История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд
  • https://www.stockpolymer.ru крышка на кессон купить.


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



ул. Палантая

ул. Палантая

  Создать и послать открытку  


Информация о "ул. Палантая"

Описание:

Это не деревня, а улица города - ул. Палантая. Появилась на карте города в 1930-х. Съемка велась от ул. Коммунистической, между кинотеатром "Октябрь" и современным ДК ХХХ-летия Победы. На пустыре слева (на фото) находилась Заготконтора с квартирой ее заведующего, справа чайная "Голубой Дунай". Левый дом был под номером 45, далее, с мезонином, 49. Правая сторона улицы нумеровалась с некоторым сдвигом, потому номер дома за большой березой назвать трудно. Сейчас, понятно, этих домов нет. Вообще же улица была низинной, весной по ней талые воды лились настоящей рекой и заворачивали к Кокшаге.

Фото Е. Зеленко, 1971 г.

Слова для поиска: палантая, коммунистическая, 1970-е, Зеленко
Дата: 28.07.2010 11:55
Просмотров: 9370
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (6 Голос(ов)) 5.00 (6 Голос(ов))
Размер фотографии: 159.5 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Кафе "Молодежное"

Кафе "Молодежное"
Следующая фотография:
Комсомольская. Хмурое утро

Комсомольская. Хмурое утро


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Tom

Гость
 
Голубой Дунай Добавлено 05.08.2010 19:52
До 1971 г. он не достоял, снесли, кажется, в начале 60-х. С двух сторон "Дуная" были высокие мостки, как раз до уровня воды в половодье, вровень. Коммунистическая в этом месте изгибалась, точнее вместо нее к МПИ шла д.Нечаевка. Там же через Коммунистическую перекинулся деревянный мостик. Как я понимаю, фотограф находится метрах в 20-30 отступя от улицы, вправо за "Октябрем". Впереди, где деревья, был переулок (названия не помню), он уходил влево, огибая часть парка, и выводил на Комсомольскую, к Тубику - двухэтажному тубдиспансеру, где будет кафе "Молодежное". От переулка же, там еще была кузница, вбок отходила ул. "Колхозная" - вела она прямо к проходной Седьмого завода (ММЗ). А нумерация домов такая, потому что улица местами была односторонней.
Сергей Куликов

Гость
 
Поправка Добавлено 18.02.2013 23:12
Ул. Пограничная переименована в ул. Маяковского, она заканчивалась в районе центральной аллеи парка. Ул. Палантая, от ул. Л.Толстого до ул. Пушкина, это бывшая деревня, название мне установить не удалось, возможно д. Коряково состояла из двух улиц расположенных в виде буквы "Y".
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Про деревню Добавлено 19.02.2013 18:29
Возможно, вы имеете в виду выселок Коряковский. Но он был немного выше, где-то на уровне ДК. Позже его переименовали в переулок Колхозный, а затем по нему прошла ул. Первомайская.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 19.02.2013 19:08
Нет, пер. Колхозный располагался с правой стороны от основной улицы которая выходила к заводу, сужу по карте города 1958 года, согласен, по нему прошла ул. Первомайская.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 04.09.2013 07:19
А нам нельзя увидеть эту карту города 1958 года?
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 04.09.2013 17:28
Я интересовался этим вопросом, сказали "она приказала долго жить", карта была в одном экземпляре на "синьке", то ли она выцвела и её выбросили, может просто выбросили, но ценнейший материал исчез, назывался он "Инвентарный план г. Йошкар-Ола".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 04.09.2013 17:38
Жаль... Но спасибо за полное название документа. Теперь я знаю, где этот "Инвентарный план" можно поискать...
Сергей Куликов

