История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



ВАЗ 2103

ВАЗ 2103

  Создать и послать открытку  


Информация о "ВАЗ 2103"

Описание:

Улица Суворова. У проходной Завода полупроводниковых приборов. Сам завод и его проходная находятся за левым обрезом снимка. Справа видно единственное дерево на самом углу заводского сквера. Далее огороженная зеленым забором территория заводского гаража. Вдоль забора и через площадку перед заводом всё еще проходит узкоколейка, построенная Городской электростанцией для доставки торфа с Арбанского торфопредприятия. Скоро ее снимут. По её трассе (до конца заводской территории, затем налево) сейчас от ТЭЦ-2 к Девятому микрорайону идет тепломагистраль.

Фото 1975 года. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Суворова, ЗПП, проходная, узкоколейка, гараж, 1970-е
Дата: 02.02.2012 18:13
Просмотров: 8210
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 195.3 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Очередь у "Детского Мира"

Очередь у "Детского Мира"
Следующая фотография:
Перекресток К.Маркса и Чехова

Перекресток К.Маркса и Чехова


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Alla

Гость
 
ВАЗ 2103 Добавлено 03.02.2012 11:21
Мне кажется,вдоль поребрика рельсы идут. Нет? Не очень похоже на "Аптеку 1". И вроде забора такого длинного там не было.
а

Гость
 
Что за место? Добавлено 03.02.2012 13:55
Я бы сказал, что это старая посадочная площадка за автовокзалом, если бы не правая сторона снимка. Там я ничего не узнаю.
наташа

Гость
 
ЗПП Добавлено 03.02.2012 14:04
У проходной завода ЗПП
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
ул. Суворова Добавлено 03.02.2012 15:14
Возможно это ул. Суворова: параллельно улице идёт ж\д на ТЭЦ №1. Забор с колючей проволокой указывает на ограждение какого-то завода. Женщина, с авоськой пустых молочных бутылок, то же работник какого-то "горячего" цеха завода (раньше, при выдачи молока за вредность, требовали возврат тары). Похоже на 1-ую проходную ММЗ. Как вариант - 3-я проходная ММЗ ("Стройплощадка"), находилась сзади завода у ж\д станции "2-ой километр". Тогда ж\д - на Яранск. Для проходной ЗПП, во-первых, слишком близко проходит ж\д, во-вторых очень уж длинный забор. Может ещё кто-то что-то скажет???
Пассажир

Пользователь

Дата присоединения: 03.10.2010
Комментарии: 117
Offline Пассажир
ЗПП Добавлено 03.02.2012 19:16
Точно не ж/д на Яранск, т.к. она проходит за ММЗ во-первых, в выемке земполотна, во-вторых, там не прямой, а кривой участок в плане. Да и самой железной дороги на фото отчетливо не видно.
А вот автобус на борту содержит надпись "ЗПП", что более склоняет к варианту ЗПП. Но опять же. если это ул. Суворова, то невидно заводоуправления, которое выстраивает с забором одну линию.
Если предположить, что вдоль забора всё же ж/д, то похожая обстановка в проезде между "Новатором" и Мясокомбинатом. Хотя вряд ли...
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
ММЗ Добавлено 03.02.2012 20:18
Обратите внимание на две параллельные линии электропередач: столбы старые и новые, новые со светильниками, направленными за забор для освещения территории. Если бы автобус с маркировкой ЗПП стоял у своего завода, то столбы с фонарями повернули бы направо, не пересекая ул. Машиностроителей. ВАЗ 2103 - это не ранее 1972 г. А в это время по Машиностроителей уже пустили троллейбус. Где его линия? Вывод один: это площадка, где сейчас выстроен многоэтажный корпус ММЗ с проходной, т.е. в створе ул. Рябинина.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
ММЗ Добавлено 03.02.2012 22:18
Про 3-ю проходную - это я так, для варианта. Створ ул. Рябинина тоже не может быть, тогда бы за забором был виден одноэтажный корпус 15-ого (транспортного) цеха. Я думаю, что это старая 1-ая проходная ММЗ, около "пожарки" завода, на ул. Суворова. Тогда еле видное здание, на территории завода (чуть выше и левее кабины УАЗ-452, в деревьях) - это 8-ой цех. Про ЗПП я писал выше, повторяться не буду. А год указан правильно - 1975. На него указывает талон тех.осмотра ВАЗ-2103.
Ivan

