Техническим проектом на строительства завода №297 (в дальнейшем п/я 42, ММЗ), разработанном в 1940 году институтом ГСПИ-7, предусматривалось строительство в зеленой зоне перед заводом пожарного депо. Первый проект был разработан Проектной конторой Марийской АССР в январе 1941 года. Это было двухэтажное здание в два крыла с одноэтажным гаражом на три пожарных автомобиля в центре, главный фасад должен был выходить на будущую ул. Заводская. Но в титульный список капитального строительства на 1941 год это здание не попало, а только к его концу было включено в проект плана строительства на 1942 год. Технический проект пожарного депо от 1941 года был откорректирован в феврале 1942-го в связи с новыми условиями строительства. Здание предполагалось с оштукатуренными кирпичными стенами и деревянными межэтажными перекрытиями, но и этот проект не был реализован. В связи с ростом завода в 1942 году наркоматом вооружения был утвержден план строительства временного пожарного депо на территории, прилегающей к заводу. В результате в 1-м квартале 1943 года было построено одноэтажное деревянное здание пождепо со стороны железной дороги.
Строительство корпусов завода в годы войны велось с отступлением от довоенных строительных норм и норм электробезопасности, в результате на заводе сложилась пожароопасная ситуация и в 1946…1947 гг. произошло несколько возгораний и пожаров с тяжелыми последствиями. Вновь был поднят вопрос о строительстве пожарного депо, проект и смету, разработанные еще в 1942-м, утвердили Архитектурным советом города, но к строительству так и не приступили.
В связи с переходом завода на новый профиль продукции был разработан план реконструкции и расширения завода. Этим же планом предусматривалось строительство здания пожарного депо на два автомобиля (левая половина здания на фото) на предзаводской территории между проектируемым зданием заводоуправления и существующим зданием столовой, в котором после строительства на заводе новой столовой был размещен заводской клуб. Главный фасад пожарного депо должен был выходить на ул. Суворова. В 1951 году исполкомом города был выделен земельный участок под новое строительство согласно генерального плана реконструкции завода. В июле 1954-го ситуационный план строительства утвердили и по нему главный фасад корпуса был развернут в сторону клуба (на пер. Заводской), а со стороны ул. Суворова запроектировали входную дверь.
К моменту привязки пожарного депо узкоколейка Арбанского торфопредприятия, мешавшая новому строительству, уже была переложена. Ситуационный план на пожарное депо вместе с измененной проектной документацией были переданы в Строительный трест №116 и приняты в работу в августе 1954 года. Датой ввода корпуса в эксплуатацию считается январь 1955 года, но некоторые работы по достройке выполнялись в 1956-м. Первоначально, кроме пожарного депо, в здании размещались квартиры работников пожарной охраны, а позднее - отдел кадров завода и отдел милиции. Рядом с пожарным депо был запроектирован деревянный каркасный сарай для хранения инвентаря и площадка для стоянки машины. В последующем здание дважды перестраивалось. Первая реконструкция была проведена в связи с созданием на базе пождепо ММЗ пожарной охраны Заводского района. Старое здание депо увеличили до 4-х машин (на фото), проект выполнили в строительно-архитектурном отделе завода, генеральная смета на строительство была утверждена в 1973 году, а в 1974-м пристрой был введен в эксплуатации. В 1975 году пожарная часть завода стала военизированной частью ВПЧ-2 МВД МАССР.
Это здание в наши дни: maps.yandex.ru[point]=47.865676%2C56.635566&panorama[direction]=166.254586%2C5.003363&panorama[span]=97.863302%2C68.810134 .
Фото 1970-х...1980-х гг.. Прислал пользователь Владимир G. Автор неизвестен.