История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Заречный район. Весна 1974 года

Заречный район. Весна 1974 года

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Заречный район. Весна 1974 года"

Описание:

Пришло время осветить серию фотографий строительства в заречной части города микрорайонов жилых домов серии 111-125, известных в народе под обобщающим названием «Сомбатхей». Эта серия снимков хорошо известна в Интернете, снята с одного места – с балкона или крыши жилого дома К. Маркса-112 – весной, с интервалом в один год. История начала строительства подробно изложена мной в комментарии под снимком id=124, поэтому сразу перейдём к описанию первого из семи фото.

Вот так выглядели набережная и заречная часть города в далёком 1974 году. На ближнем плане видим набережную, облагороженную в конце 1960-х гг. В реконструкцию того времени вошли: отделка берега бетонными плитами на участке реки от бани №1 до моста, в дальнейшем получившего название «Центральный», а также прокладка прогулочных аллей вдоль реки на том же участке и от реки до ул. К. Маркса, параллельно Ленинскому пр. На фото видно, что последняя аллея оснащена дополнительными асфальтированными площадками под малые архитектурные формы – скульптуры и лавочки, но пока ими не оборудована. Забор лабораторий факультета ЛД (Лесоинженерное дело) Марийского политехнического института уже приведён в порядок и украшен по верху надписями «мир» на разных языках народов мира. На Ленинском пр. заменены, а на аллеях набережной установлены, уличные светильники с ртутными лампами. Как мы помним, к юбилею республики в конце 1960-х – самом начале 1970-х годов на многих улицах города были смонтированы светильники с лампами дневного света СКЗЛ-3(2) х 80. Их эксплуатация показала сложность в обслуживании и затруднённость запуска в холодное время года. На фото проблемные светильники уже заменены на СКЗР с двумя лампами ДРЛ-250, а на аллеях набережной установлены светильники РКУ. Обратите внимание на состояние проезжей части моста – ни трещин, ни ям, состояние на «пять с плюсом». И это понятно: мосту всего-то двенадцать лет, нет такого интенсивного движения, как сейчас, да и тяжёлые десяти- (а с полной загрузкой почти двадцати-) тонные троллейбусы по нему ещё не ходят. Троллейбусное движение по мосту и дамбе (с 1979 г. - ул. Эшкинина) откроют 30 июня 1974 года (маршрут №2). В створе моста там, где съезд поворачивает налево, на дамбу, стоит стела (id=817). На этом месте через несколько лет возникнет развязочное кольцо пр. Ленина – ул. Эшкинина, а раньше здесь был изгиб старого русла М. Кокшаги. На съезде с моста и далее на дамбе видны рейсовые автобусы ЛиАЗ-677 – в то время по дамбе пролегали два маршрута автобусов: №№ 4 и 9. Перечислю транспорт, попавший в поле зрения: скорая помощь (ещё РАФ-977ИМ); трейлер КрАЗ-255Б («Лапотник») с прицепом-платформой, на которой загружен бульдозер Д-271А на базе трактора С-100; несколько «козликов» ГАЗ-69 (видимо, вездеходы были актуальными в то время), автобусы, самосвалы, грузовики, автокран и служебная «Волга» ГАЗ-2401 - короче, ни одной частной машины.

Обратите внимание, на пустыре, где скоро начнётся строительство нового микрорайона, завезены и разложены штабелями трубы большого диаметра. Не могу сказать, для каких целей: то ли для строительства теплотрассы новостройки, то ли для прокладки трубопроводов намывки грунта…

Между рекой и дамбой видим дома Заречной слободы. Зная о том, что русло реки под мостом искусственное, пытался по большой воде определить старое русло, т.к. насыпной грунт проседает или, если насыпано грунта с запасом, выделяется из окружающего ландшафта положительной возвышенностью. Сделал вывод, что русло пролегало на месте поднятого плацдарма слева от моста. Возвратный участок старого русла можно увидеть справа от моста. Это некая низменность, напоминающая овраг, с уровнем дна гораздо ниже уровня большой воды в реке.