Гость
 
ул. Палантая Добавлено 12.10.2013 23:51
Нашёл более подходящий снимок для рассказа про эту улицу. Повторяюсь, но ул. Палантая никогда не была Пограничной и Маяковского. Если искать по современным ориентирам, это будет к\т "Октябрь", стоим лицом к кинотеатру, слева - Маяковского, бывшая Пограничная, справа - Палантая, бывшая деревня, по моему Коряково, "Голубой Дунай", о нём написал Tom, в этом месте начиналась Нечаевка, ставшая Коммунистической.
Начиналась ул.Палантая на современном перекрёстке Комсомольская\Л.Толстого, т.е. перекрёстка не было, на нём стоял дом № 2, слева от него была довоенная часть ул. Комсомольской, справа - после огорода, после военная, нечётной стороны в этом месте не было, а может её уже снесли. По чётной стороне стояло 3-4 дома, а дальше улицу перекрыл Винзавод и дома по Оршанскому шоссе. Продолжение улицы-деревни за Пролетарской, напротив 9-ого магазина, она так и шла наискосок ко всем городским улицам почти до Первомайской, потом поворачивала влево, в этом месте заканчивалась ул. Коминтерна, на современную ул. Кремлёвскую Палантая выходила между 24 и 26 домом. Что улица проходила по нынешнему парку и была снова перекрыта (вернее, деревня была закрыта красивым фасадом библиотеки), об этом все знают.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Сергею Куликову Добавлено 13.10.2013 10:36
Спасибо, попытаюсь разобраться на досуге. Но как же согласовать с этим дореволюционные сведения, что на западе город был ограничен ул. Пограничной, а также схемой города 1917 г., где район будущего кинотеатра "Октябрь" назван тоже Пограничной ул.? Как согласовать данные 20-х гг. о переселении раскулаченных "на ул. Маяковского за городское кладбище"? Например, переселен лесной объездчик Китаев, лесовод Бакулевский и др. Они жили после репрессирования как раз здесь, на изображенном на фото участке улицы. Добавлю: старожилы говорили, что в 30-х годах это была одна из самых длинных улиц - от складов ж/д станции до полей на севере.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 14.10.2013 11:44
Из всего, что Вы мне написали, только одно разночтение: раскулаченных переселили на ул. Маяковского, а на снимке ул. Палантая. "На западе город был ограничен ул. Пограничной" - всё правильно, впоследствии переименованной в ул. Маяковского. "район будущего кинотеатра "Октябрь" назван тоже Пограничной ул." - так оно и есть, к\т "Октябрь" построен на месте снесённых домов на чётной стороне ул. Маяковского. "на ул. Маяковского за городское кладбище" - опять всё верно, ул. Маяковского - 1-ая улица за парком, т.е. кладбищем. "от складов ж/д станции до полей на севере." - вот это уже про ул. Палантая, склады ж\д станции начинались за ул. Зарубина, а поля - за Л.Толстого.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 14.10.2013 16:41
Ул. Палантая, как и большинство улиц, имела нумерацию с севера на юг, поэтому в описании с нумерацией что-то не то.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Сергею Куликову Добавлено 14.10.2013 17:31
То есть вы хотите сказать, что Палантая и Маяковского сходились на уровне будущего кинотеатра? Может быть. Но мне кажется, что дело разрешится, если мы узнаем, когда улица получила имя Палантая. О нумерации домов мне сказал и показал прямо на фото человек, чей дед был раскулачен и переселен "на ул. Маяковского за кладбище", его дом под № 47 не попал на снимок, возможно, был уже снесен или там жили другие люди.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 14.10.2013 22:48
Нет, они почти сходились в районе центральной аллеи парка, Юрий С. раскопал последний дом по Маяковской, id=491. Я не могу сказать когда появилось название ул. Палантая, но если интересно могу написать свою версию. Читая описание получается что нумерация идёт с юга на север, а должно быть наоборот.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 15.10.2013 17:44
Я думаю просто номера переставили в описании, 47 не попал, первый слева 49, с мезонином 51, только мне кажется между ними ещё один дом, а может это хлев или амбар, но если дома посчитать, то как раз и выйдет, что 63 - техникум механизации сельского хозяйства, соответствует нынешней действительности.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Пограничная, Маяковского и Палантая Добавлено 23.10.2013 13:17
Обратимся к карте-схеме зимы 1916-1917 года (это на неё ссылается Анатолий).
хттп://s020.radikal.ru/i722/1310/cd/e10e0f39ccf9.jpg
На ней, для более удобного ориентирования, я отметил дом Чернова (хттп://s020.radikal.ru/i721/1308/f2/b2294c6f6cf8.jpg). Во времена картографической съёмки границы кладбища были куда скромнее. С запада, действительно, кладбище ограничивалось ул. Пограничной (Маяковского), а с юга – забором ярмарочной площади. По расположению ул. Рождественской (Чернышевского) относительно ярмарки (улица упирается в территорию ярмарки) можно определить южную границу кладбища – на сегодня, центральная аллея ЦПКиО (приблизительно). Южнее ярмарки располагалось более старое, обособленное, кладбище австрийских военнопленных. Исходя из вышеизложенного можно представить, что согласно этой карты-схемы кладбище занимало очень небольшую территорию.
Проведя это мини-исследование, я полностью соглашусь с Сергеем Куликовым в выводах, касающихся улиц Маяковского и Палантая.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Пограничная, Маяковского, Палантая Добавлено 23.10.2013 20:11
