История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Бульвар Чавайна

Бульвар Чавайна

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Бульвар Чавайна"

Описание:

Лето 1963 года (см. коммент.). Снято от перекрестка с ул. Карла Маркса.

Вид, в общем-то, привычный для горожан старшего и среднего возраста. За исключением разве нескольких деталей. Автобус на ул. Советской подзабытых уже очертаний, молодые еще липки, ретрокиоски, столбик закладного камня памятника Чавайну, у которого идет активная уличная торговля (возможно, вышли продавцы книжного магазина №1 Маркниготорга с новинками, как это часто бывало). Конечно, фонари уличного освещения (но не "гусаки"). И уж совсем забытый сейчас двухэтажный деревянный дом слева перед порталом Парка культуры и отдыха, крышу которого можно разглядеть за большими деревьями (ныне там дом №45). Народу на бульваре не так уж мало, но это явно не воскресная публика, то есть на часах примерно полдень обычного рабочего дня.

Госархив а/в документов РМЭ. Автор неизвестен.

Слова для поиска: бульвар, Чавайн, парк, Чавайна-32, Чавайна-34, Чавайна-35, Чавайна-36, Чавайна-38, Чавайна-39, Чавайна-40, Чавайна-41, Чавайна-44, Советская-120, Советская-128, Советская-133, 1960-е
Дата: 16.07.2013 20:57
Просмотров: 10139
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (8 Голос(ов)) 5.00 (8 Голос(ов))
Размер фотографии: 281.5 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
В Краснококшайской типографии

В Краснококшайской типографии
Следующая фотография:
Центр города с высоты

Центр города с высоты


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Бульварное освещение Добавлено 17.07.2013 07:52
Долгожданное фото. Вот на этих опорах уличного освещения первоначально висели загадочные люминесцентные светильники, встречающиеся на фото: id=258 , id=1511 , id=1616 . Сергей Куликов прав: на перекрёстке К. Маркса/Чавайна тоже стояли два "Эдисона" (в продолжение разговора под фото id=273 ).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Датировка Добавлено 17.07.2013 08:58
Думаю, что фото снято ранее 1970 года. Логично предположить, что к Юбилею 1970 года освещение бульвара претерпело реконструкцию, как и уличное освещение почти всех центральных улиц ( id=1441 , id=1446 , id=1447 , id=1448 ): светильники СПЗП-1000 (что на верхнем фото) были заменены на люминесцентные СКЗЛ 3х80(2х80) ( id=648 ).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Датировка (продолжение) Добавлено 17.07.2013 09:36
Могу сказать больше. Верхнее фото старше, чем хттп://s44.radikal.ru/i104/1307/e6/ac4eb399d7f3.jpg Фото по ссылке датировано концом 1960-х годов.
Юрий С.

Гость
 
Датировка Добавлено 17.07.2013 10:46
Самое "юное" здание на снимке - это дом №40, постройки примерно середины 60-х. Упомянутый в Описании дом №45 будет заселён в 1972-м, знаю точно. Поэтому навскидку: "Вторая половина 60-х".
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Дата Добавлено 17.07.2013 11:56
Фото, как и предыдущее, датировано Госархивом. На этом - 1970 г. Даже по первому взгляду я был уверен, что дата не соответствует, но лишь указал, что она примерная. Автобус стоит на общественной остановке, однако такие были сняты с городских маршрутов еще в 60-х. Телефонные воздушные линии к началу 70-х тоже ушли в прошлое. Солдатик из патруля еще в старой гимнастерке (новая полевая форма - 1969 г.).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Реклама Добавлено 17.07.2013 11:57
А что за неоновая реклама (слоган, лозунг) справа, на крыше дома №34 по б. Чавайна, над средним водостоком?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Реклама Добавлено 17.07.2013 12:12
На более позднем снимке ее уже нет.
Юрий С.

Гость
 
Датировка Добавлено 17.07.2013 12:15
На месте нынешнего дома №45 стоит деревянный дом. На снимке 1968 года id=1622 его уже нет. Нельзя исключить декабрь 1968-го. В мае-июне дом ещё мог стоять. Поэтому: "Не позднее 1968 года".
Юрий С.

