История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Старый кинотеатр "Октябрь"

Старый кинотеатр "Октябрь"

  Создать и послать открытку  


Информация о "Старый кинотеатр "Октябрь""

Описание:

Печальное зрелище некогда городского собора. А ведь это было святое место города. При возведении крепости в августе 1584 года именно где-то на этом месте была выстроена Спасская часовня. Затем ее сменила первая деревянная церковь Покрова, освещенная в качестве соборной 1 октября 1697 г. и остававшаяся таковой до постройки рядом каменного Воскресенского собора. Строился он казной, потому, наверное, так долго: с 1746 по 1756 г. Затем 3 года строилась колокольня. В 1759 г. новый собор был освящен, а старый Покровский, стоящий вплотную, разобран, однако имя Покрова Христова отдали одному из приделов храма. К приходу относились более 60 домов города и окрестные деревни Коряково, Гомзово, Березово, Мышино, Медведево, Чихайдарово и Аленкино. К собору же была отнесена и Тихвинская кладбищенская церковь.

После 1917 г. революционеры не раз поднимали вопрос о конфискации церкви, но власти из центра не давали "отмашки" на это. 25 июня 1922 г. был заключен договор между кантисполкомом и общиной об утверждении во владении культовым зданием общины. Владение это продолжалось до сентября 1928 г. Тогда Облисполком расторг договор за якобы бесхозяйственное отношение к имуществу. Собор отдали Облсовпрофу для культпросветработы, часть имущества - ближайшим церквям, а остальное, как госфондовое, распродали, вырученные деньги пошли в доход государству.

В здании был открыт кинотеатр "Октябрь", клуб пионеров, различные кружки, изостудия, два года там находился краеведческий музей, другие организации культурного досуга.

С началом Великой Отечественной при СНК был создан переселенческий отдел, который организовал в городе сеть эвакопунктов, а в этом здании - центральный сборно-распределительный пункт, который занимался расселением беженцев в городе и в населенных пунктах в радиусе 15 км от города с трудоустройством. С завершением этой работы здание отдали Восьмому заводу - корпус Б. Здесь размещались цеха: кузнечный, деревообработки, гальванический и участок прессования пластмасс. Можно представить, как затаскивалось сюда оборудование - вплоть до пробивания стен.

В конце 1944 г. изуродованную церковь вернули общине.

Автор неизвестен.

Слова для поиска: кинотеатр, Октябрь, Карла Маркса, собор, церковь, Воскресенский, 1940-е
Дата: 07.04.2013 20:49
Просмотров: 12495
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (4 Голос(ов)) 5.00 (4 Голос(ов))
Размер фотографии: 175.0 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
На ул. Пушкина

На ул. Пушкина
Следующая фотография:
Советская

Советская


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Skn-ng

Пользователь

Дата присоединения: 05.02.2011
Комментарии: 94
Offline Skn-ng
Культучреждения Добавлено 08.04.2013 12:17
Многие сейчас думают, что 1937 г. был полон ужаса, все сидели по домам и дрожали. А в этом здании в начале того года был открыт танцкласс и действовал около 2 лет. Западноевропейские (!) танцы преподавал Валентин Павлович Пичугин.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Skn-ng'у Добавлено 08.04.2013 12:26
Всё правильно, до войны и джаз слушали, и танцы перенимали, и в Америку без проблем ездили. ОЧЕНЬ дружили мы с Америкой, в то время, поэтому и подражали. Читая довоенные выпуски "Техники Молодёжи" я в этом неоднократно убеждался. Не подумайте, ничего плохого в этом я не вижу.
Vladimir

Пользователь

Дата присоединения: 23.04.2011
Комментарии: 44
Offline Vladimir vnbob at mail.ru
Skn-ng Добавлено 10.04.2013 21:09
Очень интересна дальнейшая судьба Валентина Павловича (после 39). Ну и приказ НКВД СССР № 00447, согласно которму по Марийской следовало расстрелять 300 и в лагеря на 8-10 лет - 1500 человек. А так да, и танцевали, и икру ели…
Татьяна Портнова

