История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Общий вид ж/д станции

Общий вид ж/д станции

  Создать и послать открытку  


Информация о "Общий вид ж/д станции"

Описание:

Прекрасная панорама, снятая вероятнее всего со старого элеватора. Для посвященных, конечно. Я не отношу себя к ним, но кое-что вижу. Внизу склады, жилой дом с огородом, непонятные постройки. В правой половине снимка водонапорная башня. За ней, правее, пути. На них грузовые платформы, вагонетки, за ними "пульманы" и сцепка из двух пассажирских вагонов старого типа. Далее дома по ул. Деповской, левее само депо. Почти в центре снимка всеми узнаваемое здание вокзала со шпилем (половина современного, построенная в 1956 г.). Перед ним Привокзальная площадь с уходящей влево вдоль фасада вокзала улицей Вокзальной. Выше, за полотном ж/д, видны дома ул. Железнодорожная, выходящей на левую сторону Кокшайского проезда (выше всех зданий он переходит в отлично видимый на снимке Кокшайский тракт). Так вот, вся левая сторона ул. Карла Маркса еще пуста, нет ни "Электроавтоматики", ни РД ("Контакта"). Справа вдалеке Мясокомбинат, размещенный в 1956 г. по адресу Кокшайский проезд, 44, за ним Консервный завод, 46. Конечно, я что-то пропустил по незнанию этого района. Надеюсь, дополните или поправите.

Судя по тому, что на фото даже не начато строительство завода приборной арматуры ("Электроавтоматика"), а в 1957 году оно уже кипело, можно предположить, что фото 1956 года (см. коммент. Владимира G ниже).

Фото Госархива а/в документов РМЭ. Автор неизвестен.

Слова для поиска: панорама, Вокзальная, вокзал, Деповская, Кокшайский проезд, Железнодорожная, Соловьева, мясокомбинат, 1950-е
Дата: 31.07.2012 08:53
Просмотров: 7611
Рейтинг: Рейтинг: 5.00 (3 Голос(ов)) 5.00 (3 Голос(ов))
Размер фотографии: 211.2 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Ул. Эшкинина

Ул. Эшкинина
Следующая фотография:
У вокзала

У вокзала


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
Daddi

Пользователь

Дата присоединения: 22.06.2011
Комментарии: 15
Offline Daddi
Пассажирские вагоны Добавлено 03.08.2012 22:10
Я помню старые вагоны. Они были короткие, двух- или четырехосные. Ступеньки были деревянные и, кажется, выступали за габариты вагона. Но самое интересное - сцепка. Были два буфера с тарелками, внутри пружина. К серединной двери поднималась, а при сцепке опускалась платформа в виде ребристого тяжелого металлического листа. Листы укладывались друг на друга, образуя мостик-переход с перилами. Гармошки, закрывающей переход, еще не было. Потому переходить из вагона в вагон во время движения было страшно, особенно зимой. Листы стучали, елозили друг на друге с визгом и скрипом. Было скользко. Ветер, казалось, сдует сейчас. А сцеплялись вагоны винтом одного и проушиной другого. Кажется, еще накидывались две цепи. Тормозных шлангов не помню, но, наверное, были. Ручной тормоз помню на грузовых вагонах. Было мне тогда лет 10, а то и меньше. Запомнилось на всю жизнь.
Гость

Гость
 
? Добавлено 04.08.2012 15:39
Вдали слева Чихайдарово что ли? Кто знает?
а

Гость
 
Да Добавлено 05.08.2012 13:03
Слева Чихайдарово, справа дальше Чигашево.
Пассажир

