История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Здание облисполкома

Здание облисполкома

  Создать и послать открытку  


Информация о "Здание облисполкома"

Описание:

Это здание неподалеку от берега Кокшаги с адресом ул. Карла Маркса, 81 первоначально было построено в 1921 для топливного отдела облисполкома по проекту и под руководством техника Г.М. Дружинина. Правда, в ином облике. Тем не менее это - первое административное здание, построенное новой властью Советов. Именно здесь во время работы 3-го съезда Советов в начале декабря 1922 г. зажглась первая в городе лампочка новой электростанции, в честь чего в работе съезда был сделан перерыв и проведен митинг трудящихся.

В 1923 году невзрачное и холодное здание было передано на реконструкцию и расширение по проекту архитектора Г.Я. Гвоздецкого. Таким как на фото, с элементами советского конструктивизма, но и с традиционным для стиля Гвоздецкого мезонином, оно и стало после переделки, и сюда в 1926 году вселились Обик и Облплан, которые прежде находились в 1921-1923 гг. в доме Пчелина, в 1923-1926 гг. в доме Чулкова на той же улице Карла Маркса. В год заселения в садике перед зданием был установлен первый в городе бюст Ильича. Здесь и находилась в течение 10 лет высшая власть Марийской автономной области. Со строительством нового великолепного здания на углу улиц Институтская и Комсомольская в 1935 году, туда она и переехала.

На вывеске здания написано: "Областной исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Марийской Области" на русском и марийском языках. Между надписями подобие герба РСФСР. Вверху над коньком крыши, похоже, герб СССР.

Поскольку само здание и ограда перед ним совсем свеженькие, а перед ними куча песка, можно предположить, что снимали вскоре после постройки.

После переезда Обика здание было передано детским яслям № 1.

Фото предоставил А.В. Муравьев. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Облисполком, Облплан, Маркса-81, ясли, 1920-е, Гвоздецкий
Дата: 16.05.2013 18:46
Просмотров: 9024
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (9 Голос(ов)) 5.00 (9 Голос(ов))
Размер фотографии: 274.4 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
ул. Палантая

ул. Палантая
Следующая фотография:
У кинотеатра "Рекорд"

У кинотеатра "Рекорд"


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Роберт

Гость
 
снос исторических объектов Добавлено 19.05.2013 20:51
Любят у нас в городе сносить исторические памятники...
Роберт

Гость
 
исторические памятники Добавлено 20.05.2013 08:41
И строить на их месте магазины и церкви.
Житель Йошкар-Олы

Гость
 
Роберту Добавлено 22.05.2013 15:06
Гражданин Роберт. Извините, пожалуйста, но Вы право себе во всём противоречите. То вы не довольны, что профессор Сануков участвовал в разборке церквей. Здесь Вам не нравится что церкви строят. Я знаю достаточно большое количество людей, которые в советское время ругали Советское руководство, на предприятиях ругали дирекцию и т. д. Теперь же, всё наоборот, раньше было всё хорошо, сейчас хуже некуда. Обычно ворчит тот, кто сам ничего не делает. Самая удобная позиция. А если кто-то начинает что нибудь делать, и ещё вдруг что-то начинает меняться к лучшему, тогда всё трагедия. На этой фотографии я вижу исторический объект, но никак не исторический памятник. Не вижу ничего плохого, что на этом месте построили православный центр. А насчет того что строятся в нашем городе, так слава богу что строится. Можно с чем-то не соглашаться, можно даже в чем-то покритиковать, я тоже не со всем согласен, но в целом, - то что построено оно останется, и теперь не стыдно пройтись по городу, не стыдно пригласить гостей, и показать им не покосившейся детский садик с бюстом В.И. Ленина, где когда-то был "Областной исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Марийской Области", а целый комплекс красивых архитектурных сооружений и многое другое. И эти сооружения никак нельзя назвать плагиатом. Это скорее цитирование великих архитекторов. И ничего в этом плохого нет. Я люблю свой город.
robertino1968

Пользователь

Дата присоединения: 21.01.2013
Комментарии: 53
Offline robertino1968
ответ Добавлено 22.05.2013 16:05
Вы ничего не поняли. Жаль.Наш город становится на наших глазах безликой массой хаотично настроенных коробок.При этом не учитывается ни ландшафт, ни сохранение хотя бы в минимальных количествах исторических зданий города. Весь центр застроен многоэтажными коробками, между которых воткнули несколько церквей.У теперь есть Кремль,странное здание ЗАГСа,изобилие странных памятников.А насчет того, кто ничего не делает. Я как каменщик, участвовал в строительстве хирургического корпуса горбольницы. Извините за много букв. Наболело.
Вера

