История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Баня №1

Баня №1

  Создать и послать открытку  


Информация о "Баня №1"

Описание:

Баня №1 и водонапорная башня построены почти одновременно - в 1929 г. Однако башня просуществовала на пять лет дольше своей соседки.

Но удивительно то, что водонапорная башня не функционировала с начала 1990-х гг., когда она почти сгорела, а снесена была только в сентябре 2010 г. Сама же баня сгорела в 2004 г. и была снесена почти тут же. Всё дело в том, что вынашивался проект, сделать из этой водонапорной башни детское кафе, но пока он вынашивался - конструкция башни пришла в полную негодность.

В таком ракурсе эти сооружения можно было видеть только с 1961 г. - года возведения Центрального моста, с него и велись съемки. Набережный откос ранее был зеленым. В конце 1960-х оделся на небольшом участке от бани до моста в бетонную плитку. Сама набережная пока имеет только асфальтовые дорожки. В первой половине 1980-х вместо них будет широкая площадка из таких же бетонных плиток. Слева, на месте забора, построят шеренгу торговых павильончиков под одной крышей.

За зданием бани Вы можете увидеть крышу деревянного здания Русского драматического театра, построенного в 1926 г. Здание снесут в 1986 г., а в 1989 г. на этой территории будет построен Театр кукол.

Фото Е. Зеленко, 1980 г.

Слова для поиска: Баня-1, башня, набережная, Гоголя-2, 1980-е, Зеленко
Дата: 28.12.2010 20:56
Просмотров: 10779
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (5 Голос(ов)) 5.00 (5 Голос(ов))
Размер фотографии: 107.2 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Трубопровод

Трубопровод
Следующая фотография:
Кинотеатр "Рекорд"

Кинотеатр "Рекорд"


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Хочу дополнить Добавлено 07.01.2012 13:33
Строительство детского кафе на водонапорной башне, около бани №1, планировалось ещё при строительстве кукольного театра (входило в проект театра). Поэтому облик театра напоминает группу вертикальных цилиндров - башня должна была вписываться в ансамбль. Вход в кафе планировался ТОЛЬКО из театра по крытому тёплому переходу. И ещё: в 70-х до бани ходил какой-то маршрут городского автобуса (автобус разворачивался на конечной напротив входа в баню). Может кто-нибудь помнит номер маршрута?
Земляк

Гость
 
Театры Добавлено 04.02.2014 15:55
Кукльный театр построен не на месте Русского драмтеатра, а сразу за ним (посмотрите расположение театров по отношению к улице по фото id=590, id=789, id=935). На его месте был устроен фонтан.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Земляку Добавлено 04.02.2014 16:01
Спасибо, отредактировано.
Сергей Куликов

Гость
 
Profusy Добавлено 04.02.2014 17:50
До бани городские автобусы не ходили никогда, тем более в 70-е.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 04.02.2014 18:21
Не будьте так категоричны. Если бы не ходили - я бы не спрашивал. :) Возможно, это был временный маршрут...
GMNik

Пользователь

Дата присоединения: 30.08.2012
Комментарии: 176
Offline GMNik
Автобус Добавлено 04.02.2014 19:42
Даже в 60-х не ходили автобусы до бани, там и разворачиваться негде было.
Юрий С.

Гость
 
Поправка к Описанию Добавлено 05.02.2014 11:22
"Набережный откос ... оделся в бетонную плитку" примерно в 1967-69 годах. Про автобус - не припомню такого.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 05.02.2014 11:33
Прежде чем редактировать спрошу: "1967-69" - откуда такая уверенность?
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 05.02.2014 13:09
Как откуда - воспоминания детства! Можно написать аккуратно: в конце 60-х годов :) Интересно, откуда взялась "середина 1970-х"?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 05.02.2014 13:31
Аргумент принимается, пишем аккуратно. :)))
GMNik

