Строительство Верхневолжского оборонительного рубежа на левом берегу Волги, важного стратегического звена защиты Москвы, протяженностью 1900 км от Рыбинского водохранилища до границ Горьковской и Ивановской областей силами населения прилегающих территорий - это малоупоминаемый, обыденный на первый взгляд, но самый настоящий подвиг тружеников тыла.
Нашей республике приказом Наркомата обороны от 30 октября 1941 г. предписывалось в течение 45 дней вдоль берега Волги выкопать ров с эскарпами, котлованами для дзотов, параллельными траншеями и обводными участками между устьями рек Ветлуга и Парат длиной в 45 км. Планировалось задействовать ежедневно до 30 тыс. человек.
Были образованы 3 стройучастка по 15 км каждый. На 1-м от Ветлуги до Рутки трудились мобилизованные Юринского, Килемарского и Оршанского районов, на 2-м до пристани Дубовая - Горномарийского и Йошкар-Олинского районов, на 3-м - Еласовского и Ронгинского. В качестве главных инженеров участков были командированы специалисты Военно-воздушной академии, а прорабов в подразделения участков - работники дорожного управления МАССР.
Людей не хватало. В среднем ежедневно работало до 18 тыс. человек (максимально - 20 тыс.). Однако 8 декабря с началом наступательных действий под Москвой была принята новая схема рубежа с сокращением объема строительства. В 1942 г. работы свернули. Таким образом сплошной вал укреплений не был достроен. Отрытые рвы и траншеи были приняты комиссией и переданы на хранение ближайшим сельсоветам.
Зима 1941 гг.