На горизонте, на фоне леса, видны дома строящегося микрорайона «Дубки», предназначенного для военнослужащих, первый дом которого был построен в 1962 году на месте бывшего глиняного карьера и имел адрес: Куярский проезд (ныне ул. Мира), 35.

Фото весны 1974 года. Автор неизвестен.

Слова для поиска: панорама, заречный, Сомбатхейский, Сомбатхей, дамба, Центральный, мост, река, Кокшага, набережная, Заречная, слобода, разлив, 1970-е
Дата: 11.03.2014 15:47
Просмотров: 9742
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 126.4 KB
Добавлен: Profus
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Заречный район. Лето 1975 года

Заречный район. Лето 1975 года
Следующая фотография:
Дорожные работы на Комсомольской

Дорожные работы на Комсомольской


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Сергей Куликов

Гость
 
Дополнение Добавлено 11.03.2014 17:40
Светильники РКУ-250"кобра" освещают аллею к набережной и саму набережную, на Ленинском проспекте установлены светильники СКЗР-2х250.
Весной 1974 года через этот мост (единственный) пролегали три городских автобусных маршрута (3,4,9), в остальное время только 9, 3 и 4 маршруты возвращались на мост по ул. Л.Толстого.
"Ели бы эта возвышенность существовала ранее, то жители Заречной слободы застроили бы её в первую очередь, т.к. она не заливается паводком." - это предложение надо исключить, так как, жители Заречной слободы не могли её застроить, она находилась на другом берегу.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 11.03.2014 19:04
Все светильники такого типа называли РКУ (Ртутный Консольный Уличный), в том числе и VEB Narva, Svetlina, Mesko, Elba, Yavanna, поэтому я и не вдавался в подробности. Но если Вы точно знаете, что СКЗЛ-ы были заменены на двухламповые СКЗР-ы, то ради бога, исправлю.
По маршрутам у меня встречный вопрос. Когда был построен мост в створе ул. Водопроводной? Я, почему-то, был уверен, что он существовал в 1974-ом.
Про старое русло. Вы хотите сказать, что русло пролегало левее этого высокого пятачка, в пойме различимой на фото? Т.е. за 12 лет здесь успели построить дома? Я думаю, что русло было на месте этого плацдарма. Скорее всего этот "пятак" являлся "базой" для сыпучих строй. материалов во время строительства моста.
Напомню как с руслом реки дела обстояли в 1930-х: olacity.ru
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 11.03.2014 22:07
На фотографии видно, что светильники разные: РКУ (ртутный, консольный, универсальный), в просторечии "кобра", из-за внешнего вида, СКЗР (светильник консольный, зеркальный, ртутный), их заменят на "кобру" после установки троллейбусных опор.
Точной даты постройки моста на Водопроводной у меня нет, но 4 маршрут по нему не ходил, к этому времени появятся дома в Сомбатхейском микрорайоне и 4 маршрут будет ходить по дамбе.
Старое русло проходило чуть левее середины этого плацдарма, поэтому они не могли строиться на воде или на другом берегу, мост на плане нарисован приблизительно, в натуре он находится немного правее.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 11.03.2014 22:18
Вы меня опять не понимаете... Из справочника: "Светильник РКУ расшифровка: ртутный консольный уличный. Данная аббревиатура появилась еще в советское время и сегодня практически стала именем нарицательным, которым обозначают в том числе и похожие по конструкции изделия (даже иностранного производства)". (Конец цитаты). Вот что я имел ввиду под аббревиатурой "РКУ". В последнее время стал задумываться, нужна ли такая точность в описании читающим посетителям...
"Точной даты постройки моста на Водопроводной у меня нет, но 4 маршрут по нему не ходил..." (Конец цитаты). 4-ый не ходил, ходил 3-ий.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 11.03.2014 22:39
Про спорный "пятачок" был хороший комментарий "Гостя" под фото id=1866. Приведу отрывок: "В середине лета вся площадка была в свайных ростверках и людей с техникой было как муравьев. ГЕОЛОГИЯ НА ПЛОЩАДКЕ ОКАЗАЛАСЬ СЛОЖНАЯ. СТАТИКУ ДЕЛАЛИ ПОД КАЖДЫЙ РОСТВЕРК". (Конец цитаты) Я представляю какая была геология участка над "материком": ил дна реки и поймы, насыпной грунт различной плотности (т.н. отсыпка - мусор), намывной грунт. Поэтому и делали расчёты статических нагрузок под каждый ростверк, т.к. несущая способность насыпных грунтов в разных местах разная, в зависимости от плотности, состава и глубины залегания "материка".
Юрий С.

