История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Харинская мельница

Харинская мельница

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Харинская мельница"

Описание:

С хозяйкой этого редкого фото списался и познакомился в социальной сети «Одноклассники» наш постоянный посетитель и участник многих дискуссий на сайте Юрий С.. В результате переписки к нам поступил этот снимок, далее размещаю комментарий хозяйки:

«Я, Пышкина (Емельянова) Тамара Николаевна, предлагаю вам из своего семейного альбома историческую фотографию Харинской мельницы. Фото было сделано в начале 50-х годов перед последним пожаром. Мельница трижды горела. Мой отец, Емельянов Николай Емельянович 1896 года рождения, непосредственно строил и восстанавливал после пожаров эту мельницу. А также был мельником и руководителем хозяйства».

От себя добавлю, что в начале ХХ века Харинская мельница принадлежала купцу Короткову Петру Васильевичу, затем его вдове Домне Иосифовне, жившей в Царевококшайске на ул. Рождественская (Чернышевского).

Современное местоположение мельницы можно определить по мельничному островку на реке М. Кокшага ниже по течению микрорайона Ширяйково: olacity.ru . Такой островок всегда образуется около водяной мельницы из-за обводного канала. Именно на этом канале ставится приводное колесо мельницы. Часть фундаментов мельничных построек на сегодня затоплены в результате возведения городской плотины в Сосновой роще в 1967 году. На находящиеся под водой скользкие остатки цоколей можно было взобраться ещё в начале 1980-х, что и делали местные мальчишки, купаясь в этом районе.

Фото начала 1950-х гг. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Харинская, мельница, Ширяйково, 1950-е
Дата: 28.09.2015 08:01
Просмотров: 7810
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (5 Голос(ов)) 5.00 (5 Голос(ов))
Размер фотографии: 140.7 KB
Добавлен: Тамара Пышкина
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Йошкар-Ола с орбиты

Йошкар-Ола с орбиты
Следующая фотография:
«Пожарный реквизит»

«Пожарный реквизит»


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2072
Offline Сергей Куликов
Profus'у и Юрию С. Добавлено 28.09.2015 11:25
Или это не Харинская мельница, или она находилась не за Ширяйково. В указанном по ссылке месте до сих пор лес, стало быть он там был и в 50-е годы, а где он на фотографии? Больше похоже на мельницу которая стояла в районе нынешнего вантового моста. Посмотрите панораму 1951 года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 28.09.2015 11:54
Вопрос не по окладу... Где была Харинская мельница теперь я знаю точно и это место я указал на Яндекс-карте. Остальное - утверждение хозяйки снимка.
Сейчас трудно что-либо утверждать по фото: изменилось русло реки. На этом месте мог быть поворот и фотограф вполне мог снимать не в сторону Сосновой рощи.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 28.09.2015 13:36
В защиту хозяйки фотографии могу сказать следующее. Я понял, что она родилась в доме на фото в 1948 году. Думаю, что вряд ли Тамара Николаевна путает местоположение своего родного дома, построенного её отцом...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2072
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 28.09.2015 15:33
Вероятнее всего, что она путает название мельницы.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 28.09.2015 17:55
По воспоминаниям жителей д. Жуково никакой мельницы на месте сегодняшнего подвесного моста не было уже в конце 1940-х, оставалась только плотина. На фото id=986 на берегу у плотины строений меньше, чем на этом снимке. По моему разумению, даже если бы фотограф снимал с левого берега М. Кокшаги Карпычевскую мельницу (в районе вантового моста), то в кадр попали бы какие-нибудь городские строения, дымовые трубы, т.к. край речной поймы проходит по ул. К. Маркса, за ней идёт подъём вверх.
Это фото начала 1950-х, по заверению жуковских Харинская мельница последний раз горела в 1954-м, после этого пожара её не восстанавливали.