Гость
 
о современной застройке Йошкар-Ола Добавлено 08.08.2013 08:44
Я поддерживаю Роберта. Объекты, которве сейчас строятся, совершенно никак не связаны - ни по стидю, ни исторически - с нашим городом. Это вообще плагиат. Надергали по всему миру - их Москвы Спасскую башню, домики из Дании, дворцы из Италии. Может и красиво, но это все не наше. А все одновременно в одном месте - вообще дурдом. Новоделы, с историей нашей не связаны.А вот "Областной исполнительный комитет..." был связан.Такого же здания не было больше нигде в мире! А теперь нет нигде
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Вере Добавлено 08.08.2013 10:18
Вы ещё забыли упомянуть собор Спаса на Крови из Питера, копию которого достраивают на берегу М. Кокшаги...
Этот весь новодел нацелен не на нас, а на молодёжь. Мы - прошлый век и вымрем, как мамонты, максимум через 30 лет. Но этот новодел не проживёт и 10 лет без должного ухода и обслуживания. Я знаю технологии, по которым он строился - поверьте, строилось не на века. При смене руководства (а это всё-равно когда-нибудь случится) не исключено, что изменится отношение ко всем этим "зАмкам", искусственному "мрамору" набережной, непонятным и загадочным для русской души памятникам зарубежным "гражданам", с инициалами "Л" и "М" (Людовико Моро, Лоренцо Медичи...), и прервётся ручеёк финансирования содержания, что будет началом неизбежного конца. Сначала пропадут чуждые нашему климату элементы с крыш: башни, коньки и ендовы, создающие замкИ и карманы, задерживающие снег и способствующие развитию коррозии и гниения из-за затруднённого проветривания чердачных помещений. Потом развалятся мостовые набережной и бульваров, т.к. уже сейчас обильно поливаются маслом из неисправной системы гидравлики подметающих (а зимой убирающих снег) тракторов доблестного МУП "Город", являющегося основным "вандалом" всего новодела. Затем, полопаются (поломаются, будут поломаны, а местами уже поломаны при уборке снега всё тем же МУП "Город") плитки искусственного мрамора, на вертикальной отделке набережной, закреплённые по технологии вентилируемых фасадов, на китайских оцинкованных профилях. Ну а денег на их замену, как я говорил выше, уже никто не даст...
Кроме этого сайта я не знаю ресурсов в Сети, где пытаются восстановить и зафиксировать былой облик нашего города, в том числе и для нашей молодёжи. Правда уже не вернуть навсегда утерянные оригинальные здания нашего самородного архитектора Г.Я. Гвоздецкого - бывшего учителя из Ронги, создававшего свои творения с душой и любовью...

Всем: Извините, не сдержался... Больше этого не повторится...
Le

Гость
 
Вишневый сад Добавлено 04.10.2013 19:37
Здесь был прекрасный вишневый сад
Земляк

Гость
 
Profus'у Добавлено 01.01.2014 18:19
Уважаемый Profus, только что увидел ваш комментарий к этой фотографии, спасибо вам большое за откровенность, наконец-то вы показали своё истинное лицо (извините, после некоторых недоразумений, произошедших между нами, я придерживался худшего мнения о вас), вы в своём комментарии, можно сказать, выразили мои мысли, готов подписаться под каждым вашим словом... Можете удалить этот мой комментарий, но очень прошу, ваш пусть останется...
Айплатов Иван

Гость
 
Это всё моё родное Добавлено 05.03.2014 20:39
Здравствуйте ! Улица Карла Маркса это моё детство .Жил я в доме номер 84 (кстати в нём когдато было общежитие манашек ), почти на против этого здания под номером 81. Именно в этом доме бывшем облисполкоме позже находились ясли-сад в который меня водила мама. Потом уже в младшие школьные годы мы постоянно играли на территорииэтих ясель а сторож нас постоянно гонял .Но мы приходили снова и снова а вишни ,какие там были вишни! Для меня это место один из самых значимых мест моей родины. Сейчас я не живу в Йошкар-Оле да и бываю в ней не часто .Но много путешевствую и моя работа тесно связана с различными видами искуства в том числе и архитектурой .Глядя на это здание очевидно что оно должно было стоять в одном ряду и с домом Пчелина и с домом купца Наумова и многими другими историческими зданиями .Но к огромному сожалению один из самых вкусных кусочков моего детства был варварски снесён. Для меня это тоже самое как снос церквей в 20 е годы . Вы знаете я даже название придумал всей бездарщине которая происходит в архитектуре Йошкар -Олы , это архитектурный ГЕНОЦИД . А что касается храмов которые конечно же радуют меня своим появлением в городе, то я думаю что строить их нужно не снося памятники архитектуры и человеческие воспоминания .
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Айплатову Ивану Добавлено 05.03.2014 20:50
Вот, посмотрите на противоположную сторону К. Маркса. ( id=1651 )
Сергей Куликов