Пользователь

Дата присоединения: 30.08.2012
Комментарии: 176
Offline GMNik
Про даты Добавлено 05.02.2014 21:29
К трамвайчику "Сокол" спускались по бетонным ступенькам, а это не середина 70-х. Конец 60-х.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 27.02.2014 11:55
Подтверждение моих слов: id=569 (весна 1970).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 27.02.2014 12:15
В подтверждение ли? Здесь, на фото конца 1960-х, трава растёт в швах между плитами набережной, а там - весной 1970-ого - как будто плиты только что положили... :)
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 27.02.2014 15:10
Боюсь, что мы говорим о разных вещах. Я не обсуждал фотографию 1980 года наверху. Моё замечание касалось фразы из "Описания" к этой фотографии, что плиты и лестница появились в середине 70-х. Нашёл фото весны 1970 года, подтверждающее мои слова.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 27.02.2014 16:28
Да, действительно я не правильно Вас понял, а точнее даже не посмотрел на фото. Извиняюсь. :)
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 01.07.2015 13:01
На этой фотографии хорошо видна будка водозабора. Отсюда качали воду в водонапорную башню бани и заправляли поливочные машины, в то время ещё улицы поливали.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сведения по водопроводу Добавлено 31.08.2015 17:32
16 октября 1938 вышло Постановление СНК МАССР "О зоне санитарной охраны водопровода города Йошкар-Ола".
"Марийская правда" от 11 апреля 1938 отметила, что уже 3 месяца в городе работает прачечная. Возможно она была при бане?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О дате Добавлено 31.10.2015 18:20
Возникли сомнения в дате строительства бани и водонапорной башни.
В Постановлении президиума Облисполкома от 26 сентября 1936 написано: "в) совершенно не удовлетворительно проводится капитальный ремонт коммунальных предприятий, к ремонту электростанции и бани до сего времени еще не приступлено" (так в тексте). Даже с учетом плохого качества строительства планировать капитальный ремонт на следующий год после предполагаемой постройки это слишком.
12 ноября 1936 в газете "Марийская правда" опубликовано фото со строительства "водопорной башни города Йошкар-Ола" (так в тексте). По-видимому, башня была достроена и введена с 1-й очередью городского водопровода, т.е. в 1937. Приблизительно, диаметр ствола башни на фото около 7 м. Считаю это башня у Кокшаги, т.к. диаметр ствола башни на ул. Лобачевского около 11 м.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 31.10.2015 19:12
Вообще-то я считаю, что эту баню построили в 1929 году вместе с водонапорной башней, но у меня нет доказательств и я не помню из какого источника получил эту информацию.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О дате Добавлено 02.11.2015 07:10
Дата строительства бани - 1935, по-видимому, связано со строительством пристройки к ней. Газета "Марийская правда" 1 марта 1935 писала: "Построена вторая половина городской бани". А еще 16 января 1935 писала: "летом и осенью баня долгое время (3 месяца) простояла в ремонте. В последнее время, когда была открыта новая половина, баня начала работать только до 4 часов вечера. Но 12 января баню закрыли на ремонт" (ремонт котла).
В газете за 1935 только началось массовое использование фотографии, например, в 1934 это редкое явление. Еще применяется документальный рисунок, в газете "Марийская правда" от 20 июля 1935 опубликован рисунок со строительства плотины через реку Малая Кокшага у города. На этом рисунке водонапорная башня красуется во весь рост, т.е. полностью выстроена. Сомневаюсь, что это художественный вымысел.
В моем комментарии от 31.10.2015 18:20 упоминается о строительстве башни в 1936 (фото из газеты). Получается, что строится другая башня. Тогда какая? На фото кладки еще мало, возможно строится не сама башня, а только насосная станция рядом с ней. Была ли станция я не знаю.
Другой вариант, строится новая башня вместе с горводопроводом, но диаметр ствола слишком мал (см. комментарий выше). Возможно, ее не достроили, а потом возвели новую. Например, в газете "Марийская правда" за 1937 писалось, что место под строительство башни выбрали неправильно, по этому и не достроили. Возможно, эта не построенная башня на id=1384. Утверждать не берусь.
Остается только факт наличия водонапорной башни у Кокшаги в 1935.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
О "водопорной башне" Добавлено 02.11.2015 10:22
"12 ноября 1936 в газете "Марийская правда" опубликовано фото со строительства "водопорной башни города Йошкар-Ола" (так в тексте)". (Конец цитаты).
На Вашем фото (olacity.ru) вполне законченное строительством сооружение не представляющее из себя водонапорную башню как таковую. Посмотрите, вверху круглого сооружения виден карниз и конусная крыша, на которой стоит один из строителей, т.е. объект уже перекрыт. А судя по отсыпанной вокруг земле и по краю крыши какого-то дома, слева по обрезу снимка, высота этого сооружения над землёй вряд ли превысит 3 метра.
Думаю, что на фото насосная станция 1-го подъёма. Именно они строились в круглых зданиях на круглом же водосборном колодце и сильно заглублёнными. Круглая форма стен здания более устойчива к выдавливанию пучинистыми грунтами и именно поэтому колодцы различного назначения имеют эту же форму в проекции.
В вертикальном разрезе станция 1-го подъёма, описанной выше конструкции, будет выглядеть как закопанная по крышу водонапорная башня, да и её функция аналогична. Вот отсюда и название под фото в газете.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
про фото Добавлено 02.11.2015 11:45
Сооружение на фото (olacity.ru) является насосной станцией Гомзовского водозабора и находится в настоящее время в середине СНТ "Коммунальник".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 02.11.2015 11:47
Я так же подумал, но писать не стал - не был уверен в форме.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 02.11.2015 13:30
С фото 1936 понятно, а как быть с рисунком от 1935.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 02.11.2015 14:10
А при чём здесь рисунок 1935 года? Вот он: olacity.ru . Очень своевольное отображение действительности без соблюдения масштабов.

