История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Школа II-ступени

Школа II-ступени

  Создать и послать открытку  


Информация о "Школа II-ступени"

Описание:

До революции здесь, за окраинной Ярмарочной улицей между городским погостом и домом Чернова, был большой пустырь. В 1921 году на этом месте построили небольшое одноэтажное деревянное здание для Народного дома (почему-то культучреждения тогда как правило возводили возле кладбищ). В 1923 году его реконструировали с расширением зала и сцены, а в декабре следующего года Нардом сгорел. В следующем году на его месте решено было построить новое пожарное депо, и даже завезли бревна. Однако перерешили: депо должно быть кирпичным и располагаться поближе к центру - на ул. Волкова. А здесь из готовых уже материалов, на пригорке - самое место для школы второй ступени. Проект разработал архитектор Г.Я. Гвоздецкий, он же контролировал строительство (в этот период он вел сразу несколько своих проектов).

В 1927 году на улице Зарубина (с 1938 г. - Комсомольская), 52 (с 1946 г. - 118) появилось новое двухэтажное очень привлекательное по облику здание, в которое сразу въехала школа второй ступени им. ОГПУ Индустриального педагогического техникума, образованная на базе бывшей опытно-показательной школы-семилетки. В 1932 г. школа вновь была преобразована уже в фабрично-заводскую семилетку им. Горького. В 1934 г. - это уже образцовая полная средняя школа. В 1936 г. школе построили новое кирпичное здание на ул. Волкова, 98. Переехавшая часть школы стала называться школой № 6, а оставшаяся - № 5. В войну здесь был госпиталь, а с 1943 по 1945 гг. - мужская школа № 7. После Победы, с осени 1945 г. - смешанная школа № 4. В 1965 школа окончательно оставила это здание, переехав на ул. Эшпая, 156. В дальнейшем его передали вечерней школе рабочей молодежи № 2. В 1990-х годах часть помещений сдавалась арендаторам. В 2006 г. здание пустовало, его облюбовали бомжи, дважды горело. После последнего пожара в 2008 г. остатки здания разобрали.

Фото начала 1930-х гг. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Зарубина, Комсомольская-118, школа, ШРМ, 1930-е
Дата: 26.08.2013 20:01
Просмотров: 9319
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (5 Голос(ов)) 5.00 (5 Голос(ов))
Размер фотографии: 274.5 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Магазинчик на Советской

Магазинчик на Советской
Следующая фотография:
Сквер у Дома Советов

Сквер у Дома Советов


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
*Справка Добавлено 27.08.2013 08:08
Деление среднего образования на ступени в начале становления Советской власти:
1. Школа 1-ой ступени - начальное образование, обучение с 1 по 3-ий классы. Обязательная, бесплатная ступень образования.
2. Школа 2-ой ступени - среднее звено, обучение с 4 по 7-ой классы. Самое распространённое образование до 1950-х гг. Это образование можно было получить и в ремесленных (ранее "реальных") училищах совместно с рабочей профессией. Обязательная, бесплатная ступень образования.
3. Школа 3-ей ступени - завершение среднего образования, обучение с 8 по 9 (или 10, в разное время по-разному) классы. С 1940-х до середины 1950-х было платным. Правда плата была доступна практически всем сословиям.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Наблюдения Добавлено 27.08.2013 17:48
Различимо, что между шпилями башен натянута диполь-антенна (видны поперечины и три нитки диполя), скорее всего, средневолнового диапазона. Видимо, в школе был свой СВ-приёмник.
Чуть левее крыши дальней башни видна дымовая труба котельной. Делаю вывод: школа имела паровое отопление. Два дымовых стояка в коньке центральной части здания и один ниже по правому боковому скату, навершие которого видно чуть правее фронтона центральной части, видимо определяют местоположение каминов и варочных плит/печей кухни столовой.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 01.07.2015 21:29
Трубы на крыше говорят о том, что в школе было печное отопление, заменённое потом на центральное от котельной, (крошечной), кирпичной, находящейся на территории школы, в сторону универмага, в дальнейшем подвели теплотрассу и котельную ликвидировали или перестроили под ГРП, точно не скажу, сейчас там уже новая ГРП, а печи, чтобы не ломать стены и крышу оставили, не знаю дожили они или нет до сноса здания, но в 70-х годах печи были на своих местах.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
школа №5 Добавлено 07.09.2015 23:34
До войны здесь была школа №5: olacity.ru .
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
средняя школа Добавлено 08.09.2015 22:04
В 1934 иногда писали про школу кротко: "десятилетка им. М. Горького".
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 11.09.2015 11:50
Возможно, в 1934 году просто не было нужды в номере, была пара школ I ступени и вот эта десятилетка.
Юрий С.

