История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Ремонт К. Маркса

Ремонт К. Маркса

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Ремонт К. Маркса"

Описание:

Вот такой подарок нам сделала наш корреспондент и патриот Марийского края Кузнецова Зоя Александровна, посетив Архив министерства образования и науки респ. Марий Эл в своих целях и заодно отсканировав несколько попавшихся фотографий. Спасибо ей за это... Вот первое из присланных фото.

Снимок в описи подписан: «Ремонт мостовой улицы К. Маркса, 1941 год». Действительно, на фото видно, что несколько рабочих покрывают проезжую часть улицы спилами брёвен - торцовыми шашками. Такой вид покрытия назывался «торцовка».

В левой части снимка находится одноэтажное каменное здание гос. архива (id=1855), построенное в 1940 году. За ним, пересекая ул. К. Маркса, проходит ул. Чернышевского, бывшая Рождественская. Вдали, справа от створа улицы, виден купол бывшей Вознесенской церкви (уже без светового барабана и главы), на момент съёмки – Йошкар-олинского пивзавода (id=2027). Колокольня храма уже снесена. В связи со всем этим у меня нет претензий к датировке снимка, чего не могу сказать о следующих фотографиях…

На ближнем плане, в кадре, удаляется автомобиль ГАЗ-М1 – легендарная «эмка».

Фото из архива МОиН, прислано З.А. Кузнецовой. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Маркса, Маркса-82, Чернышевского, архив, автомобиль, машина, Кузнецова, 1940-е
Дата: 13.02.2015 09:41
Просмотров: 9116
Рейтинг: Рейтинг: 4.43 (7 Голос(ов)) 4.43 (7 Голос(ов))
Размер фотографии: 270.8 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Старый город

