История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Заезд очередной смены

Заезд очередной смены

  Создать и послать открытку  


Информация о "Заезд очередной смены"

Описание:

В продолжение темы начатой снимком id=2763. Очередной заезд в пионерский лагерь им. Павлика Морозова в 1960-е годы. Автобусы прибывали в пос. Куяр, а дальше путь лежал пешком.

Фото 1960-х гг. из Музея истории АО "ММЗ" прислал Владимир G.. Автор неизвестен.

Слова для поиска: пионерлагерь, лагерь, ММЗ, Куяр, 1960-е
Дата: 15.01.2018 09:34
Просмотров: 3940
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 414.3 KB
Добавлен: Владимир G
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Медпункт п/л им. П. Морозова

Медпункт п/л им. П. Морозова
Следующая фотография:
Пионерлагерь им. Павлика Морозова

Пионерлагерь им. Павлика Морозова


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 607
Offline Guta
Школьная форма. Добавлено 15.01.2018 11:42
В каком году школьники перешли на вольную форму одежды и перестали носить такие фуражки? Я пошел в школу в 1967 году и уже такой формы не носил. Был обыкновенный костюмчик. Правда с подшитым белым подворотничком. Наверное тогда такие были требования.Гораздо дольше школьная форма сохранилась у девочек.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Guta Добавлено 15.01.2018 12:51
"В средней школе введение формы произошло уже после войны, в 1948 году, в период всеобщего «обмундирования», когда ведомство за ведомством одевались в форму, включая студентов высших учебных заведений. Школьная форма образца 1948 года во многом копировала фасон формы классических гимназий — и по цвету, и по покрою, и по аксессуарам. Очень важно и то, что, подобно дореволюционной форме, новая форма учащихся школ была платной (форма для мальчиков при этом стоила по объективным причинам дороже) и приобреталась учащимися за свой счет, в отличие от формы учащихся ремесленных, железнодорожных и фабрично-заводских училищ. Последним обстоятельством часто объясняются незначительные отступления в школьной форме, которые критиковали, замечали, но — терпели. Тем же обстоятельством объясняется и тот факт, что введение формы состоялось (в мужских школах, в отличие от женских) не единовременно, а постепенно — от младших классов и непосредственно первоклассников (с 1 сентября 1948 года) к старшим классам.
[...]
Учащиеся старших классов, как правило, освобожденные от обязательного ношения установленной формы, носили открытые однотонные (двубортные и однобортные) тужурки и серые кителя, со светлыми сорочками с или без них. В 50-е годы большой популярностью пользовались короткие куртки-ветровки на молнии с отложным воротником. Члены пионерской организации носили пионерский галстук в обязательном порядке, как и члены ВЛКСМ — комсомольский значок. Разрешалось ношение значков ГТО, спортсменов-разрядиков, КМС и т. д.
[...]
Хрущёвская оттепель не сразу сказалась на демократизации школьной формы, однако это всё-таки произошло. С начала 1960-х годов в рамках общих тенденций продолжающейся оттепели форма была изменена в сторону отхода от «военизированности». Мальчики получили серый полушерстяной открытый однобортный пиджак с тремя чёрными пластмассовыми пуговицами; брюки шились из ткани в тон пиджака. В жаркую погоду допускалось ношение укороченных бриджей и шорт. Под пиджак в качестве парадной формы рекомендовалась белая рубашка. В младших классах было принято нашивать белый воротничок поверх пиджачного воротника. Фуражку заменил серый или тёмно-синий берет. Форма для девочек осталась прежней". (Конец цитаты). ru.wikipedia.org .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Путь в лагерь Добавлено 15.01.2018 19:32
Возможно, что фото более раннего периода. Считается, что автодорога Йошкар-Ола - Волжск, проходящая через Куяр построена в 1957 году. Если она уже пущена зачем детям идти пешком? Хотя канава, которая видна на фото, была и в более позднее время (70-80-е гг).
Автостанция и железнодорожная станция имели в Куяре общую площадь, от нее надо было идти по левой стороне дороги в сторону Волжска. В месте, где дорога близко подходит к изгибу реки М. Кокшага, надо был перейти на противоположную сторону улицы (здесь на реке брод, но его переходить не надо), где кончаются дома по правой стороне улицы. Далее надо было идти мимо деревянных зданий (они были за забором) дачи Мароблисполкома (или уже детского туберкулезного санатория?)и детского дома. Они оставались справа от дороги, далее все лесом до Чернушки. Объездной дороги вокруг поселка еще не было. Через реку Чернушку перейти по мостику (на много позже построили плотину) и войти в лагерь с "черного входа" - со стороны бани. А может так задумано, для санобработки (санпропускника)? Но это мне неизвестно.
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 607
Offline Guta
дома Добавлено 15.01.2018 20:04
Три бревенчатых дома подозрительно одинаковые.И за общей изгородью с кирпичными столбами.Не думаю, что это дома частников.Если это даже жилые дома, то выделенные из жилого фонда организации их построившей.
Islera