Пользователь

Дата присоединения: 03.10.2010
Комментарии: 114
Offline Пассажир
верхняя граница Добавлено 10.08.2012 14:32
Фото не позднее 1959 г., т.к. в сентябре 1999 г. было 40 лет, как начал выпуск продукции завод "Электроавтоматика". На фото его нет.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
* Добавлено 10.08.2012 16:10
Мясокомбинат, на этом месте (Кокшайский проезд, 44), с 1956 года.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
"Электроавтоматика" Добавлено 10.08.2012 19:07
Добавлю: завод приборной арматуры был заложен в феврале 1957 г.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Profus'у Добавлено 10.08.2012 19:34
У Вас уйма информации. Отвечу по порядку.
На суперобложке фотооткрыток цветочный павильон в Парке культуры (мини-открытки форматом 6 х 8,5 см. По выставленной Вами обложке у нас ничего нет. Я видел ее в свое время...
По мясокомбинату: первая городская скотобойня открылась в 1910 г. Новая советская - у реки на ул. Гоголя в 1921. В середине 2-й пятилетки на их основе создан мясокомбинат. На новом месте (Кокшайский проезд) необходимое для работы комбината строительство началось еще в войну (1943 г.). Основное строительство развернулось с 1953 г. Нужно сказать, что Мар. энциклопедия дает общую информацию, не вдаваясь в подробности.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 13.08.2012 20:51
Я не знаю, что Вы подразумеваете под понятием "Мар. энциклопедия". У меня много других каналов получения информации в виде архивных справок предприятий и личного копания в архивах... Но давайте "ближе к телу". Вы противоречите сами себе: "...Справа вдалеке Мясокомбинат, построенный в 1935 г. по адресу Кокшайский проезд, 44" - цитата из подписи к фото. "...На новом месте (Кокшайский проезд) необходимое для работы комбината строительство началось еще в войну (1943 г.). Основное строительство развернулось с 1953 г." - цитата из Вашего комментария. Это, что касаемо данного снимка.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Исправил Добавлено 13.08.2012 21:32
Вечная проблема с противоречиями в разных источниках. А "Энциклопедия Марий Эл" - том первой на сегодняшний день энциклопедии Республики, изданной в 2009 г. по постановлению правительства РМЭ.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Анатолию Добавлено 14.08.2012 08:05
Исправил – «хрен редьки не слаще»… Ну да ладно! Я объясню, откуда берутся мои сомнения в Вашей правоте. У меня работает известный в автомобильных кругах токарь. Пенсионер, родом из Чихайдарово. Его отец работал на мясокомбинате, находящемся на Красноармейской слободе, мальцом он бегал к нему. Остались яркие воспоминания о рубленых зданиях мясокомбината. Мои переубеждения его не вдохновили – убеждён, что мясокомбинат был в зданиях конезавода. В 1956 году отца перевели ближе к дому – на Кокшайский проезд. Владимир Куклин, в комментарии к фото id=1334, называет бывший конезавод «Заготскотом». «Заготскот» была организацией Потребкооперации. Возможно подчинение скотобойни/мясокомбината ей. А название, у местных жителей, осталось со старых времён. Представитель, известной в Вараксино, семьи Варсеговых тоже уверен в том, что на противоположном берегу, в бывшем конезаводе, был мясокомбинат, т.к. его отец – известный в городе столяр – одно время работал там столяром. «Родовое гнездо» оставшихся Чулковых (савинская ветвь, прямые наследники Чулкова Т.В.), со времён революции, находится в Вараксино. Как ни странно они тоже утверждают, что в зданиях конезавода был мясокомбинат… Тут поневоле задумаешься и начнёшь искать подтверждения чьей-либо правоты. Один умный человек (Вы его знаете) как-то сказал: «Думаю, лучше сказать с чьих-либо слов, чем умалчивать о таких фактах. Исследователи разберутся. Игнорировать сказанное кем-то, пусть даже ошибочно, не стоит». Я думаю, он прав. А Вы?
Извините за такой пост под этим снимком.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Profus'у Добавлено 14.08.2012 12:12
Очевидцы - это более чем убедительно. Я в данном случае пользовался записями первого председателя горисполкома В.Т.Дмитриева, краеведа, изучавшего город как по памяти, так и по архивам. Однако в машинописи его заметок могут быть ошибки машинистки. Потому полной уверенности у меня все же нет. Спасибо за напоминание в цитате.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Водонапорная башня Добавлено 28.05.2013 15:52
В конце прошлого - 2012-ого - года (поправьте, если ошибаюсь) снесли водонапорную башню, что на ближнем плане правой половины снимка. Жаль, колоритное было строение...
ninel

