История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Мост

Мост

  Создать и послать открытку  


Информация о "Мост"

Описание:

Мост через Малую Кокшагу в районе Вознесенской церкви. Отсюда, от кромки воды, хорошо видна мощная конструкция настила и поддерживающих его быков с раскосами.

За спиной фотографа находится плотина городской мельницы, на ближнем плане у кромки воды лежит типичная для наших краёв, и не только, долблёная лодка – ботник. За ботником виден плот, который использовался при полоскании белья.

На плоту и на мосту стоят любопытствующие. Видимо, их собрал фотограф своей долгой подготовкой к съёмке.

Фото 1920-х…1930-х годов. Автор неизвестен.

Слова для поиска: мост, вознесенский, река, Кокшага, 1920-е, 1930-е
Дата: 06.02.2014 14:16
Просмотров: 9979
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (3 Голос(ов)) 5.00 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 139.3 KB
Добавлен: Profus
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Будущая площадь Победы

Будущая площадь Победы
Следующая фотография:
Детский комбинат №19

Детский комбинат №19


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Юрий С.

Гость
 
Не 1930-е годы Добавлено 06.02.2014 14:46
Одежда дамы никак не соответствует тридцатым годам.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 06.02.2014 15:26
Судя по одежде этой барышни фото можно датировать прошлым, на тот момент, веком. Ну как минимум - дореволюционными временами... И лодка около плота уже кажется прогулочной, и сепия просится на снимок... Но отрезвляет качество снимка (не результаты многочисленного копирования, а параметры экспозиции). В 1920-х годах ещё не было фотографов-любителей и при съёмке на стеклянные пластинки профессионалами качество было изумительным. Первые фотографы-любители появились в нашем городе с началом выпуска гражданских, более-менее мобильных, камер в 1930-х.
Пока оставим датировку как есть... :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О строительстве Добавлено 26.02.2017 08:34
Что мост все годы был один и тот же придется усомниться.
Журнал "Вестник областного экономического совещания" №1 за октябрь-ноябрь 1923г., раздел "В областной плановой комиссии", п. 8 "О постройке моста через р. М. Кокшагу в Краснококшайске": "Большой Краснококшайский мост построен в 1908 году - 15 лет тому назад. По данным технического обследования, произведенного в 1922 году, сваи моста подгнили и в течение ближайших двух лет возможно его полное разрушение. В виду этого еще в 1922 году Обкомхоз представил в Главкомхоз смету на постройку нового моста, исчисленную в сумме 21.700 зол. руб., и ходатайствовало по отпуску потребных сумм из общегосударственных средств". По смете было получено научно-техническое заключение НКВД, которое было заслушано на Призидиуме Плановой комиссии. Плановая комиссия приняла решение, что постройка нового моста в ближайшие 1-2 года является неизбежным, в 1923-1924 гг. провести заготовку материалов для его постройки и включила в смету местного бюджета 10.475 черв. рублей для заготовки материалов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Детали моста Добавлено 26.02.2017 08:41
"Развитие энергетики Марийской АССР" (Й-Ола, 1991г.): "На городском мосту, переброшенном через Малую Кокшагу, стояли по краям не настоящие светильники, а их деревянные макеты".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 27.02.2017 12:17
"Что мост все годы был один и тот же придется усомниться". (конец цитаты). Понятно, что его периодически смывало паводками. В описании я имею в виду конструкцию моста.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 27.02.2017 13:37
В описании написано: "Непонятно, для чего такой запас прочности закладывался в мост первой половины XIX века? Ведь без каких-либо видимых конструктивных изменений мост прослужил до 1960-х, неся на себе увеличенные нагрузки ХХ-го века...". А откуда известно, что в первой половины XIX века мост был таким же по конструкции? Пока еще не доказано какого года постройки мост на фотографиях: 1908г. или середины 20-х. А более ранних снимков (с достоверной датировкой) возможно вообще нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 27.02.2017 13:47
Согласен, исправлено.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О дате постройки Добавлено 07.05.2017 08:35
По-видимому, это мост постройки 20-х годов. Дореволюционный мост имеет другую конструкцию. Оба моста есть в книге С.В. Стариков "Панорама старого города. Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 10.05.2017 09:37
