Этот снимок является типичным представителем оттисков со стеклянной фотопластинки (как и предыдущий снимок в этой категории). Обратите внимание на хорошее качество «светотенепередачи». Переход, в 1930-х, на нитроцеллюлозные фотопластинки и фотоплёнки я считаю шагом назад в качественной фотографии и это действие оправдывает только то, что данный вид искусства стал более доступным для широких масс.
Давайте внимательно рассмотрим Вознесенскую церковь, изображённую в левой половине снимка. Архитектурное решение стиля – «Нарышкинское» (русское) барокко, формула основного объёма храма – «восьмерик на четверике». Это говорит о том, что на четырёхгранном помещении расположена восьмигранная надстройка. Восьмерик завершается сферическим куполом, на котором возносится световой барабан с главой. Как обычно, с западной стороны к храму примыкает трапезная, в нашем случае шириной «в три окна». Апсида (полукруглая алтарная часть храма), по обычаю расположенная с восточной стороны церкви, является двухэтажной, содержит алтари обоих храмов – зимнего и летнего. В помещения верхнего – летнего – храма доступ осуществляется по примыкающей с запада и севера открытой галерее-гульбищу. Северная часть галереи видна правее четверикового объёма церкви. С северо-запада к храму подходит четырехъярусная колокольня. На ней располагалось 7 колоколов от 142 пудов и меньше. На четвертом ярусе находились городские часы с боем, сориентированные на юг. Они хорошо просматривались с Базарной площади. Навершие составляли, также как и на церкви, сферический купол со световым барабаном и главой. Обратите внимание на то, что часть арок, с северной стороны аркады ярусов колокольни, заложена кирпичом. Видимо, эта поздняя переделка была продиктована преобладающими северными ветрами в нашей местности, вносящими дискомфорт в работу звонарей в сезоны дождей и снегопадов.
У правого края фотографии виден дом семьи Пчелиных, чьими стараниями во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны – в 1756 году – и была построена Вознесенская церковь. От дома до церкви, через роскошный сад, вела крытая галерея. Помимо этого, согласно преданиям, между строениями существовал подземный ход – один из многих, приписываемых народной молвой дому династии Пчелиных.
Фото 1930-х. Автор неизвестен.