История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Летняя эстрада в ПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ

Летняя эстрада в ПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Летняя эстрада в ПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ"

Описание:

Летняя эстрада в ПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ.

Фото Е. Зеленко, 1980 г.

Слова для поиска: эстрада, парк, ПКиО, 1980-е, Зеленко
Дата: 21.05.2010 12:31
Просмотров: 8582
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 112.4 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Аллея сквера им. Наты Бабушкиной

Аллея сквера им. Наты Бабушкиной
Следующая фотография:
Монумент воинской славы Йошкар-Олы

Монумент воинской славы Йошкар-Олы


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Александр Соколов

Гость
 
"Летняя эстрада в ЦПКиО им. ХХХ-летия ВЛКСМ" Добавлено 21.08.2012 17:42
А под ней могилы, могилы, могилы ....
людмила

Гость
 
о парке Добавлено 18.01.2013 14:12
За миллионы лет вся земля могилы,могилы,могилы.Будем отдыхать на луне
Ant

Пользователь

Дата присоединения: 20.01.2011
Комментарии: 54
Offline Ant
Могилы, могилы... Добавлено 18.01.2013 17:01
Это культурный слой. Утешает то, что с каждым годом он становится толще, в отличие от того, что на поверхности.
Юрий С.

Гость
 
Отдыхайте спокойно, товарищи! Добавлено 24.07.2013 00:20
Кладбище было севернее.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. и не только... Добавлено 24.07.2013 01:34
Вообще-то, Александр Соколов знает, что пишет... Сначала я читал его статьи в еженедельнике "Йошкар-Ола" и других наших изданиях, потом увидел его на нашем сайте. Я не разделяю его позиции по отношению к кладбищам - мол все кладбища (всех времён) надо оставить в покое и не тревожить прах усопших. Моё мнение: "А где же жить живым?" За время существования разумного человечества в грешной земле похоронен не один миллиард людей, да и сама земля, точнее гумус - плодородный слой, состоит из останков растительных и животных организмов, в том числе и "гомо сапиенс"... Любые мнения хороши в разумных пределах...
Я заинтересовался этим человеком, нашёл его страничку на одном из социальных ресурсов и понял откуда у него такое фанатичное отношение к кладбищам. Он археолог, в том числе осуществляет контроль земельных работ на стройках в исторической части города, находит много интересного, делится этим в интернете. Его отчёты, подкреплённые фотографиями с раскопов, читать интереснее, чем сухие официальные "заметки". Участвовал в раскопе одного из старейших кладбищ города - при Входо-Иерусалимской церкви. Его команда занималась раскопками на месте деревянного кукольного театра (городского ДК на ул. Комсомольская). Кстати, после этого раскопа и были пересмотрены границы исторического кладбища вокруг Тихвинской церкви. Последней его инспекцией, по крайней мере по фотоотчётам, был строительный котлован административного здания рядом с домом Карелина (ул. Анисимовская, 40) осенью 2012 года. Нашли много медицинской посуды и ещё кое-что... Я с ним не знаком ни очно, ни заочно, но для себя сделал вывод, что он является интересным, исторически подкованным человеком.
Не хочу быть "испорченным телефоном", воспользуйтесь поиском в Интернете и найдите его статьи и фотоотчёты, если кому-то интересно...
Юрию С. о кладбище. Кладбище, по площади, начиналось почти от стен Муз.училища с захоронений военнопленных австрийских и немецких солдат времён Первой мировой и продолжалось на север за Тихвинскую церковь. Хоронили на этом кладбище более ста пятидесяти лет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
"Забытый некрополь" Добавлено 24.07.2013 08:18
Простите за большой пост, не удержался и разместил одну из статей (можно сказать открытое письмо) Александра Соколова в еженедельнике "Йошкар-Ола" за 7.06.2011г.
Я не пропагандирую поддерживать его точку зрения, тем более, что сам, выше, написал свою, но ознакомить Вас считаю необходимым...

