История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Прогулка по городу. МРМТ

Прогулка по городу. МРМТ

  Создать и послать открытку  


Информация о "Прогулка по городу. МРМТ"

Описание:

Здание Марийского радиомеханического техникума на углу улиц Пушкина и Палантая. Сфотографировано почти с той же точки, что и предыдущий снимок.

Следует сказать, что в 1950 г., когда в это (тогда еще в два этажа) здание вселялся техникум, со стороны ул. Пушкина никаких входов не было. Был вход со стороны ул. Палантая, почти с угла у перекрестка. Крыло по Пушкина занимали мастерские Технического училища №1, бывшего ремесленного. Вход в мастерские - из основного здания и со двора. Чуть позже там же на первом этаже параллельно развернулись и мастерские техникума.

Ноябрь 1970 г.

Слова для поиска: Пушкина-25, радиомеханический, техникум, РМТ, 1970-е, Кузнецов
Дата: 05.11.2013 19:57
Просмотров: 7598
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 135.2 KB
Добавлен: Profus
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Прогулка по городу. МРМТ, корпус 2

Прогулка по городу. МРМТ, корпус 2
Следующая фотография:
Прогулка по городу. Совхоз-техникум

Прогулка по городу. Совхоз-техникум


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
МРМТ Добавлено 06.11.2013 07:58
Два огромных угловых окна, на третьем этаже техникума, выходят в рекреацию перед конференцзалом (сам зал находился в крыле по ул. Палантая) и, на момент съёмки, закрыты изнутри плакатами "наглядной агитации" политического содержания. К середине 1970-х годов в рекреации выгородят лабораторию измерительных приборов и агитацию, естественно, снимут. Сейчас в этом месте находится выставочный зал техникума.
dmt.dmt

Гость
 
мастерские Добавлено 21.12.2013 10:09
В конце 90-х мастерские (механические) распологались во дворе второго корпуса или справа от стадиона и примыкали к рынку
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 14.03.2014 21:54
Есть ли у Вас информация, что находилось в этом здании в 1940 - 1941(1-я пол.) годах?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
По моей информации Добавлено 15.03.2014 11:03
здание достраивалось, конечно, не такое как на фото.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 15.03.2014 20:32
Здание было готово в ноябре 1940 года. В октябре был завезён уголь в котельную в полном объёме, на весь отопительный сезон. До начала нового учебного года (1941-1942 гг.) нужно было закончить организационную работу по СОЗДАНИЮ учебного заведения, со всеми вытекающими обстоятельствами: созданием штата, программы обучения, производственной базы - к этому моменту должен был начать работу строящийся завод-дублёр в конце Коряково, окончание его строительства было запланировано на 1942 год. Но начавшаяся война изменила планы...
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 16.03.2014 15:34
То есть, в 1930-е годы было принято решение о создании "с нуля" нового учебного заведения? И Вы считаете, что есть прямая связь с принятым тогда же решением о строительстве в Й-Оле нового завода? Эти моменты как-то не очень широко известны, а хочется узнать подробнее.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 16.03.2014 16:22
"От себя добавлю, что в 1939 году, когда в конце деревни Коряково было начато строительство нового предприятия-дублёра «Новая геодезия» (з-ды №№ 297 и 298), на перекрёстке улиц Палантая и Пушкина было заложено ремесленное училище для подготовки кадров необходимых новому предприятию. С началом ВОВ на первый этаж крыла здания, расположенного по ул. Палантая, въехало эвакуированное из Одессы РУ №6 (200 учеников), которое было реорганизовано в Йошкар-Олинское РУ №1 27 августа 1941 года. Остальную площадь здания занимал оптический цех №4 (начальник цеха Гутник) з-да № 297." (Конец цитаты). Мой комментарий от 22.04.2013 17:45 под фото id=1579 .
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 16.03.2014 19:50
Спасибо. Информация рассыпана в комментариях ко многим фотографиям, не всегда удаётся найти. А масштабы впечатляют, корпус в два этажа - только для ремесленного училища, соответственно и новый завод планировался грандиозным для Йошкар-Олы конца 30-х годов. В июне 41-го планы пришлось срочно менять, и уже пошла импровизация с приёмкой эвакуируемых предприятий, дальнейшее известно.
Юрий С.

