История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Сернурский тракт. 2-й км.

Сернурский тракт. 2-й км.

  Создать и послать открытку  


Информация о "Сернурский тракт. 2-й км."

Описание:

На снимке осень 1954 года. По берегу Малой Кокшаги убегает дорога в Дубовую рощу. Там находились дачи Совета Министров. На заднем плане видны высокие деревья - это вязы. Они растут на самом берегу реки и дают представление о повороте реки направо. Следуя по дороге в указываемом вязами направлении, можно было прийти к шлагбауму. Далее располагалась территория дач. Кстати, охраны у шлагбаума никогда не замечалось. Дачи по нынешним меркам простые, одноэтажные: спальня, кухня, веранда. Небольшая купальня. Но все компенсировала природа: волшебные места, потрясающий вид. Чего стоила старица, заполненная кувшинками!

Местные купались по всему видимому на фото берегу. У мальчишек места для купания были у вязов: «У двух вязов» ( на снимке ближе к левому срезу), с длинным тросом, закрепленном на верху вяза, для раскачивания над водой и прыжков в воду, почти на середину реки (сегодня такой аттракцион называется «тарзанка»); «У трех вязов» - правее.

На снимке запечатлен момент обновления пункта забора воды из Кокшаги автомобилями автопредприятия. В народе это предприятие называли просто «гаражом».

Гараж находился по другую сторону тракта, за спиной фотографа, на территории, которая называлась Подсобное хозяйство, или просто «Подсобное». Съезды с тракта на дорогу в Дубовую рощу и на Подсобное были примерно в одном месте тракта.

За время своего существования гараж сменил несколько названий: автотранспортный отдел Марторга (до 1952 г.), автобаза Министерства торговли МАССР (после 1952 г.), в конце 1950-х годов - АТХ-3. Далее история его мне неизвестна.

Полное название Подсобного - Подсобное хозяйство Марторга. Оно должно было помогать в обеспечивании города мясом и овощами. Для этого на Подсобном были свинарники и поля для выращивания овощей: капусты, помидор, огурцов, моркови. Поля располагались между Куярским трактом и Дамбой, ведущей к Красоармейской слободе. На полях не забалуешь, не сорвешь огурчика, идя по тропинке из школы среди посадок: конный охранник по фамилии Карапчук нещадно гонял пацанов.

Обратим внимание, что на берегу расположена дощатая будка с мотором для перекачивания воды. Мотор мог быть электрическим - элктролиния на Дубовую проходила рядом. Будка была отапливаемая, так что воду можно было качать и в холодное время года. Вода требовалась и гаражу, и Подсобному, и спецтранспорту, к примеру, поливальщикам улиц.

На фото изображены работники автобазы (слева направо): столяр Лебедев Федор Иванович (1905-1958), (о нем рассказано под фото id=2229); дежурная пункта; Померанцев Аркадий Васильевич, не одно десятилетие руководивший автопредприятием; столяр Бобков Александр Данилович (1915-1980).

Немного об автобазе и ее начальнике. Аркадий Васильевич был спокойным, уравновешенным человеком. Всегда внимательно и доброжелательно выслушивал собеседника. Люди тянулись к нему за советом и помощью. Коллектив автобазы был большой. Многие водители являлись фронтовиками. Разговаривать умели. Аркадий Васильевич был по натуре улыбчивым человеком. А обстановка, порой, накалялась. Тогда Померанцев мог перейти на шоферский язык, который почему-то сразу успокаивал не в меру горячих собеседников. А люди его любили, старались пригласить на семейные торжества. И Аркадий Васильевич мог принять эти предложения, оставаясь для людей просто старшим товарищем, с высочайшим авторитетом. В трудные послевоенные годы начальник автобазы следил, чтобы каждый сотрудник мог получить участок земли за городом для посадки и выращивания картофеля и овощей. Это были не садоводства, а выделенная разово для гаража земля, на один посадочный сезон. Места эти менялись, но довольно часто землю выделяли за Ежово. Конечно, обработку земли для посадок, транспорт для перевозки людей и выращенного урожая, брало на себя автопредприятие. Вспоминается, что из-за отсутствия автобусного сообщения с районом Подсобного в начале 1950-х годов всегда были запланированы автомобили со скамейками в кузове для поездок работников с семьями в баню №1. Таков был начальник автобазы Померанцев Аркадий Васильевич. К большому сожалению, не знаю дальнейшую судьбу этого достойного человека.