«Уважаемая редакция!
Хотел бы поднять на страницах газеты тему захоронений, расположенных на территории Парка культуры и отдыха им. ХХХ-летия ВЛКСМ. Неприятно, когда на месте некрополя находится увеселительное заведение, которое, к тому же, собираются обновлять.
Но обо всем по порядку. Некрополи - места упокоения наших предков. Поклонение их праху - многовековая традиция, схожая с паломничеством к святым местам. Издревле на Руси усопших предавали освященной земле около монастырей, городских и сельских церквей, и церковные дворы служили почти единственным местом для кладбищ вплоть до XIV столетия. Кстати, в Царевококшайске умерших хоронили при существующих Троицком, Покровском, Рождественском, Воскресенском, Вознесенском и Входо-Иерусалимском храмах до 1772 года.
24 марта 1771 года в связи эпидемией чумы в Москве императрица Екатерина II издала указ, по которому хоронить умерших в черте города возбранялось и повелевалось «отвести для них особые кладбища за городом и построить на оных на первый случай хотя бы небольшие деревянные церкви». Затем указом от 17 ноября 1771 года (по старому стилю) и Сенат запретил по всем городам захоронение при церквах и потребовал создать кладбища за городской чертой. Можно сказать, что с этого времени и стало действовать русское законодательство о кладбищах. Изложено оно было во Врачебном уставе, согласно которому кладбища должны были устраиваться: в городах - на расстоянии не менее 100 саженей (213 метров) от последнего жилья, в деревнях - на расстоянии не менее полуверсты (250 саженей). Но на практике при росте городов приходилось часто отступать от этого требования, и поэтому законом 1889 года министру внутренних дел было дано право разрешать такие отступления.
Кладбища находились в ведении духовенства, т. к. погребение было тесно связано с религиозным культом (т. е. каждое данное кладбище доступно лишь для лиц определенного исповедания).
По русскому законодательству, опустевшие кладбища не могли быть обращаемы под пашню, никакого строения возводить на них не дозволялось (здесь и далее выделено автором). Кроме того, не разрешалось без особого распоряжения переносить с закрытого кладбища гробы и мертвые тела. Захоронения не могли состоять в частной собственности, но те из них, которые устраивались на общественной земле, не переставали быть собственностью общества, городского или сельского. В административном отношении они подлежали ведению духовного начальства: общество не могло претендовать на хозяйственную эксплуатацию опустевшего кладбища. Впрочем, и духовное начальство могло пользоваться им лишь согласно его назначению. Лицо, выкупившее место на кладбище, не приобретало его на правах собственности, а получало лишь исключительное право пользоваться местом для погребения.
В XIX - начале XX веков в России в связи с ростом населения и территорий городов увеличилось число кладбищ, многие из которых, будучи образованными за городом, оказались в городской черте. Какие-то закрывались или переносились на другое место, другие, в крупных российских городах, превращались в своеобразные национально-исторические памятники, некрополи.
Таким образом, точкой отсчета истории Царевококшайского городского кладбища, занятого сегодня Парком культуры и отдыха, является 1772 год. Его удачно разместили за тогдашней городской чертой (ныне это улица Комсомольская) и вдали от близлежащих деревень - Пахомова, Коряковки, Березова, Вараксина, Гомзова. В 1774 году здесь была возведена кладбищенская Тихвинская церковь.
Причем кладбищ на территории Парка культуры размещается, по сути дела, два. Первое, и, скорее всего, более древнее, находилось вблизи зданий Музыкального училища имени Палантая и Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна. Об этом данных в архивах не имеется, но известно, что человеческие черепа и кости неоднократно находили в 60 - 70-х годах прошлого века в районе ныне несуществующего так называемого Зеленого театра. К тому же об участии в разгроме старого городского кладбища в 1928 году упоминает и известный марийский писатель Макс Майн. Будучи учащимся Школы первой ступени (ее деревянное здание, находившееся возле йошкар-олинского ГУВД снесено пару лет назад), он участвовал в акте вандализма: «…Пионерский отряд нашей школы был самым активным в городе, мы часто выходили на субботники и воскресники по благоустройству Йошкар-Олы. Сажали деревья на улицах, ставили ограждения вокруг молоденьких липок и вязов. Однажды нам объявили, что в воскресенье пойдем собирать железный лом. Тогда посреди города находилось старое кладбище, на нем давно уже никого не хоронили, и было решено кладбище снести, а на его месте устроить дендрологический сад. В тот воскресник мы убирали и стаскивали в одно место заржавленные повалившиеся ограды, части разрушенных памятников. Вскоре вся площадь бывшего кладбища была засажена различными редкими деревьями. Теперь здесь Парк культуры и отдыха имени XXX-летия ВЛКСМ».
