История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Вид со старого элеватора

Вид со старого элеватора

  Создать и послать открытку  


Информация о "Вид со старого элеватора"

Описание:

Левая часть панорамы западной и северо-западной части города, снятой с высоты старого городского элеватора (правая - id=1661). В центре этого снимка территория городской паротурбинной электростанции. Легко узнается в левой части снимка ул. Суворова, со стороны которой и была первая проходная ГЭС. В центре снимка белое трехэтажное здание по ул. Лобачевского, 9, знаменитое тем, что через год, в 1958 г., оно станет первым в городе жилым зданием с паровым отоплением и подачей горячей воды. Остальной город начнет получать тепло с конца 1960-х гг. С 1975 г. будут убираться старые дворовые и домовые котельные - город полностью будет отапливать ТЭЦ-1.

На переднем плане, как и в правой части панорамы, - деревня Пахомово.

Госархив а/в документов РМЭ. Автор неизвестен.

Слова для поиска: панорама, Пахомово, Герцена, Суворова, Лобачевского-9, ТЭЦ, 1950-е
Дата: 17.06.2013 19:28
Просмотров: 8953
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (2 Голос(ов)) 5.00 (2 Голос(ов))
Размер фотографии: 169.2 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Перспектива ул. Советская

Перспектива ул. Советская
Следующая фотография:
ул. Карла Маркса

ул. Карла Маркса


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Ant

Пользователь

Дата присоединения: 20.01.2011
Комментарии: 54
Offline Ant
Проходная ГЭС Добавлено 17.06.2013 22:11
Да, была насыпушка-проходная со стороны Лесмаша. Затем ее перенесли на Лобачевского. Это был стратегический объект, потому в 1943 г. организовали ПВВО - пожарную вооруженно-вахтерскую охрану. Начальник - Е.Л.Лурье. Заборы деревянные, с вышками по периметру, колючка в 10 рядов, запретная зона. На вышках стояли с винтовками, на проходной с пистолетами. Был еще пост на лестничной клетке между котельным и машинным цехами. Вход в каждый по особым пропускам. Бдили на совесть: ни одного пожара, ни одного ЧП и никакого воровства!
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
ТЭС Добавлено 17.06.2013 22:24
Почему ГЭС-то?
ГЭС - гидроэлектростанция;
ТЭС - теплоэлектростанция;
ГРЭС - Государственная Районная Электростанция. Постепенно потеряла свой первоначальный смысл (районная) и обозначает тепловую конденсационную электростанцию (КЭС), производящую только электрическую энергию.
Ant

Пользователь

Дата присоединения: 20.01.2011
Комментарии: 54
Offline Ant
ГЭС Добавлено 17.06.2013 22:37
Так и называлась тогда - городская электрическая станция. Добавлю про дома. Станция построила первые одно- и двухэтажные дома из бруса в 1955 г. Первый дом - по Лобачевского №9 на 14 квартир, он и был первым с горячей водой и центральным отоплением. В 1958 г. - пять восьмиквартирных по ул. Ломоносова, №№ 55, 57,59, 61 и 63. В 1968 и 1972 гг. два 40-квартирных по Лобачевского,3 и Зарубина,25. В 80-е гг. сданы 29-, 63- и 74-квартирные по Зарубина. В 90-х гг. 123-квартирный по Петрова, 22а, 164-кв. по Зарубина, 57, 131-кв. по Лобачевского,10, ну и так далее.
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
ГРЭС Добавлено 17.06.2013 22:48
Строилась у нас МарГРЭС в 30-х годах в будущем, но не ставшем, промышленном районе на Волге у с. Арда. Вылилось все в пшик. Не нашли рабочих, управленцев, разворовали. Первого секретаря обкома Ширвани сняли и кажется посадили, а остатки кирпича пустили на строительство Дома Советов.
Сергей Куликов