Гость
 
Одесское РУ №6 Добавлено 26.08.2014 00:55
Ремесленное училище №6 прибыло в Йошкар-Олу 26 августа 1941 года. 27 августа реорганизовано в РУ №1. В конце августа отправлено в Волжск, где учащиеся до декабря проходили производственную практику на Марбумкомбинате. В декабре 1941 года училище вернулось в Йошкар-Олу. Учащиеся размещены для производственной практики, главным образом, на заводе №297, а также на предприятии ОКБ-43. Летом 1942 года состоялся выпуск довоенного (1940 года) набора учащихся. Источник: " Профессиональное образование Республики Марий Эл" (Йошкар-Ола, 2008 г.).
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 24.09.2014 12:29
Вы пишете: здание было готово в ноябре 1940 года. В октябре был завезён уголь в котельную... и т.д. Учащиеся вспоминают другое:
Мороз Терентий Филиппович, 1925 г.р., с 1940 года в Одесском РУ №6: "...В конечном итоге приехали в г.Йошкар-Олу. В Йошкар-Оле ремесленное училище №6 было реорганизовано в ремесленное училище №1. Из-за отсутствия помещений нас отправили в г.Волжск на Марбумкомбинат, где мы работали до декабря, а потом снова вернулись в Йошкар-Олу, где сами оборудовали мастерские, устанавливали оборудование прямо в цехе завода №297 (ММЗ). В начале 1942 года начали работать в этих мастерских. Работали наравне со взрослыми."
Куканов Юрий Васильевич, 1926 г.р.: "В марте 1942 года, не закончив 8-й класс средней школы, я был призван для обучения в ремесленное училище №1 г.Йошкар-Олы. [...] Приступили к учебе 8 марта 1942 года в недостроенном помещении на ул.Пушкина."
Из книги "В боях отстояли Отчизну свою..." (Йошкар-Ола, 2005 год), стр. 9, 10 и 107.
Вопросы: Откуда известно, что здание было готово в ноябре 1940 года? Откуда известно, что оно предназначалось для будущего ремесленного училища?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 24.09.2014 14:03
"Вопросы: Откуда известно, что здание было готово в ноябре 1940 года? Откуда известно, что оно предназначалось для будущего ремесленного училища?" (Конец цитаты). Из музеев ММЗ и МРМТ, из воспоминаний первого директора ОМТ Красикова Вячеслава Андреевича и его зама по УР Капилевич Григория Вульфовича, из архива завода "Вектор", бывшего "Геодезия" (г. Екатеринбург).
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 28.09.2014 13:21
"Они ковали Победу" (2010г.) стр.19: "В начале июля началась подготовка к приему эвакуированных Московского и Ленинградского оптических заводов. [...] 18 августа на станцию Зеленый Дол прибыли эшелоны с 88 станками, рабочими, специалистами и инженерно-техническими работниками. Доставленное в Йошкар-Олу оборудование устанавливалось в зданиях сельскохозяйственного техникума, мебельной фабрики, строящегося ремесленного училища и в недостроенном корпусе №1 завода."
Книга (по словам её авторов) написана на основе документальных источников, свидетельствований ветеранов и т.д. Какое здание в августе 1941 года авторы могут называть "строящимся ремесленным училищем"?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 29.09.2014 07:54
В исторических поисках часто приходится правильно вычленять прерогативу. Цель написания книги "Они ковали Победу" - поимённая фиксация тружеников тыла нашей республики, а не подробная история ОМТ, ММЗ и др. Да, и для достижения основной цели авторами книги (и поисковиками) использовались документальные и другие источники. Предисловие, на текст из которого ссылаетесь Вы, - это только ремарка авторов. В моём же случае было более подробное изучение именно истории техникума... Я не собираюсь ничего доказывать, а принимать или нет - это Ваше право.
По сути вопроса. Случилось так, что готовое здание не пришлось использовать по назначению и поэтому оно вполне могло остаться в памяти как "строящееся ремесленное училище"... Вполне возможно, что что-то было не достроено и планировалось зимнее завершение строительства, поэтому и был завезён уголь...
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 30.09.2014 10:40
Как быть со свидетельством Куканова? На одиннадцати страницах он подробно и буднично рассказывает об учёбе в РУ №1 (1942-1944), о мастерах, о недоедании, о скотском быте (его слова). В дальнейшем, в 1944-1964 гг., он сам работал в училище. Нет никаких оснований не верить ему, когда он говорит о недостроенном помещении.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 30.09.2014 11:00
Выше я согласился с тем, что помещение могло быть недостроенным. Стадию недостройки вряд ли кто-то сейчас определит, но одно знаю точно: в октябре 1940 года паровое отопление здания от встроенной подвальной котельной было проведено, а это значит: коробка была готова, оконные и дверные блоки стояли в проёмах, крытая крыша была на месте. А это уже, можно сказать, готовое здание.
Владимир G

Гость
 
РУ-1 Добавлено 31.01.2015 07:53
Память не всегда точно. В основном те, чьи фамилии в комментариях,в 1940 не жили в городе.В отчете директора строящегося завода в НКВ СССР от января 1941 не упоминается о строительстве здания РУ. В справке в банк, за подписью директора действующего завода №297, начало строительство здания РУ 1941.В 1940 была построена только котельная жилпоселка, сейчас в ней спортклуб "Атлант" (район Санчасти). Герой Советского Союза Т.Ф. Мороз пришел на завод в начале декабря в сборочный цех, но для сборки еще было нужно детали изготовить. Например, на месяц раньше из училища на завод пришел токарем Я.Д. Быдаровский. По-видимому, 200 человек, это округленная цифра (но не сильно) или к ней добавлены члены семей преподавателей, т.к. на стендах музея училища данные другие.
Теперь о моей памяти (совсем недавней) на стендах музея РМТ есть фотография этого корпуса, но еще в 2 этаже и без оштукатуренного фасада. В музее училища есть фото здания 2 этажа с оштукатуренным фасадом. Мне кажется, что здания разные, возможно в училище на фото корпус между планетарием и магазином "Тысяча мелочей", где во дворе была деревянная столовая училища.
Кстати Х.Б. Гутник не первый начальник цеха №4, краткая биография появилась на сайте музея ЛИТМО (там же Кривовяз, Лебедев, Рояк).
Владимир G

