Пришло время осветить серию фотографий строительства в заречной части города микрорайонов жилых домов серии 111-125, известных в народе под обобщающим названием «Сомбатхей». Эта серия снимков хорошо известна в Интернете, снята с одного места – с балкона или крыши жилого дома К. Маркса-112 – весной, с интервалом в один год. История начала строительства подробно изложена мной в комментарии под снимком id=124, поэтому сразу перейдём к описанию первого из семи фото.
Вот так выглядели набережная и заречная часть города в далёком 1974 году. На ближнем плане видим набережную, облагороженную в конце 1960-х гг. В реконструкцию того времени вошли: отделка берега бетонными плитами на участке реки от бани №1 до моста, в дальнейшем получившего название «Центральный», а также прокладка прогулочных аллей вдоль реки на том же участке и от реки до ул. К. Маркса, параллельно Ленинскому пр. На фото видно, что последняя аллея оснащена дополнительными асфальтированными площадками под малые архитектурные формы – скульптуры и лавочки, но пока ими не оборудована. Забор лабораторий факультета ЛД (Лесоинженерное дело) Марийского политехнического института уже приведён в порядок и украшен по верху надписями «мир» на разных языках народов мира. На Ленинском пр. заменены, а на аллеях набережной установлены, уличные светильники с ртутными лампами. Как мы помним, к юбилею республики в конце 1960-х – самом начале 1970-х годов на многих улицах города были смонтированы светильники с лампами дневного света СКЗЛ-3(2) х 80. Их эксплуатация показала сложность в обслуживании и затруднённость запуска в холодное время года. На фото проблемные светильники уже заменены на СКЗР с двумя лампами ДРЛ-250, а на аллеях набережной установлены светильники РКУ. Обратите внимание на состояние проезжей части моста – ни трещин, ни ям, состояние на «пять с плюсом». И это понятно: мосту всего-то двенадцать лет, нет такого интенсивного движения, как сейчас, да и тяжёлые десяти- (а с полной загрузкой почти двадцати-) тонные троллейбусы по нему ещё не ходят. Троллейбусное движение по мосту и дамбе (с 1979 г. - ул. Эшкинина) откроют 30 июня 1974 года (маршрут №2). В створе моста там, где съезд поворачивает налево, на дамбу, стоит стела (id=817). На этом месте через несколько лет возникнет развязочное кольцо пр. Ленина – ул. Эшкинина, а раньше здесь был изгиб старого русла М. Кокшаги. На съезде с моста и далее на дамбе видны рейсовые автобусы ЛиАЗ-677 – в то время по дамбе пролегали два маршрута автобусов: №№ 4 и 9. Перечислю транспорт, попавший в поле зрения: скорая помощь (ещё РАФ-977ИМ); трейлер КрАЗ-255Б («Лапотник») с прицепом-платформой, на которой загружен бульдозер Д-271А на базе трактора С-100; несколько «козликов» ГАЗ-69 (видимо, вездеходы были актуальными в то время), автобусы, самосвалы, грузовики, автокран и служебная «Волга» ГАЗ-2401 - короче, ни одной частной машины.
Обратите внимание, на пустыре, где скоро начнётся строительство нового микрорайона, завезены и разложены штабелями трубы большого диаметра. Не могу сказать, для каких целей: то ли для строительства теплотрассы новостройки, то ли для прокладки трубопроводов намывки грунта…
Между рекой и дамбой видим дома Заречной слободы. Зная о том, что русло реки под мостом искусственное, пытался по большой воде определить старое русло, т.к. насыпной грунт проседает или, если насыпано грунта с запасом, выделяется из окружающего ландшафта положительной возвышенностью. Сделал вывод, что русло пролегало на месте поднятого плацдарма слева от моста. Возвратный участок старого русла можно увидеть справа от моста. Это некая низменность, напоминающая овраг, с уровнем дна гораздо ниже уровня большой воды в реке.
На горизонте, на фоне леса, видны дома строящегося микрорайона «Дубки», предназначенного для военнослужащих, первый дом которого был построен в 1962 году на месте бывшего глиняного карьера и имел адрес: Куярский проезд (ныне ул. Мира), 35.
Фото весны 1974 года. Автор неизвестен.