Трудно судить о конструкции моста по тем открыткам, на которые ссылаетесь Вы. Не забывайте, что на открытке "Ледоход на Кокшаге" (1909 г.) вся конструкция быков моста и ледорезы находятся под водой - паводок на реке. Понятно, что мост перестраивался, и не раз, но насколько при этом менялся его внешний вид сказать трудно.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 11.05.2017 12:01
Думаю, что мост постройки конца XIX века и мост, построенный в 1908 году были идентичными. И они попали на фото начала ХХ века.
Мост постройки 1925 года (?) на этом фото, был заменен в 1940 году на аналогичную конструкцию.
В газете "Марийская правда" указывалось, что на 1939 год выделены средства на постройку "нового моста" в Йошкар-Оле. В газете от 17 сентября 1939 года было опубликовано фото с забивки свай при строительстве моста. В газете от 16 ноября 1939 года написано:"Вновь строятся центральная библиотека, баня, магазин Марторга, 30-квартирный дом и мост через реку Кокшагу. 18 января 1940 года газета писала: "Будут достроены такие большие здания, как центральная библиотека, центральная библиотека, магазин Марторга, мост через реку Кокшагу, 30-квартирный дом...".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 11.05.2017 13:02
А Вы не думали, что в газете 1939 года могла идти речь о мосте у 1-ой бани? Как вариант.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 11.05.2017 18:02
Я не верю, что с 1925 (?) по 1963 годы простояли одни и те же деревянные конструкции моста.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Версии Добавлено 11.05.2017 18:43
Предлагаю к рассмотрению версии:
Мост постройки 1925 г. (?) на id=1490, id=1525 и на этом фото.
Мост более поздней постройки (вероятно 1939 г.) на id=990 и id=1265. На id=1265 хорошо видно отличие в укосинах.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2024
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 12.05.2017 12:29
Согласен, мосты разные, это видно при изучении фотографий. Они разные по ширине, по наличию тротуаров и освещения. Дат постройки у меня нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 13.05.2017 20:44
"Мост постройки 1925 г. (?)". Нижнюю границу можно двинуть. Вот открытка Козлихина 1916 года: olacity.ru .
А вот фото конца 1950-х...начала 1960-х, т.е. практически перед сносом моста: id=1768. Не вижу каких-то кардинальных различий в конструкциях.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 13.05.2017 21:55
На гравюре Рашевского, размещённой в журнале "Нива" в 1901 году, конструкция моста явно несколько другая: olacity.ru . Но это может быть и вольностью художника. Короче, явных свидетельств раньше 1916 года пока нет, гравюра - это не фотография, как правило, она содержит и художественный вымысел, и отсутствие некоторых, не существенных по мнению художника, деталей для упрощения изготовления матрицы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 13.05.2017 23:01
На фото в газете "Марийская правда" от 14 февраля 1939 г., т.е. до предполагаемого ремонта моста 1939-1940 гг., крайняя укосина от дамбы имеет другое направление, чем на фото id=990.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 14.05.2017 11:12
Я ведь писал выше, что мост перестраивался много раз, т.к. не мог выдержать весеннего натиска льдов, поэтому мелкие ремонты, скорее всего, случались ежегодно. Посмотрите на фотографиях какое количество старых деревянных свай торчит из воды, даже в фарватере реки. Помимо того, что мост часто строился новый, он ещё менял и место, двигаясь то вверх, то вниз по течению. Но все разы конструкция моста оставалась та же - на несущих опорах с одинаковым размером пролётов и одинаковым способом настила.
А Вы о какой-то там укосине...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 14.05.2017 23:04
Вы пишите: "мост перестраивался много раз, т.к. не мог выдержать весеннего натиска льдов, поэтому мелкие ремонты, скорее всего, случались ежегодно". Но мелкий ремонт не спасет от "натиска льдов". Конечно, без текущего ремонта ни когда не обходятся.
Я против версии, что мост меняли, т.к. его сносило льдом. Мост строили НОВЫЙ для того, что бы его не сносило и не ломало в неподходящий момент. Строили вновь своевременно и планово. Конструкция нового моста была аналогична предыдущей конструкции (по крайней мере с 1908 г.), но по исполнению они отличалась. Каждый новый мост был индивидуален.
Вопрос, когда перешли именно на данную конструкцию моста остается. Сомневаюсь, что на протяжении XIX и XX веков конструкция принципиально не менялась.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 15.05.2017 07:39
Сомневаться или нет - наше с Вами право. Но, как говорится, "предполагать" и "располагать" - это разные понятия, поэтому безоговорочно принимаются только факты.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 24.07.2017 22:30
