Редкостный снимок. Пожарная машина ПМГ-1 на берегу речки Лаж в Сернуре. 1942 или 1943 г. Пожарный расчет в военной форме. Это не мудрено, все пожарные подразделения подчинялись тогда НКВД.
ПМГ-1 (аббревиатура словосочетания: Пожарная Машина ГАЗ - 1) выпускалась с 1932 года на шасси ГАЗ-АА. Именовалась как "Автонасос ПМГ-1" из-за того, что не имела водяного бака для автономного тушения пожара. Небольшой бак служил для заливки воды в насос, который не работал "всухую". На борту имелись три катушки рукава на 320 метров, топоры, ломы и багры. Экипаж из 8 человек. Водитель и командир отделения в кабине, остальные на скамейках вдоль бортов.
Машина развивала скорость (по наставлению) 45 км/час в городе и 60 за его пределами (иначе экипаж потеряет). Имела четырехступенчатую коробку передач, задним ходом шла очень медленно, водитель становился на подножку и смотрел назад из-за маленького зеркала заднего вида. Над кабиной - трехколенная лестница, кроме нее - малая штурмовая. Там же прожектор. Автомобиль оснащался колоколом ручного боя 4АИ. На фото он виден за кабиной, справа по ходу машины (ниже дефекта на снимке). Более поздние модификации комплектовались сиреной-кукушкой, работающей от выхлопа.
Обратите внимание, перед лобовым стеклом круглый выступ - это горловина для заливки топлива.
Справа стоит Герасим Ильич Кондратьев. В 1950-х годах он работал в городской пожарной команде. При пожаре на ул. Первомайской в доме напротив рынка предотвратил взрыв газовых баллонов.
Кстати, первая пожарная машина с автопомпой и противопожарными приспособлениями и инструментами была приобретена городским Советом еще в 1927 году. А в 1928 г. впервые была сформирована добровольная пожарная команда.
Автор фото неизвестен.