Перед началом Первой мировой войны Царевококшайск был тихим уездным городом Казанской губернии. По данным Центрального статистического комитета России на 1903 год в нем было 15 улиц, население составляло 2554 человека, из них 98,5% – русские, 99,5% населения исповедовало православие. В городе действовало 5 церквей, две библиотеки. Царевококшайцы пользовались благами цивилизации: в конце ХIХ века появились телеграф, телефон, в начале ХХ века – кинематограф, фотоателье Н.В. Захарова, улицы освещались керосиново-калильными лампами. В губернский город Казань из Царевококшайска ходили конные экипажи. В таком состоянии город застала Первая мировая война.
Война изменила размеренную неторопливую жизнь маленького города. В Царевококшайск хлынули сотни беженцев из западных губерний страны, интернированные иностранцы и австро-венгерские и германские военнопленные. В маленьком городе было трудно найти квартиру нескольким сотням прибывших людей. Иностранцев расселяли в пригородных деревнях Вараксино, Пахомово, Княжна и других.
Военнопленные офицеры размещались на втором этаже полукаменного здания мещанина Александра Степановича Чернова на Кирпичной (ныне Кремлёвской) улице (id=1852) и в двухэтажном полукаменном доме протоиерея Воскресенского собора Алексея Петровича Азановского на улице Тихвинской (ныне Горького, id=952). Все эти здания уже утрачены, кроме одного – дома Антоновых, что на фото.
В фондах музея истории города Йошкар-Олы хранится черно-белая фотография, на которой изображена группа австро-венгерских военнопленных у дома Антоновых (olacity.ru). Снимок передала в музей краевед Л.П. Полубарьева. Он сделан в сентябре 1916 года. На фотографии изображён деревянный дом с открытой террасой, наличники окон дома и терраса богато украшены резьбой. На террасе и у дома стоят молодые мужчины в военной форме. Здание находится в старинном районе города – на тот момент Воздвиженской (ныне Красноармейской) слободе.
Наш снимок этого же дома, но уже в 1950-х. Дом имеет, если ещё жив, адрес: Красноармейская слобода, 15. Снимок сделан в паводок и хорошо иллюстрирует подверженность хозяйств жителей слободы разливам М. Кокшаги. Вот этот же дом в 2000-х: olacity.ru .
Продолжу рассказ об истории дома и его хозяевах. Этот одноэтажный деревянный дом построил Иван Николаевич Антонов, служащий земской управы. Он родился в 1870 году, происходил из мещан. Его отец, Николай Алексеевич, был православным, знал грамоту, занимался сапожным ремеслом. По данным городского присутствия по налогам осенью 1915 года «…дом не достроен, без служб и заборов, деревянный. Страховая оценка дома 4000 рублей. Временно занимают военнопленные офицеры с 10 октября 1915 года. В доме 20 окон и 6 комнат». Историк Г.И. Кириллов приводит сведения, что в доме проживало «23 офицера, размещенные по национальностям». В апреле 1918 года их оставалось 15 (12 офицеров и три денщика) и предполагалось их переселить, а в дом Антоновых поместить беженцев.
Жена И.Н. Антонова, Мария Прокопьевна, в девичестве Сергеева, была внучкой известной в Царевококшайске купчихи Матрены Ивановны Кореповой. Дядя Марии Прокопьевны, Николай Григорьевич Корепов, перед революцией 1917 года занимал пост старосты Царевококшайска. Но революция перевернула жизнь семьи Кореповых. Они лишились своих домов (на ул. Вознесенская (id=2482) и ул. Кирпичная (ул. Кремлёвская, id=1625)), средств к существованию. Николай Григорьевич перебрался в Воздвиженскую слободу в дом Антоновых, к своей племяннице, и там открыл постоялый двор. Согласно изысканиям краеведа Т.А. Дмитриева, сестра жены Н.Г. Корепова, Мастридия Ефимовна Большакова, вышла замуж за пленного офицера и уехала с ним за границу. Мастридия Ефимовна была учительницей мужского начального училища в деревне Княжна, (ныне д. Данилово), которая находилась в пригороде Царевококшайска. Ей подарил сборник своих стихов «Песни, посвященные августейшему поэту К.Р.» (здесь имеется в виду великий князь Константин Николаевич Романов) поэт А. Котомкин (Савинский) с дарственной надписью: «На добрую память глубокоуважаемой учительнице родного мне училища в деревне Княжне Мастридии Ефимовне Большаковой. 21 апреля 1916 года. Котомкин».