А.И. Алтышев, Л.М. Алтышева "Асфальт за околицей" (1999 г.): "Сордержание имевших в наличии дорожных сооружений требовало пристального внимания со стороны Казанской губернской земской управы. Ведь только на Царевококшайском тракте было не менее 75 мостов, мостиков, дамб и насыпей, многие из которых относились к разряду крупных и постоянно требовали к себе самого пристального внимания... Но самым мощным строительным сооружением на Царевококшайском почтовом тракте был, безусловно, дорожный комплекс, включающий в себя протяженную дамбу по разливу реки Малая Кокшага (ее длинна 120 сажень) и три моста примерно по три сажени каждый. Во время разлива Малой Кокшаги и старицы Кокшаги содержался перевоз. Четвертый по счету и самый крупный мост в Царевококшайске 51 сажень находился в районе Вознесенского собора". Из контекста можно предположить, что описание относится к периоду сентябрь 1893 г. - август 1994 г., когда проводились работы "исправление дорожных сооружений и полотна дорог Вятского и Царевококшайского торговых (уездных) трактов".
В качестве справки: 1 сажень = 2,1336 м.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 24.07.2017 22:48
Еще одна цитата из этого же источника о строительстве моста через р. Сердяжку (в качестве примера): "К примеру, бревна для мостов использовали преимущественно елоавые, а по возможности сосновые - плотные в сердцевине и без щелей в местах разрубов, крепкие, прямые, малосучковые, бех червоточин, с незначительной разницей в диаметрах комля и вершины. доски брались в расчет только еловые, обрезные, без трещин, сухие. Весь материал шел в дело непременно зимней рубки. Небезынтересна и такая деталь: перед тем, как разобрать реконструируемый мост, подрядчик обязан был устроить за свой счет переправу или привести в порядок часть основного моста - настолько удобные и прочные, чтобы могли разминуться встречные груженые подводы. Более, того со дня заключения контракта и до сдачи моста подрядчик нес всю ответственность за безопасное и безостановочное движение через переправу... Если к тому же учесть, что сваи забивались в грунт не менее чем на четыре аршина, то не трудно себе представить, какой объем работ требовалось выполнить...". Откос насыпи моста обязательно выстилались дерном.
В качестве справки: 1 аршин = 0,7112 м.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 28.07.2017 23:11
Еще цитата из этого источника: "Как видно из доклада Царевококшайской управы уездному земскому собранию, в 1915 году закончено устройство галечного участка между мостами №2 и №3 в Царевокшайске на окружном тракте (он соединял Царевококшайский и Себеусадский тракты)... Укатка произведена земским чугунным катком до 40 раз по каждому месту, из них пять раз с нагрузкой в 50 пудов... Далее в докладе говориться, что во избежание опрокидываний экипажей при быстрой езде необходимо до наступления зимнего времени установить на обочине шоссе 640 тумб".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О мостах Добавлено 02.08.2017 11:09
Подобные мосты можно увидеть на старых фотографиях Царевасанчурска и Яранска.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О мостах Добавлено 10.08.2017 23:38
Данные о наличии в городе моста относятся к XVIII веку. То, что мост периодически смывало это, по-видимому, из области городских легенд. Но вполне можно предположить, что и в XIX веке мост был аналогичной конструкции (во всяком случае во второй половине века). Данные предположения основываются на следующих цитатах:
Из "Очерка г. Царевококшайска" за 1849 г. (черновой набросок рукописи неизвестного автора): "От весенней прибыли воды разливается Кокшага более, нежели на версту. Полноводье не препятствует сообщению с заречной частью города, потому что через реку устроен высокий мост. Весенне разлитие продолжается не более 2-х недель. В 1847 г. 17 июля месяца от сильных дождей вода поднялась против обыкновенного уровня на значительную высоту. Это несвоевременное наводнение, полноводнее весеннего, потопило все прибрежные огороды, взмыло и унесло овощ, также истребило на значительную сумму городских лугов".
Из "Экономического примечания Царевококшайского уезда" (1795 г.) о городе Царевококшайске: "Мостов деревянных: 1 чрез речку Малую Кокшагу, а два - чрез проток и лощину безымянные". Там же далее написано: "Помянутая река Малая Кокшага в летнее жаркое время бывает шириною 16 саженей, глубиною в два аршина, дно и берег имеет иловатые... река ж замерзает в ноябре, а вскрывается в апреле месяце, разлитие весны, время полой воды оному городу вреда не приносит".
