История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Делегаты на краевой съезд

Делегаты на краевой съезд

  Создать и послать открытку  


Информация о "Делегаты на краевой съезд"

Описание:

Февраль 1936 г. Десятидневный лыжный переход пятиста марийских делегатов на краевой съезд колхозников-ударников МАО в г. Горький (300 км).

Решение о начале похода было принято 27 октября 1935 г. на бюро обкома ВКП(б) и Президиуме облисполкома. Подготовка шла на месячных агрозоотехнических курсах, где по 4 часа, ежедневно, выделяли на обучение ходьбе на лыжах. Делегаты прошли медицинский осмотр.

Костюмы были разного цвета: зеленые - для командно-политического состава, красные - руководителям делегаций районов (они же командиры рот), желтые - командирам взводов, серые - рядовым участникам. При проходе через Юрино участникам подарили рукавицы, сделанные в Маркожтресте.

Колонны были поделены на два эшелона, первый стартовал в 11:00 часов 2 февраля, а второй - 3 февраля (начальник эшелона Тархов). Во втором эшелоне шёл секретарь обкома ВКП(б) Ч.И. Врублевский.

В Нижний Новгород эшелоны прибыли единой колонной, а 15 февраля вместе с другими делегатами съезда они встречали на вокзале М.И. Калинина. На этом фото изображены лыжники второго эшелона.

Лыжники доставили рапорт съезду, дали слово отлично провести весенний сев и добиться 120-пудовых урожаев. Председатель ВЦИК М.И. Калинин назвал этот переход грандиозным, поистине триумфальным шествием лучших людей колхозной деревни. Переходу придали политический смысл, он стал известен всей стране.

Фото музея обл. комсомола. Передала В.Ю. Полубарьева. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Ударники, колхозники, переход, Горький, 1930-е, Полубарьева
Дата: 03.11.2010 19:16
Просмотров: 3622
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (2 Голос(ов)) 5.00 (2 Голос(ов))
Размер фотографии: 103.8 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Петров и Чавайн

Петров и Чавайн
Следующая фотография:
Марбум строится

Марбум строится


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Юрий С.