А, вообще, с чего весь сыр-бор? С того, что за мельницей не видно леса? Так я уже писал, что снимать можно было и не в сторону Сосновой рощи...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2072
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 28.09.2015 21:13
Если островок у левого берега, значит мельница была на левом берегу. Против солнца не снимают, значит снимали с правого берега, т.е. должен быть лес. Мало верится в то, что в лесу стоял 2-х этажный дом и от него не осталось никаких следов к 60-м годам. "то в кадр попали бы какие-нибудь городские строения, дымовые трубы," - строения далеко и какие дымовые трубы в начале 50-х. Я продолжаю сомневаться.
Роланд

Гость
 
Харинская мельница Добавлено 28.09.2015 21:48
Бабушка моего друга детства,ныне гл.врача Республиканского центра борьбы со СПИДом,родилась еще в позапрошлом веке и иногда рассказывала нам о городе, упоминала о мельнице ниже существующего моста в конце улицы Красноармейской.Здесь по левой стороне реки был остров(сейчас здесь набережная Брюгге)и на нем была мельница,а далее на восток города уже не было и мы собирали клюкву в болотце где сейчас Сомбатхей а когда повзрослели стреляли уток.Может быть на фото эта мельница,о близости города говорят электростолбы и гусак электроподводки на чердаке здания слева.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Роланду Добавлено 29.09.2015 07:12
Городской мельницы у Вознесенского моста не было уже в 1930-х: id=1767.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 29.09.2015 07:16
Вы как будто специально не реагируете на весомые факты. Цитирую себя же из верхнего комментария: "...никакой мельницы на месте сегодняшнего подвесного моста не было уже в конце 1940-х, оставалась только плотина". (Конец цитаты).
И ещё. Следуя Вашей же логике хочу предположить, что лес далеко. Дома, труб хлебокомбината, электрокомбината значит могло быть не видно (если представить, что на снимке мельница на месте Вантового моста), а лес у Харинской мельницы обязательно должен был попасть в кадр?
Владимир Я

Пользователь

Дата присоединения: 06.05.2013
Комментарии: 24
Offline Владимир Я
местонахождение Добавлено 25.03.2016 11:01
В начале 60-х годах, когда ходили в лес с отцом, часто переходили Кокшагу по остаткам плотины. Через реку были переброшены бревна. Отец говорил, что это остатки Харинской мельницы. Новой плотины тогда еще не было, река там была мелкая. Это место, насколько я помню, находилось примерно метрах в 600 выше по течению, от того места, где сейчас новая плотина. Сейчас это место раскопано землечерпалкой. Это ниже по течению от Ширяйково.
А на месте вантового моста, во времена моего детства была деревянная плотина.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру Я Добавлено 25.03.2016 11:49
Посмотрите ссылку из Описания к фото: olacity.ru .
Владимир Я

Пользователь

Дата присоединения: 06.05.2013
Комментарии: 24
Offline Владимир Я
Расположение мельницы. Добавлено 25.03.2016 21:03
Да, это то место, где была мельница.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О мельницах Добавлено 18.02.2017 22:49
В описание написано: "в начале ХХ века Харинская (Подгородняя) мельница". С таким высказыванием не согласен журнал "Марийское хозяйство" №5 за 1925 год, в кратком обзоре "Местная Государственная промышленность Марийской автономной области" написано: "... по объему производства надо отнести мельницы в Краснококшайском кантоне на р. р. Малой Кокшаге - "Харинскую", "Подгороднюю", на Илети - Ново-Карамасскую и Моркинскую (б. Пичугина)...). Получается, что Харинская и Подгородняя разные мельницы. В дополнении к ним на Малой Кокшаге было еще 3 мельницы, а во всем Краснококшайском кантоне было 7 мельниц
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 18.02.2017 23:33
ОК.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Чужие воспоминания Добавлено 29.05.2017 23:05
Показывал фото одному знакомому (1941 г/р) он в нем Харинскую мельницу не признал, хотя там бывал часто. Говорит, что это фото больше похоже на скотобойню в слободе, но он не сильно уверен.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О мельницах Добавлено 10.08.2017 07:18
"Передача в ведение усовнархоза водяных и нефтяных мукомольных мельниц: Царевококшайской городской, находящейся на р. М. Кокшаге в г. Царевококшайске, на 5 постов и при ней шерстобойке. На Харинской водяной и отдельно при ней нефтяной, последняя в бездействии, бывшая Короткова, на 6 поставах, находятся в заведении Кассы мелкого кредита, расположена на р. М. Кокшаге, в двух верстах от г. Царевококшайска. Эта мельница была самая лучшая во всей ближайшей округе, теперь она приходит в упадок, амбар разваливается. производительность пала на 50 процентов, необходимо возможно скорее взять ее в ведение усовнархоза" (из доклада Царевококщайского уездного Совнархоза 10-му крестьянскому съезду Царевококшайского уезда об экономическом положении уезда, 13 марта 1919 г.).
Arthemis