Гость
 
Поправка к Описанию Добавлено 11.03.2014 23:43
Реконструкция набережной проведена в конце 1960-х годов. Был ли тогда же украшен забор надписями "мир" на разных языках народов мира - сказать не могу, не помню.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 12.03.2014 09:07
Спасибо, исправлено.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 12.03.2014 09:12
Свежим взглядом, вдумчиво прочитал и, в итоге, удалил не нравящееся Вам предложение. Оно не доносит того смысла который я в него вкладывал, поэтому не понравилось и мне...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 12.03.2014 12:17
"...мост на плане нарисован приблизительно, в натуре он находится немного правее". (Конец цитаты)
Не думаю, что подоснова плана не привязана к местности, а значит вправо сдвигать мост некуда, т.к. это не даёт сделать существующее и сегодня, и в 1930-х, здание ПЛТИ видимое на плане по ссылке.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Ивану Поспехову Добавлено 12.03.2014 19:07
Прошу пояснить:
id=353 "Троллейбусное движение по Дамбе было открыто 30.06.1974 (маршрут №2)".
id=617 "На улице Пушкина ещё нет троллейбусной линии. Она будет открыта 25.12.1975 (маршрут №2)".
Чему верить и что мне ставить под верхним фото?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Ивану Поспехову Добавлено 12.03.2014 21:14
Всё понял, спасибо. Под указанными фото это надо разъяснить...
Сергей Куликов

Гость
 
про даты Добавлено 12.03.2014 23:23
Сначала не обратил внимания, а теперь сомнения появились, за два с половиной месяца построить троллейбусную линию длиной более 10 км, плюс линия освещения, мощности у ММУ "ВВЭМ" позволят? Может снимок 1973 года?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 13.03.2014 08:10
Во-первых, фотографии подписаны по годам.
Во-вторых, мы не видим начала троллейбусной линии, возможно, на момент съёмки, правобережная часть уже построена, а это около половины. Общий круг 2-ого маршрута - 24,3 км, значит в одну сторону ~ 12 км. Где-то на форумах, посвящённых городскому электротранспорту, проскакивало, что установка 10...12 столбов за рабочую смену - это вполне нормальная скорость монтажа контактной сети. А это получается около 120...150 погонных м. сети. На снимке первая половина апреля, я думаю реально за оставшееся до пуска время, смонтировать линию полностью. Уж ОЧЕНЬ не хочется пересматривать дату съёмки, если конечно нет ВЕСКИХ доводов. :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Ивану Поспехову Добавлено 13.03.2014 08:27
В еженедельнике "Йошкар-Ола" (от 2 декабря 1999 года), в статье "Я в синий троллейбус сажусь на ходу..." сообщается, что в 1974 году было пущено два троллейбусных маршрута - это №2 (Дубки - 9-ый микрорайон) и №4 (Дубки - мясокомбинат). Тогда выходит, что по дамбе ходили троллейбусы двух маршрутов? Разъясните?
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 13.03.2014 13:47
Если фотографии подписывались в год съёмки, то вопросы в этом плане отпадают. Здесь мы можем вести речь о том участке, который видим, остальная часть может быть готова к эксплуатации, хотя сомнительно, если здесь "конь не валялся". 24,3 км - цифра, я думаю, всего маршрута, а строили от Панфилова до Дубков, остальная часть уже была в эксплуатации. После постройки линии запустили два маршрута, 2 и 4, но 4 вскоре стал работать только в "час пик". Второй настораживающий фактор: 30.06.74 - 15.12.75. Власть не дала проложить троллейбусную линию напрямую по Ленинскому проспекту, маршрут пустили по Панфилова, на практике это привело к тому, что люди пересаживались у рынка на 4 автобус, который шёл прямо, поэтому быстренько сляпали линию по Пушкина.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Ивану Поспехову Добавлено 13.03.2014 22:46
Спасибо за подробные разъяснения.
slog