Гость
 
Старый кинотеатр "Октябрь" Добавлено 05.06.2013 09:01
По воспоминаниям моего дяди, Макарова Б.А., когда он работал киномехаником в этом кинотеатре( в какие это было годы, не помню), во время показа какого-то фильма вдруг загорелась киноплёнка, а на экране в это время был показан В.И.Ленин. Мой дядя очень перепугался за последствия, но всё обошлось благополучно.
Юрий С.

Гость
 
Вспоминает Ким Васин Добавлено 23.07.2014 14:28
"[...] Запомнилось мне, что у Вознесенского собора была крытая галерея, служба велась на двух этажах. Ломать, рушить собор начали перед войной. На первом полуподвальном этаже разместили госархив, а на светлом, просторном втором этаже перестлали пол деревянными плашками и пустили артистов Маргосфилармонии, которые в былом священном помещении ежедневно вели свои репетиции, лихо отплясывая гопак и чардаш. В алтаре же размещалась изостудия, в числе студийцев был и я. [...] В Воскресенской церкви, ныне снесенной, с одной стороны размещался звуковой кинотеатр "Октябрь", а на другой стороне - пионерский клуб (до 1937 года у нас в городе Дома пионеров не было). По услужливой прихоти местного начальства клуб носил имя тогдашнего первого секретаря обкома Ширвани, культ которого в те годы прямо-таки процветал в Марийской области [...]" ("Марийская правда" 9 июля 1991 года)
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.07.2014 15:18
Спасибо за дополнения... Про Вознесенскую церковь (собором она стала только в 1990-х) уместнее было бы написать под соответствующим теме снимком. :)
"...до 1937 года у нас в городе Дома пионеров не было..." (Конец цитаты). Теперь-то мы знаем, что Дом пионеров был на Советской в здании Марлесзага УЖЕ в 1934 году. Человеку свойственно ошибаться, вспомните хотя бы недавние дебаты и воспоминания маститых мужей от истории о расположении здания старой 2-ой школы, в районе перекрёстка улиц Эшпая и Коммунистическая.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 23.07.2014 19:21
Как-то у Вас всё легко и просто: те ошиблись, этот ошибся. "Маститые мужья от истории", на мой взгляд, не ошиблись, а говорили истинную правду. Оба. И Васин Ким Кириллович тоже ничего не путает, я в этом уверен. В "Мар.правде" в статье он пишет про пионерский клуб в бывшем соборе: "...клуб...был популярен...богатой детской библиотекой и чудесным театром юного зрителя. Библиотека помещалась под самым куполом, и там можно было взять редкостные книги, изданные ещё до революции. В работе юношеского театра участвовали старшеклассники школ города." И т.д. Ни слова про здание на Советской. Я склоняюсь к тому, что версия "В 1934 году Дом пионеров был на Советской-141" ошибочна.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.07.2014 19:42
А я и не оспариваю слова К. Васина. Во-первых, пионерский клуб в Соборе мог быть ведомственным. Он, по малолетству, мог об этом и не знать. На заре пионерского движения многие предприятия и организации имели свои клубы. Во-вторых, всё о чём он пишет могло происходить НЕ В 1937 году.
Про 2-ю школу. А здесь что Вам не нравится??? Оба профессора указывали не на то здание. И это называется: "...говорили истинную правду. Оба."???
Память ОЧЕНЬ избирательна. В молодости больше запоминается одно, в зрелости - другое... А перед неоспоримыми фактами (а фотография - это неоспоримый факт) нет авторитетов.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
О воспоминаниях Добавлено 23.07.2014 19:50
Надо понимать, что воспоминания, чьи бы то ни были, автора ни к чему не обязывают и не претендуют на исторически верные факты. Они не должны быть хронологически точными, поэтому искать в них достоверные даты, в большинстве случаев, нет смысла.
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 23.07.2014 20:00
Насколько я помню, профессора НЕ указывали на неверное здание. Один из них сказал, что МГПИ и школа находились на одной стороне улицы - верно! - а другой нарисовал подробную схему расположения зданий - и тоже оказался прав.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 23.07.2014 20:06
Значит на счёт пионерского клуба Вы согласны?
Юрий С.