Пользователь

Дата присоединения: 16.02.2017
Комментарии: 8
Offline Arthemis
Вопрос знатокам Добавлено 13.01.2018 16:10
Подскажите такой момент - интересуюсь историей запасной части времен ВОВ на территории Марийского края. Есть информация, что эта часть (дивизия) в 1946 году, выезжая из республики, временно находилась в районе Харинской мельницы. Могло ли такое быть и есть ли какие-то свидетельства этому?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Arthemis'у Добавлено 14.01.2018 13:11
О нахождении запасной дивизии (!!!) в районе Харинской мельницы во время ВОВ ничего не слышал. На минуточку, дивизия формируется исходя из рода войск и необходимости применения личного состава.
Состоит, примерно, из 5000...20000 чел., в среднем это порядка 10000...12000 военнослужащих и гражданских лиц. И такая численность военнослужащих в пригороде Йошкар-Олы, имеющей на тот момент ~27000 жителей? В любом случае, сей факт имел бы отражение в летописях, если бы случился. Возможно, тут путаница в статусе данного запасного воен.формирования.
Но место в районе Харинской мельницы всё же было временным пристанищем для военных, но позже по времени. Летом 1952 года здесь был развёрнут палаточный лагерь для размещения прибывающего на новое место службы личного состава истребительного авиационного полка (ИАП) № 681, в дальнейшем дислоцирующегося в с. Данилово ("Савинский авиационный гарнизон").
Arthemis