Пользователь

Дата присоединения: 28.11.2012
Комментарии: 25
Offline slog
маршруты 1 и 4 Добавлено 27.03.2014 18:55
olacity.ru
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
slog'у Добавлено 27.03.2014 20:08
Спасибо, замечательное дополнение, но не совсем всё понятно, нужна преамбула.
И ещё одно. Вскоре этот комментарий потеряется в общей массе, а в форуме есть ветка "Автобусный транспорт" (Главная страница / Форум сайта olacity.ru / О городе / Вспомнить все / Автобусный транспорт). Неплохо было бы это сообщение продублировать там.
Кстати, последний абзац касается и Ивана Поспехова и его комментария от 13.03.2014; 22:39, только касаемо его собственной ветки форума "Троллейбусный транспорт".
Юрий С.

Гость
 
Об автобусной схеме Добавлено 27.03.2014 20:39
Вероятно, вырезка из газеты января 1971 года. Мост на Водопроводной уже действовал, иначе остановки "Чапаева" быть не могло. Странно, что маршрут "четвёрки" показан через новый мост, обычно автобус ездил от музея до Подсобного без остановок, по дамбе.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 27.03.2014 21:30
Это последнее изменение 4-ого маршрута (удлинение до Гомзово) перед тем, как его пустили по дамбе. В 1970 году, когда 4-ка ходила от "Заводов", она до "Сосновой рощи" тоже шла через Вараксинский мост.
olacity.ru
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Дополню Добавлено 27.03.2014 21:43
Согласно этому изменению 4-ый маршрут продлили от ост. "Заводская" (Санчасть) по Ленинскому пр, далее использовали две троллейбусных остановки: "Стадион" и "1-ый микрорайон", на ул. Машиностроителей. На ул. Красноармейской сделали остановку "2-ой микрорайон" напротив 80-ого по Красноармейской дома, конечное кольцо "Гомзово" находилось напротив 94-ого дома этой же улицы.
Сергей Куликов