Гость
 
Поправка Добавлено 17.06.2013 22:57
Справа, белое здание не Лобачевского 2, а Лобачевского 10, общежитие и я сомневаюсь, что к нему в первую очередь подвели теплотрассу, моё мнение, что первым домом подключённым к теплотрасее был дом № 9 по Лобачевского, где жили руководители ТЭЦ-1 того времени (белый трёхэтажный дом в центре снимка) и первая очередь теплотрассы была запущена в сторону ул. Первомайской, Свободы, Волкова и т.д.. То, что горячая вода появлялась в домах одновременно с подключением к теплотрассе, не факт и сегодня в центре полно домов отопляемых от ТЭЦ-1, но без горячей воды.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Tom`у Добавлено 17.06.2013 23:05
Ну всё-таки же построили МарГРЭС - ТЭЦ №2? :) По крайней мере она проектировалась таковой... Между прочим, до сих пор последняя крупная стройка ЕЭС России. После Йошкар-Олинской ТЭЦ №2 больше таких крупных (как они считают) объектов во всей России не возводилось. Представляете, как у них там всё "запущенно"?...
Сергей Куликов

Гость
 
Ant,у Добавлено 17.06.2013 23:27
Лобачевского 9 не из бруса, кирпичный, 3-х этажный, согласен на 14 квартир, на 1 этаже был магазин № 10, мелкооптовой торговли, построен в 1955 году. С ул. Ломоносова я не согласен, она находится за железной дорогой, туда теплотрассу от ТЭЦ-1 не проводили, наверное Вы имели ввиду 5 8-кв. жилых домов построенных за территорией ТЭЦ-1 и числящихся по адресу: ул. Суворова д. 8а,8б,8в,8г,8д.
Сергей Куликов

Гость
 
Общий вид со старого элеватора Добавлено 17.06.2013 23:46
Неплохо бы объединить, если возможно, оба снимка, правда панорамная съёмка сильно искажает пространство. А почему никто не выскажется по башне слева? Эта водонапорная башня снабжала водой город до Гомзовского водозабора, в 70-х годах была идея её перестроить под ресторан "Седьмое небо", её обмеряли,составили чертежи и всё заглохло, сейчас начали облагораживать и опять бросили, может кто-то имеет информацию.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 18.06.2013 11:21
Панорама из фото id=1666 и id=1661 не клеится, мешает эмблема сайта именно на этой фотографии, под которой пишу комментарий. Линия сопряжения проходит как-раз через эмблему.
Анатолию и alexandr`у. Можете выслать обе фото? Предупреждаю сразу: склейке может воспрепятствовать разная гамма снимков...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Про водонапорную башню слева Добавлено 18.06.2013 11:58
Водоканал не признаёт её своим имуществом когда-либо. По крайней мере никаких документов я не нашёл... Возможно она была ведомственной, например, принадлежала Лесмашу. В дальнейшем питала теплицы, стоящие рядом...
Одно время использовалась скалолазами (в том числе и промышленными), как тренажёр.
Сергей Куликов

Гость
 
про башню Добавлено 18.06.2013 16:28
Хозяев искали ещё в 70-х годах, безрезультатно, но это была общегородская водопроводная башня, от неё плясала водопроводная сеть, она действовала до постройки Гомзовского водозабора, построена до войны.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 18.06.2013 16:45
21 октября 1945 года образованный ранее (в 1937г.) «Горводопровод» реорганизован в «Трест «Водоканализация». При реорганизации данная башня не была передана с баланса на баланс – нет её в перечне основных средств.
А она не могла принадлежать железной дороге? Спрашиваю, чтобы определиться где можно «покопать»…
И водопровод мог быть ведомственным, как это обычно бывало. Строят, для нужд предприятия, коммунальное сооружение (котельную, водонапорную башню, очистные сооружения и т.д.), рядом с предприятием получают землю под жильё и построенное жильё подключают к коммуникациям предприятия. Далее сеть разрастается...
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 18.06.2013 17:47
У железной дороги была своя башня, её снесли совсем недавно, она находилась на территории грузового двора в конце проспекта Гагарина.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Панорама Добавлено 19.06.2013 08:21
Спасибо alexandr`у за присланные оригиналы фото. Панораму склеил.
olacity.ru
Совместное нажатие на клавиатуре клавиш Ctrl и + увеличивает фотографию, Ctrl и - уменьшает.
Пассажир