Кроме того, по воспоминаниям одного из нынешних йошкар-олинских старожилов В.Г. Соколова, 1929 года рождения, он, будучи мальчишкой, в 40-е годы воочию наблюдал каменные надгробия в городском парке. Но здесь уже была танцплощадка (!) и парашютная вышка.
Второе, более позднее по времени захоронения, кладбище находится под каруселями «Городка аттракционов»! Даже спустя сотню лет умершим горожанам не дают и, похоже, не дадут лежать спокойно. Ведь о каком спокойствии можно говорить, когда наверху крутятся карусели и громко визжат дети?!
Но дальше может быть еще хуже, ибо, как известно, городские власти намерены демонтировать существующее и установить новое, более крупное, колесо обозрения в глубине кладбища-парка, рядом с центральной аллеей.
Это будет новым актом вандализма по отношению к захоронениям предков и, наверняка, приведет к новому повреждению могил. Это же касается и строительства на территории бывшего дендросада-кладбища здания Дома дружбы (или планетария?), возведение которого поддержал ряд глав национальных землячеств в Марий Эл. Интересно, согласился бы глава азербайджанской национально-культурной организации, поддержавший идею такого строительства, на возведение какого-либо сооружения на родном для него мусульманском кладбище, пусть даже древнем? Наверное, нет! А здесь, выходит, можно?
Да и с моральной точки зрения приведенные факты никак не вяжутся с утверждениями некоторых деятелей о возвращении россиян от времени безверия к Православию. Ведь они - наши прадеды - до сих пор лежат там, под землей, пусть и без надгробий. А мы…
Выход из создавшейся ситуации мне видится в следующем:
Во-первых, территория бывшего кладбища должна стать своеобразной заповедной зоной, где любое строительство недопустимо. Закрепить это и законодательно.
Во-вторых, все аттракционы из парка-кладбища, включая колесо обозрения, демонтировать и перенести на берег реки Малая Кокшага в Парк имени 400-летия Йошкар-Олы. Тем более, там уже есть карусели, которые из-за неисправностей не работают. Тут им, как говорится, всем и место. При этом сама территория парка-кладбища по-прежнему может оставаться одним из любимых мест для прогулок горожан.
В-третьих, установить на территории бывшего кладбища памятный крест. К этому хотелось бы добавить, что неплохо установить подобные знаки во всех известных местах, где в прошлом размещались кладбища: ДК имени В.И. Ленина, в районе комплекса правительственных зданий на улице Успенской, у моста через Малую Кокшагу по Ленинскому проспекту, у Воскресенского и Вознесенского соборов, Троицкой и Входо-Иерусалимской церквей.
В-четвертых, поскольку здесь уже находится несколько мемориалов (Воинской Славы в память о Великой Отечественной войне; мемориалы, посвященные воинам-афганцам и чернобыльцам), это место могло бы стать своеобразным воинским некрополем. Тут можно разместить памятник нашим землякам - участникам войны с армией Наполеона (в 2012 году Россия как раз будет отмечать 200-летие этой победы), русско-турецкой 1877 - 1878 гг., русско-японской войны 1904 - 1905 годов (израненным и искалеченным, умершим позднее на родине и похороненным на Царевококшайском кладбище), а также воинам 1-й мировой войны - как россиянам, так и солдатам-военнопленным австро-венгерской армии, умершим в Царевококшайске в 1916 - 1917 годах (они тоже были людьми, хоть и иной веры). Для этого руководство нашей республики могло бы установить связи с посольствами Австрии и Венгрии в Российской Федерации, что могло бы поспособствовать в дальнейшем развитию и других отношений с этими европейскими государствами.
В следующем году кладбищу исполняется 240 лет, а захоронения людей, в большинстве своем православных, совершались на нем до начала 20-х годов XX столетия, то есть на протяжении 150 лет. Здесь покоятся тысячи жителей Царевококшайска и ближних деревень: прихожан, чиновников и купцов, священнослужителей и солдат - ветеранов войн, в том числе Отечественной войны 1812 года, мещан и крестьян, предков многих нынешних йошкаролинцев. Наш долг - не только свято чтить память о них, но и беречь места захоронения!»

