д. Особенностью завода было то, что практически все подразделения находились, что называется под одной крышей, т.е. в одном корпусе, по его центру был проезжий для транспорта коридор, а от него в обе стороны были входы в цеха. В период активной работы завода «Новатор» между ним и ММЗ, по специальному расписанию, без остановок в городе курсировал пассажирский автобус для работников предприятий.

Строительство главного корпуса завода «Новатор» (фасад на ул. Строителей) мы видим на фото. Кроме этого здания на заводе «Новатор» в разное время были построены здания: транспортного цеха, очистных сооружений, котельной с компрессорной станцией, складские помещения, отдел кадров и столовая. Последнее здание было построено перед главным фасадом у входа в проходную завода, столовая соединялась с заводской проходной крытой остекленной галереей.

Фото 1970 года прислано пользователем Владимиром G. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Строителей, Строителей-98, завод, Новатор, 1970-е
Дата: 15.06.2015 13:18
Просмотров: 9260
Рейтинг: Рейтинг: 4.20 (5 Голос(ов)) 4.20 (5 Голос(ов))
Размер фотографии: 232.9 KB
Добавлен: Владимир G
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Детский сад №52

Детский сад №52
Следующая фотография:
Ленинский проспект, 69а

Ленинский проспект, 69а


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Хронология Добавлено 16.06.2015 07:35
Историю становления завода "Новатор" можно несколько дополнить:
около 1962 - принято решение о строительстве Марийского радиозавода в Йошкар-Оле (не путать с заводом радиодеталей);
1964 - принято решение о расширении и реконструкции завода п/я 42;
1966 - директором завода п/я 42 назначен Михаил Семенович Огородников;
1968 -считается, что началось строительство радиозавода;
1969 - создано ПО "Марийский машиностроитель" в которое вошел радиозавод, как производство №2 (считается, что инициатором создания объединения был М.С. Огородников);
1971 - пуск завода №2;
1975 (?) - производство №2 стало называться заводом "Новатор".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 16.06.2015 11:30
Завод "Кристалл" - производство № 3?
А ещё начали освобождать площадку под "Интеграл" - № 4?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.06.2015 13:14
Нет, ОКТБ "Кристалл" открылось при заводе за долго до образования ПО "ММ".
Завод №3 - Волжский электромеханический завод, завод №4 - Красногорский завод электродвигателей.
Производство №3, на площадях бывшего сборочного цеха, было создано под строительство АЗС когда ПО "ММ" уже не было.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 16.06.2015 13:48
Т.е. Вы хотите сказать, что ОКТБ "Кристалл", построенное в 1987 году, в объединение "Марийский машиностроитель" не входило, так как объединение "приказало долго жить", и "Кристалл" никакого отношения к ММЗ не имеет.
А что Вы можете прояснить про "Интеграл", что хотели создать и почему не получилось?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.06.2015 20:28
Процитирую книгу "Веление времени и сердца": "В 1956 году, когда на ММЗ открылся филиал Московского центрального научно-исследовательского технологического института (позднее ОКТБ "Кристалл"), ...". Так, что чужой филиал не мог входить в ПО "ММ".
Указанные мною заводы называли по номерам и они входили в состав ПО "ММ" на всем протяжении его существования. Точную дату, когда прекратило существование ПО "ММ" не помню, в 1999 было образовано ФГУП "ММЗ" и ПО "ММ" не стало.
Входившие в состав объединения предприятия на всегда имели названия типа - "Завод №..". Например, в ПО "ММ" в конце 80-х вошли "Марихолодмаш" и "Волжкпродмаш", но они сами были объединениями и их заводами №5 и №6 не называли. В 1990 в состав ПО "ММ" отдали стеклозавод в п. Мариец - Производство №7. После выхода "холодилщиков" из ПО"ММ" под №5 и №6 были созданы производства в п. Вятское и п. Луговой, но просуществовали не долго.
Говорить о планах Минрадиопрома о строительстве заводов в Йошкар-Оле, которые не были реализованы, нет особого смысла. Все планы закончились после известных событий 1991 и последующих "реформ".
Но один случай расскажу:
При выборе площадки под строительство предприятия Минрадиопрома Ю.М. Свирин пытался протащить вопрос о строительстве на месте современной ул. Дмитрова. Этим он хотел решить вопрос ветхого жилья, находящегося на балансе ММЗ, не думаю, что жители 2-хэтажек возражали бы. Перспектива финансирования была реальной. Но власти города и горархитектура, настояли на размещении площадки в промзоне. Были снесены дома между ул. Садовая и Строителей, чему не очень радовались жители частного сектора. На ул. Шумелева успели заложить фундамент одного корпуса, на этом все и закончилось (причина указана выше).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Из архивной справки Добавлено 25.06.2015 09:41