Старый город
Следующая фотография:
Паводок

Паводок


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Владимир G

Гость
 
Дорога Добавлено 16.02.2015 07:11
Точнее:торцовая шашка.
В первый год строительства завода №297 была установлена маятниковая пила для распиловки таких шашек, предполагали строить дорогу от Козьмодемьянского тракта до площадки завода.
Вот, что писали о дорогах 15.01.1941 при строительстве завода: "Значительный перерасход бензина происходит от плохих глинистых дорог, не мощеных, покрытых осенью сильной грязью, а зимой большим количеством снежных заносов, от сильных холодов, имевших место в декабре".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
О "торцовках" и их авторе Добавлено 16.02.2015 07:46
Массовое строительство дорог из торцовых шашек в СССР началось в 1937 году и было внедрено ветераном дорожного строительства Н.П. Коротковым. Пробным полигоном их внедрения стали мостовые в селах Объячево и Визинга Коми АССР.
Пишет автор:
— В ноябре 1936 г. меня перевели на работу в Объячевский доручасток. По дороге Сыктывкар — Мураши осенью 1936 г. работало много лагерных автомашин ЗИС-5, которые перевозили грузы с железной дороги (ст. Мураши). Дорога под снег ушла с многочисленными ямами и сплошной колеёй.
Учитывая такое состояние дорог и отсутствие гравия, я предложил построить опытный участок дороги из деревянной торцовой шашки по с. Объячево. ОШОСДОР одобрил эту затею и предложил срочно составить проектно-сметную документацию с тем, чтобы в 1937 г. построить опытный участок — 1 км дороги из торцовой шашки.
Из-за отсутствия механизмов земляные работы и распиловку бревен на шашку проектом предусматривалось выполнять вручную. Леса за зиму заготовили достаточно, и с мая 1937 г. я стал прорабом опытного строительства. Ввиду отсутствия рабочих земляные работы и распиловку бревен на шашку до начала сенокоса почти не производили.
В целях экономии рабочей силы я сконструировал деревянную часть шашкорезного станка. Вал и подшипники мне помог сделать механик Сыктывкарского доручастка Н. М. Дубина. Готовый станок я показал директору МТС и попросил выделить трактор с приводным шкивом, пояснив ему, сколько можно на этом сэкономить времени и сил. Он выделил трактор, который для пахоты не годился, а на распиловке работал хорошо. Шашки пилили в две смены. Норма распиловки поперечной пилой вручную на двух человек составляла 7 складочных куб. м, а станком в составе бригады (2 рабочих, 1 тракторист, 1 подросток) получилось со складыванием в штабеля до 140 складочных куб. м. Таким образом, вскоре на бирже появилось много напиленной шашки.
Колхозы на работу стали выделять до 100—150 человек. МТС дополнительно выделил один хороший трактор и канавокопатель, и дело закипело: разрабатывали корыто, устанавливали упорный брус, в песчаном карьере вручную грузили песок на бортовые автомашины, и, выгружая его на дорогу, укладывали торцовую мостовую. Все делалось аккуратно, под нивелир.
Тогда мне большую помощь оказали практиканты Сыктывкарского строительного техникума (дорожное отделение — Сюткин Николай и Данилова Анна). Нам пришлось работать в июне—сентябре по 16—20 часов в сутки без выходных дней. Ночью мы готовили разбивочные работы и наряды, днем руководили строительством, обучали рабочих, так как колхозы меняли их через 2—4 дня.
Начальник ОШОСДОРа С. Н. Полещиков был инженером-дорожником. Он, приезжая на строительство торцовой мостовой, был доволен ходом и качеством работ. За хорошую работу обещал мне выделить путевку на юг в дом отдыха.
Когда в с. Объячево было построено около 0,5 км торцовой мостовой, из с. Визинги приехали председатель райисполкома и секретарь райкома партии вместе с дорожными мастерами И. П. Чугаевым и С. А. Никулиным. Мостовая им понравилась. Они попросили построить такую же в с. Визинга, обещая обеспечить всем необходимым — лесом, рабочей силой и механизмами. За июль—сентябрь там тоже было построено 0.88 км, а в с. Визинга — 0,8 км. Сысольский райисполком оказывал нам всемерную помощь.
Как известно, в 1937 г. проводились массовые репрессии. Вместо путевки на юг мне прикрепили бирку врага народа и 2 декабря 1937 г. арестовали. Я, бывший на день ареста техноруком Объячевского доручастка, якобы с целью вредительства вывел из строя дорогу Сыктывкар — Мураши, неправильно строил торцовую дорогу. Впоследствии нас объединили в группу «вредителей» (Д. И. Куратов — работник ОШОСДОРа, Г. Тырышкин — начальник Объячевского доручастка, я — Кокотков Н. П. и еще один дорожный мастер (фамилию забыл). Верховный суд присудил нам всем по 10 лет лагерей и 5 лет поражения в правах, а при вторичном рассмотрении в апреле 1939 г. нас освободили за отсутствием состава преступления.
Торцовая мостовая отлично отслужила свой срок без ремонта. Люди любили не только ездить, но и ходить по ней. Торцовые мостовые относились к дорогам с твердым покрытием.