Александр СОКОЛОВ, йошкаролинец
Юрий С.

Гость
 
Кладбище Добавлено 24.07.2013 11:28
Очень, очень жаль, что Александр Соколов был столь лаконичен 21 августа прошлого года. По пяти словам невозможно понять, что писал СПЕЦИАЛИСТ. Я же просто посмотрел на общеизвестную карту города 1916-1917 годов. Такой вот поверхностный подход. Увы...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 24.07.2013 11:51
Да, как-то вот так - своеобразно - посетил он наш сайт тогда...

Но всё, что не делается, всё делается к лучшему. :) Не было бы Вашего комментария - не было бы у меня повода познакомить Вас с интересным человеком... :)
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Кладбище Добавлено 16.02.2016 23:23
Интересно и полезно почитать написанное выше, но я больше доверяю картам 1841 и 1916 года, опубликованным на сайте, на них указана конкретная территория кладбища, которое было закрыто в 20-е годы. Что это кладбище расширялось за счёт территории ярмарки верится с трудом.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 17.02.2016 07:42
А разве ярмарка не могла быть создана на месте старого кладбища, тем более, что на старых картах её нет?
С другой стороны, кладбища старались вынести за пределы населённых пунктов, а тут на карте 1916 года появилась ярмарка забор в забор с кладбищем - рассадником болезней и эпидемий. Не верится...
Вы же сами сомневались в достоверности карты 1916 года?
Ну и наконец последний аргумент. У меня нет оснований не доверять А. Соколову - археологу, краеведу и историку, чьим хобби являются городские погосты: "...кладбищ на территории Парка культуры размещается, по сути дела, два. Первое, и, скорее всего, более древнее, находилось вблизи зданий Музыкального училища имени Палантая и Национальной библиотеки имени С.Г. Чавайна. Об этом данных в архивах не имеется, но известно, что человеческие черепа и кости неоднократно находили в 60 - 70-х годах прошлого века в районе ныне несуществующего так называемого Зеленого театра". (Конец цитаты).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 17.02.2016 09:34
1.Ярмарка могла быть создана на месте старого кладбища, которое существовало до XIX века. Иначе оно бы попало на карту 1841 года.
2.Ярмарка не постоянно действующая, на окраине города, всё логично.
3.Карта 1916 года правленная музейными работниками, но сходство с картой 1841 года имеется, поэтому полностью не доверять карте 1916 года нельзя.
4.Ничего против А.Соколова не имею, но в то, что пленных 1-ой мировой войны хоронили за отведённой территорией кладбища не верю.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 17.02.2016 09:44
"Ничего против А.Соколова не имею, но в то, что пленных 1-ой мировой войны хоронили за отведённой территорией кладбища не верю". (Конец цитаты). А он об этом и не заявлял. Эта информация из других источников, в частности из описания к id=1268.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Решение о ликвидации Добавлено 23.08.2017 00:13
В 20-е годы действовал закон по которому сносить кладбища в РСФСР можно было только через 45 лет после последнего захоронения. Но город уже "подошел" к городскому кладбищу вплотную и для нашего города ВЦИК сделал исключение, было разрешено застроить кладбище через 15 лет после последнего захоронения.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.