История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Электрокомбинат

Электрокомбинат

  Создать и послать открытку  


Информация о "Электрокомбинат"

Описание:

Первенец социалистической индустрии Краснококшайска Электрокомбинат (промкомбинат) сформировался к 1929 году - началу индустриализации страны, началу первой пятилетки. В состав электрокомбината входили: кирпичный завод, маслозавод, электромельница вальцовая (на снимке), двухрамный лесопильный завод. На то время в фабрично-заводской промышленности МАО работали 2680 человек, а кустарей в той же области деятельности - около 19 тыс. человек.

Раз первенец, то и носились с ним как с писаной торбой - и строительство, и пуск, и выпуск продукции находились под неусыпным контролем властей города и республики, партийных органов, рабоче-крестьянской инспекции. Здание маслозавода на ул. Советской планировалось достроить и установить оборудование к 1 сентября 1929 г. и пустить его к концу года. У Наркомторга РСФСР затребовали завезти маслобойное льносемя взамен отправленного торгу селекционного. Организовали зерноочистительную станцию для сортировки и отбора семян для маслозавода. Установили 2 пресса для выжимки. Планировали получать 272 т. масла и 671 т. жмыха в год. Штат - 17 человек.

Кирпичный завод выдал первую продукцию 15 мая 1929 г. Производительность рассчитана в первый год работы 1,5 млн. штук, в последующие - до 3 млн. Основных рабочих - 9 человек, сезонных - 125. Себестоимость 1 тыс. шт. рассчитывалась в 27 руб. 50 коп., в то время как у кустарей - 45 руб., а на частном рынке - 60-70 руб.

Ну, кирзавод в дальнейшем частенько поругивали, а вот коллектив вальцовой электромельницы всегда ходил в передовиках. Мало того, в 1935 г. в краевом (г. Горький) конкурсе мукомолов йошкаролинцы заняли 1-е место, а во всероссийском - второе.

Фото начала 1930-х гг. Вероятнее всего взято из альбома к 10-летию МАО. Прислали подобные снимки несколько человек.

Слова для поиска: Советская, пятилетка, мельница, электромельница, промкомбинат, 1930-е
Дата: 18.06.2013 20:52
Просмотров: 3190
Рейтинг: Рейтинг: 3.67 (3 Голос(ов)) 3.67 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 290.4 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Счетные работники Марпромсовета

Счетные работники Марпромсовета
Следующая фотография:
Строительство моста на р. Б. Кокшага

Строительство моста на р. Б. Кокшага


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Локомобиль "Вольф" Добавлено 18.06.2013 22:26
Электрокомбинат потому так и назывался, что движителями всех основных механизмов были электрические машины. Сердцем же комбината являлся немецкий локомобиль «Вольф» вырабатывающий электроэнергию для нужд производства. С началом ВОВ локомобиль был демонтирован и отдан во временное пользование эвакуированным предприятиям, разместившимся на территории заводов №№ 297 (ММЗ) и 298 (ЗПП). На первых порах, уже устаревший к тому времени, локомобиль обеспечивал электроэнергией налаживаемое на новом месте производство. Проработав с февраля по декабрь 1942 года, он был возвращён Электрокомбинату по завершению строительства собственной заводской локомобильной электростанции.

*Справка
Локомобиль - рабочая (обыкновенно паровая) машина, составляющая одно целое с принадлежащим к ней силопроизводителем (паровым котлом), так что их можно вместе передвигать с одного места на другое без разборки. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
Юрий С.

Гость
 
Пожелание Добавлено 19.06.2013 13:15
Думаю, в ОПИСАНИИ не будет лишней информация а)о месте и б)примерном времени постройки и сноса.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 19.06.2013 13:40
Об электромельнице: id=1341 , id=1654 , id=1247 . Пока так...
Юрий С.