Пользователь

Дата присоединения: 03.10.2010
Комментарии: 117
Offline Пассажир
Панорама Добавлено 21.06.2013 08:53
А почему бы панораму не разместить на сайте?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Пассажиру Добавлено 21.06.2013 19:51
Мне кажется, что панорама будет смотреться прОигрышно, по сравнению с отдельными фото - очень мелко. Разве что alexandr "прицепит" к панораме "линзу"? Есть такой инструмент на сайте... В общем целом, по материалам сайта, у меня три склеенных панорамы и я не против, чтобы их разместили...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Водонапорная башня Добавлено 24.06.2013 11:36
При ближайшем рассмотрении водонапорной башни и её окружения сделал вывод, что сей "девайс", скорее всего, принадлежал городской электростанции. Соответственно, можно предположить и время строительства башни - вместе с городской ЭС в 1941...1943 гг.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Водонапорная башня Добавлено 10.06.2015 21:16
В проекте водоснабжения завода №297 за 1940, составленного на основе проекта горводопровода, выполненного Ленинградским отделением "Гороводоканалпроект" башня значится существующей.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 10.06.2015 21:18
Спасибо, это уже что-то...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Водонапорная башня Добавлено 08.08.2015 19:30
Строительство этой башни было закончено не позднее 10 марта 1939 вместе с головными сооружениями водопровода. Плановый запуск в эксплуатацию горводопровод с водонапорной башней состоялся 1 апреля 1939. 15 апреля 1939 горсовет принял постановление о порядке деятельности водопровода и установлению тарифов за пользование водой.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 10.08.2015 09:59
В газете "Марийская правда" за 1939 год, из которой Вы почерпнули данную информацию, думаю речь идёт не об этой водонапорной башне, а о той, которая находилась возле 1-ой бани.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 10.08.2015 13:45
В описании к id=756 написано, что башня у бани построена в 1935. Она меньше по размерам, чем башня на Лобачевского.
А в "Марийской правде" от 10 марта 1939 председатель горсовета П.М. Фуфыгин пишет: "Закончено строительство мощной водонапорной башни и головных сооружений водопровода...". Так что думою, речь об этой башне (с учетом моих комментариев от 10.06.2015).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 10.08.2015 14:28
"В описании к id=756 написано, что башня у бани построена в 1935". (Конец цитаты). Все когда-нибудь ошибаются... Но первую воду в горводопровод она дала в 1937-м.
"А в "Марийской правде" от 10 марта 1939 председатель горсовета П.М. Фуфыгин пишет: "Закончено строительство мощной водонапорной башни и головных сооружений водопровода..."." (Конец цитаты). Да, но этот абзац и перечисление построенного начинается со слов: "За годы второй пятилетки и в 1938 году построены...". Вторая пятилетка: 1933...1937 гг.
"Закончено строительство мощной водонапорной башни...". Про мощную. Всё в этом мире относительно...
Зная о том, что башня у бани №1 была построена первой и запущена в эксплуатацию (частично) в 1937 году (к ноябрьским) предположу, что платные услуги населению начали оказывать именно с неё, т.к. городское население было сконцентрировано именно вокруг этой башни, а не вокруг той, что на фото, где рядом располагалась только д. Пахомово. А вот с началом заводского строительства появилась потребность в обеспечении водой и Жилпосёлка, что повлекло за собой строительство данной башни. Но это случится позже, а не в 1938 году.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 10.08.2015 22:29
Но у этой цитаты есть и окончание: "... что позволяет с 1 апреля 1939 г. пустить в нормальную эксплоатацию" (так в тексте). Ключевое слово нормальную".
Теперь переместимся в 2010, "Марийская правда" от 19 октября: "Так, 7 ноября пущена в эксплуатацию первая очередь городского водопровода". Это строительство было начато в 1934. Как работал водопровод без башни? Вот она и построена у бани в 1935, в это же время построена станция первого подъема. Для первой очереди было достаточно башни у бани, в дальнейшем построили новую.
