История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР




Слобода

Слобода

  Р РЋР С•Р В·Р Т‘ать Р С‘ послать открытку  


Информация о "Слобода"

Описание:

Наиболее полноводный и глубокий в свое время участок Кокшаги в крутых берегах между Набережной и Красноармейской слободой. Похоже, что снимок первой половины 1950-х годов. Виден съезд к реке, где в то время еще был небольшой мост с выездом на ул. Чехова. На снимке моста нет, обычно он разбирался поздней осенью и собирался после половодья. Но иногда мост на лето не собирали, а пускали переправу. Сейчас на левом берегу, как сообщает Сергей Куликов, плот для стирки белья. Выше странное сооружение в виде двух столбов со связкой вверху и с наклонными пасынками в сторону реки - опоры электролинии, идущей от подстанции на другом берегу.

На реке на переднем плане рыбачок на плоту из нескольких бревен, но точно не в лодке...

Фото прислал Дмитрий Гейст. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Кокшага, Набережная, слобода, мост, паром, 1950-е
Дата: 25.02.2013 18:35
Просмотров: 7670
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (3 Голос(ов)) 5.00 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 347.5 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
ЗПП, старые цеха

ЗПП, старые цеха
Следующая фотография:
Открытие троллейбусной линии по Ленинскому проспекту

Открытие троллейбусной линии по Ленинскому проспекту


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Столбы с пасынками Добавлено 27.02.2013 18:15
В глади воды отражается кабель, который следует от столбов с пасынками.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Ну конечно! Добавлено 27.02.2013 18:29
А на другом берегу, прямо напротив, каменная трансформаторная будка...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 28.02.2013 07:46
Не уверен, что Вы поняли ход моей мысли в верхнем комментарии. Столбы с пасынками не могут быть топографическим знаком. Просто опорные столбы линии. А так как пролёт большой - сдвоенные.
Но интересный момент: судя по пасынкам кабель сразу должен уходить обратно через реку... Пасынки устанавливаются внутри угла поворота или вдоль плеча, нагрузку на котором надо компенсировать. Скорее всего, есть ещё одна тяжёлая линия, перпендикулярно, от столбов, пересекающая реку (на этом направлении и стоят пасынки).
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Понял правильно Добавлено 28.02.2013 11:56
А вот трансформаторная будка на правом берегу: id=1058 и рядом столб с пасынком в сторону реки.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 28.02.2013 12:55
Спасибо, увидел. Эта ТП до сих пор жива, стоит недалеко от перекрёстка Набережной улицы и Пролетарского переулка… Но опять возникают вопросы.
Во-первых, ближайшие, на фото, мостки не могут быть переправой в створе ул. Л. Толстого.
Во-вторых, застройка Набережной улицы от Вознесенского моста и до этой подстанции была односторонней, только по правой, чётной стороне, если я не ошибаюсь. А на фото, на переднем плане, какие-то огороды…
Может ну её – эту подстанцию по Вашей ссылке, отправим кабель куда-нибудь в другое место? Например, на подстанцию фабрики «Заря»? :) Тогда переправа на месте, забор, спускающийся к воде огораживает старый конезавод. А дальше я не силён в застройке левого берега М.Кокшаги...
Хотя плавный изгиб реки больше склоняет к мысли о правоте Вашего варианта с подстанцией. Тогда переправу можно отменить, а огороды, на переднем плане, куда девать? :(
Сергей Куликов