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2010
Комментарии: 179
Offline Islera
очень странный заезд... Добавлено 16.01.2018 23:01
Очень странный заезд..
1. Это весна или осень - одеты достаточно тепло, были сильные дожди, грядки перекопаны, но ничего не растёт. Явно не лагерное (летнее) время.
2. Куда они идут? По описанию привозил автобус, если на авто/жд станцию, то оттуда до лагеря более 3км (!), но ни у кого нет вещей, даже маленьких сумочек. Если сумки увез автобус до лагеря, значит дорога была, почему не могли детей довезти? Или дети ехали на поезде, а все сумки везли машины, что мене более логично (но мне всё равно не ясно почему так).
3. Где идут? Если от станции к лагерю, то самый прямой путь - по сегодняшней улице Центральная (трасса Йошкар-Ола - Волжск), через лесничество и далее по лесу до лагеря(просека и сейчас осталась). Но не похоже это на центральную улицу - огромные ямы, ), а трасса в 60-х уже была твердая, огороды обычно располагают в глубине, за домом.
4. Куяр никогда не был богатым населённым пунктом, а здесь справа двухэтажный дом с кирпичным первым этажом, явно дореволюционной постройки, хотя известно, что первые дома были построены после революции, и то бревенчатые. И кирпичный белёный забор не вяжется с Куяром.
5. Школьной формы здесь ни у кого нет - есть только фуражки, которые входили в форму до 60-х, но здесь нельзя однозначно сказать, школьные ли они (может это дети военных?), а одеты все абсолютно по разному, кроме двух мальчишек в комбинезонах (лётные?) по центру снимка. Пионерских галстуков и октябрятских значков нет - идут не из школы.
Единственный вариант, который приходит в голову - школьники начальных классов в начале сентября идут на общий урок, например природоведенья (не помню как назывался)в лес. Мы в начале 70-х ходили.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Islera Добавлено 17.01.2018 11:05
1. Да, есть странности, но мы уже сталкивались по фотографиям с холодным началом лета. Я, например, помню снег в конце мая.
2. Думаю, что было бы жестоко заставлять детей нести свои вещи 3 км. до лагеря. Видимо, был какой-то другой способ их доставки. Но идущий рядом с колонной взрослый (возможно, кто-то из пионервожатых) несёт чемодан, скорее всего, со своими вещами.
На остальное сказать нечего.
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 607
Offline Guta
В Куяре Добавлено 18.01.2018 19:37
В Куяре бываю лишь проездом и потому не могу что либо точно сказать о его постройках. Но хочу сделать предположение: светлая полоса между каменным и ближним бревенчатым домами - это не железная дорога с покрытым гравием полотном?
Кстати хочу возразить Islera на его замечание №4 :"...справа двухэтажный дом с кирпичным первым этажом, явно дореволюционной постройки..."(конец цитаты).Дом очень даже свежий. Низ из белого кирпича с краснокирпичными вставками по углам. Второй этаж тоже установлен недавно - его бревна на торцах забелены и еще не почернели. По моему предположению он стоит у железнодорожной насыпи, если я не ошибаюсь. Пусть знающие товарищи меня поправят.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О Куяре Добавлено 18.01.2018 19:54
В 30-50-е годы строили аналогичные деревянные дома на одну семью и двухэтажные многоквартирные дома в рабочих поселках сплавщиков и лесорубов. Фото подобных зданий периодически публиковались в газете "Марийская правда".
В 70-е годы в Куяре деревянный тротуар и канава у тракта существовали. Деревянный забор на каменных столбах тоже был, но уверенно сказать, что это именно тот забор не могу. Но например, Куярская школа (постройки 1932 года) имела аналогичный невысокий деревянный забор на каменных столбах (забор мог быть построен и на много позже школы).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Islera Добавлено 20.01.2018 11:30
Guta прав первый этаж этого дома действительно из силикатного кирпича со вставками из красного, в плане имеет размеры приблизительно 6х15 м (ул. Центральная, 50). На месте двухэтажного деревянного дома размещается двор административного двухэтажного каменного дома (по карте 2gis.ru - ул. Центральная, 42). Скорее всего, сохранился только средний дом из 3-х одноэтажных домов и он имеет адрес по ул. Центральная, 44.
Из 5 домов, имеющихся на фото, два существуют в п. Куяр на сегодняшний день.
Купролюкс