Постановление из "Марийской правды" от 15 июня 1939: "Построенный и принятый комиссией горсовета от строителей, городской водопровод с водонапорной башней..., - с 1/IV с.-г. ввести в эксплоатацию, как постоянно действующие коммунальное хозрасчетное предприятие". Т.е. в 1939 ввели башню, мое мнение, на Лобачевского.
Теперь к техническому проекту водоснабжения завода №297. Некоторые данные:
- проектное задание утверждено в апреле 1940;
- проектное задание разработано Л/О "Водоканалпроекта";
- головные сооружения города по ТЗ расширяются;
- на два завода проектируется водонапорная башня (типовая на 35 м) на "своей территории" (завода №297) со стороны современной ул. Баумана (на генплане, который у вас есть, она видна;
- на заводе запроектирована насосная станция для забора воды из горводопровода;
- по ТЗ в первую очередь 1941-1942 г. предусматривается в т.ч. "переоборудование насосной станции и водонапорной башни" городского водопровода (ключевое слово "переоборудование"), а в период 1942-1947 г. в т.ч. водозаборных сооружений;
- чертежах башня на Лобачевского отмечена, как существующая.
Таким образом привязывать башню на Лобочесвкого к заводам нельзя, на период подготовки к строительству башня существовала, к ней только перекладывалась часть водопровода, а для заводов она не была нужна. Жилпоселок строили в 1940, а башня уже была. Не строил завод этой башни.
Нельзя привязывать башню и к ГЭС, т.к. станцию изначально планировали строить в другом месте. На Лобоческого начали строить временную ГЭС в годы войны, т.е. для удешевления строительства временной ГЭС, ее придвинули к потребителям, к существующей сети водоснабжения с водонапорной башней и к существующей железной дороге.
Ваше предположение о платных услугах с 1937 может быть и верно, но я выслал часть постановления от 15 апреля 1939, где есть ссылка на постановление Совнаркома от 16/Х-38 г. и гдеговорится о запуске с 1/IV с.-г. водопровода, как коммунального хозрасчетного предприятия.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 10.08.2015 22:51
Нельзя сбрасывать со счетов статью главного архитектора города А. Сурикова зав 1941, где он пишет. что генплан утвержден в 1937 и "Территориальное развития города принято в юго-западном направлении в сторону деревень Марково, Кожино, Березово (далее он пишет, что это в основном индивидуальное строительство), которые будут включены в черту города". Далее он пишет, что "одновременно с генеральным проектом планировки города одобрена схема водоснабжения и канализации". Т.е. куда рост города, туда и сети.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 11.08.2015 07:23
Юго-западное направление того времени кончилось за кладбищем (ПКиО). Это район Республиканской библиотеки и нового рынка (теперешний базар). Сами же читали, что строили в то время по 9 зданий в год. О каком супер освоении земель может идти речь?! Это было возможно, в то время, в необозримом будущем - в те 20 лет, на которые писался Генплан.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 11.08.2015 13:44
Но при составлении технического задания на проектирование водопровода завода №297 башня на Лобачесвского все же существовала и участие в ее строительстве заводы не принимали. С учетом того, что кирпичный завод "12 лет октября" работал в те годы сезонно (закрывался на зиму), а настройке еще на применяли прогрессивны (для того времени) метод замораживания кладки, то получается, что башня появилась на городском пейзаже не позднее 1939. В газетах за 1939-1941 упоминание о башне встречается только в указанных мной ранее 2-х номерах начала 1939.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 11.08.2015 13:58
Я своё мнение высказал... Копайте - это Ваша тема... Но заявлять что-либо в утвердительной форме ещё рано - фактов не хватает...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 17.08.2015 07:57
К сведению: "В январе 1941 г. решено начать строительство водопровода второй очереди для снабжения питьевой водой населения города и строительство водопровода для технических производственных нужд заводов №№ 297 и 298.