Согласно приказов министра радипромышленности СССР от
- 08.04.1969 в ПО "ММ" включен Марийский радиозавод;
- 28.12.1970 переименован в Марийский электроагрегатный завод с 01.01.1971;
- 07.03.1974 переименован во 2-е производство Марийского машиностроительного завода с 27.02.1974;
- 16.03.81 на базе производства №2 организован завод "Новатор" с 16.03.1981.
Так, что ранее приведенные данные о названии завода "Новатор" в 1975 (в которых были сомнения) исправлены.
ФГУП "ММЗ" образовано приказом минэкономики РФ от 21.04.1999.
ОАО "ММЗ" преобразовано распоряжением мингосимущества РМЭ от 15.04.2002
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.06.2015 10:32
А теперь составьте авторский комментарий которым я заменю Описание.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Всем Добавлено 29.06.2015 12:35
Описание заменено авторским.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Дополнение по датам Добавлено 11.08.2015 19:01
Решение о строительстве радиозавода принято в июне 1962, в сентябре 1963 было утверждено техническое задание на проектирование.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 11.08.2015 21:16
ОК, исправлено.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Опечатка Добавлено 25.08.2015 14:35
В описании в цитате из книги Самофаловой пропущено слово "работы", надо читать "В апреле 1968 года начались работы на стройплощадке..." и далее по тексту.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.08.2015 14:48
Исправлено.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Еще до начала строительства Добавлено 22.04.2017 18:00
Началом строительства радиозавода считается 1968 г., но уже в 1966 г. имелся бланк для официального письма с названием завода, где был указан адрес: Новый Кокшайский проезд. Директором завода в 1966 г. был А. Фролов.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 22.04.2017 21:15
Я думаю, что руководство нового завода до 1971 года "квартировало" на Заводе радиодеталей, поэтому такой адрес. Заводы приборной арматуры и радиодеталей имели адрес: Ново-Кокшайский проезд, без указания №. №№ присвоили после переименования в ул. К.Маркса.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 03.05.2017 23:59
В 1985 г. постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве в Йошкар-Оле завода "Интеграл". В этом же году вышли постановления на уровне РСФСР и Йошкар-Олинского горисполкома. В 1985 г. были получены технические условия на подключение к инженерным сетям и подготовлено техническое задание на проектирование. Приказом Минрадиопрома 1985 г. предполагалось завершить проектные работы в 1986 г., фактически проект был выполнен ЛГПТИ в 1987 г. Завод должен был быть 6-м в ПО "ММ", для организации его строительства был создан ОКС завода под руководством Г.А. Ахметова. Общая территория застройки ограничивалась улицами Машиностроителей, Строителей, Шумелева и территорией ММЗ. Главный фасад завода должен был выходить на ул. Машиностроителей.
Этим же проектом предполагалось построить новое пожарное депо, но все работы были прекращены. Все же успели выполнить одно условие из ТУ, выданных Водоканалом для подключения к его сетям строящегося завода - построена производственная база Водоканала, где он сейчас и находится.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
В дополнении к коментарию 03.05.2017 23:59 Добавлено 11.09.2019 21:53
Постановлением Совета министров МАССР № 471 от 17 октября 1984 г. создана межотраслевая комиссия по выбору площадки под строительство завода.
Место под строительство завода утверждено решением Горисполкома №9/5 от 18 июня 1985 г.
Разработанный генеральный план города "Ленгипрогором" утвержден постановлением Совета министров РСФСР №114 от 30 сентября 1987 г., где площадка под застройку значилась резервной промзоной.
Межведомственная комиссия расматривала несколько вариантов, при этом сразу был отклонен вариант строительства на месте будущего микрорайона №6 (ул. Димитрова). Вариант строительства на пахотных землях государственной сельхозопытной станции на комиссии даже не рассматривали. Рассматривались только 2 варианта: д. Б. Чигашево рядом со строящейся ТЭЦ-2 и вариант на ул. Машиностроителей. Совещание от 27 декабря 1988 г. признало более экономичным вариант по ул. Машиностроителей (он считался вариантом №1, т.к. уже был утвержден Горисполкомом). Вариант №1 по расчету окозался дешевле в 1,5-2 раза, по нему под снос попадали 142 частных и 22 ведомственнных жилых дома.
В 1990 г.часть материалов комиссии были обнародованы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
тыльная сторона корпуса Добавлено 16.04.2021 07:11
olacity.ru ; olacity.ru .


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.