Строительство "торцовки" в Балахне, 1938 год: photo.balakhna.ru
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
"Эмка" Добавлено 06.09.2015 06:48
Первые автомобили "М-1" были получены в апреле 1937.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Торцовая шашка Добавлено 30.10.2015 20:06
Век торцовой деревянной шашки не долог...
Этот участок улицы Карла Маркса, "от гортеатра до сквера им. Ленина", был замощен квадратной шашкой летом 1936 к празднованию 15-летия МАО. Дополнительно по улице проложили деревянные тротуары, по обоим сторонам улицы разбили газоны и огородили их невысокой оградой, провели расчистку водосточных канав.
Кроме этого торцовой шашкой замостили ул. Волкова (от Красноармейской до Пролетарской) и соединили ее с Оршанским трактом, соединили ул. Советскую с Кокшайским трактом. При этих работах использовалась как круглая, так и квадратная шашка. Получается Йошкар-Ола впереди всей страны - на год раньше стала внедрять торцовую шашку?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 31.10.2015 22:17
"...был замощен квадратной шашкой..." Почему именно квадратной? Непонятно бессмысленное изменение практичной круглой формы сечения стволов деревьев... Разве что было какое-то количество ж\д шпал или каких-либо других лафетов, которые нужно было "кровь-из-носу" где-нибудь и как-нибудь использовать. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 31.10.2015 22:36
У квадратной шашки более качественное покрытие, но выше трудоемкость при обработке. Мне приходилось слышать воспоминания заводчан о мощении такой шашкой (почти шестигранной формы) производственных помещений, при этом шашка использовалась с пропиткой. Улицы (или скорее их центральные части) Волкова, Советская и Зарубинская имели дороги из булыжника, возможно, Карла Маркса как одна из центральных улиц получила более качественную шашку.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 31.10.2015 22:59
На фото видно, что укладываемая в районе архива шашка имеет природную - круглую - форму. Далее по улице нет и намёка на какое-либо дорожное покрытие. А это 1941 год...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 01.11.2015 07:56
По id=1574 то же не скажешь, что улица Институтская заасфальтирована. Фотографией подтверждается мощение только на участке около гортеатра, остальные данные из планов. В материалах газет за 1936 горсовет постоянно критикуют за то, что они все внимание уделяют на благоустройство, но не занимаются строительством и капитальным ремонтом зданий. Деньги на весь объем работ были по благоустройству были выделены. Сколько служит торцовая шашка (в Ижевске - называли плашкой) мне не известно, но под этим фото подпись: "ремонт мостовой...". Ремонт это не новое строительство, под фотографиями 1936 пишут: "благоустройство", "мощение" и "покрытие". Слово ремонт для нового строительства не применяют.
У нас сейчас асфальт за одну зиму вместе со снегом "тает".....
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 01.11.2015 12:32
В газетах того времени часто желаемое выдавалось за действительное. Увы, таковым оно было - время достижений во всесоюзной индустриализации...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Торцовая шашка в Йошкар-Оле Добавлено 18.02.2017 22:20
По данным С.Я. Яковлева, работавшего аспирантом в МарНИИ в 30-е годы прошлого века: «Торцовая мостовая из дерева стала впервые применяться в 1820 году в г. Ленинграде, где, по предложению академика Гурьева, торцовой мостовой были замощены улицы им. Герцена и Халтурина (Быв. Б.-Морская и Миллионная) и затем часть проспекта 25 Октября (быв Невского проспекта) и Петергофского тракта. В последствии этот тип мощения распространился и заграницей (Англия и Америка), т.е. торцовая мостовая, заменяя собой усовершенствованные типы покрытий, получила применение в условиях городских улиц с большим движением». Например, в Ивановской промышленной области успешно использовали упрощенную торцовую мостовую с 1920 года.
В СССР торцовые мостовые применялись в основном из мягких пород дерева: сосна, ель и лиственница. В основном использовали шашку двух видов: в форме брусков (прямоугольник или квадрат) и шестигранной формы. Были известны случаи применения и «круглых торцов». Срок службы деревянных торцовых мостовых в городских условиях до 4-х лет, а по опыту Ивановской области и до 9 лет, при этом там мостовые строили в основном из осины. В МАО запасы осины были ограничены.
Можно предположить, что впервые торцовая шашка была применена для мощения улиц Йошкар-Олы в 20-е годы прошлого века. Предположение основано на следующих данных: «По дорожному строительству МАО заняла одно из первых мест по советскому союзу, но если посмотреть, какое место по области занимает город Йошкар-Ола, то безошибочно можно сказать - самое последнее… В нашей области уйма леса, годного к строительству материала и все же это не могли использовать для дорожного строительства. Возьмем тротуары, разве нельзя вместо досок умело использовать шашки и наслать ими тротуары так, как когда то наслали по Советской улице? Шашки живут дольше, прочны и не требуют гвоздей, осталось только вбить их по выше уровня земли и систематически очищать от грязи» («Марийская правда» №203 от 21 октября 1932 г.).