Пользователь

Дата присоединения: 28.12.2011
Комментарии: 6
Offline Ivan
Проходная ЗПП Добавлено 04.02.2012 16:15
Всё-таки, кажется, это проходная завода ЗПП. Она слева от ВАЗ-2103. Территория, огороженная зелёным забором, - их гараж, он отдельно от завода. Справа - заводской сквер с памятником-солдатом. Сейчас вдоль зелёного забора проходит тепломагистраль от ТЭЦ-2 в 9-й мкр-н.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Всем спасибо Добавлено 04.02.2012 16:33
Наконец, всё встало на свои места. Изначально Наташа была права, а окончательно убедил, что это ЗПП, Ivan. Ошибка была в том, что все предполагали, что видят завод, а его на снимке нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
ЗПП Добавлено 04.02.2012 20:08
Да, согласен - это ЗПП! Я "крутил" фотографа, снявшего снимок, у ЗПП во все стороны. Никак не получалось... Но я забыл, что между заводом и транспортным цехом есть проход. Сейчас слазил в "яндекс-карты" и всё встало на свои места. Спасибо Ivan`у и Наташе! К автору: "узкоколейка" никогда не вела к Арбанскому торфопредприятию (я уже писал об этом). Сам ездил по ней не один раз и на дрезине, и на велосипеде по насыпи (в сады "Аэрофлотовец"). Она вела на разработки торфа у д. Юркино (Оршанский тракт, район Аэропорта). Там торф добывали и брикетировали. Разработки принадлежали ТЭЦ №1.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Profus'у Добавлено 04.02.2012 21:57
Вы ошибаетесь по поводу Арбанского торфопредприятия. И та ветвь, которую вы обследовали, ведет не до Юркина, а дальше - до Купсолы. Это северо-восточная. А северо-западная с центральной станцией узкоколейки в пос. Новый вела к разработкам у п. Новый и д. Арбаны. Если хотите, изложу как-нибудь...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 05.02.2012 12:51
Ну до Купсолы - так до Купсолы, согласен... Видите, как всё не однозначно? Надо качественней подходить к описанию фото.
Иван Поспехов

Пользователь

Дата присоединения: 26.02.2010
Комментарии: 639
Offline Иван Поспехов IAP-YOMP-2003 at yandex.ru 353
Железная дорога Добавлено 05.02.2012 13:49
У меня есть карта, я могу её выложить.
Дорога шла: ТЭЦ-1 - ЗПП - современная улица Транспортная - дальше за Торханово (так на карте) шла развилка: налево к п. Новый и д. Арбаны, а направо - к Юркино и Купсоле. Карту могу выложить.
Более того, в п. Новом на улицах ограждения сделаны из рельс этой дороги. Они ноября 1953 г.в. Более того, в Новом полно сараев из списанных пассажирских вагонов этой узкоколейки.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Ивану Поспехову, Profus'у Добавлено 05.02.2012 15:18
Иван, я выложу в Форуме что знаю о торфопредприятии, карта там была бы кстати.
Profus'у. В составе торфопредприятия всегда было три торфомассива: Новый, Арбаны, Купсола. И принадлежали они только ему, независимо от того, кто разрабатывал определенный карьер. В 1960 - 1970-х гг., когда предприятие переориентировалось на снабжение торфом сельского хозяйства, участки для разработка арендовали ближние колхозы и совхозы. Наверное, то же было и с участком брикетирования торфа в Юркино.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Ивану Поспехову, Анатолию Добавлено 06.02.2012 07:58
Всё павильно: узкоколейка проходила от ТЭЦ №1 параллельно ул. Суворова, далее - вдоль ул. Транспортная, в Тарханово, за теперешней ул. Дружбы, пересекала р. Шоя (на мосту сейчас, на месте ж\д - пешеходная дорожка) и, выходя из города, поворачивала на северо-восток. По идее, здесь должна была быть стрелка, но я её не помню. Нверное, когда я ездил по этой узкоколейке (середина 70-х), стрелки уже не было...
берт