Гость
 
Вопрос по Описанию Добавлено 14.09.2015 17:01
Под фотографией апреля 1937 года, где школьники играют в волейбол, написано "пятая неполная средняя школа".
Под фотографией 1 сентября 1941 года, где учительница Кормакова знакомится с учениками, написано "школа № 5".
Вопрос : Откуда известно, что в 1936 году эта школа стала называться школой № 4 ?
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 14.09.2015 17:15
В 2013 году считали, что это школа № 4, в 2015 докопались, стала школа № 5, просто поправить описание.
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 16.10.2015 13:30
"Просто поправить описание", т.е. поменять цифру 4 на цифру 5, совсем не просто. Неизвестно, КТО это должен делать.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Юрию С. Добавлено 16.10.2015 14:31
Помните старый анекдот: "...врач придёт выпишет, а мы маляры."
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 16.10.2015 17:38
Кажется, припоминаю. Там в основе сюжета лежит некое недоразумение.
Возвращаясь к фотографии : может быть, есть какое-то неопровержимое доказательство нахождения здесь до войны 4-й школы, но документы эти секретны и ссылаться на них запрещено. А подписи под фотографиями в "Марийской правде" - для отвода глаз, чтобы враг не догадался. Времена-то серьёзные, 1937 и 1941.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову и Юрию С. Добавлено 18.10.2015 12:51
Смотрю, пока меня нет в городе вы тут весь огород мне камнями закидали? :) Я не вникал, что вам тут надо исправить?
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 19.10.2015 09:54
Описание : "В 1936 г. школе построили новое кирпичное здание на ул. Волкова, 98. Переехавшая часть школы стала называться школой № 6, а оставшаяся - № 4." Так вот, возникли сомнения насчёт 4-го номера, см. комментарии от 7 и 14 сентября.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 19.10.2015 11:00
Вот здесь Вы правильно сформулировали фразу: "возникли сомнения" - то есть нет полной уверенности в неправильности номера... И у меня тоже нет уверенности... Газета "Марийская правда" только информирует, что в 1937 году здание на фото принадлежало "пятой неполной средней школе". Опять же, без полного контекста непонятно пятой по счёту (?) или №5? Даже если №5, то это в 1937-м, а в 1936-м могла быть и №4 - ведь Анатолий где-то взял эту информацию... Понятно, что Описание нужно будет переписывать, но пока мало информации и просто заменой цифры "4" на цифру "5" не обойтись - в Описании обобщён весь довоенный период, а по моим предварительным изысканиям его придётся разбивать на несколько этапов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 19.10.2015 13:39
Здание школы было построено к 7 ноября 1927. Спустя 10 лет, по материалам статьи из газеты "Марийская деревня" от 17 ноября 1927, "Марийская правда" писала: "7 ноября трудящиеся города отмечали открытие дома крестьянина. К 10-летию октября также было закончено строительство здания для школы второй ступени. Газета тогда писала, что по Зарубинской улице стоят друг против друга только что выстроенные два новых дома: школа второй ступени и дом крестьянина. На улице около этих домов лежат еще груды стружек и бревен"
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 19.10.2015 13:52
Согласен, только здание школы было построено раньше (но это не значит, что оно было сдано). Посмотрите фото id=83, на нём видно, что здание школы уже построено, а Дома крестьянина напротив ещё нет (olacity.ru).
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 19.10.2015 20:49
Так Владимир G провёл изыскания, результат : "До войны здесь была школа №5 ", и фотографию представил. Это предложение просто просится в Описание, перед фразой "В войну здесь был...".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 19.10.2015 21:40
Возможно журналист ошибся, по крайней мере, в тексте есть еще одна неточность.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 19.10.2015 21:53
Да уж... Его "опечатка" о первом поезде на марийской земле больше похожа на осознанную ложь в угоду Юбилею (10-летию Революции). :))) Кстати, спасибо за высланную статью.
Но о зданиях школы и Дома крестьянина журналист вряд ли ошибается. Есть другие свидетельства того, что оба здания были построены в 1927-м. Под фото id=83 я выложил свою версию дат постройки.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 19.10.2015 23:24
Конечно в годе нет ошибки, а вот "к 10-летию октября" может быть любым месяцем.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 20.10.2015 07:29
Вообще-то, первая железная дорога в Марийской области (З. Дол - Илеть) заработала 7 ноября 1926 года и с этого времени по ней уже вывозился лес. А автор статьи пишет: "Отмечая 10-летие Октябрьской социалистической революции, 6 ноября (от Profus: имеется в виду 1927 года) трудящиеся бывшего Краснококшайска [...] встретили первый поезд ПРИШЕДШИЙ НА ТЕРРИТОРИЮ МАРИЙСКОЙ ОБЛАСТИ". Именно эту неточность я имел в виду в верхнем комментарии.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 20.10.2015 10:35
В комментарии 19.10.2015 21:40 я тоже имел ввиду железную дорогу, кстати, до нас это то же заметили и зачеркнули текст. Комментарий в 23:24 уже про другое (после прочтения комментариев под id=83).
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 20.10.2015 11:06
Всё понял, недопонимание устранено. :)
Юрий С.