Напоследок немного о жизни военнопленных в Царевококшайске в годы Первой мировой. Проживание военнопленных четко регламентировалось, они получали всё, что им было положено. Вместе с тем, надзор за ними был достаточно строгим, любые нарушения режима строго пресекались. Режим содержания и внутренний порядок определялись инструкцией, имевшейся в каждом помещении, где жили военнопленные. Структура охраны военнопленных в Царевококшайске была следующая. Полковник Недашковский являлся уездным воинским начальником. В его подчинении находились прапорщик Чернов с 15 ратниками. Они осуществляли непосредственную охрану военнопленных. В его обязанности входило: до 9.00 обходить все занимаемые военнопленными помещения с целью проверить их количество и порядок среди них; в течении дня надзирать за порядком и следить за дежурными и дневальными; давать наряды военнопленным и дежурным на поденную работу в управлении; надзирать за состоянием настроений и здоровья военнопленных; ежедневно обходить сторожевые посты по одному разу днем и ночью; делать вечернюю перекличку военнопленных; взыскивать с военнопленных и ратников за проступки. Исполнять обязанности Чернову помогали ежедневные дежурные по команде, которые осуществляли надзор за военнопленными. Дежурные по команде – это ратники, осуществляющие непосредственное окарауливание военнопленных в свою смену. В помощь дежурным были призваны старшие по помещениям из числа военнопленных. Как правило, старшими по комнате назначались немцы и мадьяры, как наиболее образованные из военнопленных. В их обязанности входило следить за состоянием здоровья пленных и сообщать обо всех их просьбах дежурному по команде.
Распорядок дня и условия, установленные для военнопленных, были довольно мягкими и либеральными: в 6 утра подъем; в течение часа они одевались, умывались, убирали постель; с 7 до 8 часов прапорщик Чернов совместно с дежурным по команде проводили их утреннюю поверку и смотр, после чего они с 8 часов в течение часа завтракали. Часы с 9 до полудня были отведены для часовых прогулок пленных. На прогулки они выходили колоннами или несколькими партиями в сопровождении ратников конвоя и прапорщика Чернова. Однако, с увеличением количества военнопленных, было выделено дополнительное время для прогулок после обеда. С этими послеобеденными прогулками был связан один любопытный курьез. Довольно часто военнопленных водили по Покровской и Вознесенской улицам Царевококшайска, которые огибали здание Полицейского управления до женского монастыря. Именно в эти часы после занятий, приблизительно с 16 по 19 часов, здесь гуляли гимназистки. Совершенно понятно и естественно то желание, в результате которого молодые австрийские офицеры стремились по весне гулять по этому маршруту. Поэтому педагогический совет Царевококшайской женской гимназии был вынужден попросить уездного воинского начальника не допускать прогулок военнопленных по вышеназванным улицам после 16 часов вечера. Разумеется, просьба была удовлетворена. При выгуле военнопленных Недашковский требовал от ратников строго соблюдать правила и инструкции. В его управлении прогулки им разрешались в виду гигиены, а не весёлого времяпрепровождения.
Но всё же в период войны было заключено много браков между горожанами и иностранцами. Г.И. Кириллов приводит документ, из которого следует, что «… считается не лишним поставить в известность граждан и гражданок города Царевококшайска, что общение с офицерами и солдатами воюющих с нами держав воспрещается». Можно предположить, что строгий запрет распространялся на пленных и был более мягким в отношении интернированных граждан и беженцев. Так, австрийский подданный города Львова Антон Григорьевич Панцук в ноябре 1917 года женился на Александре Анисимовне Каюковой, дочери крестьянина из деревни Лапшино. Германский подданный архитектор Иоанн Карлович Вильдау, лютеранского вероисповедания, 32-х лет женился на Елене Николаевне Туган-мирза Барановской, потомственной дворянке 27 лет. Таких примеров десятки. Не удивительно – жизнь продолжалась и в войну. Люди влюблялись, вступали в браки, несмотря на войну и невзгоды. И, вероятно, в Йошкар-Оле сейчас живут потомки беженцев из западных областей Российской империи и Австро-Венгрии, а на западе, в Германии или Австрии, – потомки царевококшайцев.
Извините за длинный пост - сокращал как мог, но другого повода написать о жизни наших горожан в период широко известных событий 1914...1918 годов на сайте пока нет. :)
Фото 1950-х гг.. Автор неизвестен.