Пользователь

Дата присоединения: 16.02.2017
Комментарии: 8
Offline Arthemis
То Profus Добавлено 14.01.2018 17:27
Понятно, спасибо. Речь идет о 47 УСД которая располагалась в лагере Суслонгер. Сведения о Харинской мельнице дал один из местных жителей. Логично предположить, что запасные части в 1946 покидали республику так же, как и приехали - через Казань. И в Й-Оле им не было необходимости находиться. Но местный житель сказал именно это)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О дате строительства Добавлено 21.02.2018 20:29
В госархиве хранятся:
- Смета на строительство водяной мельницы на р. Малая Кокшага у д. Ширяйково Вараксинской волости (1920 г.);
- Смета на строительство конюшни, сарая и бани при Харинской водяной мельнице (1921 г.);
- Смета на строительство дома для служащих Харинской водяной мельницы (1921 г.);
- Смета на строительство конюшни, сарая и бани при Подгородней водяной мельнице в г. Краснококшайске (1921 г.);
- Смета на строительство дома для служащих водяной мельницы в г. Краснококшайске (1921 г.).
По-видимому, первые 3 сметы относятся к Харинской мельнице, 2 последние - Подгородней. Это и есть даты строительства, т.е. они почти новые на момент написания статьи в журнале (см. комментарий 18.02.2017 22:49).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 21.02.2018 21:49
Не всё так очевидно, как Вам кажется...
Цитирую пользователя Анатолия из-под id=986 (коммент. от 04.03.2013 20:15): "На начало ХХ века городское общественное управление имело 6 мельниц. [...] Но была еще одна, хозяйская. Называлась Подгородней или Харинской. Принадлежала купцу Короткову Петру Васильевичу, затем его вдове Домне Иосифовне, жившей на ул. Рождественской (Чернышевского). (Конец цитаты). Видимо, в 1920-х на Харинской мельнице только расширяли мельничное хозяйство и не факт, что всё это было построено (сталкивался уже с таким).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4884
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 21.02.2018 22:04
Ваш комментарий здесь, под этим фото, от 10.08.2017 07:18, цитирую: ""Передача в ведение усовнархоза водяных и нефтяных мукомольных мельниц: Царевококшайской городской, находящейся на р. М. Кокшаге в г. Царевококшайске, на 5 постов и при ней шерстобойке. На Харинской водяной и отдельно при ней нефтяной, последняя в бездействии, бывшая Короткова, на 6 поставах, находятся в заведении Кассы мелкого кредита, расположена на р. М. Кокшаге, в двух верстах от г. Царевококшайска. Эта мельница была самая лучшая во всей ближайшей округе, теперь она приходит в упадок, амбар разваливается. производительность пала на 50 процентов, необходимо возможно скорее взять ее в ведение усовнархоза" (из доклада Царевококщайского уездного Совнархоза 10-му крестьянскому съезду Царевококшайского уезда об экономическом положении уезда, 13 марта 1919 г.)". (Конец цитаты).
Так что Вы сами писали о существовании сей мельницы ещё до 1920 года.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О мельницах Добавлено 22.02.2018 19:59
По состоянию на начало 1925 года (журнал «Марийская деревня») в Краснококшайском кантоне было, кроме Харинской и Подгородной мельниц, еще 7 мельниц: 3 на М. Кокшаге, 2 на Ошле, 1 на. Шоре и 1 на Илети. Таким образом, всего на М. Кокшаге 5 мельниц. 5 мельниц на М.Кокшаге и 2 на Ошле, по-видимому, можно считать городскими (7 мельниц).
Анатолий в своем комментарии от 04.03.2013 20:15 под id=986 рассказывает о 6 мельницах в городском управлении и еще 1 частной мельнице (те же 7 мельниц), из них 5 (на М. Кокшаге) и 2 (на Ошле).
Количество мельниц, указанных в обоих источниках, одинаковое. Различия только в том, что согласно журналу «Марийская деревня» Харинская и Подгородняя разные мельницы (см. комментарий 18.02.2017 22:49), а у Анатолия это одна мельница.
Соглашусь с мнением журнала, а значит в городе (если исключить 2 мельницы, стоящие выше города) было 3 мельницы: мельница у Воскресенского моста (по плану 1795 года она без названия – «22. водяная мукомольная мельница»), Подгородная (название говорит само за себя, мельница стоит под городом, т.е. ниже города по течению реки, а окраина города по карте 1916/17 года – Арестный дом) и Харинская (в 2-х верстах от города (см. комментарий 10.08.2017 07:18)).
Две последние мельницы упоминаются в сметах за 1921 год, они же встречаются в газетных публикациях конца 20-х годов. Например, есть такое объявление: «27 октября 1928 года состоятся торги по сдаче в аренду Подгородной мельницы в г. Йошкар-Ола, на реке М. Кокшаге». Упоминания о третьей мельнице в газетах не встречается.
Еще факт (из объявления): Согласно постановлению ВЦИК ИСНК РСФСР от 19 июля 1926 года мельницы могли быть возвращены их бывшим собственникам по ходатайствам, которые принимались до 19 октября.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О мельницах Добавлено 23.02.2018 09:08
Как то сразу не обратил внимания.
В комментарии Анатолия 04.03.2013 20:15 под id=986 сказано, что Харинская мельница принадлежала Короткову Петру Васильевичу. В комментарии 10.08.2017 07:18, со ссылкой на доклад уездного Совнархоза, написано: «На Харинской водяной и отдельно при ней нефтяной, последняя в бездействии, бывшая Короткова». А, что если к 20-м годам из 3-х городских мельниц: 2 водяные и 1 нефтяная? Поэтому и не встречается упоминание о 3-й водяной мельнице в газетах второй половины 20-х годов (хотя о нефтяной мельнице то же нет ни чего).
На схеме «Естественные условия» к генплану города начала 30-х годов видны 2 земляные перемычки на реке М. Кокшага: у Воскресенского моста и за городом, около Сосновой рощи. На схеме «Пром-предприятия и склады» на местах перемычек значатся предприятия под № 7 и 9. В экспликации к плану видны только 7предприятий, под №7 значится водяная мельница у Воскресенского моста. А под №9 обозначено предприятие у Сосновой рощи, но в экспликации оно отсутствует (сомневаться не приходится - Харинская мельница). Получается, что в городе всего 2 водяных мельницы: Харинская, а другая, по-видимому, Подгорная (она же Городская, стоящая у Воскресенского моста).
А была ли вообще Карпычевская водяная мельница или, по крайней мере, в 20-30-е годы прошлого века?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
О домах Добавлено 28.11.2018 18:05
Харинская мельница не только само производство, но и жилые дома при ней, а их жители - избиратели. По состоянию на 1941 г. в состав 3-го избирательного участка входят "дома Харинской мельницы". А в приказе о борьбе с наводнением за заведующим Харинской мельницы тов. Чулковым записано: "Жителей переселить из затопляемых домов в незатопляемые".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Еще упоминание... Добавлено 20.11.2022 15:23
"... цензу государственной статистики на 1 января 1925 г. значатся" в Краснококшайске промышленные заведения (Янтемир М.Н. "Описание Маробласти. Краснококшайский кантон", Вып. I, 1926 г., стр. 39.): - Подгородная мельница Марисоюза (персонал 9 чел.) и Харинская мельница сданная в аренду (персонал 7 чел.).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3097
Offline Владимир G
Это одно место? Добавлено 20.04.2023 06:37
sun9-79.userapi.com


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.