Гость
 
в Детство путешествие Добавлено 21.01.2018 09:58
Не оттого ли плохо помним,
Что были счастливы тогда!
Набить не жаждали оскомин;
На шее бременем года были легки и босоноги,
Мечты смотрели лишь вперёд!
И лес с рекою как чертоги,
Где 100 открытий за день ждёт!...

А как иначе, спроси сейчас этих постаревших Ребят и поголовно ответили бы - улица была отличная, потому что вела к берегу реки и загадочную тайну Леса! А грязь, слякоть и худой тротуар, да это - экзотика! Лагерь "Павлика Морозова" был на слуху и рядом по соседству, только наш-то располагался на другом берегу Малой Кокшаги. Доставили нас к этому "изгибу реки", где берег обрыва и сегодня очень близко от проезжей дороги, уж и не помню на чём! Но дальше, 2 грузовые машины с Утварью (а может и вещи-чемоданы) переехали реку в том месте, вброд! А мы, ребятня пошли по берегу вниз, а вот где переходили и по каким мосткам на тот берег не отложилось в памяти, как не стараюсь вспомнить? Был и "родительский день", приезжали известные поэты в гости! Да те же соседи из "Павлика Морозова"целой командой! Конкурсы, викторины-сразились и Футбол-за явным преимущество игра (в одни ворота) закончилась до перерыва! Команда у нас подобралась боевая: обменялись дружественными визитами с летним лагерем (на нашем берегу)- "Юный Спартаковец", известные в России своими спортивными гимнастками! Вода в Когшаге тогда попахивала и рыбины вереницей плыли вверх животами) и, быть может, в качестве премии и просто покупаться была поездка (в грузовой машине без тента) на оз. Яльчик с ночёвкой в палатках, с обедом на костре!.. Вот и исчез в памяти тот мосток (думаю, понтонный) от состояния невес..,ведь-"счастливые часов не наблюдают"! А что"Павлик Морозов" был не близкий сосед а за ручьём "Чернушка", дошло лишь сегодня!
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Купролюксу Добавлено 21.01.2018 13:32
Попрошу, внимательнее набирайте текст. Ваши комментарии интересны, но, порой, их трудно читать (понять)...
Спасибо за воспоминания. :)
Купролюкс