Гость
 
Поправка к Описанию Добавлено 29.10.2015 19:14
Врублевского звали Чеслав Иосифович.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Подготовка Добавлено 03.11.2015 07:21
Первоначально планировалось 750 участников. Для них было заготовлено 900 пар лыж, 350 лыжных костюмов. Были созданы курсы по подготовке командиров отделений, через которые должны были пройти 200 человек. Для обучения людей в районах из Йошкар-Олы откомандировали 9 лучших лыжников.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Детали Добавлено 11.12.2016 09:17
Фото печаталось в газете "Марийская правда" от 13 февраля 1966, там значилось, что фото из архива республиканского краеведческого музея. Рядом опубликована статья самой О.А. Никулиной, некоторые данные из статьи немного отличаются от описания.
Поход начался 2 февраля 1936, проходил 10 дней и закончился в Нижнем Новгороде 12 февраля. Прошли 295 км. Женская рота состояла из 7 отделений, всего 74 человека. Заместитель командира роты - рекордсменка области Д.Н. Чумарова. Самая старшая участница похода М.Г. Сапаева (48 лет) из колхоза "Чобык" Новоторьяльского района, самая молодая - Евдокия Сирловва (17 лет) из колхоза "Малала" Звениговского района.
Цитата: "2 февраля 1936 голда. В этот день был дан старт. Северный ветер режет лицо. Советская улица от здания теперешней гостиницы "Онар" до лесного института буквально запружена людьми. В голубых и синих костюмах, в оранжевых шапочках стройной колонной под звуки духового оркестра идут лыжники и лыжницы - делегаты V краевого съезда колхозников-ударников". По пути следования было выпущено 15 номеров стенной газеты "Колхозник на лыжах". Всех делегатов съезда наградили значком "Ударник Горьковского края". Марийская делегация всем руководителям горьковского крайкома и крайисполкома подарила рубашки с национальной вышивкой.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Лыжные поробеги Добавлено 11.12.2016 09:29
До этого пробега были и другие подобные мероприятия.
Первый лыжный пробег в истории марийского края прошел в феврале 1927 г., по маршруту Краснококшайск - Казань. В нем участвовали только женщины - Валеева, Каткова и Гузовская из общества "Динамо".
Следующий пробег прошел в январе 1928 г., по маршруту Йошкар-Ола - Москва. Участники за 13 суток прошли 800 км. В команде было пять человек: Семен Макаров, Александр Кропотов, Михаил Стариков, Николай Шатров и Геннадий Яковлев.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 11.12.2016 15:57
"Северный ветер режет лицо. Советская улица от здания теперешней гостиницы "Онар" до лесного института буквально запружена людьми". ))))) Женские эмоции и ни грамма логики. ;) Если идти по Советской от старого Онара в сторону ПЛТИ (а это правильное направление на Н. Новгород), то северный ветер будет дуть в спину. )))
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Дополнительные детали Добавлено 12.03.2017 16:58
Решение о начале похода было принято 27 октября 1935 г. на бюро обкома ВКП(б) и Президиуме облисполкома. Подготовка шла на месячных агрозоотехнических курсах, где по 4 часа ежедневно выделили на обучение ходьбе на лыжах. Делегаты прошли медицинский осмотр.
Костюмы были разного цвета зеленые были для командно-политического состава, красные - руководителям делегаций районов (они же командиры рот), желтые - командирам взводов, серые - рядовым участникам. При проходе через Юрино участникам подарили рукавицы, сделанные в Маркожтресте.
Колонны были поделены на 2 эшелона, первый стартовал в 11:00 часов 2 февраля, а второй - 3 февраля (начальник эшелонаы Тархов). Во 2-м эшелоне шел секретарь обкома ВКП(б) Врублевский.
В Нижний Новгород эшелоны прибыли единой колонной, а 15 февраля вместе с другими делегатами съезда они встречали на вокзале М.В. Калинина.
На этом фото изображены лыжники 2-го эшелона.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Profus Добавлено 12.03.2017 17:09
В качестве версии.
Раз лыжники проходили через Юрино, то возможно, что они выходили из города по Козьмодемьянскому тракту, т.е. по ул. Коммунистичекой. Если так, то вполне могли попасть на встречный северо-западный ветер.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 12.03.2017 17:34
"...они выходили из города по Козьмодемьянскому тракту, т.е. по ул. Коммунистической". Если они выходили по Козьмодемьянскому тракту, то попадали на него через Коряково (ул. Колхозная), а значит "северный ветер режет лицо" - опять не в тему.
Вы не прочитали цитату полностью: "Северный ветер режет лицо. Советская улица от здания теперешней гостиницы "Онар" до лесного института буквально запружена людьми". Если участники похода шли по Советской от гостиницы до ПЛТИ, то какая может быть Коммунистическая или Коряковка?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Profus Добавлено 12.03.2017 19:01
В цитате сказано, что улица "буквально запружена", но не сказано в какую сторону идет колонна.
С тем, что Козьмодемьянский тракт шел через д. Коряково не согласны некоторые источники:
1. План города Царевококшайская утвержденный 1 марта 1835 г. (Фотоальбом "Йошкар-Ола - Красный город" С.В Стариков). Здесь Козьмодемьянский тракт продолжение ул. Кирпичной.
2. Генеральная схема промышленного освоения лесов Марийской АССР ("Главлесбумпроект"-"Центрлеспроет" Министерства лесной и бумажной промышленности СССР, 1949 г.)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 13.03.2017 11:03
В тексте очень даже конкретно, литературным приёмом, указано направление движения колонны: "...от здания теперешней гостиницы "Онар" до лесного института...".
Ни один из Ваших источников не приводит реальной картины. План от 1 марта 1835 г. является только планом и не был воплощён в жизнь. Схема вообще ни о чём не говорит.
А тем временем Коряково была самой развитой деревней городского посада именно потому, что через неё проходил главный торговый путь (а также почтовый тракт) севера губернии - Козьмодемьянский тракт. Козьмодемьянск был крупным и ближайшим торговым центром Поволжья для всей южной части Вятской губернии и более северных земель, поэтому тракт был очень оживлённым.
Вот фрагмент карты 1798 года: olacity.ru .
А вот фрагмент 90-го листа карты российского Генштаба под редакцией п-ка Стрельбицкого - самой подробной карты России всех времён (1875 года): olacity.ru . Думаю, разберётесь.

Ну а насчёт колонны лыжников могу предположить следующее. Как известно, снег в лесу более рыхлый и глубокий по сравнению с равнинными местами. Думаю, колонна кратчайшим путём добралась до Волги, а далее шла по льду вверх по течению, мимо Юрино и т.д.. Ну а самым коротким путём до Волги был Кокшайский тракт.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 13.03.2017 12:00
Согласен с тем, что колонна не могла выдвигаться 12 февраля 1936 года, т.к. это была среда - рабочий день. Соответственно и горожане не могли провожать лыжников посреди недели. 2 февраля - воскресенье.
Описание отредактировано. Воспользовался Вашим комментарием. Спасибо.
Gutta