Гость
 
Праздник ? Добавлено 17.07.2013 12:39
Вдали на бульваре какие-то временные сооружения малых архитектурных форм. Ретро-автобус и лошадки наводят на мысль о каком-то специальном праздничном мероприятии.
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 17.07.2013 16:09
Дом № 40 по бул. Чавайна (первоначальный адрес: Советская 122) сдан в эксплуатацию в 1963 году.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 17.07.2013 23:12
Значит, можно датировать фотографию "1963-1968". Про автобус: может быть выше я погорячился, написав "ретро". В городе помню только ЗИЛ-158, а старые автобусы могли в сер.60-х использоваться в пригородных маршрутах (?)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Автобус Добавлено 18.07.2013 07:56
На фото автобус на шасси грузовика ГАЗ-51 - ГАЗ-651 (1949г.) или ПАЗ-651 (1950-1958 гг.), или КАвЗ-651 (1958-1973 гг.), или один из выпуска авторемонтных заводов Борисова, Семёнова, Тарту, Тосно, Киева, Каунаса или других городов.
Не факт, что он стоит или отъезжает от остановки, а не следует мимо. Может быть как пассажирским, городских или пригородных линий, так и служебным... Не может быть только частным - принадлежащим физическому лицу... :)
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 18.07.2013 13:21
Появление автобуса на снимке уже объяснил Profus, могу добавить, что автобусы ПАЗ-651 использовались на маршрутах до прихода в негодность, а на каких маршрутах, это зависело от величины пассажиропотока. По ул. Советской маршруты пригородных автобусов не проходили. Автобусы отправляющиеся по Казанскому и Сернурскому трактам начинали свой путь от Аптеки № 1, в сторону Оршанки - от перекрёстка Оршанского шоссе и ул. Водопроводной, Козьмодемьянское направление начиналось от рынка, дорог в сторону Кокшайска и Санчурска не было. Потом у Аптеки образовалось что-то типа автостанции и все пригородные стали начинаться оттуда.
Юрий С.

Гость
 
Автобус Добавлено 18.07.2013 14:16
Я в курсе, что такие автобусы использовались ещё "сто лет". Не помню их во 2-й половине 60-х именно на городских маршрутах. На фото остановка 1-го маршрута (9-го тогда не было), люди толпятся у передней двери. Вспомнились нынешние "ретро-трамваи" в Москве :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 18.07.2013 14:44
"...люди толпятся у передней двери." - не факт. Вы были бы безоговорочно правы, если бы дверь автобуса была открыта. Возможно люди собрались переходить улицу и пропускают проходящий мимо автобус. И это только один из вариантов возможного разворачивания событий в зафиксированной на фото ситуации. :)))
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Скульптура Добавлено 18.07.2013 17:07
Между колоннами входа в парк, справа, над афишной тумбой виден памятник Ленину с протянутой к бульвару рукой.
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 18.07.2013 23:06
Согласен с Profus,ом, когда данные автобусы ходили по 5 маршруту, остановки на бульваре (как и самого бульвара) не было, остановки были "гостиница" и "почта", т.е. автобусы останавливались в сторону вокзала против входа в гостиницу (Советская 118) и у входа в почтамт, в обратном направлении - против нынешнего дома № 141б и входа в общежитие № 3 Пединститута (Советская 123).
Юрий С.

Гость
 
. Добавлено 19.07.2013 10:42
Господа, мы обсуждаем фотографию "Бульвар Чавайна" середины / второй половины 60-х. Бульвар тогда уже был. Остановка на этом месте тоже была. "Пятёрка" ходила с остановками "Рекорд" (на Пушкина, напротив музучилища), "Бульвар Чавайна", "Восход" (обе на Комсомольской).
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Юрию С. Добавлено 19.07.2013 11:54
Автобус находится на ул. Советской.
Сергей Куликов

Гость
 
Юрию С. Добавлено 19.07.2013 11:54
Всё правильно, построили бульвар, изменили 5 маршрут, увеличили расстояние между остановками, сняли с маршрута автобусы ПАЗ-651, заменили на ЗиС-155, постепенно стали появляться ЗиЛ-158.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 24.07.2013 10:46
Непонятно Ваше утверждение "...дорог в сторону Кокшайска и Санчурска не было." в комментарии от 18.07.2013 13:21. Что Вы имели в виду?
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 24.07.2013 11:24
Имелись ввиду дороги с твёрдым покрытием в конце 50-х - начале 60-х годов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 24.07.2013 11:45
Понял, спасибо. Я уж было хотел возмутиться: как так, две исторических, образовавшихся вместе с городом ( а "Кокшажская" раньше города), дороги и вдруг "не было"... :)
Юрий С.

