История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Электрокомбинат

Электрокомбинат

  Создать и послать открытку  


Информация о "Электрокомбинат"

Описание:

Первенец социалистической индустрии Краснококшайска Электрокомбинат (промкомбинат) сформировался к 1929 году - началу индустриализации страны, началу первой пятилетки. В состав электрокомбината входили: кирпичный завод, маслозавод, электромельница вальцовая (на снимке), двухрамный лесопильный завод. На то время в фабрично-заводской промышленности МАО работали 2680 человек, а кустарей в той же области деятельности - около 19 тыс. человек.

Раз первенец, то и носились с ним как с писаной торбой - и строительство, и пуск, и выпуск продукции находились под неусыпным контролем властей города и республики, партийных органов, рабоче-крестьянской инспекции. Здание маслозавода на ул. Советской планировалось достроить и установить оборудование к 1 сентября 1929 г. и пустить его к концу года. У Наркомторга РСФСР затребовали завезти маслобойное льносемя взамен отправленного торгу селекционного. Организовали зерноочистительную станцию для сортировки и отбора семян для маслозавода. Установили 2 пресса для выжимки. Планировали получать 272 т. масла и 671 т. жмыха в год. Штат - 17 человек.

Кирпичный завод выдал первую продукцию 15 мая 1929 г. Производительность рассчитана в первый год работы 1,5 млн. штук, в последующие - до 3 млн. Основных рабочих - 9 человек, сезонных - 125. Себестоимость 1 тыс. шт. рассчитывалась в 27 руб. 50 коп., в то время как у кустарей - 45 руб., а на частном рынке - 60-70 руб.

Ну, кирзавод в дальнейшем частенько поругивали, а вот коллектив вальцовой электромельницы всегда ходил в передовиках. Мало того, в 1935 г. в краевом (г. Горький) конкурсе мукомолов йошкаролинцы заняли 1-е место, а во всероссийском - второе.

Фото начала 1930-х гг. Вероятнее всего взято из альбома к 10-летию МАО. Прислали подобные снимки несколько человек.

Слова для поиска: Советская, пятилетка, мельница, электромельница, промкомбинат, 1930-е
Дата: 18.06.2013 20:52
Просмотров: 3741
Рейтинг: Рейтинг: 3.67 (3 Голос(ов)) 3.67 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 290.4 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Счетные работники Марпромсовета

Счетные работники Марпромсовета
Следующая фотография:
Строительство моста на р. Б. Кокшага

Строительство моста на р. Б. Кокшага


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Локомобиль "Вольф" Добавлено 18.06.2013 22:26
Электрокомбинат потому так и назывался, что движителями всех основных механизмов были электрические машины. Сердцем же комбината являлся немецкий локомобиль «Вольф» вырабатывающий электроэнергию для нужд производства. С началом ВОВ локомобиль был демонтирован и отдан во временное пользование эвакуированным предприятиям, разместившимся на территории заводов №№ 297 (ММЗ) и 298 (ЗПП). На первых порах, уже устаревший к тому времени, локомобиль обеспечивал электроэнергией налаживаемое на новом месте производство. Проработав с февраля по декабрь 1942 года, он был возвращён Электрокомбинату по завершению строительства собственной заводской локомобильной электростанции.

*Справка
Локомобиль - рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе передвигать с одного места на другое без разборки. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
Юрий С.

Гость
 
Пожелание Добавлено 19.06.2013 13:15
Думаю, в ОПИСАНИИ не будет лишней информация а)о месте и б)примерном времени постройки и сноса.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 19.06.2013 13:40
Об электромельнице: id=1341 , id=1654 , id=1247 . Пока так...
Юрий С.

