История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Школа №10 в дни Первомая

Школа №10 в дни Первомая

  Создать и послать открытку  


Информация о "Школа №10 в дни Первомая"

Описание:

На ваш суд представляю ещё одно фото здания школы №10, первоначально, с момента строительства в 1938 году, - №7. Снимок имеет точную дату – 1 мая 1956 года, - тем и ценен. Очень гармонично данное фото перекликается с фотографиями 1954 года: id=2163; id=2164. Но при взгляде на снимок-ровесник, как заявлено: мая 1956 года (id=1300), возникают сомнения в правильности датировки одного из фото – сравните, хотя бы, деревья... Где-то закралась ошибка…

В своё время на сайте возникала дискуссия по установленным, напротив школы №10, памятникам (бюстам, скульптурам). Думаю, это фото внесёт некоторую ясность в данный вопрос.

Связанные фото: id=2154; id=2163; id=2164; id=1300.

Фото 1 мая 1956 года (?) является даром Л.С. Васильева Музею истории города. Прислал Владимир G. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Волкова, Волкова-110, школа-10, Янцевинов, Васильев, Владимир G, 1950-е
Дата: 09.11.2015 10:57
Просмотров: 3536
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (3 Голос(ов)) 5.00 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 266.7 KB
Добавлен: Владимир G
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
ДК Ленина. Завершение строительства

ДК Ленина. Завершение строительства
Следующая фотография:
Ул. Советская, 132. Универмаг

Ул. Советская, 132. Универмаг


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
К датировке Добавлено 09.11.2015 11:12
Снимок id=1300 имеет целевое назначение - снимался к выпускному, т.е. надо предполагать, что ошибка в дате маловероятна. Думаю, что верхнее фото 1953 ... 1954 гг.. Что скажете?
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 09.11.2015 11:53
Моё мнение : снимок довоенный, сужу по наглядной агитации в левой части здания.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 09.11.2015 12:11
Посмотрите фото 1949...1952 гг id=2154. Сравните заборы на всех связанных фото.
Поясните свою версию.
Юрий С.

Гость
 
Наглядная агитация Добавлено 09.11.2015 13:00
Сталин с Гелей Маркизовой; Молотов ещё не старый; "Спасибо т.Сталину за наше счастливое детство!"; "Под знаменем Ленина, под водительством Сталина..." - всё это из 30-х годов. Не может быть 1956-й, как и 1953-1954.
Про заборы - нужно думать, без спешки.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 09.11.2015 14:15
Может, всё-таки, без спешки подумаем об агитации? ;) :) Заборы-то - вот они "в живую", на фотографиях 1950-х (и не только у школы), а вот агитация - сомнительный аргумент...
Что-то молчит Сергей Куликов, а я знаю из разговора по телефону, что его версия отличительна от наших...
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1545
Offline Сергей Куликов
про даты Добавлено 09.11.2015 17:22
Снимок датирован 1 мая 1956 года, 1 мая неоспоримо, забор 50-х годов - железно, сравниваем с фото 1954 ? года, деревья защищены оградами, в пользу 1956 года, на крыльце вазоны, id=2163 - вазонов нет, скинули или установили после 1954 года? Проезжая часть похоже замощена, что не скажешь про снимки 1954 года. Насчёт агитации - повесили то, что сохранилось, лозунги соответствуют портретам, портретов новых "вождей" школе могло не хватить, бороться с культом личности начнут чуть позже, В.М.Молотов пока член Президиума ЦК КПСС. Всё это версии, предлагаю на сегодняшний день согласиться с написанной датой, время покажет - так говорят по телевизору.
Юрий С.