Гость
 
РУ-1 Добавлено 07.02.2015 16:29
Есть уточнение. Если прочитать все, что написано о Ремесленном училище в книге под общей редакцией А.Л. Гаранина "Профессиональное образование Республики Марий Эл. Очерки истории профессионального образования Республики Марий Эл" - Й-Ола, 2008. (обратить внимание на Приложение №1, на стр. 309) и в книге П.В. Воеводский "Ремесленное училище №1 (ТУ №1). В сердце нестираемый след..." - Й-Ола, 2009, то однозначно можно сказать, что было 2 здания РУ-1.
Первое здание - это мастерские училища, переданные ему в 1941 - здание около планетария (его фото на обложке книги Воеводский и в музее ВК ПГТУ "Политехник"). Кстати, Воеводский основатель музея училища, проработал в нем более 50 лет. В этом году ему будет 95! Это здание вполне могло существовать в 1940, завод №297 его не строил.
Второе здание - здание на этом фото, строилось в 1941-1942. Оно было в титульном списке строительства завода №297.
В Годовом отчете по капитальным вложениям за 1941 год (завод №297) техническая готовность Ремесленного училища - 83%. В плане ввода на 1941 здание училища не значилось. В июле 1942 завод №297 инспектировал главный диспетчер НКВ Голубев, он отметил, что здание училища в 3500 кв.м. на 70% свободно. Среди недостатков этого здания - "исключает эксплуатацию в зимний период" (в документах тех лет писали экплоатация). На 1 июля 1942 здание числилось по ведомости незаконченного строительства.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 07.02.2015 17:28
Здание Палантая-114, жёлтое на id=1021 ,по данным Сергея Куликова построили в 1938 году. Первоначальное назначение не выяснено.
Владимир G

Гость
 
Юрию С Добавлено 11.02.2015 20:35
Именно об этом желтом здании я писал.Его черно-белые фото в музеях ММЗ и ВК ПГТУ "Политехник". Надписи под ними примерно такого содержания: "В этом здании с декабря 1941 г размещались мастерские РУ №1" и "Здание училища 1941 - 1981 гг". Оно на обложке книги П.В. Воеводского.
Посмотрел еще раз Постановление ГКО от 2 августа 1941, до этого не обратил внимания. Все здания, которые предполагалось передать заводу №297 писали в отдельной строке, кроме двух: "б) новостроящееся здание ремесленного училища Управления Трудовых Резервов; в) здания сельхозтехникума Наркомзема и педагогического училища Наркомпроса РСФСР;". Причем, если ремесленное училище указано, как строящееся, то другие здания получаются уже существующими. Здания сельхозтехникума и педучилища написаны вместе, хотя принадлежат разным наркоматам. Вывод: здания сблокированы (например, как было в 70-е университет и Планетарий-Кинолекторий) или они находились в непосредственной близости (как на предложенном фото "желтое здание" и Планетарий). Более в документах завода №297 упоминания педучилища не встречается.
Я предполагаю, что "желтое здание" на Палантая и было педучилищем, переданное РУ №1 в декабре 1941 (по-этому его и нет у завода №297, а его надо искать в Трудовых резервах).
В то же, время нельзя сбрасывать Протокол №12 от 5.05.1941 (стр. 309, "Профессиональное образование Республики Марий Эл. Очерки истории"), где указывается "Дом печати". Но разница между документами 3 месяца. Я предполагаю, что под "Домом печати", все-таки подразумевалось здание на углу Пушкина и Палантая. Его после мая 1941 и начали называть Ремесленным училищем, а достроили в 1942.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 12.02.2015 07:49
Домом Печати называли заложенное в 1930-х здание типографии №2 по адресу: ул. Советская, 93 (97, 99, 157, id=1579). В конце 1930-х недостроенное здание использовалось как общежитие, в 1941-м было передано эвакуированному ГОИ, в 1944-м - только что созданному Оптико-механическому техникуму, в 1950-м - Музыкальному училищу, а в первой половине 1960-х, после пуска в 1962 году Центрального моста, потеряло половину (id=1351) и просуществовало в таком обрубленном виде аж (как выясняется) до второй половины 1980-х, приютив всевозможные мелкие организации.
Владимир G

Гость
 
Profus Добавлено 12.02.2015 13:44
Я высказал предположение по зданию "Дома печати", без достаточных сведений о данном здании, и вполне соглашусь с Вами. Достоверно сказу, что в Годовом отчете по капитальному строительству за 1944 по заводу №297 данного здания нет. Работы проводимые по ремонту хозяйственным способом в данный отчет не включались.
Юрий С.