Гость
 
Айплатову Ивану Добавлено 05.03.2014 21:29
А по истории нам говорили, что общежитие монашек было в доме 84а?
Сергей Куликов

Гость
 
Айплатову Ивану Добавлено 05.03.2014 21:40
Вот на этом снимке виден краешек Вашего дома. ( id=235 )
Айплатов Иван

Гость
 
))) Добавлено 05.03.2014 21:49
ЭЭЭ тихо тихо ! я этот район как своих пять пальцев заю .Ровно на против моего дома 84 было хужожественное училище . в домах 84и 84а были кельи . практически во дворе дома 84 было манастырское кладбище .Когда переодически там что то рыли мы детьми вёдрами выкапывали кости и черепа и перехоранивали за домом в овраге . На моём доме всё детство висела латунная табличка дата постройки сечас ужене помню точно 18.. какой то. Висела она под самой крышей в центре дома . Когда его ремонтировали я собственноручно снял её и после ремонта прибил .Но был пару лет назад в Йошкар Оле подъезжал к дому таблички нет к сожалению ,украли ( .
Айплатов Иван

Гость
 
про фото ( id=235 ) Добавлено 05.03.2014 22:00
Да На фото с права чуть чуть архив ,немного моего дома а на заднем плане дом по улице Гоголя в нём была отличная пельменная ! А еще там виден небольшой отдельно стоящий дом нам в детстве говорили что в нём поп жил.Помню в нём был кирпичный подвал с кованными решётками и мы думаличто там живёт приведение попа ). Кстати на эту колонку что на фотографии ( id=235 ) я всё детство за водой бегал так как дома эти были без водопровода и с печным отоплением примерно до 1983 года.
Земляк

Гость
 
Айплатову Ивану Добавлено 20.05.2014 08:48
"Отличная пельменная" - это 7-я столовая, только вы немного спутали: она была не на Гоголя, а в доме 4 по улице Пушкина (на снимке id=235 именно этот дом), в студенческие годы (70-е - начало 80-х) я был участником Марийского фольклорно-этнографического ансамбля, репетиции которого проходили в здании старого драмтеатра и по пути я часто ужинал в этой столовой, там действительно кормили очень вкусно.
Юрий С.

Гость
 
Поправка к Описанию Добавлено 26.07.2014 20:02
Про переезд в начале 1937 года уже в новом статусе - неверно. Не было ещё ни Верховного Совета, ни Совета министров.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 28.07.2014 08:56
Согласен, т.к. понятие Верховный Совет в государственной власти СССР появилось в 1938 году, а Совет Министров - в 1946-м. Исправляю.
Юрий С.