К вопросу о периодичности смены конструкций моста можно добавить цитату из доклада и.о. председателя горсовета Румянцева "Об актуальных вопросах городского строительства" (март 1938 г.): "Не менее важным вопросом является строительство моста через реку М. Кокшагу, так как существующий мост технической экспертизой признан, что для дальнейшей эксплуатации не пригоден, а как только будут получены окончательные лимиты на 1938 г., должна быть немедленно развернута работа по строительству. новый мост запроектирован на бетонных опорах с устройством подходов и сходов. Общая стоимость моста утверждена Наркомхозом РСФСР в сумме 595 тыс. руб.".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О насыпи Добавлено 10.08.2017 23:52
Доклад городского старосты собранию уполномоченных о назначении общественных работ по городу для обеспечения пропитания бедного класса и арендаторов городской пахотной земли (23 июля 1911 г.): "... на невозможный проезд в черте городского поселения по земляной насыпи при мосте через реку Кокшагу, и на отсутствие шоссе по улицам, составляющим продолжение казанского почтового тракта... Земляная глиняная насыпь при мосте через р. Кокшагу после каждого большого дождя, в особенности весной и осенью, становится для проезда невозможною: передние колеса телег и тарантасов от глубоких колеи не вращаются и экипажи буквально тащатся не передних осях. Почти такое же явление происходит на улицах... полагал бы необходимым возбудить перед Казанским губернским земством, выдающим страховое и дорожные дела в губернии ходатайство об устройстве в Царевококшайске при осуществлении общественных за счет казны работ водоема и шоссе на земляной насыпи при мосте через р. Кокшагу...".
Решить это вопрос удалось только в 1928 г., когда появились первые 3 км "дорог с каменной одеждой" между Красноармейской слободой и д. Княжна.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
О мостах Добавлено 20.08.2017 08:15
Из "Статистического описания Царевококшайского уезда Казанской губернии" (1837 г.) о г. Царевококшайске (автор А. фон Келлер) написано: "Почти вся сия сумма расходуется по составляемой каждогодно и утверждаемой г. Казанским губернатором смете... на содержание тюремного замка, будок и починку дорог, в градской даче состоящих, перевоза в весенне время, на поставку верстовых столбов...".
Можно предположить, что раз есть в городе перевоз, значит в городе "низкий мост" (условное название), который в половодье не действует (по-видимому, его разбирают). В комментарии 10.08.2017 23:38 "высокий мост" есть в 1849 г. Можно сделать вывод, что мост аналогичной на фото конструкции появился в городе в период 1837-1949 гг. Если учесть, что в ХХ веке мостовые конструкции требовали замены приблизительно через 15 лет (комментарий 26.02.2017 08:34), то дату постройки путем пересчета можно установить как 1948 г. (или около этого). Отсюда следует, что "высоких мостов" за весь период их эксплуатации было построено 7 штук.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 14.09.2017 07:32
И все таки: на гравюре Рашевского, размещённой в журнале "Нива" в 1901 году и на фотооткрытке в книге С.В. Старикова "Панорама старого города. Царевококшайск на старинных открытках и фотографиях" (2002), датированной около 1909 г. (думаю, что автор несколько неточно датировал снимок) конструкции моста идентичны. Это дает представление какой конструкции мост был до 1908 г., а какой после, но в любом варианте мост был "высокий".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Мост XVIII века Добавлено 17.09.2017 21:01
Введенное мною понятие "низкий мост", по сути своей не отвечает таковому.
В 1776 г. Царевококшайская воеводская канцелярия отметила: "... лежащим чрез город Царевококшайск большим проезжим дорогам, то есть Казанской, Уржумской, Яранской, Царевосанчурской и Кокшайской по улицам бывают привеликие грязи, топи и по тем улицам прежде сделанные мосты все прогнили, а в прочих улицах и совсем нет мостов...". По-видимому, моты действительно были ветхими и положение надо было исправлять. На следующий год мост через М. Кокшагу был заменен, царевококшайский воевода Е. Веригин и ратман И. Вяшняков в июне 1777 г. назвали его "новостроенный мост". Размеры этого моста: длинна - 47 сажень, ширина 3 сажени. Мост стоял на 7 режах на сваях в вышину от воды по 2 сажени.
Этот мост был короче моста конца XIX всего на 4 сажени (около 8,5 м) и около 2 м (судя по масштабу на фотографиях) ниже моста ХХ века ("высокого моста").
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.06.2018 22:14
В комментарии 11.05.2017 13:02 о каком мосте речь?
Купролюкс