В 1931 году (год 10-летия МАО, «третий решающий год первой пятилетки») в области началось развертывание дорожного строительства, на эти цели было израсходовано 1,9 млн. рублей. Но все же, к концу года из 14 тыс. км дорог МАО только 34 км имели каменное покрытие (к концу 1933 года – 52 км) – «высший» тип дорожной одежды в МАО». Ресурсы для строительства каменных дорог в республике на этот период были «довольно ограничены». XVII партийная конференция ВКП(б), проходившая в 1932 году, поставила задачу - обеспечить наиболее быстрый темп развития дорожного хозяйства страны. В МАО особенно активно работы по строительству дорог планировали провести именно в этом году, на общую сумму 2,92 млн. рублей, по сравнению с 1930 годом рост намечался более чем в 10 раз.
Большинство запланированных работ были с успехом выполнены (см. приведенную выше цитату из газеты от 21 октября 1932 г.). Одновременно, в течение лета 1932 года комиссия Крайдортранса (г. Нижний Новгород) провела сплошное обследование дорог области (кстати, это было не первое обследование дорог в МАО), данные материалы были необходимы для уточнения планов второй пятилетки по дорожному строительству (1933-1937 гг.). Основным типом дорог, предполагаемых к строительству во второй пятилетке, были «дороги облегченного типа (дороги низкой стоимости)».
Тогда же был поднят вопрос об использовании торцовой шашки в качестве дорожного покрытия в столице области, но дело в этом направлении не двигалось. 17 мая 1932 года газета «Марийская правда» писала: «Нам уже приходилось выступать на страницах «Мар. Правды» по вопросу о дорожном строительстве. Горсовет объяснил затяжку с началом строительства отсутствием камня, но если нет камня, почему не подумать о торцовой мостовой, почему, наконец, нельзя заняться устройством простых улучшенных дорог без всякой покрышки».
Массовое применение торцовой шашки в Йошкар-Оле нужно отнести к 1934 году. Отправной точкой применения торцовой шашки в столице МАО можно считать статью С.Я. Яковлева «Проблема применения древесных торцовых мостовых в условиях МАО», опубликованную в научно-популярном и политико-экономическом журнале «М.А.О.» №2-3 за 1934 год, издаваемом МарНИИ и Облпланом. В этой работе подробно описано экономическое обоснование использования торцовых деревянных шашек в условиях МАО, технологии их применения при строительстве дорог и ремонте существующих торцовых покрытий, порядок обслуживания и чистки таких мостовых. Автор писал: «Торец в ближайшие годы будет единственным материалом для мощения улиц г. Й-Ола».
Обосновывалось это тем, что камень для булыжных мостовых города ранее завозился из Вятских Полян (в карьерах МАО камня необходимой прочности не было), при этом ремонт таких дорог начинался уже на третий год эксплуатации. Расстояние от Вятских Полян до Йошкар-Олы свыше по железной дороге 300 км, а постановлением правительства перевозка камня по железным дорогам на расстояние далее 200 км была запрещена.
Необходимость поиска альтернативного материала для дорог в 1934 году было вызвано еще одним обстоятельством – началом строительства автомагистрали Нижний Новгород – Ижевск, с ответвлением дороги на МарГРЭС (вопрос о консервации стройки еще не стоял). Часть автомагистрали, проходившей через МАО, прокладывалась по богатым лесом территориям Горномарийского района (разведанных запасов камня в районе не было) и с доставкой торцовой шашки, проблем не возникло бы.
В начале строительного сезона 1934 года газета «Марийская правда» писала: «… Советская, Волкова, часть Коммунистической, Пушкинской, Красноармейской и Карла Маркса одеваются в каменную и торцовую одежду… В течении года должны быть проведены крупные работы по благоустройству города. Надо замостить Коммунистическую и часть Зарубинской и Пушкинской улиц. Для этого потребуется 900 кубометров деревянной шашки. На производство граненого бруса Горкомунхоз заключил договор с Йошкар-Ола лесозаводом №1…». К лету было изготовлено 1/3 от договорного объема. Обращаю внимание на форму шашек – «граненый брус».
В дальнейшем торцовую шашку использовали в Йошкар-Оле до перехода на асфальтовое покрытие дорог, в том числе и при проектировании внутриплощадочных дорог новых предприятий, а в условиях великой Отечественной войны использовали и для устройства полов в корпусах предприятий.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 19.02.2017 00:15
"... в 1820 году в г. Ленинграде...". (Конец цитаты). Так и было написано?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 19.02.2017 09:15
Да.
Музей ГУЛАГа

Гость
 
Найденные экспонаты можно увидеть и пощупать. Добавлено 14.04.2018 11:08
В данном районе, при сносе корпусов 1-ой Электростанции под Филармонию, в культурном слое обнаружена часть торцовой мостовой, как и у древних подвалов купца Булыгина за ТЮЗом. В нашем архиве есть фото сессия с мест находок и в зале фронтовой экспозиции УчЛАГ "СУРОК-СУСЛОНГЕР" о голодоморе 1941-44 х, выставлены редкие, в хорошем сохране, находки: пропитанные дегтем, "торцовые шашки" из сосны и осины.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.