Гость
 
Profus у Добавлено 19.06.2013 14:32
Спасибо. Значит, на месте "кривого" дома, южной его оконечности ... Нет, не гулял в ту сторону :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Кирзавод Добавлено 19.06.2013 19:03
А где в городе находился кирзавод Электрокомбината?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Кирзавод Добавлено 19.06.2013 19:26
За рекой. Он носил имя "XII лет Октября".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.06.2013 20:03
А я думал это разные заводы, ведь завод "Имени 12 лет Октября", по версии самого завода, начал свою работу 4 ноября 1929 года. Мой дед, погибший во время ВОВ под Ржевом, призывался с этого завода. Расследование его следования на фронт, боевого пути и гибели было моим первым поиском...
Тогда теряется весь смысл Электрокомбината, т.к. в предприятии такого рода объединяющим фактором являлась общая электростанция. Возможно кирзавод питался по линии, переброшенной через реку, но в таком случае не избежать потерь в ЛЭП дрогОй, на тот момент, электроэнергии. Дешевле было подвозить лишний километр материалы...
Но с другой стороны, возможно, что на кирзаводе была своя электростанция, а месторасположение производства определило расположение Пчелинского глиняного карьера...
Анатолий, Вы уверены в своей правоте? Возможно ли, что был второй кирзавод?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Кирзавод Добавлено 19.06.2013 21:21
Кирпичный завод кустарного типа существовал с 1920-х годов. В 1925 г. имел 2 сарая и 2 калильные печи. Работали сезонно. Обжигали за сезон до 240 тыс. кирпича. В 1929 г. завод вошел в состав электрокомбината. Почему? А чтобы подстегнуть работу. За 1925 г., например, доход завода был 1917 руб. 99 коп. А расход - 1947 руб. 97 коп. Теперь про электричество. Осенью 1941 г. при развертывании производства 297 завода заводчане пользовались городским электричеством. В ноябре с постройкой первого корпуса(механический цех №3) в нем смонтировали электростанцию кирзавода - локомобиль "Вольф" (второй "Вольф" был взят, кажется, у Лесозавода) Первый ток -20 февр след. года. В 1942 г. начали монтировать собственную электростанцию на паях с 298 заводом. Когда она дала ток, временную закрыли, а локомобили вернули хозяевам в 1943 г.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.06.2013 21:29
И я о том же... id=697 . :) Так как кирзавод был в составе Электрокомбината, то локомобиль был позаимствован у него.
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Заводская электростанция Добавлено 19.06.2013 22:21
Монтировали совместную станцию в основном специалисты Восьмого завода. Когда закончили, руководство Седьмого завода пыталось их всех оптом перевербовать работать к себе на очень неплохих условиях. Отказались.
Юрий С.

Гость
 
Tom у Добавлено 19.06.2013 22:52
Простой вопрос: когда 297-й и 298-й стали 7-м и 8-м? Народ сократил для удобства или были соответствующие приказы?
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Название Добавлено 20.06.2013 08:27
Так в народе их называли.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 20.06.2013 10:07
В 1949 году завод № 297 НКВ начал перепрофилирование на выпуск радио-локационного оборудования. В это же время появилось и новое название завода: "Марийский машиностроительный завод". Но в народе он так и остался "Седьмым", по последней цифре номера Комиссариата Вооружения.
Я думаю, эта же учесть постигла и 298-ой завод. По окончании ВОВ завод долгое время выпускал то же, что и в войну, оборудование для нужд армии, с соответствующими доработками, согласно требований времени, и назывался "Заводом Электроприборов". И только в конце 1960-х было начато перепрофилирование, коренным образом изменившее назначение завода. Завод стал называться "Заводом Полупроводниковых Приборов".
Сергей Куликов

Гость
 
Название Добавлено 20.06.2013 12:40
Я не понял, неужели никто не помнит, что в 50-60х годах заводы назывались п\я 42 и п\я 43.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.06.2013 12:50
Так точно! Совсем из головы вылетело...
Юрий С.