Гость
 
Васин Добавлено 24.07.2014 14:34
Ким Васин родился в 1924 году, в середине 1930-х годов семья переехала в Йошкар-Олу, жили в доме на Пограничной улице. В 1937 году отца арестовали. На этом счастливое детство закончилось, 13-летнего мальчика определили в Ежовский детдом. Вот в этот краткий период в 2-3 года жизни в городе Ким Васин и посещал клуб пионеров, детскую библиотеку и театр юного зрителя. К какому ведомству они относились? Вряд ли это его интересовало.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 24.07.2014 15:00
"К какому ведомству они относились? Вряд ли это его интересовало." (Конец цитаты). Всё правильно, это его не интересовало и не могло интересовать, а в это время на ул. Советской под №81 (73), в бывшем здании Марлесзага, преспокойно существовал ГОРОДСКОЙ Дом Пионеров.
Биографию Кима Васина я знаю, спасибо...
Юрий С.

Гость
 
Profus'у Добавлено 24.07.2014 19:23
"...а в это время ... преспокойно существовал ГОРОДСКОЙ Дом Пионеров." Получается, пионер Васин жил в городе и не подозревал, что в 1936-м, в 1935-м, в 1934-м годах в центре города находился Дом Пионеров. И его друзья об этом не знали, иначе бы ему сказали. И его родители тоже. А в 1937-м году он проходил по Советской улице и случайно увидел. И написал через полвека в газете: "До 1937 года у нас в городе Дома пионеров не было."
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Клуб и Дом пионеров Добавлено 24.07.2014 19:42
Давайте читать ранние подписи под фото. Могу повторить: сюда переехал в 1937 г. Клуб пионеров (городской, республиканского не было) и в том же году был назван Домом пионеров. Просуществовал до переезда на Пушкина в новое здание, тогда был переименован в Дворец пионеров, далее Дворец творчества юных...
Юрий С.