Гость
 
О мастерских РУ Добавлено 23.03.2015 23:13
Куканов (учился с марта 1942 по март 1944):
"Приступили к учебе 8 марта 1942 года в недостроенном помещении на ул. Пушкина. Летом работать было относительно нормально, а с наступлением холодов отопления не было, температура как на улице. Работали в телогрейках. [...] Мастерские училища занимали первый этаж заводского цеха №4, поэтому мы работали за колючей проволокой и несколько выше - с вооруженным охранением. Проход на территорию мастерских был по пропускам, а в цех - с дополнительной пометкой."
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
РУ-1 Добавлено 24.03.2015 07:11
Работали. 1942.
В 1942 ввели в РУ: столовую, временное отопление, временное освещение, туалет, нары. Но нет указания на конкретное здание.
А про дом №114 написано с декабря 1941. Кстати за домом №114 была деревянная столовая, может ее ввели в 1942?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2040
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 24.03.2015 10:31
"за домом № 114 была деревянная столовая" - её ввели в 1952 году.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 24.03.2015 22:15
Понял. Видимо эти затраты были по зданию на углу Пушкина и Палантая. В общем здания №110 и 114 ни чем не связаны при строительстве, кроме конечно последующего общего пользователя (другое слово не подобрал) - РУ-1
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 25.03.2015 09:59
Если я правильно понял, здание на фотографии наверху строилось для Дома печати. Если я правильно понял, это сообщает Воеводский в своей книге. Интересно почитать прямые цитаты из книги (без сокращений "[...]" и собственных добавлений в скобках), в которых автор об этом пишет.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 25.03.2015 12:35
Немного неточно. В книге Воеводский об этом не писал, это взято из его устного рассказа. Про Дом печати написано в Протоколе №12 на стр. 309 книги "Профессиональное образование Республики Мари Эл", но там не указан адрес. Поэтому достоверно точно утверждать я не берусь.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 25.03.2015 12:44
Думаю, Вам будет интересно: olacity.ru . Фото прислал Владимир G.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2040
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 25.03.2015 13:55
На снимке olacity.ru всё понятно, кроме дымовой трубы.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 25.03.2015 14:32
Это труба встроенной котельной, находящейся в подвале (видна на id=1660 и на i074.radikal.ru), а не та, которую видно на id=1069. Построенный третий этаж её закроет.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2040
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 25.03.2015 14:55
Почти убедили, значит уже знали, что будет 3 этаж и поэтому кровля плоская или её вообще нет.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2040
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 25.03.2015 15:03
Ещё вопрос на засыпку, на фото olacity.ru трубы из окон - вентиляция или буржуйки, согласно прозвучавших мнений, что здание не отапливалось.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 25.03.2015 15:24
Встречный вопрос. А зачем буржуйки, если есть собственная котельная? :)
Цитата из моего комментария выше: "...в октябре 1940 года паровое отопление здания от встроенной подвальной котельной было проведено, а это значит: коробка была готова, оконные и дверные блоки стояли в проёмах, крытая крыша была на месте...". (Конец цитаты). Я не отказываюсь от своих слов... :)
Кровля на здании имела небольшие скаты (видно по существующему карнизу и отводным трубам организованного слива по углам). Скаты кровли скрывает аттик, как на крыше дома Советская-147 (id=1825).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2040
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 25.03.2015 15:58
Я помню, читал, просто в комментариях звучало, что здание было недостроенным, хотя я согласен с тем, что оно построено в 1940 году, значит было законченным строительством и отапливалось.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 25.03.2015 16:37
Возможно акт подписать и не успели, но здание было вполне готовым.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 25.03.2015 19:06
Владимир G выслал скан протокола, на который ссылается выше в комментарии: olacity.ru , хотя я не понимаю, что он может объяснить, т.к. предвоенные планы (а протокол предвоенный), в массе своей, не были выполнены...
Видимо, протокол не оригинальный - в скобках пояснения от авторов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.03.2015 19:21
Зря Вы посчитали недостроенным Домом Печати здание по Палантая, 110, ссылаясь на Протокол №12. Разъяснение в скобках ("старый корпус радиотехникума") не может быть современником даты Протокола, т.к.:
- техникум появится только в 1944 году (приказ №262 об его открытии будет подписан НКВ СССР 3 июля 1944 г.);
- появится он как оптико-механический (никак не "радиотехникум").
Видимо, в Протоколе идёт речь о здании по ул. Советская, 93 (97, 99, 157, id=1579).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Протокол №12 Добавлено 25.03.2015 19:38
Интересный пункт:
«6. Обязать директоров:
[…]
б) завода №298 (тов. Самойлова) к 20.06.1941 г. Обеспечить постройку одного каменного здания под общежитие на 200 мест для размещения учащихся». (Конец цитаты).
Скорее всего, этот пункт был выполнен, т.к. его срок заканчивался до начала ВОВ.