Гость
 
Ответы на вопросы Добавлено 28.02.2013 15:38
Забор к реке является забором стадиона "Динамо".
Огороды - самовольно захваченный берег, жителями ул. Набережной.
Далее, по моему, самый обычный плот для стирки белья, их устраивал горкомхоз в связи с отсутствием водопровода в кварталах частной застройки.
Ещё дальше (на снимке не поместилась) в районе Пролетарского пер. находится ТП-3, от неё электролиния переходит на другой берег. Кабель вдоль реки никогда не подвешивают, вероятнее всего это нулевой провод. Кстати, нумерация ТП ведётся с момента пуска электростанции на ул. К.Маркса 75 и по № ТП можно отследить развитие города.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 28.02.2013 17:26
Вот отрывок из Вашего комментария к фото id=1334 : "...А не помните ли пешеходный мост сразу за оградой стадиона, на спуске, там еще долго оставались следы дороги? Говорят, что какое-то время там была переправа еще и паромная..." (Конец цитаты). Скорее всего, на снимке следы именно этой переправы, а не моста в створе Л.Толстого?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Еще вопросы Добавлено 28.02.2013 18:02
1. Посмотрите, между забором и мостками на спуске стоит невысокий в четыре венца сруб из почти черных бревен. Может, это одна из опор мостового настила? Точно такие же опоры срубного типа были у пешеходного моста у бани №1.
2. Справа и слева от опоры электролинии два очень странных и аккуратных плоских углубления (среза) на береговом откосе. Когда-то по реке сплавляли лес (говорят, даже в советское время), есть фото сплава, похоже этого места. Не устанавливали ли здесь накаты из бревен для сброса леса в реку? Не слышали о таком? Если так, то фото лет на 30 старее, чем заявлено.
3. По поводу мостков для стирки. На них стоит женщина в белой юбке. По отношению к ней мостки просто огромны для таких целей. Заметьте, жердь ограды по фронту реки съемная, без опор, в отличие от боковых. А "мосток" на правом берегу слишком уж далеко заходит в воду. Это не вопрос, а повод для размышления.
Сергей Куликов

Гость
 
Анатолию Добавлено 28.02.2013 22:22
1. А кто сказал, что мост у бани № 1 был пешеходным? Нормальный был мост.
2. Лес по реке сплавляли до 60-х годов, до момента постройки водозабора на р. М. Кокшага, сплавляли до лесозавода (как громко звучит) на левом берегу реки в конце Красноармейской слободы №№ 57 и 59, в 80-е годы там находилось РСУ-2 треста "Горремстрой", дальше лесозавода располагался ипподром, где проходили скачки на лошадях, а позже стали устраивать мотогонки.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Дополню Сергея Куликова Добавлено 01.03.2013 08:01
Сплав леса производился, в том числе, и по р. Б. Ошла. Возможно, что только по Ошле, т.к. не представляю откуда, по р. М. Кокшага, можно сплавлять деловой лес до города (учитывая то, что ель не сплавляют).
Официально, по рекам республики, сплав леса запрещён в 1976 году.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Мост у бани №1 Добавлено 01.03.2013 08:22
Я не знаю где именно у 1-ой бани был мост. Если прямо напротив бани, то русло там было искусственное. Появилось после строительства Центрального моста. Смысл ставить рядом два полноценных автомобильных моста, один из которых ещё и деревянный, да и "ведущий в никуда"? С заречной части, к Центральному мосту, была подведена дорога по дамбе. Дамба отсекала берег реки и жителей 2-ой Заречной от остального мира. Логичнее было бы, для жителей Заречной слободы, сделать пешеходный мост.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Мосты и прочее Добавлено 01.03.2013 16:58
Про мост у бани никто не скажет, что он был вот здесь и только здесь. Мост можно указать только примерно. Он "плавал", то есть его ежегодно разбирали и собирали снова с отклонением от прежнего места вверх или вниз метров на 10-20, а то и больше. Да, он был широкий, могли разъехаться телеги. Только, я думаю, телег там никогда не бывало. До постройки центрального моста ниже по реке, ближе к харинской мельнице, был проезжий мост-дамба со шлюзом для пропуска воды. Его видно на id=986.
По сплаву. Возможно, углубления в берегу служили не для спуска, а для подъема леса с последующей доставкой его на лесозавод? О возможности сплава. Средняя отметка высоты поймы Кокшаги в черте города была 79 метров, по замерам 1935 г. в половодье высота воды поднималась до 82 метров. А в некоторые годы еще выше. Вполне достаточно.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 01.03.2013 17:13
В возможности сплава по М. Кокшаге я и не сомневаюсь. Только вот ЧТО сплавлять? Б.Ошла течёт по лесам, а М.Кокшага, до города - по лугам и полям. Или, хотите сказать: "поэтому и по лугам-полям, потому что всё сплавили"?
Сергей Куликов

