В послевоенные годы Поволжский лесотехнический институт (ПЛТИ) достаточно быстро вошел в русло своей активной деятельности по подготовке инженеров для лесного хозяйства и лесной промышленности. Весь коллектив трудился на восстановлении помещений, пострадавших в военные годы. Также восстановительных работ добавил и разрушительный ураган августа 1948 года.
Осенью 1948 года закладывается фундамент 4-этажного здания общежития № 2 (id=1853), заказан проект здания Лесотехнического техникума при ПЛТИ (на фото).
Коллектив участвовал и во всенародных мероприятиях по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. В 1949 году под руководством доцента Б.Ш. Алимбека студенты провели инвентаризацию уличных посадок в городе Йошкар-Ола, а затем высадили более тысячи лип и участвовали в закладке парка Победы. Благодаря их стараниям в те годы, сегодня мы можем видеть уже старые липовые посадки на улицах: Советская, Комсомольская, Пушкина и других, а так же в парках и скверах нашего города.
В 1955 году было завершено строительство здания Лесотехнического техникума (на фото). В 1957 году по ходатайству Марийского машиностроительного завода, на тот момент остро нуждающегося в собственных кадрах имеющих высшее радиотехническое образование, на базе здания Лесотехнического техникума и переданного из Казани вечернего факультета Казанского авиационного института, было организовано вечернее обучение. С 1960 года здание техникума стало вторым учебным корпусом ПЛТИ и колыбелью радиотехнического факультета.
В 1958 году закончилось сооружение комплексной лаборатории по гидротехнике, гидравлике и водному транспорту леса, что позволило проводить работы по изучению водного транспорта. С этой целью были освоены здания, оставшиеся от лесозавода Леспромхоза ( ул. Гоголя, 5, напротив бани №1) ликвидированного при строительстве первого бетонного моста в створе ул. Институтская (с 1966 г. - Ленинского пр.).
В 1950-х доцент Г.З. Чиквалидзе, получив на кафедру машиноведения паровоз ВП-4 (паровоз у здания ПЛТИ: olacity.ru) и мотовоз, соорудил вместе со студентами возле здания института 300-метровый участок узкоколейной железной дороги, о ней шёл разговор под фото id=867. Была организована учебная практика по вождению на «горячем» паровозе и мотовозе.
С начала 1959-1960 учебного года с открытием механического факультета институт приступил к подготовке специалистов по технологии машиностроения, металлорежущим станкам и инструментам, механической технологии древесины, промышленному и гражданскому строительству.
1960-е годы в истории ПЛТИ стали периодом наращивания сил, временем роста потенциальных возможностей, предопределившим его превращение в 1968 году в политехнический институт. Продолжение под фото id=2080.
Фото 1970 г. Автор Ю.Н. Павловский