Гость
 
про маршруты Добавлено 27.03.2014 23:37
Вы забываете о том, что при Советской власти все карты и схемы рисовались так что по ним заблудишься, эта схема не исключение. На маршруте № 4 после остановки "Стадион" была остановка "1-ый микрорайон", она находилась против нынешнего обувного магазина или рядом с домом № 80 по Красноармейской улице, следующая остановка была конечная на разворотном кольце у дома № 94. Эти остановки существовали до появления троллейбусного маршрута № 5, потом у магазина "Кооператор" установили светофор, около него сделали новые остановки, а эти две ликвидировали. Нарисованный маршрут № 1 тоже не без греха, на ул. Крылова нарисовали лишнюю остановку, дальше пропущена остановка "Нефтебаза", в дальнейшем она стала называться "Росгалантерея".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 28.03.2014 08:36
В том, что ост. "1-ый микрорайон" в вырезке из газеты указана не правильно (до поворота на Красноармейскую, а надо после) - согласен. А я "купился" не проверив...
Посмотрите мою схему. Разве ост. "Торгмаш" на ней - это не "Росгалантерея"?
olacity.ru
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 28.03.2014 10:55
Схема конечно лучше, чем ничего, но принцип её составления тот же - незнание вопроса или специальное сокрытие правильной информации.
Маршрут № 1 от вокзала остановка "Витаминный завод" между магазином, № дома 138, и домом № 136, следующая "Гончарова" - сразу за поворотом у торца дома № 144, "Торгмаш" - перед поворотом у дома № 8, эти две остановки мешали движению и их заменили на одну "Торгмаш", которая находится между домом № 2 и оставшимся куском проезжей части Кокшайского проезда, потом идёт "Нефтебаза" или "Галантерея" - перед перекрёстком с ул. 2-ая Деповская, сейчас её сдвинули вперёд за перекрёсток, следующая - "Столовая" или "ДОЗ" и т.д.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Начало? Добавлено 26.03.2017 23:22
Возможно, что эта серия снимков началась раньше. Подобный ракурс был на фото, опубликованном в газете "Марийская правда" от 14 октября 1973 г (olacity.ru).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 27.03.2017 10:49
Совсем не обязательно. Просто дом Маркса-112 - очень приметная и видовая точка съёмки. Вполне возможно, что она эксплуатировалась фотографами даже задолго до сдачи дома.
Ну а эта серия фотографий целенаправленно делалась для фиксации эволюции строительства в Заречном районе и все снимки сделаны в одно время - весной.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Profus'y и Владимиру G Добавлено 27.03.2017 14:37
Снимок в газете "Марийская правда" говорит о том, что подготовка территории под застройку Пионерского (Сомбатхейского) микрорайона началась в 1973 году, а разговоры об освоении данной территории начались в конце 60-х годов, после принятия Генплана застройки города в 1968 году.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Сергей Куликов Добавлено 27.03.2017 19:15
Земснаряд "12-НЗУ" прибыл в Йошкар-Олу в декабре 1971 г., его сборка и опробование приборов автоматики завершили в марте 1972 г., были проведены линии электропередачи и проложен трубопровод. К земснаряду прилагались катер, понтоны и 1,6 км трубопроводов. Он принадлежал Спецуправлению-480 треста Трансгидромеханизация. предстояло намыть около 9 мл. кубометров грунта на площадь в 51 га, в час земснаряд намывал 120 кубов.
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 623
Offline Guta
Земснаряд Добавлено 27.03.2017 21:16
" Земснаряд "12- НЗУ" прибыл в йошкар-Олу в декабре 1971 г." А до этого земснаряда работал какой-то другой? Если нет то датировка фотографии с катером " Сокол" не выдерживает критики т.к. на той же пленке имеются кадры с работой земснаряда.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Guta Добавлено 27.03.2017 21:30
Земснаряд на М. Кокшаге работал и раньше. Вот, к примеру панорама, склеенная из снимков 1965 года: olacity.ru
И ещё одно. Есть информация, что намывка поймы реки в Заречном районе, под строительство новых микрорайонов, была начата в 1969 году. Так что, ждём фото с Вашей плёнки. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Profus Добавлено 27.03.2017 23:52
В публикациях газеты "Марийская правда" ранее 1972 г. нет упоминаний о намывке грунта под строительство Заречного района. Впервые они появляются 2 апреля 1972 г. d статьt "Новозаречный начинается", где написано: "начать работу предполагается после паводка".
Но в 60-е действительно упоминалось о работах по углублению русла реки.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
О переименовании Добавлено 30.03.2017 01:02
Газета "Марийская правда" от 2 декабря 1973 г.: "Ну что за названия - "Первый микрорайон", "Второй микрорайон", "Девятый микрорайон"?!... Наверное, интереснее было бы слышать "Сомбатхей", "Московский", "Ленинградский", или какие то другие".
Далее про "Пионерский" микрорайон можно было забыть...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 30.03.2017 09:10
"Далее про "Пионерский" микрорайон можно было забыть...". (Конец цитаты). Решение о переименовании микрорайона «Пионерский» в «Сомбатхейский», по предложению общества советско-венгерской дружбы, было принято Исполкомом Йошкар-Олинского городского Совета депутатов трудящихся 24 февраля 1975 года.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.