Гость
 
Сергею Куликову Добавлено 20.10.2015 14:24
Как и следовало ожидать.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О школе Добавлено 28.10.2015 19:00
На конец 1935/1936 учебного года в городе было 5 школ и только одна из них была полной средней школой - "десятилетка им. Горького". Одновременно в городе существовала неполная средняя школа №4 (!). В августе 1936 стало 6 школ, одна из них новая школа - средняя школа №6.
На сайте МОУ "Лицей №11 им. Т.И.Александровой г.Йошкар-Олы" написано: "В 1930г. школа реорганизуется в Русский индустриально-педагогический техникум имени ОГПУ. В 1932г. старшие классы этого техникума стали называться ФЗС (фабрично-заводская семилетка) имени Горького.С 1934г. школа стала называться «Образцовая полная средняя школа имени М. Горького». 1 сентября 1936 года в ЙошкарОле на улице Комсомольской распахнула двери первая в МАССР средняя школа № 6 имени Горького. 1 сентября 1945 года школа стала мужской средней школой №11".
Цитата из статьи директора школы №6 С.Т. Иванова, опубликованной в "Марийской правде" от 1 сентября 1936: "Наша школа является местом практики для студентов педагогического института, т.е. его основной лабораторией по подготовке учителей высшей квалификации... В прошлом году остался практически не разрешенным вопрос о школьных мастерских, школа не имела для этого соответствующих помещений". Это подтверждает версию с сайта лицея, что школа открылась не вновь, а переехала из другого здания и указывает на связь с пединститутом. В этой же статье Иванов указывает, что "в составе преподавателей нашей школы имеются два доцента - работники педагогического института".
Эти данные совпадают с описанием под этим фото, кроме номера школы. Но под фотографией из "Марийской правды" от 17 апреля 1937 указано, что в здании школа №5. Вряд ли в течении 1936/1937 года производилась перенумерация существующих городских школ. Думаю, что в описании ошибка, когда указывается что в этом здании в 1936 осталась школа №4.
Юрий С.

Гость
 
Посетителям Добавлено 16.11.2015 21:49
В Описании ошибка. Школа № 4 до войны находилась на улице Свободы, id=2327 .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 25.11.2015 19:15
Читайте мой комментарий от 19.10.2015 11:00. На сегодня ничего не изменилось.
"Так Владимир G провёл изыскания, результат : "До войны здесь была школа №5 ", и фотографию представил. Это предложение просто просится в Описание, перед фразой "В войну здесь был..."." (Конец цитаты). Этого мне недостаточно. Ещё раз говорю: не запутывайте посетителей.
Вы, порой, удивляете своей навязчивостью...
Юрий С.

