На снимке пляж возле пристани «Козьмодемьянск», образованный намывными песками при строительстве дамбы безопасности у подножия одноимённого города. Местные мальчишки, как заворожённые, наблюдают за двумя речными судами совершенно разного класса. Одно – пассажирский трёхвинтовой трёхпалубный теплоход «Валерий Чкалов» - отчаливает от дебаркадера пристани. Другое – пассажирский глиссирующий теплоход проекта «Заря» с водомётным движителем – забирает и высаживает пассажиров прямо с пляжа, т.к. принадлежит к классу «мелкосидящих» судов.
Теплоход «Валерий Чкалов» был построен по проекту «26-37» в 1961 году, на судоверфи «Narodny Podnik Skoda» (Slovenske Lodenice Komarno) г. Комарно, Словакия, имел проектную пассажировместимость 400 человек. Всего, с 1959 года, в серии было построено 14 однотипных судов, которые работали на р. Волга (скорая линия Москва-Астрахань) в Волжском пароходстве. В 1980-х годах часть судов была модернизирована, с уменьшением пассажировместимости до 312 человек, и переведена на обслуживание туристических линий. В настоящее время все оставшиеся в эксплуатации суда – одиннадцать из четырнадцати – работают на рынке речных круизов. В 2007 году теплоход «Валерий Чкалов» прошёл полную модернизацию в ходе которой были улучшены общественные помещения и повышена комфортабельность кают, но как следствие уменьшилась пассажировместимость – до 167 человек. Судно стало именоваться теплоходом-пансионатом «Валерий Чкалов».
Теплоходы «Заря» — серия советских пассажирских скоростных речных судов, часто называемых в народе «речной трамвай», «речной автобус». Вместимость — 60-86 пассажиров, экипаж — 2-3 человека, скорость движения — 40-45 км/ч. Строились по двум проектам: «946» (1965...1981 гг.) и «Р-83» (1971...1985 гг.) на Московском судостроительном и судоремонтном заводе. Заводом выпускались суда номерные, без имени собственного («Заря 1», «Заря 2» и т. д.). Суда проекта «Р-83» имели название серии «Заря-Р», причем при указании номера буква «Р» записывалась после цифр, например «Заря-207Р», «Заря-317Р», «Заря-343Р». Позже некоторые суда получили имена собственные. До конца 1980-х годов речные суда типа «Заря» были самыми массовыми скоростными судами в СССР. Лишь в 1989 году, когда производство теплоходов типа «Заря» уже прекратилось, самыми массовыми стали «Метеоры».
Теплоход «Заря-297Р», что на снимке – 1980 года постройки, изначально работал на р. Ветлуга (Ветлужское районное управление П/п ОРП им. Михеева), сейчас не эксплуатируется, находится на территории владельца – Нижегородского речного порта. Возможно, скоро судно приобретёт новую жизнь, поменяв хозяина – недавно (в конце июля 2014 г.) на «AVITO.ru» появилось объявление о его продаже. Будем надеяться на то, что судно вернётся на воду…
Фото 1982 года. Автор В.В. Якобсон.