Вопрос: что за каменное здание?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Постановление №675 Добавлено 25.03.2015 19:49
А теперь давайте обратимся к Постановлению Совета Народных Комиссаров Марийской АССР № 675 от 24 июля 1944 года "Об организации Марийского Оптико - Механического Техникума" (s55.radikal.ru).
"2. [...]
в) Директору завода № 298 тов. Кузину и Начальнику Управления Трудовых резервов тов. Батькову до 1 сентября 1944 года подготовить общежитие на 150 человек для нового набора ФЗО № 4 и ныне занимаемое помещение ФЗО передать Техникуму". (Конец цитаты).
Не о каменном ли здании из предыдущего комментария идёт речь???
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Хронология Добавлено 25.03.2015 21:52
Возможно, что здание РУ существовало в 1940, но тогда оно не принадлежало заводу №297. В титульных списках на 1940 и в отчетах за 1940 по заводу его нет. В проекте титульного списка на 1941, составленного в октябре 1940, его нет.
Хронология событий по РУ, когда его история связана с историей завода №297 (составленная на документальных источниках и без учета воспоминаний очевидцев):
В конце января 1941 А.Е. Добровольский поставил задачу: «принять непосредственное участие в практическом осуществлении организации Ремесленного училища в Йошкар-Оле и сообщить Главку о потребном для ремесленного училища оборудовании, разрешив одновременно на месте вопрос обеспечения Ремесленного училища электроэнергией». Получается, что здание уже существовало, но степень его готовности не известна.
С 1941 РУ попало титульный список, как один из главных объектов завода.
10 марта 1941 создано Управление трудовых резервов МАССР.
5 мая 1941 вышел Протокол №12, согласно которого к 1 августа 1941 завод №297 должен был «обеспечить достройку и оборудование начатого строительства «Дома печати» (старый корпус радиотехникума) под мастерские ФЗО и РУ №1;». Так в тексте.
10 июня 1941 вышел приказ наркома вооружения о расширении и строительстве ремесленных училищ на заводах наркомата. Согласно документу, РУ в Йошкар-Оле должно было принять учащихся в 1941. Задача по строительству должна была быть решена совместно с Наркомстроем.
27 августа 1941 Одесское ремесленное училище №6 реорганизовано в Ремесленное училище №1 Йошкар-Олы.
Осенью 1941(точная дата не указана) Начальник Управления трудовых резервов пишет Докладную, в которой говорит, что завода №297 и 298 не готовят базу РУ и просят перенести сроки на 20 декабря 1941. Для организации мастерских он просит половину здания , достраивающегося по ул. Палантая.
В октябре 1941 первые учащиеся стали приезжать из Волжска на завод №297.
В декабре 1941 училище стало размещаться в здании Палантая №114 (подписи под фотографиями в двух музеях).
В 1941 завод передал училищу 17 единиц оборудования, которое к концу 1941 еще не было установлено и находилось в монтаже. При РУ была построена временная ТП и проложен кабель к ней от горэлектростанции, а от этой ТП была запитана ТП при здании Палантая №116. Техническая готовность корпуса РУ - 83 %.
Технический проект РУ был утвержден УКС 2-го ГУ НКВ СССР 7 января 1942.
В титульном списке на I квартал 1942 (февраль 1942) – строительство и монтаж РУ, началом строительства значится 1941. Но уже с февраля 1942 значится, что РУ строится для производственных цехов.
С мая 1942 значится - бывшее РУ /оптический цех/, при этом срок ввода май 1942.
В июле 1942 значится готовыми 3500 кв.м. площадей, которые на 70 % свободны, но их эксплуатация исключена в зимний период, нет благоустройства и дорог. Оптическое производство в здании разместить не возможно, «объект требует специальной чистоты». Здание числится по ведомости незаконченного строительства. Построенные временные объекты при РУ: гараж, нары, временное отопление, временное освещение, трансформаторный киоск, столовая, уборная, высоковольтная линия от завода до РУ, временный монтаж оборудования. И еще общежития на стадионе «Медик» и общежитие ФЗО.
В ноябре 1942 в здании РУ имевшего два этажа размещен оптический цех и прочие подразделения, вводится 3500 кв.м.
К концу 1942 Стройтрест №16 сдал котельную бывшего РУ, после чего цехи перевели из здания Палантая №116 в РУ. План на 1943 по РУ: монтаж оборудования, постоянное электроосвещение, мелкие строительные работы и организация цеха вспомогательных материалов.
Пока это все достоверные сведения, нужно заполнить пробелы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 25.03.2015 22:06
Посчитал здание по Палантая 3110 за Дом печати не я, а воспользовался чужим комментарием. Выше я специально привел данные из документов. Постарался без комментариев. Хотя я согласен, что в Протокол №12 уже попали чьи-то комментарии. Думаю, что документ не из архива, а из материалов собранных в музее училища, как я ранее писал (к сожалению у меня только 20-21 и 71-73 страницы из этих материалов).
В указанной выше хронологии я только пропустил:
- 14 декабря 1941 все учащиеся приехали из Волжска в Йошкар-Олу;
- 9 марта 1942 приступил к занятиям новый набор учащихся.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.03.2015 22:14
Раз Вы воспользовались чьим-то комментарием, значит Вы разделяете высказанное в нём мнение. По-моему так... Но не в этом мой вопрос.
Что за КАМЕННОЕ здание должен был построить ДО ИЮНЯ 1941 ГОДА завод №298 (будущий ЗПП)? И не его ли он передал вновь созданному техникуму в 1944-м?
И вообще, ЧТО ЭТО ЗА ЗДАНИЕ? Мы так и не выяснили этот вопрос под фото id=1579.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 25.03.2015 22:27