Фото осени 1954 года. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Подсобное, дубовая, Кокшага, насосная, Померанцев, 1950-е
Дата: 20.07.2017 08:43
Просмотров: 847
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (5 Голос(ов)) 5.00 (5 Голос(ов))
Размер фотографии: 162.2 KB
Добавлен: SkUlkIn
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Вид на Красноармейскую слободу

Вид на Красноармейскую слободу
Следующая фотография:
Флаг республики

Флаг республики


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4013
Offline Profus luis106 at mail.ru
SkUlkIn'у Добавлено 20.07.2017 08:46
"За время своего существования гараж сменил несколько названий: автотранспортный отдел Марторга (до 1952 г.), автобаза Министерства торговли МАССР (после 1952 г.), в конце 1950-х годов - АТХ-3. Далее история его мне неизвестна". (Конец цитаты).
Далее - ГАТП №1.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4013
Offline Profus luis106 at mail.ru
SkUlkIn'у Добавлено 20.07.2017 08:54
А не Аркадий Васильевич ли был водителем первого городского пассажирского автобуса в 1930-х? Только звали того Померанцева - Агафангел Васильевич, 1908 года рождения. Возможно, имя впоследствии упростили для удобства обращения?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1207
Offline Сергей Куликов
про дачи Добавлено 20.07.2017 11:32
Не знаю кто там отдыхал, но дачи принадлежали МВД, там было два дома, по моему трёхквартирные, заборов не было. В 70-х годах рядом, по дороге направо, построили дачу "шалаш", на огороженной территории, её звали "дача Зотова". Дорогу от Сернурского тракта до дачи сделали асфальтированную. id=637
Guta

Пользователь

Дата присоединения: 04.03.2017
Комментарии: 102
Offline Guta
Дача. Добавлено 20.07.2017 23:01
А я слышал такой топоним как Кондратьева дача.Если это дачи МВД то , наверно, это был какой-то милицейский начальник. Может кто-нибудь знает о таком?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1207
Offline Сергей Куликов
Gute Добавлено 21.07.2017 11:55
Кондратьев Григорий Иванович - Председатель СНК Марийской АССР (февраль 1945 - март 1946),
- Председатель СМ Марийской АССР (март 1946 - август 1948),
- Первый секретарь обкома КПСС (декабрь 1949 - октябрь 1951),
- Председатель СМ Марийской АССР (сентябрь 1954 - март 1964).
SkUlkIn

Пользователь

Дата присоединения: 01.10.2016
Комментарии: 23
Offline SkUlkIn
Сергею Куликову Добавлено 21.07.2017 23:23
В конце !950-х - начале 1960-х годов довелось бывать в Дубовой роще на даче у одноклассника. Его отец, подполковник, работал в МВД. Помнится, что до переезда в наш город он был начальником исправительно-трудового лагеря,в котором отбывал наказание выдающийся футболист Эдуард Стрельцов. Именем Стрельцова в Москве назван стадион.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1207
Offline Сергей Куликов
SkUlkInу Добавлено 22.07.2017 17:14
У меня дядя был подполковником МВД, он на дачу не ездил или может меня не брали по малолетству.
SkUlkIn

