История города Йошкар-Ола в фотографиях

Категории


Случайная фотография


Пользователи

Имя пользователя:

Пароль:

Запомнить меня



Друзья

  • Вспомни СССР
  • Секонд хенд


Хотите видеть новые фото с olacity.ru на главной странице Яндекса? Установите наш виджет и вы всегда будете в курсе о новых фото. Пример...
добавить на Яндекс

Rambler's Top100 Официальный сервер Правительства Республики Марий Эл



Старый аэропорт

Старый аэропорт

  Создать и послать открытку  


Информация о "Старый аэропорт"

Описание:

Первый аэродром города находился в районе нынешнего 9-го микрорайона, примерно около места пересечения улиц Строителей и Йывана Кырли. Открыт как учебно-спортивный при Марийском отделении Общества друзей воздушного флота, возникшем в 1923 г. (позднее оно слилось с обществом Доброхим и образовало Общество друзей авиахимической обороны и промышленности СССР - Авиахим). В 1927 г. Общество было преобразовано в Осоавиахим. На средства, собранные членами Общества, были построены самолет "Марийский трудящийся", городок Осоавиахима в Сосновой роще, парашютная вышка. Из Нижнего Новгорода прибыло авиазвено для обучения энтузиастов авиаспорта прыжкам с парашютом. То есть, аэродрома еще не было, было просто летное поле. В 1933 г. при облсовете Осоавиахима была создана авиашкола для подготовки летчиков-пилотов (причем, без отрыва курсантов от производства). В 1935 г. открылся филиал Горьковского аэроклуба, на следующий год он получил самостоятельность и имя Наты Бабушкиной, погибшей при затяжном прыжке именно на этом поле, незадолго до этого названном аэродромом. К тому времени самолетами уже доставлялась центральная почта, а с открытием внутренних рейсов - и областная. Была создана лесная авиаохрана, санитарная авиация. Начались и единичные перевозки пассажиров.

Однако пассажирская авиация появилась в республике только после войны, в 1946 г. Именно тогда и был открыт гражданский аэропорт, называемый Медведевским (изредка Березовским), и построен этот зал для пассажиров. Просуществовал он здесь до 1958 г., до перевода на нынешнее место, к деревне Павлово.

Фото 1950-х гг. из семейного архива А.П.Румянцева. Автор неизвестен.

Слова для поиска: Березово, аэропорт, Медведево, Румянцев, 1950-е
Дата: 06.04.2012 18:59
Просмотров: 39764
Рейтинг: Рейтинг: 4.33 (6 Голос(ов)) 4.33 (6 Голос(ов))
Размер фотографии: 126.7 KB
Добавлен: alexandr
Оценить снимок



Предыдущая фотография:
Старый вокзал

Старый вокзал
Следующая фотография:
На вокзале

На вокзале


Комментарии к фото

Автор: Комментарий:
наташа

Гость
 
старый аэропорт Добавлено 06.04.2012 21:30
Вау! Как круто! Интересно какой это год? Что-то после войны наверное, 1950-е?
Пассажир

Пользователь

Дата присоединения: 03.10.2010
Комментарии: 114
Offline Пассажир
уточните Добавлено 08.04.2012 23:39
Кто в курсе, уточните, пожалуйста, где конкретно находилось здание аэропорта и сама ВПП (полоса). Спасибо!
Daddi

Пользователь

Дата присоединения: 22.06.2011
Комментарии: 15
Offline Daddi
"Марийский трудящийся" Добавлено 09.04.2012 11:58
Самолет был построен в 1931 г. Затем передан Нижегородской краевой школе Осоавиахима. Взамен МАО получила квоту на 3-х человек для обучения своих летчиков в Нижнем.
Tom