В июле 1941 г. в связи с подписанием договора с Государственным оптическим институтом велись работы по бурению скважины артезианского колодца." (Из интернет-статьи "Чистая вода от чистого сердца", посвящённой 75-летию горводопровода и МУП "Водоканал".)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 17.08.2015 20:20
В проекте водоснабжения завода №297 есть смена трубопровода на больший диаметр, есть расширение городских сооружений города, но башня в проекте существующая и подлежащая переоборудованию. О строительстве речи нет.
Будем искать новые источники...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 31.08.2015 20:18
Специально не читал ссылку на статью в вашем комментарии 17.08.2015 07:57, пока не пришел к мысли, что водопроводная башня на р. М. Кокшага у бани №1 не имеет отношения к проектируемому и строящемуся городскому водопроводу второй половины 1930-х. Сомнения укрепились после детального изучения проекта водоснабжения завода №297 и Постановления СНК МАССР от 16.10.1938 (мой сегодняшний комментарий под id=756).
Теперь из этой статьи: "В первые годы советской власти город развивался очень медленно, и только в начале 30-х годов началось заметное оживление.
К тому времени в городе имелись 150 колодцев и местный водозабор на реке Малая Кокшага с незначительной мощностью, обслуживающий больницу, баню, электростанцию и театр. Вода подавалась в водонапорную башню, емкостью 120 куб. м, расположенную на берегу реки по ул. Гоголя, и далее на указанные сооружения.
Основным источником водоснабжения Йошкар-Олы в те далекие годы служили поверхностные воды Малой Кокшаги.
В связи с поднятием статуса города в начале до центра автономной Марийской области, а затем столицы АССР, Йошкар-Ола начала развиваться, численность населения росла, и очень скоро появилась необходимость решения проблемы водоснабжения города.
В 1937 году на сооружение водопровода была выделена огромная по тем временам сумма – 869 тыс. рублей. Решением горисполкома было решено водопровод достроить и пустить к 20-летию Октября. Это было «исключительно ответственное задание".
Далее вертаюсь к своему комментарию от 8.08.2015 19:30.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Вопрос Добавлено 09.09.2015 07:18
Где до войны была построена станция второго подъема? Мне приходилось встречать 3 версии: на углу ул. Водопроводная и Маяковского, где была старая база Водоканала (сейчас ситуация аналогичная, база и станция в одном месте); на углу ул. Л. Толстого и Комсомольской (в описаниях строительство водопровода началось с ул. Л. Толстого); на углу ул. Машиностроителей и Пролетарской (предполагаю, что они построены в 1960-е).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 09.09.2015 08:03
А Вы уверены, что до войны строилась станция второго подъёма? При использовании водонапорных башен и в отсутствии станций саночистки подаваемой воды в станции второго подъёма нет необходимости.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 09.09.2015 13:42
Упоминаний о ее строительстве мне не встречалось, упоминается строительство только станция первого подъема, но постановлением правительства МАССР была определена зона "строгого режима" территории, занимаемой станцией 2-го подъема, на площади 0,5 га. Если станции нет для чего устанавливать зону санитарной охраны?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 09.09.2015 14:03
"Если станции нет для чего устанавливать зону санитарной охраны?" (Конец цитаты). Для проектируемой станции второго подъёма. Её хотели построить в 1940 году совместно с развитием артезианских колодцев в районе Гомзово – Березово - в 1939 г. были начаты проектные работы. Из-за войны планы сдвинулись аж до 1956 года (1956...1958 гг. - бурение 8 скважин; 1960 г. - строительство станции 2-го подъёма; 1961 г. - пуск всего водозабора).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 09.09.2015 18:25
Я правильно понял, что станция 1-го подъема в районе пересечения ул. 40 лет Октября и Д. Бедного работала на город без станции 2-го подъема, а станция в районе с/т "Коммунальник" - с ней?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 09.09.2015 21:14