Дополню свой ответ. Хоть этот рисунок и не несёт исторической достоверности отображённого, но наличие на нём водонапорной башни вряд ли выдумка автора. Тут я с Вами согласен. Обратите внимание, кровля башни не закончена - есть только стропильная система без обрешётки и покрытия. Видимо автор рисовал, когда башня достраивалась...
Ещё одно. В теле башни на рисунке нарисованы окна. Или их позже заложили, или это фантазия автора... Лично я не помню заложенных оконных проёмов...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
про рисунок Добавлено 02.11.2015 15:27
Очень правдивый рисунок, мост с ул. Гоголя, три окна на торцевой стене бани, труба котельной во дворе, сама башня, за ней здание Санэпидстанции. А окна вероятно заложили, сейчас не помню была-ли башня оштукатурена или просто побелена. На мосту человек с тачкой, может он везёт кирпич? Это я к другому комментарию где поднят вопрос о местоположении кирпичного завода, завод вполне мог находиться за Заречной слободой, а потом перенесён на нынешнее место к глиняному карьеру, сейчас вообще возят глину автотранспортом.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 02.11.2015 16:12
Судя по подписи к рисунку это не мост в створе ул. Гоголя, а городская плотина ниже по течению. Вот поэтому я и пишу: "...Очень своевольное отображение действительности без соблюдения масштабов".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 02.11.2015 16:25
Согласен с Вашей формулировкой, вероятно это тот же художник, который рисовал здание-колодец на Советской.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сроки строительства Добавлено 05.11.2015 07:11
Если в описании верна дата постройки башни в 1935, то на рисунке она достраивается. А если верна фраза, что башня построена "почти одновременно" с баней, а по последней информации получается баня строилась в период 1929-1934, то на рисунке башня может ремонтироваться или реконструироваться. Пока точных данных по строительству обоих объектов нет. Одно несомненно: наличие бани и башни с 1935. Следовательно, достаточно времени до 1937, что бы задействовать башню в пуске 1-й очереди городского водопровода.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сроки строительства Добавлено 25.12.2016 18:12
По-видимому, версия Сергея Куликова о дате строительства водонапорной башни недалека от истины. В 1931 году башня существовала и попала на фото, опубликованное в газете "Марийская правда" от 1 января 1932 г.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сроки строительства Добавлено 26.02.2017 09:12
Газета "Марийская правда" от 15 апреля 1931г., статья "ликвидируем электроголод. Обеспечить электростанцию дизелем и агрегатами": "Будет установлен дизель в 400 лошадиных сил,два генератора по 350 квт. каждый, кроме того должны быть построены водонапорная башня, материальный склад и др.".
Если взять во внимание предыдущий комментарий 25.12.2016 18:12, то получается, что башню построили в 1931г. Иначе зачем планировать к строительству башню при электростанции, если рядом у бани уже есть одна?
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 13.08.2017 07:40
Из доклада и.о. председателя городского Совета Румянцева об актуальных вопросах городского хозяйства (март 1938 г.): "Водоснабжение. Водопровод в г. Йошкар-Оле строится, начиная с 1932 г.. и до настоящего времени не построен. Вода, которая подается в сеть, является технической, т.к. она подается не из скважин, а из реки М. Кокшаги без каких-либо очистных мероприятий, через водонапорные башни городской бани. Трудящиеся нашего города вправе спросить: в чем дело? Почему не пущен в эксплуатацию настоящий водопровод, т.е. из скважины? Основная причина это та, что вредительски строили".
Юрий М