Гость
 
зеркало Добавлено 27.04.2012 16:18
ЗЕРКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ЗАБОР ЗПП ТЯНЕТСЯ В СТОРОНУ 9 МИКРОРАЙОНА, ТУДА ЖЕ ИДЕТ И ЖД ДОРОГА, ПРИ ПЕЧАТАНИИ СНИМКА НА БУМАГУ НЕГАТИВ НЕПРАВИЛЬНО ПОСТАВИЛИ
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Правильно Добавлено 27.04.2012 21:10
Это забор не завода, а заводского автохозяйства, что напротив проходной.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
берту Добавлено 28.04.2012 07:57
При неправильной установке негатива номер автомобиля читался бы "зеркально".
Лидия

Гость
 
ВАЗ 2103 Добавлено 25.06.2015 13:09
Забор справа огораживал не только автохозяйство ЗПП, там еще работал цех 29 (штамповка пластмассы).Я работала в 29 цехе в 1966-67 гг. И еще мне посчастливилось покататься в пассажирском вагончике, который был прицеплен к вагонам с торфом (до Арбан и обратно,у меня там жила старшая сестра) Пассажиры брали билеты прямо в вагоне, (он был какой-то небольшой) и добирались до города или из города до Арбан. Тогда мы знали расписание этого поезда и его остановки, было не обязательно бежать на остановку к ТЭЦ, можно было сесть и у ЗПП, чем пользовались люди после окончания рабочего дня..
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
узкоколейка Добавлено 25.06.2015 14:02
Был пассажирский мотовоз отдельный от товарного поезда с вагонами для торфа, имел капот на подобии капота ГАЗ-51, имел зеленый цвет.
Узкоколейку пересекала ул. Й. Кырли, далее ул. Свердлова (через это переезд ездил автобус №8). Вдоль ул. Транспортной в Тарханово по насыпи узкоколейки проложен тротуар (сейчас тротуар строят в районе ул. Ползунова, то же примерно по узкоколейке), за Тархановым был стрелочный перевод (в обиходе стрелка) на п. Новый и на д. Купсолу, сейчас на ее месте въезд в сады "Ветеран". По дороге на Купсолу в 1970-е было 3 моста (по рассказам, что в 1960-е мостов было 4), их называли: Первый мост (через р. Юж), Второй мост, самый маленький (через старицу р. Ошла), Третий мост (через р. Б.Ошла). Далее дорога шла к Оршанскому тракту.
На реке Б. Ошла были свои достопримечательности, ямы на реке называли омутами они имели собственные имена ли их называли по номерам. От моста в верх по реке: Куполище, Обрыв, Третий омут, Шестой омут, Седьмой омут (Ласточкино гнездо), Мельница, Черный омут, Девятый омут и др. Нумерация шла до двенадцати.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Про мотовоз Добавлено 25.06.2015 15:02
Я помню этот мотовоз - такая узкоколейная автомотрисса. Он, бывало, подбирал садоводов из СТ "Аэрофлотовец", на месте пересечения Оршанского тракта с узкоколейной веткой на Купсолу, когда по вечерам следовал в город. В его салоне стояла касса с заправленными билетами по 15 копеек. Но опоздавших на последний "аэропортовский" автобус (№111) садоводов эта дороговизна не пугала (на автобусе проезд стоил 10 коп.), ведь это было в любом случае лучше, чем идти в город пешком 6 км. Для кого стояла касса в салоне автомотриссы - ума не приложу, ведь не для садоводов же...
Марка этого мотовоза МД 54-4, внешний вид вот: i.ytimg.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Узкоколейка Добавлено 28.04.2017 13:35
Из описания надо исключить упоминание о строительстве узкоколейки в годы войны, событие случилось позднее.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 28.04.2017 14:23
ОК.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Мост Добавлено 15.11.2017 19:40
В дополнении к комментарию 25.06.2015 14:02
По воспоминаниям ветерана торфопредприятия: На Купсолинской ветке мост через р. Б.Ошла построен в 1957/58 году.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Постановление ГКО Добавлено 09.12.2017 20:22
Вернусь к теме узкоколейки.