Гость
 
Посетителям Добавлено 25.11.2015 22:36
Вот ведь как... Три человека считают, что здесь была 5-я школа. А вот аргумент против : Мне этого недостаточно. И не запутывайте посетителей.
Ответа на простой вопрос "Откуда известно, что здесь до войны была 4-я школа ?" - нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С., Владимиру G, Сергею Куликову Добавлено 26.11.2015 07:27
Если ещё два человека (именно те, о которых Вы говорите) скажут мне, что они БЕЗОГОВОРОЧНО считают, что в этом здании до войны была школа №5, то я исправлю Описание.
"Ответа на простой вопрос "Откуда известно, что здесь до войны была 4-я школа ?" - нет." (Конец цитаты). Ещё раз повторяю: Описание писал не я. Думаю, автор - Анатолий Яковлевич, взял эту информацию тоже не с потолка.
И не запутывайте посетителей, выдавая своё личное мнение за аксиому.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 26.11.2015 13:07
Устал изучать все комментарии по этому вопросу. Моё мнение: надо в описании изменить № 4 на 5 до появления новых данных, будут другие доказательства - придётся снова исправлять. В целом надо отредактировать.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 26.11.2015 13:23
Первый отписался - позиция ясна, хотя её трудно назвать безоговорочной. Ждём второго.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Profus Добавлено 26.11.2015 22:00
Описание под фотографией и данные из газеты "Марийская правда" сходятся в одном - вновь построенная средняя школа стала школой №6 именно в 1936/1937 году. В данном случае порядок появления здания школы и порядковый номер школы совпадают. К этому же учебному году относится фотография в газете, на которой ученики играют в волейбол у здания, что на этом фото. Мое мнение однозначно: в здании на Зарубинской улице (ул. Комсомольская), что на этом фото, была школа №5. Из этого вывода и знания адреса ПЛТИ в годы войны (из объявлений в газете), делаю вывод, что школа №4 была на ул. Свободы.
Предполагаю, что при составлении описания под этим фото автор (или автор источника, которым пользовались при составлении описания), использовал номер школы №4 по тому, что в этом здании школа №4 была после войны и это помнят все жители города старшего поколения. Просто автор допустил перенос нумерации школы из одного времени в другое не особо догадываясь, что могло быть иначе.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 26.11.2015 22:58
В принципе я с Вами согласен. Разобрались со школой № 5, а как быть со сведениями, что школа № 4 находилась на Советской 31 (97), когда она переместилась на ул. Свободы?
Вообще в этом разбирательстве можно утонуть, смена № школы не гарантирует того, что школа, как учреждение, переехала. Точно так же при смене адреса, могли предоставить, или построить, другое здание существующей школе, а могли просто построить новую школу, в новом районе и дать ей свободный №. Примеры приводить не буду, а то завязнем окончательно.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С., Владимиру G, Сергею Куликову Добавлено 27.11.2015 07:09
Услышал всех троих, исправил Описание.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 27.11.2015 14:15
"И не запутывайте посетителей, выдавая своё личное мнение за аксиому."
Вы бы почитали обсуждение. Я высказал своё мнение ПОСЛЕДНИМ, 16 ноября. Как говорится, поддержал предыдущих ораторов. Они, кстати, выражали своё мнение предельно ясно. А кто пытался запутать посетителей ? По этому вопросу мнения могут быть разные. :))
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 27.11.2015 14:59
Я сейчас один редактор на сайте и поверьте, мне забот хватает. Я думаю, никто из опрошенных не сломался, высказав ещё раз своё мнение...
По поводу моего к Вам отношения. Оно родилось не под этим фото, поэтому не надо удивляться моим претензиям - они вполне взвешены и обоснованы.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 27.11.2015 22:08
Здесь и под id=2327 я писал в комментариях о школе №4 и пришел к неоднозначному выводу, что это или разные две школы с одним номером или одна школа, но размещавшаяся в 2-х разных зданиях: начальная школа №4 на ул. Советской, а неполная средняя школа №4 на углу улиц Комсомольская (сейчас Гагарина) и Свободы. Фото начальной школы №4 и упоминание о школе №4 на ул. Свободы относятся к разным годам. В общем я уже начал повторятся... Улицу Советскую в улицу Свободы я никогда не переименовывал.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 29.11.2015 21:33
На сегодняшний день я только понял, что до войны в здании по ул. Советской 31 (97) находилась начальная школа № 4, во время войны она стала неполной средней школой № 4 и вследствие увеличения количества учащихся переехала в здание по ул. Комсомольской 84а. Здание на Советской 31 (97) заняла школа № 1 бывшая до этого в доме Таланцева на углу Советской и Красноармейской (моя версия).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 30.11.2015 23:26