Гость
 
Промышленность в 1928 году Добавлено 07.07.2013 19:01
"Иошкар-Ола ... 4,3 тыс.жителей ... Кирпичный и маслобойный заводы, мельница." Том МСЭ 1929 г., сведения, очевидно, 1928-го года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 08.07.2013 10:19
Городской кирпичный завод фигурирует в отчётах Совнархоза по Краснококшайскому кантону с 1921 года, но как не работающий, требующий капитального ремонта. Видимо, это тот "кустарный" завод, о котором упоминает Анатолий в своём комментарии от 19.06.2013. Электромельница и маслозавод были построены во второй половине 1920-х годов, после пуска городской электростанции в декабре 1922 года. В это же время был переведён на "электротягу" и ранее существовавший лесопильный завод.
Эти разрозненные предприятия были объединены в "Электрокомбинат" к 1929 году. Об этом и написано в главном комментарии.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Электростанция Добавлено 23.06.2014 22:00
Как выяснилось, кирзавод "им. 12 лет Октября" имел свою электростанцию, которая стояла на территории завода и была самым высоким сооружением округи. На ней работал мой дед, с неё и призывался на фронт. Рядом находилась пожарная часть кирзавода. Если кто знает расположение ведомственной пожарной команды в 1930-40-х, то можно определить и местоположение электростанции.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2033
Offline Владимир G
Начало строительства Добавлено 06.03.2016 20:14
В 1968 газета "Марийская правда" опубликовала эту фотографию с подписью, что ее строительство началось в 1926.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2033
Offline Владимир G
К началу строительства завода "Им. 12 лет Октября" Добавлено 09.01.2018 20:25
Газета "Марийская деревня" от 23 апреля 1927 года в заметке "Расширение кирпичного производства" писала: "Облплан постановил расширить существующий в г. Йошкар-Ола кирпичный завод до 4 печей и одновременно с этим произвести в районе города разведку глины и подготовительные работы к сооружению второго механизированного завода, хотя бы пока для мятья глины, прессования, подвоза и в отношении устройства печей с дымовыми трубами".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2033
Offline Владимир G
Кирзавод Добавлено 12.01.2018 20:46
В России было принято при строительстве каменных объектов, например, церквей, прямо на месте строить временные кирпичные заводы, конечно, при наличии глины. Думается, что Царевококшайск не выделялся в этом отношении от других мест. Наличие же кустарного (семейного) производства кирпича «издавна существующее» в близлежащих к Царевококшайску (и при последующих переименованиях города) деревнях процветало вплоть до 30-х годов прошлого века. Например, в 1927 году в деревнях Кожино, Мышино, Лапшино, Жуково, Чигашево и др. существовало производство почти в 100 дворах, а в Пахомово и Березово за 1926 год было изготовлено 600 тыс. шт. кирпича.
Документальное подтверждение наличия производства кирпича в городе относиться к 1754 году, когда было зафиксировано наличие кирпичных сараев за Рождественскою слободою, принадлежащих купцу И.А. Пчелину. 30 сентября 1773 года Царевококшайский городской магистрат писал: «Кирпич обозженной продается в Царевококшайску из сараев же промышленников по два рубли по пятидесть копеек тысяча. За провоз из сараев в город заплатить надлежит по двадцати копеек с тысячи». В 1795 году отмечено размещение в городе 2-х кирпичных сараев: 1-й - купца И.Ф. Ганешева и 2-й - удельных крестьян Алексея и Михаила Булыгиных. Кирпичные сараи, как обывательские строения, указаны на плане Царевококшайска, датированном этим же годом. Располагались они приблизительно на месте бывшего магазина «Дом книги» (ул. Комсомольская), по-видимому, этим и объясняется название улицы Кирпичная (ул. Кремлевская).
В докладе ревизионной комиссии и постановлении собрания уполномоченных по отчету городского старосты за 1910 год (от 22.12.1911 г.) говорится: «Осматривая городское хозяйство, мы, члены ревизионной комиссии, признали: … 2. Для более успешной выделки кирпича – построить другой сарай для сушки, и выделку сырца производить два раза в лето, начав токовую с ранней весны, как только оттает земля». На карте 1916/17 года эти сараи отмечены на левом берегу р. Малая Кокшага напротив города. В докладе об экономическом положении уезда на 10-м крестьянском съезде Царевококшайского уезда (13 марта 1919 года) отмечалось: «… намечены нижеследующие мероприятия в области народного хозяйства: … Передача в ведение Усовнархоза Царевококшайского городского кирпичного завода».
