На снимке осень 1954 года. По берегу Малой Кокшаги убегает дорога в Дубовую рощу. Там находились дачи Совета Министров. На заднем плане видны высокие деревья - это вязы. Они растут на самом берегу реки и дают представление о повороте реки направо. Следуя по дороге в указываемом вязами направлении, можно было прийти к шлагбауму. Далее располагалась территория дач. Кстати, охраны у шлагбаума никогда не замечалось. Дачи по нынешним меркам простые, одноэтажные: спальня, кухня, веранда. Небольшая купальня. Но все компенсировала природа: волшебные места, потрясающий вид. Чего стоила старица, заполненная кувшинками!
Местные купались по всему видимому на фото берегу. У мальчишек места для купания были у вязов: «У двух вязов» ( на снимке ближе к левому срезу), с длинным тросом, закрепленном на верху вяза, для раскачивания над водой и прыжков в воду, почти на середину реки (сегодня такой аттракцион называется «тарзанка»); «У трех вязов» - правее.
На снимке запечатлен момент обновления пункта забора воды из Кокшаги автомобилями автопредприятия. В народе это предприятие называли просто «гаражом».
Гараж находился по другую сторону тракта, за спиной фотографа, на территории, которая называлась Подсобное хозяйство, или просто «Подсобное». Съезды с тракта на дорогу в Дубовую рощу и на Подсобное были примерно в одном месте тракта.
За время своего существования гараж сменил несколько названий: автотранспортный отдел Марторга (до 1952 г.), автобаза Министерства торговли МАССР (после 1952 г.), в конце 1950-х годов - АТХ-3. Далее история его мне неизвестна.
Полное название Подсобного - Подсобное хозяйство Марторга. Оно должно было помогать в обеспечивании города мясом и овощами. Для этого на Подсобном были свинарники и поля для выращивания овощей: капусты, помидор, огурцов, моркови. Поля располагались между Куярским трактом и Дамбой, ведущей к Красоармейской слободе. На полях не забалуешь, не сорвешь огурчика, идя по тропинке из школы среди посадок: конный охранник по фамилии Карапчук нещадно гонял пацанов.
Обратим внимание, что на берегу расположена дощатая будка с мотором для перекачивания воды. Мотор мог быть электрическим - элктролиния на Дубовую проходила рядом. Будка была отапливаемая, так что воду можно было качать и в холодное время года. Вода требовалась и гаражу, и Подсобному, и спецтранспорту, к примеру, поливальщикам улиц.
На фото изображены работники автобазы (слева направо): столяр Лебедев Федор Иванович (1905-1958), (о нем рассказано под фото id=2229); дежурная пункта; Померанцев Аркадий Васильевич, не одно десятилетие руководивший автопредприятием; столяр Бобков Александр Данилович (1915-1980).
Немного об автобазе и ее начальнике. Аркадий Васильевич был спокойным, уравновешенным человеком. Всегда внимательно и доброжелательно выслушивал собеседника. Люди тянулись к нему за советом и помощью. Коллектив автобазы был большой. Многие водители являлись фронтовиками. Разговаривать умели. Аркадий Васильевич был по натуре улыбчивым человеком. А обстановка, порой, накалялась. Тогда Померанцев мог перейти на шоферский язык, который почему-то сразу успокаивал не в меру горячих собеседников. А люди его любили, старались пригласить на семейные торжества. И Аркадий Васильевич мог принять эти предложения, оставаясь для людей просто старшим товарищем, с высочайшим авторитетом. В трудные послевоенные годы начальник автобазы следил, чтобы каждый сотрудник мог получить участок земли за городом для посадки и выращивания картофеля и овощей. Это были не садоводства, а выделенная разово для гаража земля, на один посадочный сезон. Места эти менялись, но довольно часто землю выделяли за Ежово. Конечно, обработку земли для посадок, транспорт для перевозки людей и выращенного урожая, брало на себя автопредприятие. Вспоминается, что из-за отсутствия автобусного сообщения с районом Подсобного в начале 1950-х годов всегда были запланированы автомобили со скамейками в кузове для поездок работников с семьями в баню №1. Таков был начальник автобазы Померанцев Аркадий Васильевич. К большому сожалению, не знаю дальнейшую судьбу этого достойного человека.
Фото осени 1954 года. Автор неизвестен.