Гость
 
перевоз Добавлено 18.09.2018 15:49
Редчайшее ФОТО и мост здесь, лишь фон, главным является ПАРОМ, называемый ПЕРЕВОЗ! Причал неказист, но имеется, выступая от берега,- на 1метр в реку. С причала на паром кидается трап для въезда!
Судя по тому, как погружён в воду, плавучесть Парома не велика,-не более 2конных повозок(с грузом) и требует технического оснащения пантонами?
А при пароме числится ЯЛИК-быстроходная лодка, где пособник Паромщика (пантонёра) снуёт с берега на берег, так как работая лебёдкой, подтягивает оный к причалу; НУ и для спасения, упавших в воду!
Слева на фото видна массивная Тумба, куда крепится Лебёдка?
Сам паром крепится цепью к якорю посреди реки ( забитому в нескольких метрах ниже МОСТА по течению) то есть ходит, как маятник с берега на берег! Паромщик работает Веслом(рулём и шестом при причаливании!-(id=1428)
Подъездной путь к причалу укреплён сваями от размыва и покрыт деревянным настилом,помостом и тянется от базарной площади, Воскресенского Собора!
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Купролюксу Добавлено 18.09.2018 17:28
А зачем рядом с мостом нужен паром? Да ещё и с двумя работниками, которым требуется платить зарплату?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Profus Добавлено 18.09.2018 22:43
Паром нужен в одном случае, если мост строится (см. комментарий 24.07.2017 22:48: "перед тем, как разобрать реконструируемый мост, подрядчик обязан был устроить за свой счет переправу"). Может это именно тот случай?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
* Добавлено 19.09.2018 07:35
Аналогичный причал с лодками есть на открытке Козлихина (см. комментарий 13.05.2017 20:44), там же виден край подобной конструкции, но выше поднятый от воды, на противоположном берегу.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
К вопросу в комментарии 11.05.2017 13:02 Добавлено 19.09.2018 21:03
В комментарии 10.08.2017 23:38 приведена цитата из доклада председателя горсовета за март 1938 г. о планах строительства нового моста, но в газете «Марийская правда» от 9 мая 1938 г., где есть о планах строительства на летний сезон 1938 г., не упоминается о строительстве моста через М. Кокшагу. Но в газете «Марийская правда» от 11 октября 1938 г. опубликована статья «Подготовка строительству нового моста через Малую Кокшагу», в которой говорится: «Согласно плану Наркомата коммунального хозяйства РСФСР в г. Йошкар-Ола будет построен новый железобетонный мост через реку Малая Кокшага. Он явится одним из красивейших монументальных сооружений столицы. Предполагаемая ширина моста 12 метров. Мост сможет пропустить четыре полосы автогужевого транспорта. По бокам буту установлены тротуары для пешеходов шириною 1,5 метра. Таким образом, полная ширина моста между перилами – 15 метров. Длина – 140 метров. Строительство этого моста явится частью большой реконструкции города. Его архитектура будет сочетаться с проектированием парка по берегам Малой Кокшаги. На мосту будут устроены красивые барьеры и хорошее освещение» (сделаtv акцент на размеры моста). Проектирование моста было поручено Московской конторе дорожно-транспортных сооружений «Дортранспроект» Наркомхоза РСФСР (создана в 1938 г.), его представитель выезжал в Йошкар-Олу. Думаю, что именно фото c проекта этого моста сохранился в архивах горархитектуры. На нем изображен 5-ти пролетный (4 быка) железобетонный мост через М. Кокшагу в г. Йошкар-Оле с освещением и тротуарами. Мост с данного проекта отличается от моста, построенного в створе ул. Институтской в 1962 г. Согласно неоднократных газетных публикаций 50-60х гг., мост планировали построить длинной 100 м. Например, 7 августа 1960 г. газета писала: «Но сотня метров, которая будет собственно мостом…».
20 октября 1938 г. в газете «Марийская правда» была опубликована фотография с места работ по бурению скважин для исследования грунта под постройку нового моста. Эти работы проводились на берегу реки рядом с деревянным «старым» мостом, находящимся в створе ул. Красноармейская.