Не совсем так. По крайней мере, один учебный год существуют две школы с одним номером.
Упоминание о начальной школе №4 (на ул. Советской) относится к 24 апреля 1938, а упоминание о неполной средней школе к 5 июня 1938 (при чем эта неполная средняя школа работала с 1935).
Переименовывать школу и переводить ее в другое здание за один месяц до конца учебного года не было смысла. Я думаю, что на углу улиц Комсомольской и Свободы неполная средняя школа построена с момента основания.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 01.12.2015 12:24
Получается правовой тупик. Я думаю, что двойной нумерации быть не может, в таком случае зачем она нужна вообще. Нумерация могла появиться только при ГОРОНО, ГОРОНО создали после учреждения Горсовета и нумерацию ввели после отказа деления образования на ступени.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 01.12.2015 13:15
Ничему не оппонирую, чисто справка. В советское время ступени образования не отменяли никогда. А вот слово "ступень" перестало фигурировать в названии школ с 1934 года. :) Начальная и средняя школы просуществовали до развала СССР, а неполная средняя ("семилетка") - до 1958 года.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 01.12.2015 13:36
Я высказывал еще версию, что начальные классы и старшие классы учились в разных зданиях (в данном случае опечатку в текстах газеты исключаю), но доказательств нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 01.12.2015 13:54
Вполне может быть, т.к. средняя школа в то время (до 1940 года) состояла из вполне самостоятельных частей: начальной, неполной средней и средней, имеющих даже разные учебные части и, соответственно, разных завучей (неполная средняя и средняя часто соединялись в одну уч. часть).
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 01.12.2015 15:04
Да, я имел ввиду с какого года заменили название "школа 1,2,3 ступени" на "начальная, неполная средняя, средняя школа", теперь буду знать, с 1934 года. Неполные средние школы тоже существовали после 1958 года, назывались "восьмилетняя школа".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 01.12.2015 15:09
Ваша версия может оказаться правдой.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 01.12.2015 18:26
Согласен, неполное среднее образование номинально существовало и после 1958 года, став восьмилетним. Но между школой-"семилеткой" и неполным средним образованием в средней школе существовала большая разница. После "семилетки" можно было идти на рабочие специальности, ремесленное образование по которым давали фабрики/заводы без отрыва от производства. То есть уже была возможность работать и зарабатывать, пусть меньшие (пока ученик), но деньги. Получив же неполное среднее (восьмилетнее) образование можно было только поступить в следующее учебное заведение (ТУ, техникум) для завершения среднего образования и получения рабочей специальности (или руководителя среднего звена) в рамках системы народного образования. То есть, в любом случае, во втором варианте среднее образование давалось в полной мере, т.к. оно стало обязательным.
В верхнем комментарии я просто не стал вдаваться в такие глубокие подробности. :)
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 01.12.2015 21:55
Вы всё правильно пишете, но это всё теория, в 50-60-х годах всё было гораздо проще, кто не мог или не хотел учиться, шёл работать, имея за плечами шесть, семь, восемь классов образования, на работу брали всех, лишь бы было 15 лет, или 14 (в виде исключения). Никаких вспомогательных (теперь коррекционных) школ не было, неуспевающих оставляли на второй год.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Факт Добавлено 22.12.2015 07:33
В 1949 в здании по ул. Советская, 37 (97) точно была школа №1.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О школе Добавлено 06.02.2018 21:20
Некоторую историю школы можно проследить по цитатам из газеты "Марийская деревня" ("Марийская правда"):
- «Совпартшкола, Педтехникум с Семилеткой пройдут самостоятельно…» (23.04.27 г.);
- «План строительства работ по МАО на 1926 – 27 г. утвержден… и будет начата постройкой каменная школа II ступ. в Краснококшайске» (30.04.27 г.). Это при большом дефиците кирпича, за 10-летие до фактической постройки каменной школы, а что построили видно на фото (по-видимому, место под каменную школу было другое) или приспособили под школу в 1927 году уже построенное здание (см. комментарий 19.10.2015 13:39, но этот номер за 1927 год мне не встретился);
- «… в школах I ступени и повышенного типа» (8.06.27 г.);