Гость
 
Поправка Добавлено 19.05.2015 22:50
В 1937 году Комсомольской улицы не было. Новое здание построили на Зарубинской.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 20.05.2015 07:30
Умничать, так до конца. :) И Институтской ещё не было, а была ул. Чавайна. Сергея Григорьевича арестовали в октябре-ноябре 1937-го и после его расстрела в ноябре, улицу переименовали в Институтскую, скорее всего в 1938-м. А Дом Советов сдали в мае 1937 года, если не раньше.
Но всё это не принципиально, т.к. названия улиц в тексте Описания участвуют только в определении местоположения Дома Советов и не несут какой-либо первостепенной смысловой нагрузки... Пусть наши с Вами мнения останутся в комментариях. :)
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 20.05.2015 10:33
Ну-ну... Напишите тогда уж "на углу Ленинского проспекта и Комсомольской улицы", раз всё это не принципиально.
А я помню, как раньше Вы пеняли на историков за пренебрежительное отношение к мелочам...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 20.05.2015 10:44
А не надо меня ловить на словах! Совершенно разные ситуации. И вырывать фразы из контекста - не есть хорошо.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
К датировке Добавлено 26.05.2015 16:54
Перед зданием ОбИКа ещё нет бюста В.И. Ленину, установленного в 1926-м - в год постройки здания. Согласно учётной карточки Памятника истории и культуры СССР, составленной в июле 1987 года, бюст был установлен "... в 3-х метрах от стены главного фасада здания..." Облисполкома, а значит попал бы в кадр... Судя по вывеске ОбИК уже въехал, но памятника ещё нет... Думаю, что фото можно датировать более точно - 1926 годом.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 2037
Offline Сергей Куликов
Profus'у Добавлено 07.06.2015 19:43
А в левой половине центрального окна не памятник?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4876
Offline Profus luis106 at mail.ru
Сергею Куликову Добавлено 08.06.2015 07:03
В левой половине центрального окна - дерево. У памятника был довольно массивный пьедестал, который был бы виден на фото сквозь штакетник (olacity.ru - фото 1987 года). Это же основание есть на id=1413, значит в 1984 году при установке нового бюста пьедестал не менялся.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Альбом Добавлено 05.01.2018 08:29
По данным из иллюстрированного издания "Архивной службе республики Марий Эл - 90 лет" (2012 г.) в 20-е годы в здании располагался Марийский областной архивный отдел. Для иллюстрации на стр. 16 было использовано это фото (только более низкого качества). В ГА РМЭ оно хранится в альбоме "10 лет МАО" (1931 г.) под №50.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
Из объявлений Добавлено 02.02.2018 07:37
Из объявления в газете "Марийская деревня" от 20 февраля 1926 года: "Отдел соцобеспечения переехал в новое здание облисполкома". Возможно, что Обик и Облплан въехали в здание еще раньше и конкурс на проект памятника (см. комментарий 02.02.2018 00:17
под id=2033) был объявлен уже после переезда.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
* Добавлено 29.09.2020 08:37
Фото за 1968-1969 гг. из истории детского сада: vk.com
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
К комментарию 05.01.2018 08:29 Добавлено 06.02.2021 17:09
gosarhivrme.ru
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
К комментарию 05.01.2018 08:29 Добавлено 01.03.2021 19:47
Точное название альбома "10 лет Марийской автономной области. 1921-1931".
Galchenko

Пользователь

Дата присоединения: 07.11.2021
Комментарии: 8
Offline Galchenko loireagga at yandex.ru
это мои ясли.. помогите найти фото д/с Добавлено 24.12.2021 04:39
я мало что помню из детства но это врезалось в память, помню красивый каменный дом, игровую с огомным окном, одуванчики на лужайках, не уверена что помню вишневый сад, но сами понимаете возраст до 3х лет...
а потом детский сад на ул Свободы рядом с нашим домом,мы проходили прямо через калитку в заборе, не могу найти, где то здесь встречала описание этого детского сада с большими верандами-слева для 3х-леток, справа для средней группы, посредине-старшие... спали даже в морозы на веранде в ватных спальниках, помогите найти фото..
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3084
Offline Владимир G
сотрудник Добавлено 08.01.2023 07:39
Юрисконсульт Обик В.а. Чубров (1884-1931) vk.com
Иван Поспехов

Пользователь

Дата присоединения: 26.02.2010
Комментарии: 639
Offline Иван Поспехов IAP-YOMP-2003 at yandex.ru 353
Марийская деревня. – 1925. – 28 марта. – С. 2. Добавлено 11.02.2024 13:59
Краснококшайск должен строиться по плану.
Краснококшайск – областной центр. Население области из экономических соображений сосредоточивается в нём. За последнее время в городе уже выросли целые кварталы домишек (а не домов) всевозможных стилей.
При том – ни гигиенические, ни художественные, ни технические условия при строительстве города у нас почти не приняты во внимание.
Большинство населения города питается водой или р. М.-Кокшаги или же из колодцев, устроенных самым простым образом без соблюдения правил санитарии и гигиены. Совершенно не имеется при домах специальных помойных ям или поглотителей.
В художественном отношении в устройстве города нами ничего не достигнуто. Нет скверов. Так называемые наши «садики» только «курам расхаживать». Почему-то при отведении новых кварталов совершенно упустили из виду площади для садов и площадок.
Если каснёмся архитектуры наших домов, то архитектурное можно видеть только в памятниках старины – зданиях времён Иоанна Грозного.
Из новых построек общественного значения, как напр.: новое здание ОБИК-а в стиле «модерн», как неимеющее ничего общего с современной эпохой, критики не выдерживает.
То же можно сказать и в отношении достраивающегося здания быв. Облпродкома. Для чего башенки ввиде скворешников (некоторые старухи это здание принимают за строющуюся церковь и мимоходом крестятся на него)?
Совершенно не имеется у нас архитектурных площадей для создания правильных гармонии структур зданий.
Наши спецы по благоустройству городов не должны забывать, что город из себя представляет экономическую машину и что от неправильного устройства его зависит и экономическое его развитие.
Больше внимания плановому строительству города!
Йос.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.