Гость
 
про сплав и про мост Добавлено 01.03.2013 21:31
1. Лес сплавляли без разбора: сосна, осина, берёза, всё шло в ход, на отопление домов, на постройку тротуаров и т.д.
2. Баня № 1 стояла под небольшим углом по отношению к оси улицы, то есть её строили чтобы не нарушать существующую дорогу на мост,т.е. мост находился совсем рядом с углом бани. Поворот реки был сразу за мостом. Двух мостов в этом месте не было, после постройки железобетонного деревянный разобрали навсегда. Ниже по течению была плотина, но чтобы по ней ходили или ездили ни разу не видел и не слышал.
dykaza

Пользователь

Дата присоединения: 06.12.2011
Комментарии: 1
Offline dykaza
к снимку Добавлено 03.03.2013 21:53
Как мне кажется, это снимок конца 50-х годов. Я жил в то время по ул. Советской 99 и учился школе №1 (до 3 класса в еще деревянной). Мы бегали купаться на Кокшагу по ул. Чехова, чуть выше плота для полоскания белья. Плоты стояли напротив друг друга по обоим сторонам реки. Купались мы напротив дома Дружининых. Забор по левому берегу приндлежит стадиону "Динамо". Плоты для полоскания стояли по всей реке от Вараксина до Ширяйкова и убрали их в середине или в ближе к концу 70-х. Сплав я тоже помню. Пленки (бревна в 1 слой) стояли до границы мясокомбината, который находился в районе теперешней ул. Водопроводной.
лиза

Гость
 
мой дед родился и жил сдесь Добавлено 04.03.2013 14:52
этот снимок начала 50х годов вот он рядом сидит рассказывает плоты это плоты для полскания белья забор стадиона Динамо линия шла на мясокомбинат лесозавод на фабрику заря два этих дома построены самовольно у них даже адреса не было
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Лизе, dykaza и всем живущим и жившим когда-либо в этом районе... Добавлено 04.03.2013 15:40
Радует, что так много Йошкар-Олинцев стало интересоваться работой нашего сайта! Спасибо за помощь! Обращаюсь к жителям этого района: нужна помощь в датировке вот этого снимка id=1334 . Двух, самовольно построенных, домов на нём ещё нет. Есть подозрение, что снимок довоенный...
ninel

Гость
 
мост у бани Добавлено 08.10.2013 10:46
Мост у бани № 1 был, который каждую весну разбирался во время половодья и собирался после окончания сплава леса. Этот мост соединял заречную часть с городом. В то время в заречной части располагалась ассенизаторская служба горкомхоза. По ночам ассенизаторы выезжали со своими повозками по 4-5 повозок сразу. Кроме того по ул Гоголя в доме №1, напротив бани, стояло здание Йошкар-Олинского леспромхоза и лесозавод. По этому мосту иногда привозили брёвна леса на распиловку.
А плотна была только пешеходная. Дети бегали по ней на другой берег купаться.
ninel

Гость
 
мост у бани Добавлено 08.10.2013 11:34
В дополнении к комментарию. Думаю, что основное назначение моста было в том, что через этот мост пролегала дорога к Куярскому лестничеству. Там имелся лесоучасток, жители которого занимались вырубкой леса и доставкой его на лесозавод. Мой отец работал в Леспромхозе, и мы сним часто ездили на этот лесоучасток. Так что заготовку леса видела сама.
SkUlkIn