В 1943 году начинать ее строительство да же не планировали. В Постановление ГОКО №4059 от 7 сентября 1943 г. «О снабжении топливом электростанций г. Йошкар-Ола» говориться: «Для обеспечения топливом электростанции г. Йошкар-Ола Государственный Комитет Обороны постановляет: 1. Обязать Наркомместтоппром РСФСР (т. Прокофьева) приступить в III квартале 1943 г. к строительству Арбанского торфопредприятия, обеспечив в 1944 году добычу 52.000 тонн торфа, из них 45.000 кускового и 7.000 фрезерного…». В постановлении есть о строительстве подстанции и высоковольтной линии от электростанции до торфопредприятия, но ничего не говорится о строительстве узкоколейной железной дороги. В списке оборудования и материалов (приложение к постановлению), выделяемых на строительство нет рельс и др. материалов, необходимых для железнодорожного строительства.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О другом мотовозе Добавлено 12.01.2019 13:09
Фельетон В. Бочкова "Романтика по-арбански" ("Марийская правда", январь 1970 г.): "Маршрут Йошкар-Ола - поселок Новый известен далеко не всем, даже коренным жителям столицы республики... Приезжайте вечером, часов этак в пять с четвертью на перекресток двух дорог близ автобусной остановки "Заводская". Здесь вы увидите небольшой, но живописный состав из трех пассажирских и нескольких грузовых вагончиков с мотовозом впереди. Состав этот узкоколейный, а работяга-мотовоз возит не только пассажиров, но и торф для Йошкар-Олинской ТЭЦ". Пассажирские вагончики не отапливались, света не было. Кондуктор пользовался электрическим фонариком.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
* Добавлено 02.01.2021 11:49
На геоподоснове проекта канализации по ул. Ворошилова (1956 г.) у узкоколейной железной дороги указан деревянный настил (или навес, или сарай) с надписью "ст. Заводская". Если смотреть на id=2368, то примерно справа перед стелой.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 02.01.2021 21:40
На фото id=2368 видно полосатый шлагбаум, мотовоз останавливался перед ним. Справа от узкоколейки была автобусная остановка с трёхсторонним навесом, такие же навесы были на конечных остановках: Оршанское шоссе, Сосновая роща, Заводская у проходной ММЗ, на Димитрова у ателье № 8, на Школьной в Тарханово.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 03.01.2021 10:01
Автобусная остановка была на месте современного сквера им. Ю.М. Свирина (попала на фото в паре газетных публикаций в "Марийской правде" и "Новаторе"), а это станция для пассажирского мотовоза у заводского клуба.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 03.01.2021 11:15
На месте сквера была остановка 4 маршрута, на Машиностроителей, против клуба ММЗ, была остановка 2 маршрута, мотовоз останавливался около клуба, но отдельного навеса я не помню.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Еще об узкоколейке Добавлено 12.11.2021 19:41
15 января 1944г. принята в эксплуатацию центральная котельная завода №298 на 2 котла. 20 октября начались экспериментальные работы по использованию арбанского торфа, работами руководил и.о. гл. механика Ф.С. Каськов (есть на id=2153 и др.), консультировал доцент ПЛТИ С.И. Анников (есть на id=3406). Но только 12 января 1947г. один из котлов переведен на торфяное топливо.
Впервые 3-4 ноября 1944г. работники завода №298 вышли на строительство узкоколейки ТЭЦ-Арбаны. 25 августа 1947г. закончено строительство узкоколейки "от основной линии, проходящей по территории завода, до заводской котельной". Торф стал поступать в заводскую котельную без перегрузки.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 02.12.2021 19:23
Нашлось подтверждение вашего комментария 03.01.2021 11:15.
По типовому проекту павильона пассажиров автобусных линий в 1951г. разработана документация на деревянный павильон с размерами в плане 3,5х8,5 м. Проектом были предусмотрены кабина дежурного по автотранспорту и деревянный тротуар до проезжей части. Павильон привязали по красной линии ул. Ворошилова между клубом и ж/дорогой на расстоянии 11 м от кювета.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.