Гость
 
Нелишние поиски Добавлено 25.01.2018 18:51
Дом тот-деревянный в 2 этажа,что в левой части верхнего фото-был на виду и заметен по приезду в Куяр с автобусной остановки и стоял чуть южнее в глубине. Из справки: "В 1934 году построили дом отдыха для рабочих лесосплава (потом в этом деревянном здании разместили детский дом)..В 1941 году открыт Куярский санаторный детский дом. Здание деревянное, с печным отоплением и электрическим освещением. Первые воспитанники - дети от 3-х до 15-ти лет, вывезенные в войну из города Выборга. После окончания войны на их место прибыли дети-сироты от 5 до 16 лет со всех районов МАССР. В 1998 году на базе детского дома Министерством образования Республики Марий Эл открыт Республиканский реабилитационно-диагностический центр для детей",(конец цитаты).Воспитаники детского дома сфотографированы на фоне "Родных пенатов",на память!Если в апреле месяце,то идут они трудиться в лестничество, как вариант-очистка лесосек после вырубки или заготовка еловых лапок для комбикормов. Или-на весеннюю ручную посадку сеянцев сосны по делянкам !Если в мае,то на посадку овощей, картофеля на пришкольном огороде!-уроки труда. Между каменным первым этажём и рубленым бараком видна беговая дорожка а за ней бурты!-для зимнего хранения корнеплодов! Ещё цитата оттуда же:-"С 1923 по 1926 год сплавная контора построила 8 бараков по улице Центральной, вдоль дороги Зеленый Дол-Йошкар-Ола".. Три барака с печными трубами и нарами, сносны для временного проживания сплавщиков!но на тот момент,судя по белым столбикам, отданы детскому дому! Остаётся искать,-где же до 1984г.находилась Куярская средняя школа? Судя по фото детвора продвигается к "школьной" улице,если смотреть по сегодняшней интернет карте?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Купролюксу Добавлено 25.01.2018 20:19
Здания детского дома и туберкулезного санатория остались далеко за спиной фотографа, те. на фото они не попадают. Они на другой стороне трассы Йошкар-Ола - Волжск, на берегу реки М. Кокшага. Дети работников п/я 42 идут в сторону п/лагеря, им до территории, огороженной забором, детского санатория и детского дома идти еще 500-600 м.
Если я не ошибаюсь, именно в таком порядке (по пути следования): сначала санаторий (старое двухэтажное деревянное здание сохранилось и сейчас), а затем детский дом.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
2015 Добавлено 26.01.2018 07:26
На сайте www.streetvi.ru (Панорамы городов мира. Виртуальные туры. Карты городов) есть фото этих двух домов и двухэтажного дома детского туберкулезного диспансера за июль 2015 года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.01.2018 08:00
Это место на верхнем фото? www.streetvi.ru . Полукаменный двухэтажный дом, забор с кирпичными столбами... Один из трёх небольших домов: www.streetvi.ru
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'y, Владимиру G Добавлено 26.01.2018 12:02
Молодцы! Вот сегодня я убедился, что на снимке ул. Центральная, три одноэтажных дома под №№ 44,46,48 (современная нумерация). Все три дома дожили до наших дней, доказательство, что собственность, переданная в частные руки, надёжнее государственной (двухэтажный деревянный дом приказал долго жить).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 26.01.2018 13:35
Согласен, все три маленьких дома живы, второй перестроен.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.01.2018 13:41
Верно. Но мне больше нравится на 4-е клика левее (в строну города), дом с пластиковыми окнами с пристройкой сзади (№44).
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 607
Offline Guta
Близнецы Добавлено 26.01.2018 13:55
Мне даже кажется, что на фотографии есть три пары близнецов: две девочки идущие впереди, затем,за ними,мальчишки в светлых кепках,а потом парочка в комбинезонах.Впрочем это мое личное мнение и к описанию фотографии отношения не имеет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 26.01.2018 14:03
Я старался показать место более приближённое к тому, что на фото вверху, а дом № 44 далеко, - у левого края верхнего фото. :)
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Дополнение Добавлено 26.01.2018 14:35
Обратите внимание, в 60-е годы тротуары, хоть плохонькие, были, они сгнили и с тех пор тротуаров там нет. Сразу чувствуется забота государства о своих подданных.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 26.01.2018 14:45
"...забота государства о своих подданных...". (Конец цитаты). Эко замахнулись, Сергей Николаевич. :) "Забота местных властей о своих жителях" - будет правильнее :).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.01.2018 18:29
Я не в качестве претензии. Просто 20.01.18г. проезжал через поселок на машине и дом №44 на ходу узнаваем (№50 то же), а вот №46 и 48 не разглядел, но может за 2,5 года (с момента съемки панорамы) уже произошли изменения


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.