Протокол обрывается, на стр. 310 уже другой документ.
В книге Блюма "В дали от фронта" о событиях строительства завода №298 до начала войны совсем немного. Об интересующем вопросе только: "предусматривалось строительство... общеобразовательной школы и профтехучилища...". В тесте явно применены уже современные названия объектов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.03.2015 22:39
А если подумать? Ведь в то время каменных зданий в городе было не так уж и много...
Например, почему в Описании фото id=1021 автор назвал здание Палантая-114 школой ФЗО? Ведь не с потолка же он это взял? Я не утверждаю, что автор прав, даже более возможно, что он ошибается, но ведь дыма без огня не бывает?..
Допустим, что в Ваших документах, где встречается упоминания о здании на ул. Палантая, везде имеется в виду Палантая-110... Ну давайте допустим? Вы документы изучали, Вам и карты в руки - факты срастутся? :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G (продолжение) Добавлено 25.03.2015 23:02
Зато дальше смотрите как всё гладко. В 1949 году цех №4 закрывают в связи с перепрофилированием завода. В 1950 году в это здание (Палантая-110) переезжает Оптико-механический техникум и переименовывается в Радиомеханический. ТУ №1, тем временем, переезжает в здание бывшей школы ФЗО №4 298-го завода (у завода №297 не было школы ФЗО) на Палантая-114. Как Вам такой расклад? :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 25.03.2015 23:41
Везде просто Ремесленное училище, все встречающиеся факты по нему приходятся на Палантая №110.
За Палантая №114 только надписи на стендах в музеях ММЗ и колледжа "Политехник". Но это получается только учебный корпус (по воспоминаниям), т.к. здание напрямую к заводу не относится, то про него ничего и нет. На заводе №297 не было бы столько информации, если бы РУ не переделывали под оптический цех завода.
Да, мастерские работали на завод и сосуществовали в одном здании с цехом, РУ готовило кадры для завода №297, но это другая организация и другой директор, другой учет.
Дополнительная информация:5 ноября 1941 было постановление СНК МАССР о организации ремесленных училищ на базе заводов №297 и 298, но оно не выполнено (стр.37 "Профессиональное образование Республики Марий Эл"); 28 сентября 1942 постановление СНК МАССР (стр. 40) об организации ФЗО №4 при заводе №298; О ФЗО №4 упоминается в книге о заводе №268, позднее базовым для ЗПП стало ГПТУ-11.
В книгах о заводе №298 есть только о строительстве или завода или жилпоселка, а это совсем далеко от id=1579.
Из указанного постановления от 24 июля 1944 можно понять, что здание id=1579 по ул. Советской 93 (бывшее здание общежития Марстройтреста) принадлежала ФЗО №4 завода №298. А в книге "Завод полупроводниковых приборов. 1941-1991гг" на стр.3 написано: "Для размещения прибывшего из Москвы оборудования и организации производства постановлением СНК республики было выделено два помещения: одноэтажное здание общежития Марстройтреста и здание кинотеатра "Октябрь" (бывший собор)". По книге получается, что до размещения в этом здании ФЗО в 1941 здесь разместились цеха завода №298. Так, что все сходится, кроме одного. Если это общежитие Марстройтреста, почему вы называете его Домом печати?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.03.2015 23:50
Как общежитие Марстройтреста здание использовалось недостроенное (1938 г. - olacity.ru). А заложено оно было как типография №2 (типография №1 располагалась в пристрое к дому Наумова, на ул. Советская, 104, id=517) иногда называемая Домом Печати. По крайней мере, это общепринятая гипотеза, хотя я её подвергаю сомнению... :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.03.2015 00:00
Пропустил слово "частично". Согласно постановлению, ФЗО завода №298 занимало только часть здания Советская 93 (по состоянию на июль 1944).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Общежитие Марстройтреста Добавлено 26.03.2015 07:39
Владимир G прислал скан страницы из книги "Завод полупроводниковых приборов. 1941-1991гг", выпущенной в 1991-м к юбилею завода, на которой размещён рисунок здания Советская-93. Раз уж разговор начат здесь, то и ссылку на рисунок размещу под этим фото: olacity.ru .
На рисунке, скорее всего, изображена сторона здания-колодца обращённая к ул. К. Маркса. Виден проезд между двумя крыльями во внутренний дворик. Правое крыло, ближнее к оврагу (в будущем - к Ленинскому пр.), уже построено, в отличии от состояния здания на 1938 год. На углах здания можно разглядеть выступающие пилястры, что соответствует конструкции вышеуказанного здания (id=1579). Правда, количество окон "не бьёт" с планом 1938 года, но это ведь всего лишь рисунок... А может количество проёмов было изменено в ходе достраивания здания. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.03.2015 12:53
Достоверно утверждать не могу, но не слишком ли высокопарное название Дом печати для такого здания как на id=1579. Например, Дом крестьянина на id=1005 выглядит дворцом по сравнению с ним. Но в постановлении за 1944 здание названо – «бывшее общежитие Марстройтреста», в 1941 заводу №298 передавали, как общежитие Марстройтреста (так в книге). Если в 1941 общежитие, то вряд ли в протоколе №12 его назвали бы по-другому, а в протоколе написано Дом печати. А если до войны здание называлось бы Дом печати, зачем в постановлении 1944 писать "здание бывшего общежития Марстройтреста"? На ссылке плана здания написано №99, это уже после смены нумерации?
