Продолжаю описывать изменяющийся из года в год вид новостроек Заречного района г. Йошкар-Ола.
На снимке весна 1978 года, апрель месяц, паводок. На набережной столпились горожане, наблюдающие редкий, после строительства плотины в Сосновой роще (id=526), ледоход, точнее его следствие – затор льдов перед «быками» моста. Со строительством этого гидросооружения на М. Кокшаге, за городом, ниже по течению, уровень воды в городе поднялся, что на большом зеркале воды уменьшило скорость её течения в разы. Это и повлекло окончание ледоходов, как природного явления, в городской черте – лёд просто «тонул», заливаясь талыми водами сверху, и мирно таял, вскрываясь редкими «пузырями». Но в годы обильных паводков (совсем не редких в то время), когда уровень воды поднимался выше порога плотины, случалось забытое действо – ледоход, что и собирало горожан на набережной. Со временем, с расширением и углублением русла реки в пределах города, высоких паводков становилось всё меньше и меньше, а с появлением Ширяйковского водохранилища (народное название), можно сказать, и вовсе сошло «на нет».
На мосту видно не свойственное тому времени столпотворение автомобилей. Разглядывая старые фотографии советского периода, мы уже привыкли, что автомобильное движение было весьма ограниченным, а тут – «пробка». Приглядевшись, можно заметить, что на одной полосе движения есть препятствие – дорожные рабочие, выполняющие на мосту ремонт дорожного покрытия. Временная теплотрасса убрана с моста, но видно, что заречный участок запитан постоянной трассой рабочего диаметра, приходящей справа, из-за кадра. Значит, продолжение тепломагистрали уже проложено под вантовым мостом (id=147), хотя сам мост ещё не сдан (1980 г.). На этом параллельном реке участке вскоре будет построена (а в дальнейшем и умощнена) станция подкачки давления в системах отопления и горячего водоснабжения, нехватку которого на себе ощутят жители верхних этажей домов с этажностью выше девяти, которые будут строиться в обозримом будущем. На правом берегу, на обочине въезда на мост, осталась опора временной теплотрассы, которую можно наблюдать и сегодня…
Можно рассмотреть, что у леса (у правого края снимка) идёт реконструкция насосной станции стоков со строительством нового здания. В самом районе видно, что прошлый (1977) год прошёл весьма плодотворно: дома и строения инфраструктуры, заложенные в прошлом году, почти все сданы. Скорее всего, к юбилею Октябрьской революции, отмечавшемуся в 1977 году, были взяты повышенные обязательства, и они выполнены. Продолжается строительство жилого дома с эксплуатируемым первым этажом – Сомбатхейский-6 (Эшкинина-6), который сдадут в этом году, начато его продолжение – Сомбатхейский-3 (Эшкинина-3), его сдадут в 1979-ом. Перед пущенным в 1977 году магазином «Савария» строительным забором отгорожена территория, на неё загнан сваебойный копер, который начал забивку свай – основания монолитного фундамента кирпичного жилого дома Эшкинина-2, называемого в народе «флаконом» (id=249). После изготовления фундамента он будет оставлен на «усадку» на ближайшие десять лет, т.к. тело кирпичного здания 85-метровой высоты будет намного тяжелее его бетонных «одноклассников», что несёт дополнительную нагрузку на фундаменты и намывные опорные грунты. Строительство этого здания закончат в 1992 году.
На съезде с моста практически сформировано кольцо автомобильной развязки двух путепроводов: продолжения Ленинского проспекта и дамбы, названной ул. Эшкинина в 1979 году.
Башенные краны – флагманы строительства – переместились ещё севернее, на площадки микрорайона «Центральный», территории которого начинаются севернее заречного продолжения бульвара Чавайна.
Чуть выше «Саварии» видно, что на «Дубковской» горе продолжается строительство, начатое в 1960-х. Появилась первая высотка на ул. Лесная (Героев Сталинградской битвы – ГСБ) за номером 42 (1978 г.п.). Она видна на снимке светлым пятном на фоне горы.
Фото весны 1978 года. Автор неизвестен.