В докладе инспектора РИК Гуляева об экономике г. Краснококшайска за 1926 год отмечалось: «Кирпичный завод кустарного типа имеет два сарая и две накальные печи для обжига в сезон до 240000 кирпича. В настоящее время производятся работы по его расширению». В 1926 году был разработан 15-й план хозяйственного строительства МАО. Далее стоит обратиться к комментарию 09.01.2018 20:25, где речь идет о расширении существующего завода и строительстве 2-го завода. На сезон 1927 года Облплан утвердил программу Краснококшайского кирпичного завода, принадлежащего Обместхозу, в 800 тыс. шт. кирпича (фактически было изготовлено 600 тыс.). При э том завод выпускал в два раза меньше кирпича, чем все вместе взятые частные кустарные производства в пригороде. Планируемое строительство дополнительной печи на заводе в 1927 году не решало проблемы обеспечения города кирпичом. На плане города (вероятно, выполненном в 1927 году, при первом обследовании города) кирпичный завод значится на том же мете, что и в 1916/17 году.
По титульному списку капитального строительства по пересмотренному 5-му плану (начало работ по пересмотру плана относиться к ноябрю 1929 года) кирпичный завод планировали строить с 1928 по 1930 годы, с проектной мощностью 12 млн. шт. кирпича и в 1931 году – черепичный завод мощностью 2 млн. шт. Планируемые к строительству заводы были привязаны на генеральном плане Йошкар-Олы уже на месте современного кирпичного завода АО «Стройкерамика». Таким образом, в планы капитального строительства по городу на сезон 1928 года было включено строительство кирпичного завода с Гофмановской печью, «одновременно с переносом завода на новое место». При этом кирпичный завод пока не входит в состав Краснококшайского промкомбината, или по-другому - Электрокомбината (в первоначальном составе: механическая мельница, механический маслозавод, электростанция; к началу 1928 года электростанция была выделена в самостоятельную единицу; позднее дополнительно вошли: лесопильный завод, кирпичный завод,сельскохозяйственный прокатный пункт (возможно, это были только планы)). Проекты электрифицированных мельницы и маслобойного завода были ранее представлены акционерным обществом «Мельстрой», с плановыми сроками постройки в 1927 и 1928 годах, соответственно.
К февралю 1929 года был определен объем строительства каменных зданий в городе, но при этом отмечалось: «откуда будет кирпич, вопрос еще не выяснен, и находится в стадии согласования». 31 марта 1929 года газета «Марийская деревня» писала: «На кирпичном заводе закончена постройка гофмановской печи, с середины мая приступят к работе… Сейчас идет постройка сараев для сырца, жилых помещений для рабочих, бани, столовой… Строительство будет закончено к осени этого года… На заводе будет работать 20 постоянных и 33 сезонных рабочих». 15 мая завод выдал первую продукцию. В отчете РИК на 12-й областной партийной конференции по капитальному строительству (30 июля 1929 года) отмечено: «Постройка кирпичного завода закончена и в настоящее время он пущен в ход. Производительность кирпичного завода на первый год рассчитана в размере 1,5 млн. шт. кирпича, а в последующие до 3 млн.». По-видимому, в плановые сроки строительства всего комплекса завода уложились, не случайно же, на сайте ОАО «Стройкерамика» (правопреемник завода «Имени 12 лет Октября») значится: «начал работать 4 ноября 1929 года». Отсюда и его название.
Одновременно с выпуском кирпича на заводе проводили опытные работы по выпуску клинкера для мощения дорог, с последующим обоснованием строительства в городе клинкерного завода. Его строительство было включено в план 2-й пятилетки (начало строительства в 1934 году).
К началу 1929/30 хозяйственного года кирпичный завод вошел в состав Электрокомбината, на заводе планировали построить большой пресс для выработки 3 млн. шт. кирпича и построить 10 сушильных сараев. Но строители еще в конце 1929 года остро подняли вопрос о недостатке кирпича и они считали, что «несколько может сгладить «кирпичный» вопрос пуск старого кирпичного завода, который может дать свыше полумиллиона штук кирпича». 7 февраля 1930 года газета «Марийская деревня сообщила»: «В этом году завод около Йошкар-Ола будет значительно расширен. Закуплено два пресса, будет строиться 24 сушильных сараев. Уже начата постройка домов для рабочих, намечено к постройке еще два дома. Программа завода в 1930 году увеличивается до 10 млн. шт. кирпича». На той же странице газеты написано: «Расширяющийся кирпичный завод, вновь организуемый лесопильный завод, индустриализация колхозов требуют все больше и больше электроэнергии… в этом году Йошкар-Ола электростанция будет расширена с 350 до 1250 лошадиных сил». В июле 1930 года было принято решение о расширении земель кирпичного завода, ему был «отведен из городской дачи участок с лесом и залежами глины в размере 9 га». Считалось, что таким образом завод будет полностью обеспечен лесоматериалами. Требовалось и увеличение запасов сырья, так как в июле же был установлен второй электропресс, а в сентябре – третий.