Ничего не доказывающее предположение - здание типографии, построенное через 14 лет после войны (id=203) несколько напоминает здание РУ-1. Те же два крыла и они приблизительно одинаковой длины.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.03.2015 14:25
Ну, во-первых, не такой уж и маленькой была для довоенной Йошкар-Олы стройка типографии №2 (всё-таки это официальное название объекта). Посмотрите на фото id=986 или id=1578, почти в центре кадра найдёте искомое здание. Квадрат ~60 х 60 метров представляет из себя довольно-таки внушительные строительные объёмы для 1930-х.
Во-вторых, здание первоначально планировалось двухэтажным, это ещё добавляет объекту внушительности.
В-третьих, кроме непосредственно типографии на первом этаже, все остальные службы, вплоть до редакций, предстояло разместить на втором этаже. Чем не Дом Печати? :)
Не сомневайтесь, на плане 1938 года и на фото id=986 в центре снимка одно и то же здание (а значит и здание бывшего О-МТ, музучилища). Сравните фасад, выходящий на Советскую, на обоих документах. Количество и расположение окон, двух дверей, печных труб - всё говорит об идентичности строений. Ну а номера, ... а что номера? Город менялся, менялась и нумерация... :)
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 20.04.2015 20:13
Про пункт 6.б) из комм. 25.03.2015 19:38.
Каменное здание - не дом ли №114 по Палантая? id=1021 Ничего другого подходящего поблизости не наблюдается. И в нём действительно разместили учащихся РУ. Правда, есть версия, что дом построен в 1938 году (Сергей Куликов), объяснения этому у меня нет.
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 01.05.2015 23:07
Ваш комментарий "Хронология" от 25.03.2015 21:52, абзац про ситуацию на июль 1942 года. Цитирую: "И еще общежития на стадионе "Медик" и общежитие ФЗО."
Хочу уточнить этот момент. Завод №297 построил общежитие для ФЗО? Насколько известно из книги "Профессиональное образование РМЭ", ФЗО у завода никогда не было. Может быть, в цитату в комментарии вкралась ошибка?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 02.05.2015 09:31
ФЗО при заводе №297 не было, но в ведомости незавершенного строительства на 1 июля 1942 в разделе строительные работы по временным объектам перечисляются "общежитие на стадионе "Медик" и "общежитие ФЗО". Причем в воспоминаниях бывших учащихся РУ говорится о житье под трибунами стадиона, а общежитие ФЗО ни где не упоминается (по крайней мере, мне не встречалось). В качестве предположения (без доказательств): в документе о передаче здания по ул. Советской под оптико-механический техникум упоминаются общежитие завода №297 и школа ФЗО завода №298, возможно, что это и есть "общежитие ФЗО".
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 02.05.2015 15:04
В период с декабря 1941 года до ноября 1942 года в Йошкар-Оле не было ни одной школы ФЗО, поэтому строить "общежитие ФЗО" заводу не было смысла. Вероятно, имели в виду общежитие РУ.
Куканов (1942-1944 в РУ) упоминает общежитие для иногородних учащихся, но не указывает конкретное место. На стадионе, пишет, жили служащие.
По Одинцовой (1943-1945 в РУ), общежитие было в здании Палантая-114.
Есть ли упоминания об общежитии РУ в доступных Вам документах? И до сих пор не выяснили время постройки Палантая-114. Про Палантая-110 у меня вопросов нет.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 02.05.2015 18:22
Я привел название так, как записано в документе. Он приложен к отчету Главного диспетчера Наркомата вооружения СССР, который посетил завод №297 в июле 1942. Его задача была определить наличие и необходимость производственных возможностей завода. В документе перечисляется много различных объектов, идентифицировать многие из них сейчас не представляется возможным. Напоминаю, что общежитие ФЗО на 1.07.42 числилось в незавершенном строительстве, степень готовности не известна.
Но для примера скажу, что среди капитального строительства незавершенным на эту дату считался дом для ИТР (Институтская, 29). В то же время еще в ноябре 1941 дом был заселен.
Завод №297 и Ремесленное училище разные учреждения, по-видимому, они имели и разную ведомственную принадлежность. Все подробности по строительству Ремесленного училища связаны с его подготовкой под оптический цех завода, до этого, только "оказать содействие" в подборе оборудования и решении вопроса в обеспечении электроэнергией (все это касаемо 1941). Других объектов Ремесленного училища соответственно не упоминается, это не завод.
В документах нет адресов, по этому не могу ни чего сказать о Палантая, 114. Но например, там есть: монтаж освещения 2-х этажного дома по Палантая, монтаж временных мастерских Ремесленного училища, восстановление эвакуированных станков Ремесленного училища, гараж в Ремесленном училище, нары в Ремесленном училище, временное отопление Ремесленного училища, трансформаторный киоск в Ремесленном училище (по-видимому, это не ТП у госбанка), столовая Ремесленного училища, мостовая по улице Палантая, уборная в ремесленном училище, высоковольтная линия от Ремесленного училища до корпуса "Д" (площадка завода) . Что из этого касалось действительно Ремесленного училища, как учебного заведения, а что имело отношение к строящемуся оптическому цеху в здании бывшего Ремесленного училища сказать трудно.
Что было на Палантая, 114 неизвестно (кроме того, что говорит Павел Васильевич и указывают надписи под фотографиями в музеях завода и училища). без доказательные версии озвучивать не буду.
Юрий С.