Гость
 
Автобус мог и ходить, а вот какой не помню... Добавлено 15.08.2017 22:47
Автобус мог и ходить, так как движение по ул. К. Маркса было серьезное, автобус ходил к фабрике Заря по улице, мог и заезжать к бае.
Иван Поспехов

Пользователь

Дата присоединения: 26.02.2010
Комментарии: 639
Offline Иван Поспехов IAP-YOMP-2003 at yandex.ru 353
Автобус Добавлено 16.08.2017 03:23
В 1970 г. по ул. К. Маркса ходил автобусный маршрут №4.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О прачечной Добавлено 09.09.2017 21:17
К комментарию 02.11.2015 07:10 можно добавить:
Строительство общественной прачечной в Йошкар-Оле было запланировано на 1931 год (вполне возможно, что стройка началась раньше), в августе решением президиума Обик прачечная была отнесена к объектам первой очереди строительства. Годовой план строительства по всем объектам Маристройконторы выполнен на 44 %. В газете от 1 января 1932 года (про это фото написано выше, именно на нем видна водонапорная башня, но не видно правого крыла здания) есть фото прачечной, на нем состояние строительства: стены готовы, но нет окон и стропильной системы.
Думаю, что Сергей Куликов прав и баня действительно была построена в 1929 году (по крайней мере, ранее 1931 года), а к ней впоследствии пристроили общественную прачечную - левое крыло здания. Примерные размеры прачечной можно определить по фасаду, на котором у прачечной слева на право: три окна, дверной проем, одно окно (маленькое), дверной проем, тир окна, т.е. левая часть здания на фото до выступающей части здания.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Еще о датах строительства Добавлено 15.09.2017 22:13
В дополнении к цитатам во всех предыдущих комментариях приведу еще несколько (некоторые уже использовались):
Газета «Марийская правда» от 16 января 1935 года, статья «Город Йошкар-Ола включился в культпоход, а баня не работает»: «… летом и осенью баня долгое время (3 месяца) простояла в ремонте. В последнее время, когда была открыта новая половина, баня начала работать только до 4 часов вечера. Но 12 января баню закрыли на ремонт. Когда же закончится этот ремонт – нам неизвестно. Рабочие котельного отдела не знают, когда же приступят к ремонту».
Газета «Марийская правда» от 1 марта 1935 года, статья «Йошкар-Ола к 1 марта 1935 года»: «Построена вторая половина городской бани. Заканчивается строительство прачечной».
Газета «Марийская правда» от 14 апреля 1935 года, статья председателя Йошкар-Ола горсовета т. Романова «За благоустроенный город»: «Оборудовать прачечную, дезокамеру. Выстроить водопровод первой очереди…».
Из всего выше сказанного вывод: баня строилась в три очереди: 1-я очередь в 1929 (?), 2-я в 1934, 3-я в 1935.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 08.11.2017 21:03
Газета «Марийская правда» №13 от 8 ноября 2017 г., статья «Водопроводу Йошкар-Олы – 80 лет» на стр. 13: «С установлением советской власти город начал развиваться, но очень медленно, и только в начале 30-х годов наметилось заметное оживление. К тому времени в городе были оборудованы 150 колодцев и местный водозабор на Малой Кокшаге незначительной мощности, обслуживающий больницу, баню, электростанцию и театр. Вода подавалась в водонапорную башню емкостью 120 куб. м, расположенную на улице Гоголя, на берегу реки, и затем направлялась потребителям».
В статье рассказано о действующем водопроводе, обслуживающем построенные в 20-е годы объекты. С учетом этого и предыдущих комментариев можно сказать, что на фото, опубликованном 1 января 1932 г., водонапорная башня действующая. Построена в 1-ю пятилетку.
Дата постройки башни из описания (1935 г.) не соответствует действительности.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Уточнение Добавлено 09.11.2017 12:54