Управляющий Марийским строительным трестом Н. Кочетов в задачах на 1939 г. о строительстве моста не упомянул («Марийская правда», 27 января 1939 г.). Председатель Йошкар-Олинского городского Совета П.М. Фуфыгин рассказывал на страницах газеты «Марийская правда» 10 марта 1939 г.: «Огромные задачи стоят перед нами в третьей сталинской пятилетке. В 1939 году… 1 миллион 808 тыс. рублей ассигнуется на строительство новой бани, нового моста через реку Кокшагу, средней школы, универмага, достройку библиотеки и ряд других объектов». Забегая вперед, можно сказать, что баня, школа, универмаг, библиотека были построены в Йошкар-Оле в 1939-1940 гг., а в 1939 г. печатались фоторепортажи со строительства этих объектов.
17 сентября 1939 г. было напечатана фотография А. Овечкина, на которой запечатлен момент забивки свай при строительстве моста (место работ и материал свай не определить). Осенью (16 ноября 1939 г.) газета критиковала городских строителей за перерасход денежных средств, в том числе она писала о мостостроителях: «Правительственные расценки на строительстве моста через Кокшагу игнорируются. Работы сдаются без калькуляции, «на глазок», с аккордной оплатой. Это привело к перерасходу фонда зарплаты». Далее газета писала: «Качество работ не удовлетворительное… На строительстве моста забивка свай производится без нижних металлических креплений… Из-за отсутствия цемента, труб, железа и лесоматериалов сорваны сроки сдачи в эксплоатацию водопровода, центральной библиотеки и моста…». В 1939 г. строительство не было закончено, 18 января 1940 г. газета «Марийская правда» писала: «В текущем году будет израсходовано… Будут достроены такие большие здания, как центральная библиотека, городская баня, магазин Марторга, мост через Кокшагу…». Какой мост и где строили пока не ясно.
Теперь о планах. Строительство в городе должно было проходить в соответствии с принятым в 1938 г. генеральным планом застройки Йошкар-Олы. Обсуждение генплана шло на страницах областной газеты «Марийская правда» в 1937 г. При составлении проекта планировки Йошкар-Олы разрабатывалась конфигурация города по этапам строительства (всего три этапа) от состояния «в настоящий момент» до «к концу расчетного периода» (на фото с плана изображены четыре схемы). Именно в момент реализации последнего этапа в городе должен был появиться еще один мост через М. Кокшагу (приблизительно в створе ул. Пушкина), он обозначен как проектируемый мост, а от него предполагалось устроить прямую дорогу (здесь без устройства насыпи не обойтись) до кирпичного завода «Им. 12 лет Октября». Мост в створе ул. Красноармейская (фото с листа «Инженерная подготовка территории») обозначен, как требующий капитального ремонта.
Бесспорных данных (фото) о наличии 2-го проезжего моста в городе не встречается, за исключением, упоминания о строительстве в 1935 г. плотины в районе лесозавода (рисунок был опубликован в газете «Марийская правда» от 20 июля 1935 г.), которая могла быть использована в качестве моста. И части мостовой конструкции на фото id=1683, а возможно это остатки плотины 1935 г. постройки. Хотя, судя по дате фото, уже построена временная плотина ниже по реке (комментарий под id=986).
Маловероятно, что почти сразу же после принятия генплана приступили в 1939 г. к реализации одного из последних этапов застройки – строительство 2-го моста через реку, при этом проигнорировав ремонт существующего моста в створе ул. Комсомольской. Да и нужен ли был 2-й мост в тот период, особенно при отсутствии насыпи до кирзавода через болото, а для соединения города с заречной слободой полновесный мост вряд ли требовался (была плотина). О том, когда была построена плотина ниже по течению реки, выяснили под id=986, а без плотины город вряд ли жил. Так что строительство в 1939 г. полновесного моста в створе ул. Гоголя маловероятно.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что в 1939 г. строился именно новый деревянный мост (взамен моста, построенного в 1925 г.) в створе ул. Комсомольской. На фотографии, опубликованной в газете «Марийская правда» 14 февраля 1939 года конструкции моста белые, по-видимому, бревна еще свежие и не потемнели от времени. Почему вместо запроектированного и запланированного к строительству железобетонного моста вновь стали строить деревянный мост, остается пока неизвестно.
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 603
Offline Guta
Владимиру G Добавлено 20.09.2018 19:30
"...при этом проигнорировав ремонт существующего моста в створе ул. Комсомольской."(Конец цитаты)
Опечатка?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Guta Добавлено 20.09.2018 22:00
Конечно опечатка, правильно - ул.Красноармейская.
Купролюкс