Гость
 
Про постановление ГКО Добавлено 29.05.2016 22:08
Комментарий 11.02.2015 , постановлением ГКО от 2 августа 1941 года, среди прочего, предусматривалось передать заводу № 297 здание педагогического училища Наркомпроса РСФСР. Видимо, в дальнейшем решение было пересмотрено, и здание педучилища занял кто-то другой.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Юрий С. Добавлено 17.11.2018 21:44
Здание педагогического училища было передано Военно-воздушной академии на основании Постановления СНК МАССР от 9 августа 1941 г. Этим же документом заводу №297 взамен передавались здания, занимаемые Республиканским музеем и Республиканской прокуратурой. Об обоих этих зданиях упоминается в воспоминаниях ветеранов. Прокуратура в свою очередь переезжала в здание занимаемое МарНИНСК, Сельхозопытной станцией и лаборатории НКМП, в свою очередь МарНИНСК - в новое здание районного радиоузла п. Новый Торьял, лаборатория - на кирпичный завод, сельхозопытная станция - в пригородный колхоз, а музей закрывался. В годы войны экспонаты музея хранились в Ронге.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 18.11.2018 08:05
Это фото использовано для иллюстрации к статье "Родной Мой Техникум" ("Марийская правда" №86, 16 ноября 2018 г., стр.8), где написано: "В августе-ноябре 1941 года для прибывших в наш город заводчан важнейшей была задача срочно ввести в строй ремонтно-механический цех будущего завода оптических прицелов. Этому цеху №4 и отдали достроенное здание, которое никак не было приспособлено для нужд сложнейшего производства".
В одной цитате и куча неточностей:
1. Завод №297 никогда не называли заводом оптических прицелов.
2. Ремонтно механический цех это цех №12, располагался в здании сельхозтехникума, а с 1942 г. на основной территории завода.
3. Цех №4 - оптический цех.
4. Заводу отдали недостроенное здание.
5. Здание ремесленного училища как раз достраивали под нужды оптического производства, выполнили даже внутреннюю отделку, и оно было под него приспособлено, возможно, с некоторыми "натяжками".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
К комментарию 25.03.2015 23:02 Добавлено 18.11.2018 08:25
В книгах по истории ЗПП написано, что ФЗО завода №298 размещалось в 2-х этажном деревянном здании в будущем пер. Заводском. В почтовом справочнике за 1972 г. в доме №7 по этому переулку значились ДСО "Трудовые резервы" и учебно-методический кабинет управления профтехобразования. По-видимому, они и занимали бывшие помещения ФЗО.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 18.11.2018 10:15
Я не знаю о чём Вы пишите вместе с "Марправдой". Я работал в этом здании достаточно долгое время и не заметил никаких архитектурных и строительных особенностей, свойственных специфике оптического производства. Здание - как здание... С деревянными перекрытиями обоих этажей и с глубоким, просторным подвалом, над которым на первом этаже в мастерских стоят станки - только и всего... Кстати, подвал есть только под крылом, которое стоит вдоль ул. Пушкина и именно там была котельная.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 18.11.2018 10:31
"В годы войны экспонаты музея хранились в Ронге". (Конец цитаты). Экспонаты музея хранились в доме Суслопаровых, что находился в Вятском (id=1972).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 18.11.2018 13:01
Подвела память, вместо района назвал поселок. На сайте музея им. Евсеева: "С 1941 по 1946 годы музей был временно закрыт, а фонды были вывезены и хранились в маленьком каменном помещении колхоза Ронгинского района Марийской АССР".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 18.11.2018 13:18
А сильно ли должны были отличатся между собой учебные здания и здания оптических цехов? Вряд ли в те годы помещения делились по классам чистоты. Известно ли, как перепланировались помещения после передачи их техникуму?
Мне не известно, что имел ввиду автор статьи в газете.
Когда я писал про специальную отделку имел ввиду документ от 27 июля 1942 г., подписанный старшим диспетчером 2-го ГУ НКВ Голубевым, где про ремесленное училище сказано: "невозможно разместить оптическое производство" и "этот объект требует специальной отделки и чистоты, иначе неминуем брак изделий".
Но разместили оптический цех в здании и выпускали линзы, возможно не достигали нужного качества. О качестве наших оптических приборов есть в литературе.
Достоверно скажу, что масляную покраску в здании проводили, возможно не во всех помещениях. В годы войны это была роскошь, значит требовала технология производства.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.