Я хотел сказать, что станция 2-го подъёма воды требуется, если после станции 1-го подъёма подразумевается буферное хранение воды при атмосферном давлении. Т.е. присутствует, например, станция очистки воды со своими резервуарами. При довоенном одно- и двухэтажном строительстве, да ещё и при отсутствии какой-либо химической очистки воды, станция 2-го подъёма не требуется. Станция 1-го подъёма накачивала воду сразу в водонапорную башню, откуда она раздавалась потребителям под давлением, создаваемым перепадом высот (10 м. вод. ст. = 1 атмс.).
Понятно объяснил? :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 09.09.2015 22:27
На ул. Советской началось строительство 3-х и 4-х этажных домов с высотой потолков более 3 м...
О необходимости обезжелезивания воды и удалении запаха сероводорода говорилось и тогда....
Водопровод был разделен на водовод и магистрали, при этом водовод имел длину 2,6 км, этого явно не хватает на покрытие расстояния от станции 1-го подъема до башни...
Меня интересовало: построили или нет станцию 2-го подъема в 1930-х. А если сеть протяженная и большая потеря напора в сети от головных сооружений до башни...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
ТЭЦ-1 и башня Добавлено 15.09.2015 07:13
Бывший работник ТЭЦ-1 А.Ф. Хобер в 2003 собрал материал по истории станции. Его мнение: башня не строилась со станцией, а была городской. В 2013 собранный материал вышел книгой "Необыкновенные судьбы - обыкновенных людей". Строительству водопровода для станции автор уделил одно предложение на стр. 33: "Вопросы водоснабжения станции так же были решены (и по трассе, и по диаметрам водоводов)".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 15.09.2015 22:55
К вашему комментарию 11.08.2015 07:23.
В 1941 генплан все же пересматривался (обсуждался на городской сессии), но был и первоначальный план. Его обсуждение началось в 1936, а в ноябре было инициировано, что-то вроде современных общественных слушаний. Большой планшет генплана был установлен в 1937 на ул. Советской. Фото жителей около этого плана было опубликовано в газете "Марийская правда" от 14 апреля 1937. На плане четко видна территория промышленного района вдоль железной дороги (он отделен от города не застраиваемой территорией), при чем место будущих заводов пустое (да и рано в начале 1937 говорить о них). При обсуждении было да же предложение: "перенести товарную железнодорожную линию за промышленный район города". В этом районе уже тогда строили элеватор, был лесозавод Лестранхоза и мебельная фабрика. При лесозаводе были жилые дома и школа. О промышленном строительстве говорили еще тогда, но его рост сдерживал недостаток электроэнергии.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 16.09.2015 07:20
О грандиозных планах нашего руководства в 1930-х можно целую книгу написать. Я Вам пишу не о том, что "говорили", а о том, что было сделано. И сделано в гражданском секторе. Освоение пригородной промзоны - это совершенно другая история.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 16.09.2015 23:31
В «Марийской правде» за 1937 опубликовано несколько статей о строительстве водопровода в городе, это была одна из самых главных строек. В июле появилась рубрика «С решающих участков», там публиковалась ежедневная информация о производстве кирпича на кирзаводе и ходе строительства водопровода (в штуках кирпича и в метрах водопровода или траншеи). Читая публикации в газете пришел к выводу, вся информация на сайте Водоканала по истории строительства водопровода за 1937 полностью переписана из этих публикаций особенно: от 29 июля «С решающих участков», от 21 сентября «Водопровод должен быть построен в срок», 9 октября «Дело чести каждого строителя водопровода», 7 ноября «Город получает водопровод».
Я не хочу обить автора стать, только говорю, что при ее написании использовались не первичные архивные материалы Водоканала этого периода, а публикации из «Марийской правды». Может от сюда кроется «незнание» точной даты строительства водонапорной башни на Лобачевского? В газете написано, что строить водопровод начали в 1934, а воду дали в 1937, т.е. описанные работы выполнены во 2-й пятилетке.