С 1 октября 1930 года Промкомбинат был ликвидирован, при этом приняты решения, что электростанция подчиняется Облсовнархозу, лесопильный завод – Марстройконторе, а «Кирпичный завод остается самостоятельным до организации Маристрой-объединения» (пробыл завод в составе комбината совсем недолго). При этом в районе города производят кирпич частники, не входящие в кооперацию и промартели, входящие в Марпромлессоюз. К 10-летию МАО (1931 год) уже рапортовали о мощности кирпичного завода в 15 млн. шт. кирпича в год и о начале строительства в городе черепичного завода на 1,5 млн. шт. черепицы. Но если обратиться к данным проектного института ГСПИ-7 за 1940 год, то мощность завода «Имени 12 лет Октября» оценивается в 10 млн. штук (эта цифра мене проектной – 12 млн. шт.). По-видимому, или желаемое выдавали за действительное, или учитывали в мощности завода все производственные мощности кирпича – кустарные производства и «старый» кирпичный завод на М. Кокшаге.
Из всего выше сказанного можно сделать выводы: 1. Завод «Имени 12 лет Октября» должен был вести свою историю от дореволюционного Царевококшайского городского кирпичного завод. Почему ОАО «Стройкерамика» до сих пор не отметила 100-летний (или более) юбилей? 2. Если фото взято из альбома к 10-летию МАО, то это уже не комбинат, а просто мельница, т.к. комбинат ликвидирован.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4233
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 14.01.2018 13:18
"Завод «Имени 12 лет Октября» должен был вести свою историю от дореволюционного Царевококшайского городского кирпичного завод. Почему ОАО «Стройкерамика» до сих пор не отметила 100-летний (или более) юбилей?" (Конец цитаты).
Последний "Городской кирпичный завод", некогда заложенный Пчелиными, стоял на другом месте, нежели з-д "12 лет Октября", хотя оба некоторое время использовали глину одного месторождения. Смотрим позицию "Городские кирпичные сараи" на карте Царевококшайска 1916 года: olacity.ru (левый нижний угол).
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2033
Offline Владимир G
Profus Добавлено 14.01.2018 13:45
Я ссылался на эту же карту: " На карте 1916/17 года эти сараи отмечены на левом берегу р. Малая Кокшага напротив города". Далее привел другую цитату: «одновременно с переносом завода на новое место». При этом единственный раз в источниках упоминалось о строительстве именного 2-го завода (в 1927 году). Всегда речь шла об одном Краснококшайском (Йошкар-Олинском) кирпичном заводе, т.е. "старый" и "новый" заводы имели общее руководство и единое юрлицо. По-видимому, первенец первой пятилетки звучало более убедительно в контексте успехов Маробласти, чем восстановление Царевококшайских кирпичных сараев.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2033
Offline Владимир G
Profus Добавлено 14.01.2018 14:39
На сколько уверенно можно говорить, что Царевококшайский городской кирпичный завод некогда принадлежал Пчелиным?
Традиционно считается, что деятельность купцов Пчелиных в городе закончилась со смертью Е. Пчелина в 1824 году, а на карте 1795 года кирпичные сараи на М. Кокшаге отсутствуют.
В начале ХХ века В. Машков писал: "Легенда приписывает Ваньке Пчелину обладание большими богатствами, многими землями, лесами, домами и заводами. Собственно в городе, кроме дома городского училища и полицейского управления, бывшей собственностью Ваньки считают и многие другие старые дома, принадлежащие в настоящее время земству или городу... Кроме постройки городских домов и церкви при них, народное предание приписывает Ваньке также постройку плотины на р. М. Кокшаге и водяной мельницы, в настоящее время составляющих собственность города и купленных от наследников Пчелина еще сравнительно недавно".
Этнограф говорит о легендах, а не достоверных фактах и при этом кирпичный завод не упоминает.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2033
Offline Владимир G
К предыдущему комментарию Добавлено 14.01.2018 20:44
На сайте http://рустрана.рф статья Йошкар-Ола (Царевококшайск), которая публикуется по книге «Город Йошкар-Ола: Сборник документальных очерков» (2004 г.), гласит: «В середине и второй половине XVIII века в городе и уезде наблюдался своеобразный бум каменного строительства, в связи с чем на окраинах Царевококшайска появились купеческие сезонные «кирпичные сараи» И. Пчелина, И. Ганешева с использованием местной красной глины, но в начале XIX века они прекратили деятельность».


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.