Гость
 
Profus у Добавлено 19.06.2013 14:32
Спасибо. Значит, на месте "кривого" дома, южной его оконечности ... Нет, не гулял в ту сторону :)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Кирзавод Добавлено 19.06.2013 19:03
А где в городе находился кирзавод Электрокомбината?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Кирзавод Добавлено 19.06.2013 19:26
За рекой. Он носил имя "XII лет Октября".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.06.2013 20:03
А я думал это разные заводы, ведь завод "Имени 12 лет Октября", по версии самого завода, начал свою работу 4 ноября 1929 года. Мой дед, погибший во время ВОВ под Ржевом, призывался с этого завода. Расследование его следования на фронт, боевого пути и гибели было моим первым поиском...
Тогда теряется весь смысл Электрокомбината, т.к. в предприятии такого рода объединяющим фактором являлась общая электростанция. Возможно кирзавод питался по линии, переброшенной через реку, но в таком случае не избежать потерь в ЛЭП дрогОй, на тот момент, электроэнергии. Дешевле было подвозить лишний километр материалы...
Но с другой стороны, возможно, что на кирзаводе была своя электростанция, а месторасположение производства определило расположение Пчелинского глиняного карьера...
Анатолий, Вы уверены в своей правоте? Возможно ли, что был второй кирзавод?
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Кирзавод Добавлено 19.06.2013 21:21
Кирпичный завод кустарного типа существовал с 1920-х годов. В 1925 г. имел 2 сарая и 2 калильные печи. Работали сезонно. Обжигали за сезон до 240 тыс. кирпича. В 1929 г. завод вошел в состав электрокомбината. Почему? А чтобы подстегнуть работу. За 1925 г., например, доход завода был 1917 руб. 99 коп. А расход - 1947 руб. 97 коп. Теперь про электричество. Осенью 1941 г. при развертывании производства 297 завода заводчане пользовались городским электричеством. В ноябре с постройкой первого корпуса(механический цех №3) в нем смонтировали электростанцию кирзавода - локомобиль "Вольф" (второй "Вольф" был взят, кажется, у Лесозавода) Первый ток -20 февр след. года. В 1942 г. начали монтировать собственную электростанцию на паях с 298 заводом. Когда она дала ток, временную закрыли, а локомобили вернули хозяевам в 1943 г.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 19.06.2013 21:29
И я о том же... id=697 . :) Так как кирзавод был в составе Электрокомбината, то локомобиль был позаимствован у него.
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Заводская электростанция Добавлено 19.06.2013 22:21
Монтировали совместную станцию в основном специалисты Восьмого завода. Когда закончили, руководство Седьмого завода пыталось их всех оптом перевербовать работать к себе на очень неплохих условиях. Отказались.
Юрий С.

Гость
 
Tom у Добавлено 19.06.2013 22:52
Простой вопрос: когда 297-й и 298-й стали 7-м и 8-м? Народ сократил для удобства или были соответствующие приказы?
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Название Добавлено 20.06.2013 08:27
Так в народе их называли.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 20.06.2013 10:07
В 1949 году завод № 297 НКВ начал перепрофилирование на выпуск радио-локационного оборудования. В это же время появилось и новое название завода: "Марийский машиностроительный завод". Но в народе он так и остался "Седьмым", по последней цифре номера Комиссариата Вооружения.
Я думаю, эта же учесть постигла и 298-ой завод. По окончании ВОВ завод долгое время выпускал то же, что и в войну, оборудование для нужд армии, с соответствующими доработками, согласно требований времени, и назывался "Заводом Электроприборов". И только в конце 1960-х было начато перепрофилирование, коренным образом изменившее назначение завода. Завод стал называться "Заводом Полупроводниковых Приборов".
Сергей Куликов

Гость
 
Название Добавлено 20.06.2013 12:40
Я не понял, неужели никто не помнит, что в 50-60х годах заводы назывались п\я 42 и п\я 43.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 20.06.2013 12:50
Так точно! Совсем из головы вылетело...
Юрий С.

Гость
 
Промышленность в 1928 году Добавлено 07.07.2013 19:01
"Иошкар-Ола ... 4,3 тыс.жителей ... Кирпичный и маслобойный заводы, мельница." Том МСЭ 1929 г., сведения, очевидно, 1928-го года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 08.07.2013 10:19
Городской кирпичный завод фигурирует в отчётах Совнархоза по Краснококшайскому кантону с 1921 года, но как не работающий, требующий капитального ремонта. Видимо, это тот "кустарный" завод, о котором упоминает Анатолий в своём комментарии от 19.06.2013. Электромельница и маслозавод были построены во второй половине 1920-х годов, после пуска городской электростанции в декабре 1922 года. В это же время был переведён на "электротягу" и ранее существовавший лесопильный завод.
Эти разрозненные предприятия были объединены в "Электрокомбинат" к 1929 году. Об этом и написано в главном комментарии.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4005
Offline Profus luis106 at mail.ru
Электростанция Добавлено 23.06.2014 22:00
Как выяснилось, кирзавод "им. 12 лет Октября" имел свою электростанцию, которая стояла на территории завода и была самым высоким сооружением округи. На ней работал мой дед, с неё и призывался на фронт. Рядом находилась пожарная часть кирзавода. Если кто знает расположение ведомственной пожарной команды в 1930-40-х, то можно определить и местоположение электростанции.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1578
Offline Владимир G
Начало строительства Добавлено 06.03.2016 20:14
В 1968 газета "Марийская правда" опубликовала эту фотографию с подписью, что ее строительство началось в 1926.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.