Гость
 
Анатолию Добавлено 14.10.2013 22:59
Не знааю, интересно ли Вам, но хочу указать примерное место треста "Марилес".( Помните наш диалог о "Марилесзаг" - Дом пионеров?). В левой части снимка,почти у края снимка видна крыша с чердачным окном и белой трубой. Крыша перпендикулярна зданию вокзала. Так здание "Марилеса" (сли бы его не снесли к этому времени) было бы видно над этой крышей. Его фасад выходил на Советскую улицу.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2203
Offline Владимир G
"Электроавтоматика" Добавлено 22.07.2016 22:26
Все, что сказано о заводе "Электроавтоматика" печаталось в различных изданиях, в том числе и в газете "Марийская правда".
Но в "Марийской правде" от 28 июня 1959 вышел репортаж "Завод вступил в строй" опровергающий эти данные: "Две даты: 10 января 1957 года экскаватором вынут первый ковш земли, а 3 мая в фундаменты заложены первые кубометры бетона. Началось строительство Йошкар-олинского завода электроавтоматики. На пустыре за заводскими улицами вырастали корпуса. Строительство еще не закончено. По металлическим рельсам и сейчас движется мощный подъемный кран, подовая железобетонные перекрытия на четвертый этаж здания... Завод электроавтоматики строится и вто же время дает продукцию. Пущен в эксплуатацию вспомогательный корпус в котором работают три цеха: Механический, инструментальный и сборочный".
Могу добавить, что в октябре 1957 были закончены работы по прокладке всех подземных коммуникаций к вспомогательному корпусу и построены боковые стены его производственной части, а в январе 1959 заканчивалась кладка стен двухэтажной административно-бытовой части.Ничего этого на снимке не видно и говорить о 1958 - 1959 не приходиться.
Ни чего не могу сказать о строительстве водонапорной башни (есть на фото), которая вошла в территорию завода (в прошлом году была разобрана ее деревянная часть). На проекте завода она присутствовала. Толи ее построили для завода, то ли она уже существовала ранее. К последнему склоняет то, что верх башни был деревянным. Например, в 50-е строили водонапорные башни в Оршанке и Куженере, они полностью были каменными.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2203
Offline Владимир G
Дома на ул. Соловьева Добавлено 22.07.2016 22:59
8 февраля 1957 газета "Марийская правда" сообщила: "На улице Деповской, как раз напротив корпусов завода торгового машиностроения, возводится двухэтажный восьмиквартирный жилой дом. В декабре начали рыть котлован, в январе заложили бутовый фундамент, сейчас ведется кладка цоколя из красного кирпича". Оценивая взятые темпы работ срок окончания строительства был намечен на май, а заселение на июнь. Но к середине июня готовность дома: на втором этаже работают маляры, а на первом закончена штукатурка и начаты укладка полов. 22 июня газета сообщила, что "рядом с этим почти готовым домом 22 мая заложен фундамент такого же здания".
12 июля газета писала: "В этом районе города, за железнодорожным депо, дома растут, как грибы. Не прошло и полгода, как выстроены три многоквартирных здания и около них строится еще четыре здания. Образовалась новая улица... Рядом с этим, заселенным позавчера, расположились новые дома: горкомхоза - на 14 семей, рабочих депо, выстроенных своими силами, а за ними три дома завода торгового машиностроения и древокомбината. Улица пока не имеет названия, ее условно именуют Деповской, по имени двух ближайших улиц".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1388
Offline Сергей Куликов
про даты Добавлено 23.07.2016 12:17
Дома по ул. Соловьёва построены: № 2 - 1956 год, № 4 - 1956 год, № 6 - 1957 год, № 8 - 1957 год, № 10 - 1957 год, № 12 - 1957 год. На снимке видно, что часть домов построенных в 1957 году уже закончены строительством, другая часть ещё строится, отсюда вывод: снимок 1957 года.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру Я Добавлено 23.07.2016 14:57
"...она уже существовала ранее. К последнему склоняет то, что верх башни был деревянным. Например, в 50-е строили водонапорные башни в Оршанке и Куженере, они полностью были каменными". (Конец цитаты).