- «… члены кружка Ю.Н. школы II ступени Йошкар-Ола производили уборку и оборудование…» (24.05.28 г.) и в той же газете: «В Йошкар-ола шк II ст. учащимися оборудуется площадка, где будут проводится массовые игры в футбол, баскетбол и др.» (орфография по оригиналу). Если школу заселили в 1926 году, то в течении всего 1927 года не сделали спортплощадки? Сомнительно, думаю, что комментарий 19.10.2015 13:39 все же верен;
- «Сеть школ повышенного типа… Марийские семилетки намечено реорганизовать в 8-ми летки, а девятилетки – в десятилетки» (8.01.29 г.). Но возможно, это касалось только марийских школ (например, это была школа в Нечаевке);
- «Горсовет уделяет мало внимания школьному строительству. Для большей пролетаризации школы II ступени в будущем году необходимо иметь общежитие и стипендии для бедняцкой части» (17.01.29 г.);
- «В городе предположено построить в этом году: … Выстроить каменное пожарное депо» (12.02.29 г.)». Значит, депо начали строить уже после постройки самой школы и начало ее работы;
- «Пожарное депо будет строиться в городе нынешним летом…» (26.04.29 г.);
- «В 1929-30 году по области имелось 20 семилеток… Все семилетки реорганизованы в ШКМ, в ФЗС и в городах в школы коммунальные семилетки (ШКС)» (29.01.31 г.). Таким образом, она должна называться Школой коммунальной семилеткой.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Цитата Добавлено 07.04.2018 20:35
В описании сказано: " В 1921 году на этом месте построили небольшое одноэтажное деревянное здание для Народного дома (почему-то культучреждения тогда как правило возводили возле кладбищ). В 1923 году его реконструировали с расширением зала и сцены, а в декабре следующего года Нардом сгорел".
В 1974 году Л. Полубарьева несколько иначе описывала это: "В это же время решили строить "Народный дом". Его соорудили из трех небольших деревянных зданий, привезенных из деревень, и поставили между постоялым двором Изычева и Тихвинским кладбищем (или между универмагом и двухэтажной деревянной школой - в наше время). Центральную часть занимали небольшое фойе, касса и зрительный зал с простыми скамейками, которые при необходимости легко передвигались. На бревенчатых стенах висели две большие керосиновые лампы (электричества в городе еще не было). Занавес на сцене опускался с верху в низ. Над созданием и оформлением спектаклей много работал молодой, талантливый художник Федор Александрович Чернов. Весной 1921 г. "Нардом" был открыт "Ревизором" Гоголя... В 1923-24 годах в город стали приезжать разные специалисты. Среди них Георгий Янушевич Гвоздецкий, прокурор, талантливый человек, незаурядный организатор. Ему и поручили возглавить перестройку и реконструкцию здания. Не прошло и года, как оно стало красивее и величественнее. Теперь у него появилась новое название - "Клуб внешкольников"... По размерам клуб стал значительно больше. Электрические люстры, картины и портреты, занавеси сделали его красивее и уютнее. В клубе открыли библиотеку, читальный зал. Увеличились фойе, зрительный зал, сцена и закулисные помещения... В начале зимы 1924 года состоялось торжественное открытие "Клуба внешкольников". Ставились новые спектакли; устраивались вечера, концерты, собрания. Люди шли сюда охотно. Но случиалсь беда. Лютой зимой 1925 года [начало года] в сорокаградусный мороз, среди бела дня, в кубе возник пожар от неосторожного растапливания печи. Здание вспыхнуло и сгорело дотла за несколько часов".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Курсы ГО Добавлено 22.05.2018 20:20
В марте 1965 г. в Йошкар-Оле были образованы Курсы гражданской обороны Марийской АССР (регистрационный №412), с 7 мая 1965 г. их возглавлял подполковник Г.Н. Трушков. С 1969 г. по 1972 г. они располагались в этом здании вместе с вечерней школой №2. Затем курсы переехали на пр. Гагарина, 16а.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
О датировке Добавлено 30.01.2021 17:20
Фото опубликовано в журнале "У вий" (№9, декабрь 1931 г.). С неожиданной подписью (не надо знать марийский и так понятно): общежитие студентов Марагропединститута.
drive.google.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
А вот еще про школу №5 Добавлено 04.02.2021 07:53
Молодая учительница А.И. Кормакова с учащимися. Начало учебного года школа № 5 г. Йошкар-Ола, 1941 г. Фото (б/н). НМ РМЭ им. Т. Евсеева:
olacity.ru
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
К комментарию 30.01.2021 17:20 Добавлено 01.03.2021 19:17
Ранее, в том же году, фото опубликовано в альбоме "10 лет Марийской автономной области. 1921-1931" с подписью "Йошкар-Ола школа II-ступени. С 1 октября 1930 года реорганизована Русский Индустриальный Педагогический техникум с одним школьным отделением: обучаются 75 человек".


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.