Гость
 
перевозик Добавлено 21.09.2018 17:07
Не всё зависит от хотелок: есть коньюктура,чин и Сан!
уклад, традиция, ФАКТУРА: без прав, где ссыльный Арестант!
Купец-"тот без году неделя", а Князь с испраником -что царь;
на печке въедет коль Емеля? и стража гонит озверело
- не видишь, катит ГосударЬ!

Летит Фельдегерь по указу, доставить адресно и в срок;
а тут "конвой, как снег с лабазу- в "колодах меряют мосток!
-Вы, что робята очумели? на что вам даден- "перевоз!
всё на уме у вас фортели иль смуту зачать хотели:
так настригу я с вас волос!
Смекнули скоро дармоеды:-ополоним служивых в кон
-пущай брюхаты Оглоеды печёнкой сведают Закон!
Так лихо Ратников надрали, даж прихватили и Казну
и ветром с почтой в степь умчали- ищи козару на Дону!

С тех пор Исправнику, "до жиру-с утра проведать на реку:-
Мост, стал быть, выше по ранжиру,не запятнавши Честь мундира
послужит впрок и Казаку!
и "Перевоз как есть в работе: в "откуп тягают всё ж с "Казны;
не перейти отныне бродом, с Плотиной нету маеты!
Урядник день и ночь на стрёме; Исправник в стол уж не клюёт:
Жену оставил на истоме: в подряд "водьМельницу берёт!
а заодно и "Перевозик, а арестантов, прям в Усольск:
Купец не мается с извозом и тож в "откуп товар кладёт!
Купролюкс

Гость
 
глядя в Кино Добавлено 14.11.2018 00:19
Однотипный "Перевоз", что на данном верхнем фото, заснят в Кинофильме(на второй минуте)-"Антоша Рыбкин" 1942г.
Такая же глубокая осадка в воду, есть и Лодка вспомогательная и Канат, за который тянут? а могли бы и ручную Лебёдку- типа колодезного Ворота- показать!
Но это было бы- на военное время- не правдоподобно?!
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Наводнения Добавлено 25.11.2018 16:31
Согласно приказу №1 комиссии по борьбе с наводнениями по гор. Йошкар-Ола от 22 марта 1940 г. в городе есть два моста (один через М. Кокшагу, другой на улице Анисимовской) и одна плотина на против ул. Гоголя. Организовывались два перевоза против улиц. Фрунзе и Гоголя.
Аналогичное количество мостов, плотин и перевозов в приказе комиссии от 15 марта 1941 г. В этом приказе появилась Харинская мельница, о которой не писали в 1940 г.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Нельзя казнить помиловать Добавлено 25.11.2018 16:45
Наверное не правильно растолковал фразу.
При организации дежурства в приказе за 1940 г. написано "на мосту, по ул. Анисимовской", а в приказе за 1941 г. - "на мосту по ул. Анисимовской". Вероятно, в варианте приказа 1941 г. пропущена запятая,следовательно, моста на ул. Анисимовской не было, т.е. "городской мост" один.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.