Не факт. Существовало два варианта баков для водонапорных башен. Если бак был бетонным, то его закрывали снаружи по утеплителю кирпичной кладкой. Реже, или когда денег "куры не клюют", металлический бак закрывали кирпичом. Чаще же металлический бак закрывался по утеплителю дощатой обшивкой будь то 1930-е, 1940-е и вплоть до 1980-х гг. А если расход воды был очень большим, то металлический бак вообще не утеплялся и имел систему льдоудержания. Это, т.н., "бээрки" - "Башни Рожновского".
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1388
Offline Сергей Куликов
водонапорная башня Добавлено 23.07.2016 16:42
Водонапорная башня на территории завода "Электроавтоматика" не могла быть построена до строительства завода, для жителей д. Чихайдарово и самовольного строительства на Полевых улицах никто не стал бы строить водонапорную башню. Вероятно это был первый объект строительства завода.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2203
Offline Владимир G
Детали Добавлено 23.07.2016 23:50
В газете от 12 июля 1957 как раз есть фото домов №2 и 4 по будущей ул Соловьева. Про них и писали "не прошло и полгода".
На строительной площадке существовал свой растворный узел, возможно для него вода и была нужна в первую очередь. К осени 1957 были заложены фундаменты будущей котельной и главного корпуса.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2203
Offline Владимир G
О башне железнодорожников Добавлено 06.08.2016 08:20
Газета "Марийская правда" (зима 1933г): "постоянного водоснабжения станция Йошкар-Ола не имеет. Из-за отсутствия водоснабжения приходиться "гнать" каждый паровоз до разъезда Сурок... в прошлом году водоснабжение было организлвано на р. М.-Кокшаге... Водонапорную же башню начали строить в августе, но и до сих пор она не готова".
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 06.08.2016 17:29
Спасибо, действительно важный факт. :)
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 2203
Offline Владимир G
1933 Добавлено 07.08.2016 00:26
На 3-й квартал 1933 было ассигновано 300 т. рублей на строительство ж/д депо. На эти средства необходимо было закончить водоснабжение, депо на три стойла, поворотный треугольник к депо, тракционные пути, склад для топлива и дом для бригад паровозов. Для разворачивания этой работы не хватало 400-500 человек строителей, не хватало строй материалов (265 т. шт. кирпича, 800 кубов леса и т.д.).
Летом комсомол взял шефство на станцией, вопрос стоял о сокращении сроков выгрузки вагонов и организации ее работы (о простоях, авариях, прогулах и т.д). О строительстве нет ни слова.
Только уже в 1936 возник вопрос о необходимости благоустройства вокзала...
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Владимиру G Добавлено 07.08.2016 11:25
Спасибо за интересную информацию. Депо числится за ж/д станцией Йошкар-Ола с 1933 года, а вот о разворотном треугольнике я не могу сказать с уверенностью это же, но в инвентаризации 1937 года он уже упоминался.
ганна

Гость
 
Общий вид ж/д станции Добавлено 20.10.2016 15:31
На этой фотографии видно с правой стороны водонапорную башню, а рядом белое строение 2 окна-это душевая,где раньше мылись рабочие-грузчики товарного двора после смены.Вплотную с душевой(видно фронтон и часть конька кровли)- это барак Вокзальная 10,раньше это строение называли-барак грузчиков.Рядом надворные постройки. Через дорогу от водонапорной башни -жилой дом с белыми оголовками печных труб, Вокзальная,8
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 4308
Offline Profus luis106 at mail.ru
Ганне Добавлено 20.10.2016 15:52
Понятно... Значит дом Вокзальная-10 расположен за эмблемой сайта. Через дорогу - Вокзальная-8, а как тогда проходил створ самой улицы? А начиналась Вокзальная от перекрёстка с ул. Ст. Разина и шла в сторону элеватора?
ганна

Гость
 
PROFUSу Добавлено 20.10.2016 16:25
думаю, что Вы правы.


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.