Гость
 
Примета времени Добавлено 09.11.2015 22:07
Коновязь уместнее в 1939 - 1941 годах, чем в 1956-м. Портреты тех же лет (глава партии и глава правительства), в 1956-м на этих постах другие люди. Транспаранты из той же эпохи, видно по их содержанию. После XX съезда (февраль 1956 г.) им место на свалке.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1545
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 10.11.2015 00:08
Я думал, что это просто загородка, чтобы транспорт не заезжал на так называемый газон. Если это коновязь, что тоже возможно, на лошадях ездили до 60-х годов, но представить, что городские ученики или учителя приезжали в школу на лошадях, это выше моего понимания. Я согласен с Вашими аргументами, только про забор объясните.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2363
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 10.11.2015 07:12
Для коновязи низковато, да и зачем ставить коновязь поперек улицы и у школы. например, правилами движения за 1941 стоянка гужтранспорта на ул. Волкова не предусматривалась, а остановки запрещались напротив всех перекрестков. Еще в 1936 планировали ул. Волкого соединить с Оршанским трактом, зачем потом перекрывать поток движения. На id=2164 видно. что в 1934 на ул. Красноармейской до пересечения с ул. Волкова идет ремонт проезжей части. Почему не допустить, что например, на следующий год (или позже) начали ремонтировать сам перекресток и перегородили ул. Волкова для безопасности.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 10.11.2015 07:17
Я надеюсь, что 1934 год в тексте Вашего комментария это опечатка? Думаю, Вы имели в виду 1954-ый? В данном случае это принципиально.
Даже если на снимке коновязь, то что с того? Я не вижу в этом ничего особенного, для 1950-х коновязь в Йошкар-Оле - обычное дело.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2363
Offline Владимир G
Profus Добавлено 10.11.2015 07:28
Конечно, имел ввиду 1954.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Геля Маркизова Добавлено 10.11.2015 08:06
А может транспарант на фасаде школы, изображающий Сталина с Гелей (полное имя Энгельсина) Маркизовой, можно объяснить следующим фактом?
"...После смерти матери (от Profus: в 1940 году) Геля вместе с братом поехала в Москву, так как в своё время Доминика (от Profus: мать Гели) дала ей наказ: «Если со мной что-нибудь случится, забирай братика и поезжай в Москву — к тёте». Согласно утверждению российского педагога Евгения Ямбурга, «Геля, оставшись сиротой, долго жила в нищете и безвестности».
Как утверждает дочь Энгельсины Лола Комарова, в то время тётя, которая была лишь на 12 лет старше Гели, жила в Москве со своим мужем Сергеем Дорбеевым. По утверждению Комаровой, удочеривший Гелю Сергей Дорбеев был сотрудником аппарата НКВД СССР «на какой-то мелкой должности, вроде завхоза» и уволился «ради Гели». Супруги удочерили Гелю и дали ей свою фамилию (Дорбеева) и новое отчество (Сергеевна). С новыми фамилией и отчеством Геля пошла в школу, расположенную во дворе своего нового дома. В школе учителя и ученики знали о том, что именно эта девочка запечатлена на плакатах со Сталиным. Энгельсина позже рассказывала: «И первое, что я увидела на лестнице, — это огромный портрет девочки со Сталиным. Скорее всего тётя нечаянно проговорилась директору, что это я. Началось настоящее паломничество детей — все хотели на меня посмотреть."
Вскоре Энгельсина Дорбеева переселилась в Йошкар-Олу, где жила её двоюродная сестра Гета (Церима). В это время йошкар-олинский стадион «Спартак» был украшен огромным плакатом, в котором были изображены Геля и Сталин. В 1947 году она поступила в Марийский государственный педагогический институт"... (Конец цитаты), (Исторический журнал "Дилетант", статья "Геля Маркизова — девочка, с которой фотографировался сам товарищ Сталин" от 6 июля 2015 года).

Как видите, народ Гелю помнил и отмечал это размещением плакатов с изображением её и Сталина...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 10.11.2015 09:55
"Сталин с Гелей Маркизовой [...] это из 30-х годов". (конец цитаты). Не факт. Далее следует цитата из статьи на портале "Академик" "Образ Гели Маркизовой в советской пропаганде" (в статье все ссылки на первоисточники есть, но удалены мной).