Гость
 
Женская логика Добавлено 13.03.2017 20:36
А может не стоит слова " Северный ветер режет лицо" воспринимать как указатель стрелки компаса. Женщины всегда "путают педали" - лево и право и пр. Может северный ветер в её понимании это холодный, морозный, пронизывающий?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Gutta Добавлено 13.03.2017 20:50
Да конечно не стоит! :)))
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Козьмодемьянский тракт Добавлено 20.03.2017 13:32
Считал, что в 30-е годы Козьмодемьянский тракт уже проходил в не д. Корякова. Ошибался, на схеме города за 1939 г. он еще показан проходящим через эту деревню. По-видимому, изменения в начале тракта появились на десятилетие позже.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 20.03.2017 13:37
"...на схеме города за 1939 г.". (Конец цитаты). А как бы эту схему увидеть? :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 20.03.2017 13:41
Спасибо за схему. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Отправная точка Добавлено 23.03.2017 13:41
М. Шалагин "Дело всей жизни" (2015), стр. 19 статья о Н.П. Софронове (осуществлял подготовку колонны к длительному маршу): "Ранним февральским утром от Ленинского садика г. Йошкар-Олы две колонны по 250 человек под звуки духового оркестра бодро отправились в путь". Там же опубликовано фото, на котором лыжники идут по улице г. Горький.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 23.03.2017 14:29
"Ранним февральским утром от Ленинского садика г. Йошкар-Олы две колонны по 250 человек под звуки духового оркестра бодро отправились в путь". (Конец цитаты). Больше верю вот этой информации, тоже Вашей: "Колонны были поделены на 2 эшелона, первый стартовал в 11:00 часов 2 февраля, а второй - 3 февраля (начальник эшелона Тархов)". (Конец цитаты).
Хватит уже современных фантазий. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Profus Добавлено 23.03.2017 22:52
Информация для комментария 12.03.2017 16:58 взята из статьи"Незабываемая страница" (1971 г.), автор Э. Чавайн - зав. отделом республиканского краеведческого музея.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 07.05.2017 17:09
Имея перед глазами схему города 39 года, можно приблизительно представить маршрут лыжников от площади Революции до Козьмодемьянского тракта.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
О схемах выезда Добавлено 26.07.2017 07:31
В нескольких схемах и картах города довоенного периода показано, что Козьмодемьянский тракт выходит из д. Корякова. Но из этого стройного ряда выбивается схема, данная Мароблдортарнсом в Нижегородский филиал Гипрогора, на которой указана грузонапряженность основных грунтовых дорого Йошкар-Олы за 1931 и 1932 годы. Согласно схемы Козьмодемьянский трак выходит из д. Нечаевка и поворачивает на д. Медведево в районе д. Лапшино.
Возможно, изменение тракита связано со строительством аэродрома. В газете "Марийская правда" за 30-е годы встречалось объявление о запрещении проезда и прохода через аэродром, за это полагался штраф.
Возможно, сложилось несколько выездов из Йошкар-Олы на Козьмодемьянский тракт. Например, при будущем расширении города планировали Козьмодемьянский тракт пустить примерно по современной территории ММЗ (встречалась схема). Не случайно, ветбаклаборатория (была спроектирован в 1939 году) и построена на этом месте, а в годы войны в ней размещалось заводоуправление завода №297 (здание и сейчас стоит на территории ММЗ).
Лыжники вполне могли идти через Нечаевку.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.07.2017 10:42
Вы, видимо, уже забыли первоисточник наших споров. Напомню цитатой: "Северный ветер режет лицо. Советская улица от здания теперешней гостиницы "Онар" до лесного института буквально запружена людьми". Вы, наверное, не будете возражать, что ближайший путь в Нечаевку по ул. Коммунистической. Тогда зачем провожающие стояли на Советской "...от здания теперешней гостиницы "Онар" до лесного института", если идти нужно было от гостиницы в противоположную сторону?
Да где-ж Вы столько старых схем и карт нарыли? А как бы их увидеть?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.07.2017 13:39
Советская улица парадная, тогда и к власти ближе. Площади уже нет, вместо нее Ленинский садик. А свернуть с Советской на Коммунистическую не проблема. Автор статьи направления движения колонн не указывал. Возможно любое направление движения. А если до начала движения лыжники встали лицом к провожающим?
Вообще в этом вопросе меня интересовал сам выход из города Козьмодемьянского тракта. Возможно, здание на id=2541 построили на этом месте не зря?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3933
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.07.2017 14:02
"Советская улица от здания теперешней гостиницы "ОНАР" до ЛЕСНОГО ИНСТИТУТА буквально запружена людьми". Направление движения указано вполне конкретно: от Онара до ПЛТИ.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.07.2017 20:20
"Северный ветер" то же показывает вполне конкретное географическое направление. Почему считать это литературным приемом?
Например, некоторые схемы и карты вполне может увидеть любой на стендах Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», заодно посмотреть на старые фото города, фото главных архитекторов города и познакомится с их биографиями.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1433
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 31.07.2017 16:12
Историко-биографические очерки "История Марийского края в лицах. 1917-1940 гг." (2017 г.), очерк о Тимофее Алексеевиче Дмитриеве, стр. 99: "В 1936 году в городе Горьком состоялся V краевой съезд колхозников-ударников. В нем приняли участие 500 представителей МАО, которые прибыли в Горький на лыжах 12 февраля. начальником мужской команды первой лыжной колонны, отправившейся в путь 2 февраля в составе 160 колхозников, стал Тимофей Дмитриев.В начале сентября 1939 года при военкомате МАССР был сформирован 8-й отдельный плотницко-мостовой батальон, который просуществовал около двух месяцев и занимался ремонтом мостов в Йошкар-Оле. Командиром его так же был назначен Т.А. Дмитриев".


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.