Гость
 
К датировке Добавлено 31.03.2014 20:05
Можно скорректировать даты некоторых фотографий, для этого расставим по порядку: №1 - фото наверху; №2- id=1906 (появились трубы на доме №40); №3- id=258 (исчез деревянный дом); №4- id=1622 (1968 год, появился дом №42).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 31.03.2014 20:14
В этом ряду первой надо поставить фотографию id=258 , это фото самого начала 1960-х. Бульвар освещается неизвестными светильниками с лампами дневного света, которые использовались в конце 1950-х на ул. Палантая. Торшеры "А ля Эдисон" ещё имеют оригинальные плафоны из матового стекла, быстро разбитые и заменённые на шары из молочного стекла.
Ну а домик - видимо стоит за эмблемой сайта.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 31.03.2014 20:30
Может быть, может быть... Исключу №3 из списка, чтобы не отвлекаться от сути моего предыдущего комментария :) Согласитесь, фото наверху не может быть "конца 1960-х годов".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 31.03.2014 21:14
Дословно датировка звучит так: "Конец 60-х годов, не позднее 1968 г". Понимаю, что получается довольно-таки обширный отрезок времени... Хорошо, Ваш вариант?
Учитывая датировку более позднего фото id=1906 (1963-1967гг) можно уточнить дату и этого снимка: "...не позднее 1967 г." или более конкретно: "1963-1967".
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 31.03.2014 21:44
"Середина 60-х, не ранее 1963 года" - на мой взгляд, такое начало Описания ближе к истине.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 31.03.2014 21:55
Думаю, Анатолий с нами согласится, т.к. доказательная база подведена. Исправляю.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 20.11.2014 17:42
Oops! У дома №40, действительно, отсутствуют балконы. Срочно менять датировку (пока не заболтали) :) Полагаю, лето 1963-го?
Интересно, на сколько месяцев (лет) эта ЛЕТНЯЯ фотография моложе ВЕСЕННЕЙ фотографии id=2042 .
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 20.11.2014 18:39
А с какого перепугу Вы решили что балконов нет? Как Вы себе представляете ихнее строительство, их что потом приклеивают? На фото id=2042 балконные плиты уже на месте, их что, потом отрубили?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 20.11.2014 18:46
А вот теперь я соглашусь с Вашим комментарием от 31.03 под id=1906. Дефлекторов на крыше дома №40 действительно ещё нет, т.е. крыша ещё не дооборудована приборами вентиляции, а значит коробка недавно закончена. По давно известным нормам (ещё с царских времён) самый сухой месяц (в смысле осадков) в нашем регионе - это апрель. Под него строители угадывали крышные работы, правда не всегда получалось, но всё-равно крыши старались закрывать до летних дождей, начинающихся в июле - раньше климат был более предсказуем. Думаю, что фото июня-июля 1963-го.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.11.2014 18:49
Поправлюсь - нет ограждений балконов. Но мы же с Юрием С. друг друга поняли... :)
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 20.11.2014 18:51
А с датировкой "лето 1963 года" я согласен, дом ещё в стадии строительства.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. и Сергею Куликову Добавлено 20.11.2014 18:53
Ну что, значит исправляю? :)
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 20.11.2014 18:54
На эти "балконы" можно выходить только с перепугу. Я бы не рискнул. Для сравнения: балконы с фотографии середины 60-х годов id=1906 .
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2078
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 20.11.2014 19:05
Я считаю, что ограждения просто не видно, так же как и на доме 127 по Советской.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4892
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.11.2014 19:41
Как может быть здесь не видно, если на фото id=1906 видно?
Юрий С.

Гость
 
Текст на крыше дома Добавлено 27.01.2016 15:16
"Соблюдайте правила пожарной безопасности"
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3101
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 16.03.2016 23:18
Летом 1962 это текст уже был, но на фото он не читаем.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.