"Сюжет фотографии Гели Маркизовой со Сталиным широко использовался в советской пропаганде с конца 1930-х и до 1950-х годов. Как утверждает А. Алай, главный редактор газеты «Правда» Л. З. Мехлис заметил: «Сам Бог послал нам эту буряточку! Мы сделаем её живым символом счастливого детства». Если на фотографии, опубликованной в газете «Правда» 30 января 1936 года, ещё присутствовал М. Н. Ербанов, то на фотографии, вновь опубликованной через несколько месяцев, 1 мая 1936 года, в «Известиях» его изображение было заретушировано. Фотография была также опубликована в газете «Правда» 29 июня 1936 года.
Портреты Гели со Сталиным появлялись на детских праздниках, висели в пионерских лагерях, школах, детских домах, детских садах, дворцах пионеров, иных детских учреждениях (в частности, у входа в Центральный детский театр в Москве), часто публиковались на страницах газет и журналов. Кроме этого, фотография стала основой для плакатов, открыток, а также использовалась в оформлении грамот и коробок конфет кондитерской фабрики «Красный Октябрь». В 1936 году советский скульптор Г. Д. Лавров создал пятиметровую скульптуру «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» (известна также под названием «Сталин и Геля»), установленную в московском метрополитене в 1944 году на станции «Сталинская». По утверждению Алая, вдова скульптора рассказывала ему, что как только скульптура была готова, было изготовлено три миллиона копий, которые были установлены на школьных дворах, в парках, скверах и иных учреждениях страны. Автором другого варианта скульптуры, в котором был использован сюжет фотографии, был скульптор П. П. Яцыно. Скульптуру Сталина с Гелей из гипса, в частности, изготавливала Калужская скульптурная фабрика, начавшая работать 1 июня 1938 года.
После осуждения отца Гели образовалась ситуация, недопустимая с точки зрения дальнейшего использования образа Гели в пропагандистских целях, — получилось, что на скульптурах Лаврова, воспевающих счастливое детство в СССР, вождь обнимает дочь «врага народа». Пропагандистскими органами было принято решение, что надписи «Сталин и Геля» на постаментах к скульптурам Г. Лаврова следует перебить на «Сталин и Мамлакат». Этим же именем стали называть девочку на плакатах с изображением Гели. Пионерка — участница стахановского движения Мамлакат Нахангова в 1935 году была награждена орденом Ленина. Широкую известность в СССР получила её фотография со Сталиным во время встречи в декабре 1935 года в числе передовых колхозников южных республик СССР. Как утверждает Алай, вдова Г. Д. Лаврова — В. П. Лаврова — рассказывала, что «Мамлакат даже приводили в мастерскую к её мужу». Как отметила дочь Энгельсины Чешковой Л. Э. Комарова: «И у матери, и у Мамлакат был монгольский разрез глаз. А то, что Мамлакат к этому времени было уже 13 лет, — тоже не беда. Можно сказать, что со Сталиным Нахангову сфотографировали в раннем детстве». По словам Дарьи Андреевой, «Гелю вымарывали из всех изображений, а на тех, где ее сложно было стереть, переименовывали в Мамлакат Нахангову». Как утверждается в статье А. Гнединской, беседовавшей с А. И. Алаем, после интервью Алаю Энгельсина Сергеевна позвонила Мамлакат Наханговой, «чтобы расставить все точки над „i“. Но разговора не получилось». Мамлакат Акбердыевна общаться не захотела.
Плакаты с изображением Гели со Сталиным продолжали печататься и расходиться по всему СССР и после ареста отца Гели. В 1947 году художник Николай Жуков создал плакат «Окружим сирот материнской лаской и любовью!», в оформлении которого была использована фотография Гели со Сталиным. Как пишет А. Шклярук: «В 1947 году Н. Жуковым был выполнен великолепный плакат, пропагандировавший усыновление семьями детей, потерявших родителей. На плакате художник изобразил свою жену и старшую дочь. Портрет И. Сталина с шестилетней Гелей Маркизовой на руках на стене комнаты напоминал всем об отеческом отношении вождя к детям»". (Конец цитаты).