Больница - та, которая находилась на К. Маркса д.д. 83, 85.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
1929 или 1930 Добавлено 24.12.2017 15:05
Со страниц областной газеты:
«Достроить каменное здание общественной бани, на что отпущено по смете Горсовета 20.000 рублей и ожидается дотации из Обл. бюджета 30.000 рублей» («Марийская деревня», 13 февраля 1929 г.).
«С предстоящего строительного сезона в Йошкар-Ола начнется сооружение водопровода. Сооружение окончательно будет закончено в 1930-1931 году. Стоимость обойдется примерно 600 тыс. рублей. Длинна будет равняться 15 километрам» («Марийская деревня», 1 февраля 1930 г.).
«В третьем году «пятилетки» Йошкар-Ола Горсовет наметил значительное строительство… На постройку прачечной ассигнуется 20.000 рублей. Начнется постройка водопровода, на что предусмотрено 180 тыс. рублей» («Марийская деревня», 25 сентября 1930 г.).
«Здание городской бани дало 15 трещин… Областной суд, рассмотрев действия руководителей строительства, приговорил: Маляшева и Шорина к 6 мес. принудительных работ, Соболевского на 4 мес. принудработ и Турзеику вынес общественное порицание» («Марийская деревня», 19 октября 1930 г.).
«Доводится до сведения гр-н г. Йошкар-Ола, что с 19-го декабря ГОРОДСКАЯ БАНЯ РАБОТАЕТ ЕЖЕДНЕВНО с 9-ти часов утра до 9-ти часов вечера…» («Марийская деревня», 16 декабря 1930 г.).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Дата постройки башни Добавлено 03.01.2018 17:11
Цитата из описания «Баня №1 и водонапорная башня построены почти одновременно - в 1935 г.» является в корне не верной.
В 1926 году газета «Марийская деревня» писала о том, что здание театра ну ул. Карла Маркса имеет пожарный водопровод, а в 1927 году газета писала, что хулиганы открутили пожарный кран в здании театра, и водой залило всю сцену. 15 сентября 1928 года газета в заметке «Общественная баня строится» писала: «Горсовет заключил договор с Маристройконторой на постройку части каменного здания коммунальной бани – стоимостью в 12641 рубль. На эти деньги будет построена лишь часть здания. Достройка будет проходить в последующие годы. Баня будет построена около водонапорной башни гостеатра с использованием последней для водоснабжения. Постройка уже началась. Возможно, что еще нынешней зимой удастся наладить печное отопление и открыть баню для пользования».
Таким образом, водонапорная башня построена в 1926 году вместе с театром.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
В дополнении к комментарию 03.01.2018 17:11 Добавлено 09.01.2018 19:59
22 февраля 1927 года газета «Марийская деревня» писала: "... средства лечебного фонда лит. "Г" на организацию и оказания медпомощи застрахованным расходовались в 25 26 году бесхозяйственно и незаконно: при наличии в больнице водопровода, колодца и 2-х лошадей, израсходовано для доставку в больницу воды на сумму...".
Справка: хозяйственный 1925/26 год начался 1 сентября 1925 года и закончился 30 сентября 1926 года.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 14.01.2018 20:47
На сайте http://рустрана.рф статья Йошкар-Ола (Царевококшайск), которая публикуется по книге «Город Йошкар-Ола: Сборник документальных очерков» (2004 г.), гласит: «Приезжий купец первой гильдии А.Я. Тихонов в 50-е годы XIX века возобновил дело, начатое за век до него Иваном Пчелиным: на окраине Царевококшайска — там, где сейчас находится кукольный театр, — он построил винокуренный завод. На нем в разные годы работало до 70 рабочих. После смерти основателя завода его сыновья, увлеченные больше литературными занятиями, обанкротились и в 1878 году продали запущенный завод купцу новой, капиталистической формации — бывшему удельному крестьянину деревни Ко-ряково В.Ф. Булыгину. С началом первой мировой войны завод был временно остановлен, да так впоследствии и не возобновил работу. В период революции и гражданской войны его разобрали по бревнышкам и кирпичикам. А из остатков кирпичей, что не успели растащить жители, затем построили на берегу Кокшаги водонапорную башню, которая стоит и сейчас».