В июле 1937 газета пишет, что надо построить водонапорную башню, но больше о ней не упоминается. В октябре 1937 она пишет, что осталось положить трубы по ул. Пушкина за рынок, куда и зачем не известно. Водоканал о башне не упоминает, а о водопроводе за рынок пишет. Подробностей за 1938 Водоканал не приводит, не вспоминает он и о Постановлении СНК МАССР от 16.10.1938 о санитарной зоне водопровода, где упоминаются все объекты водопровода, в том числе водонапорная башня, под которую отведена площадь 0,5 га. Зато Водоканал пишет о премировании за образцовую работу в 1938, но что выполнено за этот год не написано (об этом нет и в «Марийской правде» за 1938). Что это за работа? Ответ дал в своей статье «Столица нашей республики» от 10 марта 1939 председатель горсовета П.М. Фуфыгин, когда писал, что «закончено строительство мощной водонапорной башни и головных сооружений водопровода» (это первое упоминание, о башне, начиная с июля 1937). Именно эту работу (касаемо водопровода) он и отнес к 1938, когда писал: «за годы второй пятилетки и в 1938 году» (о 2-й пятилетке я написал выше).
Немного о технической воде для заводов №297 и 298 (из текста Водоканала). Согласно проекту временное водоснабжение завода №297 от существующей башни на Лобачевского предполагалось осуществить в 1941-1942. По факту за 1941на эти цели израсходовали только 15 тыс. руб. В дальнейшем постоянное водоснабжение заводов №297 и 298 предполагалось осуществить в 1942-1947 по водоводу от головных сооружений на р. Шая, при этом башня на Лобачевского уже не участвовала.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Воспоминания Добавлено 05.08.2016 13:29
Разговаривал с человеком (1935 г/р), жившем в д. Пахомово, №16 до 1943, он вспоминает: "водонапорная пашня была построена до войны, ходили к ней гулять".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 05.08.2016 22:42
Я не историк и не поисковик, на сегодняшний день мне ясно одно: 1. водонапорная башня на берегу реки Малая Кокшага была построена для нужд бани № 1, по моим данным баня построена в 1929 году, в дальнейшем к ней подключили близлежащие здания. 2. водонапорная башня на ул. Лобачевского была построена в 30-е годы для нужд всего города, вода в неё поднималась из скважин рядом с башней, территория этого водозабора была огорожена. 3. после ввода в эксплуатацию Гомзовского водозабора вся водопроводная сеть (центральной части города) была закольцована. 4. "Водоканал" ещё в 70-е годы башню на Лобачевского своей не признал, моё мнение, что конторы "Водоканал" на тот момент просто не было, как не было завода "Лесмаш" (ЦРМ), ТЭЦ-1 (ГЭС) и других предприятий.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 06.08.2016 17:25
Как раз не надо быть не историком, не поисковиком, чтобы разобраться в данном вопросе.
При проектировании водонапорной башни учитываются два основополагающих фактора: планируемый расход воды и требуемый напорный столб (давление воды). И здесь не работает принцип "чем больше - тем лучше". Расход воды высчитывается из мощностей потребителей, поэтому одной бане (даже вместе с прачечной) не нужен бак такого объёма и если водооборот будет малым, то вода зимой просто замёрзнет.
А теперь о высоте башни. Интересно, для чего одноэтажному зданию башня высотой более 10 метров? Такая высота нужна была для уличных колонок. Если давление в водопроводе будет меньше 1 атм., то не закроется клапан колонки, а, как известно, перепад высот водяного столба в 10 м. создаёт перепад давления в 1 атм.
Ещё один факт. Первый водозабор в нашем городе был поверхностным с М. Кокшаги. Найдите для него другое место? :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 07.08.2016 11:04
""Водоканал" ещё в 70-е годы башню на Лобачевского своей не признал, моё мнение, что конторы "Водоканал" на тот момент просто не было...".
1937 г. - образована организация "Горводопровод";
1945 г. - "Горводопровод" переименован в "Трест "Водоканализация";
1966 г. - "Трест "Водоканализация" переименован в Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства;
2002 г. - ПУ водопроводно-канализационного хозяйства г. Йошкар-Олы переименовано в Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" г.Йошкар-Олы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О башне Добавлено 27.12.2016 22:53
По-видимому, башня все же попала на фото, сделанное 1 мая 1940 г. и опубликованное в газете "Ямде лий".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 28.12.2016 09:35