Гость
 
Анатолию Добавлено 24.07.2014 19:58
Уверен, что так всё и было. В начале 1937 года власти переехали в специально построенное для них здание, а в марте клуб пионеров перебрался в освободившийся дом на Советской улице.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Юрию С. Добавлено 24.07.2014 20:58
Как знаете... Оставляю за собой право иметь собственное мнение. Разговор окончен.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 24.07.2014 21:15
Вы, наверное, многое пропустили. Посмотрите последний комментарий Сергея Куликова под фото id=1504, возможно поймёте мою позицию.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Датировка Добавлено 21.10.2015 13:41
Думаю, что фото сделано в бытность здесь кинотеатра "Октябрь", а не "в первые послевоенные годы". По воспоминаниям посещавших церковь горожан известно, что она была вновь открыта в 1944 году, соответственно была дооборудована маковкой над входом и куполом над основным объёмом храма, чего не видно на снимке. Помимо всего прочего, над входом, на уровне второго этажа, видно большое окно, которого нет ни на дореволюционных фото, ни на послевоенных снимках. Основной причиной датировки является плакат слева от входа с названием фильма "Клятва", который действительно вышел в 1946 году. Но снимок сильно ретуширован и не скажешь, что с завидной скрупулёзностью: не прорисованы каменные наличники на окнах, зубчики карнизов, другие мелкие детали архитектурного декора. С таким же отношением реставратор мог подойти и к плакату, например, не заметить слова "Тимура", превращающего название кинокартины в "Клятву Тимура" 1941 года. Также, возможно это не анонс фильма, а приглашение на литературные слушания стихов А.А. Ахматовой из цикла "Клятва" или М.Л. Матусовского с тем же названием. Ещё существовал "Боевой киносборник "Клятва" первый номер которого вышел в 1941 году...
Моё мнение - это фото 1941 года, до въезда сюда завода №298.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 21.10.2015 19:00
Снимок со стр.13 иллюстрированного издания "ЗПП: история успеха" (2011). Как составители вольно отнеслись к некоторым фото я писал 18.07.2015 21:37 под id=1576.
С тем, что на этом фото нет купола не согласен, только он плохо виден. Нужно сравнить ракурс съемки с фото id=2242 и будет понятно, а остальное отретушировано.
В предыдущем издании книги посвященной 50-летию завода "Завод полупроводниковых приборов" (1991) на стр.3 была использована рисованная иллюстрация здания корпуса "Б" завода №298 (старое здание кинотеатра "Октябрь"). Иногда для монтажа оборудования в здании пробивали стены. Рисунок значительно отличается от фото при этом на рисунке виден 2-й ярус колокольни и купол выглядит выше.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Юрию С Добавлено 21.10.2015 19:10
Рисунок из книги 1991 больше похож на фото id=924.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 21.10.2015 19:52
"С тем, что на этом фото нет купола не согласен, только он плохо виден". (Конец цитаты). Нет ни купола, ни светового барабана.
А самое главное нет маковки над входом - неотъемлемой части православной церковной архитектуры.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4869
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 21.10.2015 20:05
Ваш рисунок получил. (olacity.ru) Мне кажется он сделан со слов, по воспоминаниям современников, с использованием старых фотографий собора. Видимо, в то время в распоряжении тех, кто рисовал этот рисунок не было снимков реального состояния кинотеатра. Насколько я знаю, здание собора не разбирали во время войны.
И дом Кореповых нарисован весьма условно - не похож сам на себя...
Юрий С.

Гость
 
Владимиру G Добавлено 22.10.2015 11:54
Я не специалист по ретуши, простите.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Цитаты в тему Добавлено 09.08.2017 23:47
1. "Каменных церквей - пять, а именно собор во имя Воскресения, с пределом Покрова Богородицы, построенный в 1759 г., но кем? Неизвестно" (Из "Статистического описания Царевококшайского уезда Казанской губернии", 1837 г.).
2. "Необходима организация клуба, где бы можно было отдохнуть. У некоторых товарищей имеется тенденция - театр превратить в клуб. Считаю это не целесообразным..." (Из выступления члена президиума ЦКК т. Ленгника о результатах работы комиссии ЦК ВКП(б) в Марийской организации, 11 августа 1928 г.).
3. "Здание Воскресенского собора, находящееся в центре города и как наиболее подходящее к приспособлению и оборудованию без значительных средств под культурно-просветительное учреждение, передать облпрофсовету для использования на культурные цели" (из протокола №72 о расторжении договора с общиной верующих от 20 сентября 1928 г.).
4. "помещение Воскресенского собора в г. Йошкар-Оле до 1945 г. было занято городским кинотеатром "Октябрь", а затем по просьбе верующих предано в распоряжение религиозной общины... трудящиеся города возмущены тем, что исполком городского Совета до сих пор не принимает меры по возвращению здания церкви под культурно-просветительное учреждение или сносу его от места отдыха трудящихся... решает: 1. Просить Совет Министров Марийской республики закрыть Воскресенский собор и передать здание в распоряжение исполкома горсовета для переоборудования его под кинотеатр юного зрителя". (из постановления горисполкома от 19 августа 1960 г.). Другим решением горисполкома за 1960 г. здание собора признано аварийным и снесено.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 3059
Offline Владимир G
Адрес Добавлено 04.02.2018 16:58
В 1938 году в здании располагался Маркинотрест (у. Карла Маркса, д. №41).


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.