Гость
 
Дорога в школу В небе МиГ Добавлено 27.07.2016 19:59
Как-то весной (или осенью) 1953 года я возвращался из школы (№1; Советская, 97) домой, в Заречный район. Путь был не близкий, но хорошо нахоженный, поскольку автобусов на Ремзавод и Кирзавод в те годы не было. И в тот день, выйдя из школы, я прошел по Советской до улицы Чехова, спустился по ней к Кокшаге и по переходам отправился на другой берег. (Переходами, или мостками в народе называли пешеходный мост в створе улицы Чехова.) Денек был погожий, солнечный, а потому мост не пустовал. И вдруг над нашими головами раздался нарастающий свист и грохот. Люди инстинктивно пригнули головы и присели. Так что впервые мы увидели реактивный самолет, можно сказать, в коленопреклоненном положении. Увиденное ошеломило: самолет походил на удлиненную бочку без днищ и имел оттянутые назад крылья. А главное – самолет летел очень низко, казалось, над нашими головами. Можно было рассмотреть днище фюзеляжа. Самолет держал курс на Дубовую рощу. Вопрос, почему самолет летел так низко, останется без ответа. Может быть, пилот то же впервые рассматривал город, в котором ему предстояло нести свою службу. Возможно, самолет снижался перед посадкой. В скором времени полеты реактивных самолетов стали для горожан привычным явлением.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
SkUlkIn'у Добавлено 27.07.2016 20:28
Это был самолёт МиГ-15 бис, принадлежащий 681-му истребительному авиационному полку, базирующемуся в Княжне (Данилово) с 1953 года. Но первые пять МиГов они получили в феврале 1954 года. Вы не ошибаетесь в дате?
SkUlkIn

Гость
 
Profus Добавлено 28.07.2016 22:21
Но тогда - весна 1954 года:я закончил школу №1 и более не ходил этой дорогой. И все-таки назовите, пожалуйста, источник даты поставки самолетов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
SkUlkIn'у Добавлено 30.07.2016 18:30
Источник - архив в/ч 40365, ИАП 681 4-ой отдельной Армии Войск ПВО СССР.
Только к концу 1953 года была готова грунтовая взлётно-посадочная полоса и первая казарма для личного состава. Самолёты ждали в январе 1954-го, но по факту их получили и перегнали на аэродром только в феврале.
Юрий С.

Гость
 
Нестыковка Добавлено 30.07.2016 19:04
Описание : Похоже, что снимок первой половины 1950-х годов.

Слова для поиска : 1960-е .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 30.07.2016 19:11
ОК. Исправлено.
SkUlkIn

Гость
 
Profus Добавлено 30.07.2016 23:42
Спасибо за оперативный и обстоятельный ответ! Я с интересом познакомился с книгой С.П. Евлампиева «Мой полк в памяти моей» и увидел небольшую нестыковку в тексте, обусловленную чисто редакторской погрешностью. В главе «Рождение полка» изложение ведется по годам: 1952 год – интенсивное строительство ВВП, аэродромных сооружений и казарменных помещений. Одновременно шло изучение новой авиационной техники по пособиям на месте и на других аэродромах. В декабре, имеется в виду 1952 год, за день до боя кремлевских курантов была заселена новая теплая казарма. А вскоре была готова и ВВП (грунтовая), логично предположить, что это уже 1953 год. В тексте же год «1953» стоит перед словом «Декабрь», что как бы отсылает читателя к концу 1953 года. А далее говорится о подготовке к приему самолетов, «которых ждали в начале года». Вопрос – какого года? Но далее все события описываются с конкретными датами 1953года: начало первых полетов; подготовка летчиков-инструкторов; вручение Боевого знамени части; в августе <1953> - начало боевого дежурства в составе звена.
Кстати, успеху в подготовке летчиков в этом году способствовала погода, « ветераны заверяли, что по причине метеоусловий в тот год не было ни переноса полетов, ни срыва летных смен». И еще - на одной фотографии в этой книге показан момент проверки новой казармы командиром. Указана дата – весна 1953 года. Далее в главе «Рождение полка» идет год 1954: «Полк приступил к полетам в СМУ».
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4893
Offline Profus luis106 at mail.ru
SkUlkIn'у Добавлено 31.07.2016 09:24
Да, в книге Сергея Петровича бывают огрехи, но он их обычно оперативно исправляет и указывает дату последней редакции. Если книгу скачивали по ссылке на сайте в/ч, то там версия всегда актуальная.
Я же оперирую данными именно с архива части.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.