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
про даты Добавлено 20.09.2020 18:51
Фото не позже 1979 года, весной 1980 на набережной уже стояли торговые ряды будущего трактира "Российский двор", id=253 (1980).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Увеличим Добавлено 07.05.2021 08:05
vk.com
vk.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
* Добавлено 11.08.2022 07:34
В 1953 г. мост у бани именовали: "временный мост у старой бани". Прямой дороги для проезда машин через мост до Сосновой рожи и Харинской мельницы не было.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Фото Игоря Карпова Добавлено 20.04.2023 17:36
Думаю снимки 1988 или 1989 года.
olacity.ru ,
olacity.ru .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 21.04.2023 12:14
А где на первом фото дом № 108 по ул. К. Маркса 1973 года постройки?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profusу Добавлено 21.04.2023 13:55
Фото снято с высоты человеческого роста, дом 108 просто не видно. Окна по фасаду заложили в конце 80-х годов.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
доп. фото в историю дома Добавлено 13.06.2023 14:16
olacity.ru - фото из альбома "10 лет МАО", 1-я очередь строительства бани № 1.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 16.06.2023 06:31
Очереди строительства определяются проектной документацией и титульным списком. В распоряжении сайта таких документов нет.
В доступных источниках пишут об двух отдельных строящихся объектах - бане и прачечной.
Применять понятие "1-я очередь" не корректно.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимир G Добавлено 16.06.2023 08:42
Посмотрите внимательно на доп. фото. Баня, видимо, ещё имеет только одно отделение - общее для женщин и мужчин. В дальнейшем будет построено второе, что и имел в виду Сергей Куликов, предполагая вторую очередь строительства.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 16.06.2023 12:14
Да, я выразился по современным понятиям. В те годы было проще, построили баню для всех, потом оказалось что это не удобно, пристроили ещё отделение и может быть в это же время, (мы этого пока не знаем), пристроили прачечную с котельной.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О прачечной Добавлено 09.07.2023 11:01
"Марийская правда", 1 января 1932 г.: sun9-53.userapi.com
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
доп. фото в историю дома Добавлено 09.07.2023 16:00
olacity.ru - фото нашёл Владимир G, оно конечно некачественное, но оно ставит точку о ходе строительства бани № 1. Результат: баню построили в 1929 году, olacity.ru , в 1932 году пристроили прачечную с котельной, в 1935 году пристроили женское отделение.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
доп. фото в историю дома Добавлено 20.08.2023 13:54
olacity.ru , olacity.ru - фото Загайнова из соцсети, 2013 год, финал здания прослужившего горожанам более 80 лет.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Как итог обсуждения Добавлено 15.09.2023 13:30
«Марийская Деревня» от 15 сентября 1928 г.:
vk.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
* Добавлено 27.10.2023 19:05
Б.А. Яковлев "Баня старая": yavarda.ru


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.