Пользователь

Дата присоединения: 01.10.2016
Комментарии: 23
Offline SkUlkIn
Померанцев А.В. Добавлено 25.08.2017 21:58
В биографии Померанцева А.В. имел место факт переименования. При рождении он был наречен « редчайшим, малоизвестным старым мужским календарным именем» (по классификации русских имен) – Агафангелом. Под именем Агафангел он стал известен как первый водитель первого автобуса в Йошкар-Оле (фото и описание под id=152). В 1930-х годах смена имени была не редким явлением, в угоду времени люди старались избавиться от старинных и неблагозвучных имен. Труднопроизносимое имя могло мешать общению в шоферской среде. А в этой среде всегда были и есть острословы. Эти факторы могли принудить Померанцева сменить имя. Так появился Померанцев Аркадий Васильевич, ставший известным руководителем – автотранспортником со второй половины 1940-х годов. В описании к верхнему снимку рассказано о 1950-х годах его деятельности. Факт смены имени признавал сам Аркадий Васильевич. В комментариях к фото id=152 говорится , что в 1967 году, работая инженером в Республиканском автоуправлении, он предоставил редакции газеты «Марийская правда» оригинал этого снимка. Газета называет Померанцева А.В. первым водителем первого автобуса, не акцентируя внимание на имени. Понятно, почему редакция так поступила: инициалы-то в обоих вариантах все равно одинаковые. Чтобы прояснить дальнейшую судьбу Аркадия Васильевича, я задал вопрос о нем, что называется, навскидку ныне здравствующему ветерану. По роду своей работы в те далекие годы он общался со многими руководителями автотранспортных организаций. Привожу почти дословно ответ: вроде, Померанцев в 1960 – 1970-е годы работал в Автотранспортном управлении инженером по безопасности автотранспорта; выйдя на пенсию, работал в общественном совете. Многие детали биографии Аркадия Васильевича можно было бы узнать в архиве этой организации. Жаль, что некому взять на себя труд заглянуть в архив и поставить точку в этом вопросе.
В истории со сменой имени присутствует еще один немаловажный аспект. Он мог повлиять на принятие решения Померанцевым. Речь идет о происхождении Померанцева А.В. Далее излагаю свою версию. С пониманием и благодарностью приму все обоснованные, критические замечания. Меня заинтриговали эпитеты из классификатора русских мужских имен, употребленные к имени « Агафангел»: редчайшее, малоизвестное, старое, календарное. Эти эпитеты наводят на мысль, что младенец, появившийся на свет в 1908 году, был рожден в образованной, духовной семье, хорошо знакомой с историей православия и редкими именами святых, т. е. в семье священнослужителя. Кстати, в святцах день святого отмечается 2 мая по новому стилю.
В какой местности могли проживать Померанцевы? В республиканской Книге Памяти «За Родину» записаны Померанцевы Борис Васильевич (1920-1989) и Николай Васильевич (1912-1991). Место рождения обоих - п. Семеновка, г. Йошкар-Ола.
На сайте foto-progulki.ru размещен большой материал «Померанцевы – священнослужители Казанской губернии». Оказалось, что это многочисленная династия в четырех поколениях. В четвертом поколении Василий Михайлович Померанцев (1873 г.р.) служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка с !900 по 1940 годы, сначала псаломщиком, диаконом, а с 1935 г. – протодиаконом. До революции совмещал службу в храме с преподаванием в Княжнинском земском , Туруновском церковно-приходском и Сенькинском земском училищах. После закрытия в 1940 г. храма судьба Померанцева В.М. неизвестна. Репрессии 1930-х годов не обошли стороной Померанцевых. В 1930 г. был расстрелян старший брат Василия Михайловича - Стефан.
На том же сайте перечислен состав семьи Василия Михайловича в 1904 году: мальчики 4-х, 3-х лет и полугода. По возрасту они могли бы быть старшими братьями Аркадия Васильевича. На сайте сказано, что правнуки Василия Михайловича живут в Йошкар-Оле. Они располагают материалами и фото своих предков. Только правнуки могли бы внести ясность, опровергнув или подтвердив версию о происхождении Померанцева А.В.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.