Уникальнейшие кадры! Вторая по времени постройки каменная церковь в городе (после Троицкой) и единственная взорванная! Еще один убедительный пример, что скрыть что-то в этой жизни невозможно, обязательно найдется свидетель.
Церковь была построена в 1754 г. на средства купца Александра Матвеевича Карелина. Позже, в конце 19 века - 1885 г., при ней внуком купца была открыта богадельня, на основе которой в 1886 г. возник Богородице-Сергиевский женский монастырь со школой для черемисских девочек. В конце 1920-х гг. монастырь закрыли, все его имущество конфисковали, а в начале 1930-х гг. вообще стерли с лица земли. Монастырь с трех сторон окружала каменная ограда (только по нынешней ул. Пушкина - деревянная). Кирпич этой ограды до сих пор находится в стенах каменных зданий, построенных в 1930-х гг.
История этих снимков тоже не простая. Снимал фотограф-любитель Александр Степанович Решеткин. Работал он в то время на электростанции, что буквально рядом с взорванной церковью, жил тут же, на ул. К.Маркса. Буквально за несколько дней до взрыва он, наконец, купил фотоаппарат - стационарный, на треноге, портативных еще в городе не было. И успел подготовить его для съемки, намереваясь потренироваться в выходной. В тот день на момент взрыва он находился на работе. И вдруг где-то рядом оглушительно грохнуло. Выскочил на улицу и увидел, что над церковью вьется пыль, а куполов ни на церкви, ни на ее колокольне нет - и все понял. Решил запечатлеть остатки церкви и побежал домой за аппаратом. Сделал один снимок (первый) и решил снять с другой точки. Однако увидел, что милиция уже выставила оцепление. Но он отлично знал все проходы, благо жил рядом. Миновал оцепление и вновь установил аппарат. Только приготовился снимать, как увидел направляющегося к нему милиционера. Понял, что не миновать ему теперь разбирательств. Однако судьба распорядилась иначе. Именно в этот момент раздался новый взрыв. Милиционер от неожиданности присел, а сам он тоже вздрогнул и нажал на спуск. Спустя несколько секунд все вокруг заволокла пылевая завеса, что и позволило фотографу улизнуть.
Что за фото он снял, Александр Степанович не знал почти двадцать лет. Фотопластинки он спрятал в надежном месте, даже не проявляя их из опасения загреметь в тюрьму по политической статье, а то и вообще попасть под расстрел. Проявил он их уже после войны, в годы "оттепели".
Фото из экспозиции Музея истории ГУЛАГа