Обратился к записям краеведа Дмитриева по поводу этих улиц. Вот некоторые: "В 1926 г. появилась НОВАЯ ул. Пограничная, которая позднее переименована в Маяковского"; "Незадолго до постройки бани №1 (1930) имелась торговая баня и кузница на ул. Маяковского"; "В 1931 г. на ул. Пограничная построено двухэтажное здание для противотуберкулезного диспансера". Добавлю, ул. Палантая в его записях впервые упомянула в связи с 1935 годом (строительство высшей с/х школы). А еще: мы знаем, что тубдиспансер стоял прямо за домом Чернова, ближе к Комсомольской.
Что же получается из всего сказанного и из комментариев? Вроде как ее и не было на территории нынешнего парка. Колхозная была, Маяковского была, а для этой улицы и места нет? А как же свидетельства живших там людей, номера домов? Что-то здесь не так.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 23.10.2013 21:19
Выскажу свою версию возникновения названий улиц. За точку отсчёта возьмём упоминание, что ещё при здравствующем С.Г.Чавайне, в его честь была названа улица начинавшаяся от ул. Волкова и заканчивающаяся примерно за нынешней Первомайской. Я думаю, что в это же время увековечили И.С.Палантая присвоив его имя улице начинавшейся от ул. Пушкина и кончавшейся нынешней Успенской. По указу от 1938 года, о включениии близлежащих деревень в городскую черту, д. Коряково, состоящая из двух, почти перпендикулярных улиц, получила два названия: ул. Колхозная (от парка до будущего завода), а другую деревенскую улицу сделали началом ул. Палантая, так как деревня почти упиралась в ул. Пушкина в месте соединения с уже существующей ул. Палантая.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 23.10.2013 21:25
То, что ул. Пограничная существовала и до 1926 года придётся согласиться, т.к. она присутствует на карте 1916-1917 года, а "что написано пером...". Вы ведь уже сталкивались с подлинностью фактов в записях краеведа Дмитриева? id=1428
Двойственность названия улицы, в один и тот же промежуток времени, можно объяснить силой привычки авторов полудокументальных изданий. А то, что про ул. Палантая мало упоминаний... Допустим, не было на ней ничего примечательного, кроме "Голубого Дуная"... :)
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Profus'у Добавлено 23.10.2013 21:50
В войну (кажется 1943 г.) на Палантая завод №8 построил и открыл одноэтажный каменный магазин своего ОРСа. Где - не знаю.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 23.10.2013 22:02
Ну наверное ближе к тому району, где жили работники этого завода...
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Сергею Куликову Добавлено 23.10.2013 22:16
По отношению к ул. Палантая версия вполне жизненна. Но при одном условии, что все эти три названия в разное время принадлежали одному и тому же объекту. Приведенная нумерация домов на снимке соответствует 60-м - началу 70-х гг. Значит, в то время ул. начиналась где-то в районе Чехова. Там же оканчивается и ул. Маяковского. Не продолжали ли они друг друга? Вот еще факт: именно по этой ул., что на фото, ездила автотехника даже после открытия удобной дороги по Первомайской (когда водитель в подпитии и не хочет встречаться с ГАИ), застревали, буксовали, бросали машины на ночь, а иногда и на пару дней. Почему они лезли в это болото и пытались попасть на Козьмодемьянский тракт через ул. Колхозную, понятно. А вот откуда ехали? Да это был прямой путь с Оршанского шоссе. Всё говорит о том, что эта ул. была единой на большом протяжении.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 24.10.2013 01:21
Пограничная (Маяковского) и Палантая - это две разные улицы, но они раньше пересекались между собой в районе бывшего Винзавода. Каменных зданий, кроме как Палантая 7, на улице не было.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 24.10.2013 07:44
Всё логично. Раз ул. Палантая, по Вашим рассказам, начиналась левее ул. Маяковского (перекрёсток Комсомольская - Л. Толстого), а на ул. Коммунистическую выходила правее, то они должны были, где-то, пересечься.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Вопрос Tom'у и всем, кто в курсе Добавлено 24.10.2013 08:06
olacity.ru
На фото по ссылке ноябрьская демонстрация 1961 года. Колонна демонстрантов ММЗ проходит перекрёсток улиц Коммунистическая и Палантая. А теперь, собственно, вопрос: светлое здание с вертикальным фронтоном, на фоне пятиэтажки Первомайская-122, это не "Голубой"-ли "Дунай"?
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 24.10.2013 11:17
Он самый, кроме этого, такие же были на Гоголя 4 и Советской 112.
Юрий С.

Гость
 
Анатолию Добавлено 24.10.2013 14:20
Пора уже исправить Описание в части названий улиц. "...улица... называлась - улицей Пограничной, затем Маяковского, затем Палантая".
Юрий С.

Гость
 
Модератору Добавлено 02.03.2016 16:31
Описание исправлено, но не до конца. Улицу Маяковского исключили, Пограничную оставили.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 03.03.2016 07:36
Исправлено.
Михаил Кузнецов

Пользователь

Дата присоединения: 10.01.2015
Комментарии: 69
Offline Михаил Кузнецов
Ул Палантая Добавлено 12.03.2017 12:07
На фото просматривается высокий деревянный забор Центрального парка, перелезть через который было невозможно. Но было место в северо-западной части, которым пользовались, чтобы бесплатно попасть в парк.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.