Ну, во-первых, газета была от 10 мая 1940 года. Перефразирую известную цитату: точность в мелочах - вежливость королей. :)
А по сути вопроса - возможно, Вы правы. Хотя утверждать, что это именно та башня, а не, допустим, другая, стоявшая на этом месте или где-то рядом, сложно. Сомнение в верности Вашей версии порождает сильно выраженная конусность объекта.
Вот вырезка из газеты: olacity.ru .
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
О башне Добавлено 28.12.2016 11:53
Хорошее фото, но это не водонапорная башня, по моему башня должна быть за зданием школы, а эта похожа на градирню, хотя где взять горячую воду.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 28.12.2016 20:37
Я написал дату, когда сделано фото, а не когда оно опубликовано. На конусность я обратил внимание и по карте направление съемки посмотрел, по-этому написал "по-видимому". Но возможно есть искажение при съемке, подготовке гравюры, дефетк печати и т.д.? В любом случае какой то объект имеется, это уже интересно.
Кстати на правой стороне фото из газеты то же есть какое то сооружение. В каких то комментариях уже попадалось подобное сооружение. В качестве версии про него: силосная башня при одном из скотных дворов (в газете за 1931 г. встречается упоминание о силосной башне).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
О башне Добавлено 28.12.2016 21:12
А вот на правой стороне сооружение похоже на башню на Лобачевского, сначала не обратил внимания.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О газетном фото Добавлено 28.12.2016 22:45
В качестве версии: фото в газете сделано с парашютной вышки, что и фото id=1578.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 29.12.2016 08:14
Фото в газете сделано с высоты максимум 3 метра (высота трибуны справа). Да и место съёмки никак не подходит. Точка съёмки id=1578 находилась в сквере Наты Бабушкиной, рядом с ул. Свободы, а на фото в газете - Юбилейная площадь, а это несколько разные места: olacity.ru .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 25.07.2017 20:16
К генеральному плану Йошкар-Олы, выполненному в 1932 году прилагалась схема водоснабжения. На ней указаны станции 1-го и 2-го подъемов, сети водопровода и водонапорная башня. Водонапорная башня на реке М. Кокшага на схеме не указана. Сети водопровода к водонапорной башне (имею ввиду на современной ул. Лобачевского) предполагалось построить во 2-ю очередь.
Как известно, 1-ю очередь водопровода в Йошкар-Оле запустили в 1937 году, следовательно в 1939 году была пущена 2-я очередь с водонапорной башней (про нее и пишет газета "Марийская правда").
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 25.07.2017 20:20
Дельное замечание. А эту схему увидеть реально?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 25.07.2017 20:22
Нет ничего невозможного. ;)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Конусное сооружение на фото в газете Добавлено 04.08.2017 20:03
На фото, опубликованное в газете "Ямде лий", по-видимому, попала одна из буровых вышек. Например, о них пишет инженер Г. Ассовский в своей статье «К вопросу о грунтовых водах, как источнике водоснабжения гор. Йошкар-Ола» в 1934 году: «К началу буровых работ партии (май 1933 г.) в районе гор. Йошкар-Ола имелись буровые на воду скважины, расположенные на территории: облбольницы, электромельницы, лесозавода, 4 скважины между дер. Коряково и Пахомово – изыскания Мелиостроя; на левом берегу р. Малая Кокшага – на территории кирпичного завода УЛП и молочной фермы». В 1933 году было пробурено еще 19 опытно-разведочных и наблюдательных скважин в разных районах города, а так же новые скважины на площадках Пединститута, стадиона «Динамо», лесозавода и кирпичного завода.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О доме Добавлено 12.08.2017 07:51
В описании написано: "знаменитое тем, что через год, в 1958 г., оно станет первым в городе жилым зданием с паровым отоплением и подачей горячей воды". Это будет верно, если добавить, что "от ГЭС". Первым зданием был дом №18 по ул. Пушкина, только от собственной котельной.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.