Вполне объяснимо почему на школе - детском учреждении - разместили плакат, изображающий вождя с ребёнком, только вот это уже "Сталин и Мамлакат". Вернёмся к "нашим баранам". А не 1953...1954-го ли года фотография? :)
Юрий С.

Гость
 
Забор Добавлено 12.11.2015 09:46
Думал три дня и три ночи :) Если "забор 50-х годов - железно", то остаётся предположить самое их начало, 1950-1952 гг., т.е. вскоре после id=2154 . Сталин жив, агитация соответствует.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 12.11.2015 10:14
Я тоже ломал голову всё это время, только над портретом Молотова... Своей вилкой 1950...1952 гг. Вы, наверное, пошли против своих убеждений, на компромисс? Потому, что с 1949 года и до смерти Сталина в 1953-м, Молотов был, практически, никем (заговор), хотя уже в октябре 1952-го его опять выбрали с состав Президиума ЦК, но на том пленуме Сталин его открыто критиковал...
Думаю, что после 1949 года, но при жизни Сталина, портрету Молотова не висеть на школе... Согласен с Вами - надо думать не спеша...
Юрий С.

Гость
 
Молотов Добавлено 12.11.2015 11:00
Май 1953 г. - Маленков и Ворошилов. Молотов - 1-й зампредсовмина.
Май 1954 г. - те же, прибавился Хрущёв.
Май 1955, 1956, 1957 гг. - всё то же, но вместо Маленкова Булганин.
Вывод : портрет Молотова вывешен при жизни Сталина. Идеально подходит 1939-1941 гг., но... забор.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 12.11.2015 11:11
Но забор...
Не хватает фактов... Будем ждать...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 12.11.2015 12:17
Ещё одна мелочь, замеченная мной при изучении истории советского плаката. В самый пик своей популярности - во второй половине 1930-х - лозунг благодарности "лучшему другу детей" выглядел иначе: "Спасибо Сталину за счастливое детство!", в разных версиях меняется только одно: перед словом "Сталину" может применяться прилагательное "родному" или "любимому". После войны появляется другая версия слогана: "Спасибо товарищу (т., тов.) Сталину за НАШЕ счастливое детство!". Как и в лозунге на фото вверху...
Понимаю, что эта "наблюдашка" не может быть решающим фактором, но всё же...
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2363
Offline Владимир G
Булыжник Добавлено 13.11.2015 13:42
В дополнении к комментарию 10.11.2015 07:12.
За логотипом сайта скрывается ряд булыжников, положенных поперек проезжей части, дополнительно ограничивающих въезд на перекресток. Значит на перекрестке идут строительные работы по кладке проезжей части булыжником, время съемки близко (+/-) к id=2164.
Валя

Пользователь

Дата присоединения: 05.10.2016
Комментарии: 9
Offline Валя
Школа Добавлено 05.10.2016 22:04
Школа №10 на углу Волкова и Красноармейской стала школой №22. Не помню в какие годы(скорее 70-е) директором школы была моя родственница Долгих Жанна Анатольевна.А школа №7 находится на углу Первомайской и Чехова. На сайте есть её фотография, посмотрите.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4487
Offline Profus luis106 at mail.ru
Вале Добавлено 05.10.2016 22:07
Дело как раз в том, что эта школа строилась в 1938 году как седьмая школа. А на углу Первомайской и Чехова в 1939 году строилась школа № 10 (id=2409). А номерами они поменялись после войны. Причина до сих пор непонятна... Обе школы построены по одному проекту и одним архитектором.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2363
Offline Владимир G
Бюсты Добавлено 21.01.2017 23:20
Архитектор П.А. Самсонов писал в 1951 г., что во дворе школы установлены бюсты И.В. Сталину и В.М. Молотову.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1545
Offline Сергей Куликов
про бюсты Добавлено 11.06.2017 09:58
На постаменте слева от входа стоял бюст В.И.Ленина, убранный при этой власти. Вазоны у входа и бюсты справа я уже не застал, вероятно их убрали в конце 50-х годов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2363
Offline Владимир G
* Добавлено 24.05.2020 10:04
такая же в Вологде: pastvu.com


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.