Пользователь

Дата присоединения: 19.01.2011
Комментарии: 106
Offline Tom
Аэропорт Добавлено 09.04.2012 21:15
Я в то время был еще мал, и у меня не было цели что-то запомнить. Помню, что никаких изгородей вокруг не было - поле. По ориентирам. Полоса находилась ниже Козьмодемьянского тракта - примерно на уровне нынешней школы № 23. Там дальше, в сторону ЗПП, были какие-то домишки. Ни ул. Строителей, ни 9 микрорайона не было, так что не от чего отсчитывать, где находилось здание. Но он него, как мне помнится, были видны дома Медведево и Мышина. Так что в описании под фотографией сказано верно, точнее я не могу сказать. А вот направление полосы не помню, то ли параллельно тракту, то ли чуть под углом.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3932
Offline Profus luis106 at mail.ru
? Добавлено 30.07.2012 11:39
Всё-таки не даёт покоя мне это фото... А почему решили, что на снимке Медведевский аэропорт? Есть какие-нибудь веские доводы??? Такой же зал ожидания был и в Павловском аэропорту. Я его хорошо помню. Компьютер, анализируя оттенки серого цвета, даёт наружную окраску стен здания - синяя. Синим был и зал ожидания Павловского аэропорта. Он находился (может быть и находится до сих пор - не могу выбрать время доехать до Аэропорта) справа от современного здания Аэропорта, если стоять к нему лицом.
Анатолий

Пользователь

Дата присоединения: 06.03.2010
Комментарии: 557
Offline Анатолий
Веские доводы? Добавлено 30.07.2012 13:47
Ничего, кроме пометки карандашом на обороте: "Медведево". А еще галифе, бушлат саперных войск на хозяине фото (послевоенное время), жестяная урна... Мягкий чехол для ружья, составные удочки тогда уже были. Есть невнятное утверждение человека, бывавшего там: "Вроде Медведевский..." Кроме того, в 1970 году мне пришлось побывать в аэропорту Бреста. Он был практически такой же. В каком-то фильме видел подобный же. Возможно, это типовое здание для аэропортов послевоенного времени. Не удивлюсь, если Павловский - точная копия этого. А может, его перевезли туда?
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3932
Offline Profus luis106 at mail.ru
Медведевский аэропорт Добавлено 30.07.2012 21:50
Да, индефицировать фото точнее практически невозможно. То, что время съёмки 50-е подтверждают и следующие косвенные признаки: дверные ручки Тульского завода "Красный октябрь" выпускались до середины 50-х (далее завод перестал выпускать скобяные товары), Низкопрофильный 8-ми волновой шифер, на козырьках, закончили выпускать до середины 60-х (в 1967 году вышел новый ГОСТ). Громкоговоритель, находящийся чуть выше и правее фронтонного окна, выпуска начала 50-х годов (их выпускали на Рижском VEF). Я, всё-таки, склоняюсь к версии Медведевского аэропорта. Слишком уж поношенное здание: двери рассохлись, осели и покосились, скреплены металлическими уголками и безрезультатно. В Павловском аэропорту, в 50-х, стояло бы новое здание.
Сергей Куликов

Гость
 
Profus'у Добавлено 09.05.2014 15:15
Всё же я склоняюсь к тому, что это здание "Павловского" аэродрома, аэропорта тогда ещё не было, оно существует по сей день справа от современного, даже если бы его перенесли со старого места, оно бы отличалось чем-нибудь от прежнего.
Василий Федорович

Гость
 
Аэропорт в 9 мкр. Добавлено 09.11.2015 17:26
Аэродром в 9 мкр.прежде всего трагически связан с именем Наты Бабушкиной. За два месяца(апрель 1936) в Йошкар-Олу приезжали ее друзья-поэты Константин Симонов и Евгений Долматовский. Долматовский описал гибель Наты в поэме и культовом советском фильме "Добровольцы". Есть информация , что были (но недавно снесены) два 2-этажных дома-барка для летчиков и техников на перекрестке улиц Володарского-Матросова около современной 5-этажки ул.Садовая дом 24. Взлетная полоса длиной всего метров 200, могла располагаться только с севера на юг (старые самолеты взлетали только против ветра)и совпадать с ул.Баумана в районе 23 школы. Так как еще есть информация , что "взлетка" была где-то между ул.Садовой и Зеленой. Парашютистов выбрасывали рядом с полосой, так, что падение Наты могло быть и во дворе 23 школы, где надо(???) поставить памятный знак.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1147
Offline Сергей Куликов
Василию Фёдоровичу Добавлено 09.11.2015 19:01
Два 2-х этажных дома, о которых Вы пишете, бараками быть не могут потому, что они 2-х этажные, построены в 1960 году, вообще район за заводами № 297 и 298 застраивался во второй половине 50-х годов, но верно, что они принадлежали Йошкар-Олинскому авиаотряду, только авиаотряд к этому времени находился в 8 км от города.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
1937 Добавлено 09.11.2015 19:45
В газете "Марийская правда" от 18 августа 1937 есть фото взлетающего самолета, на заднем плане виднеется город и четко видна какая то башня.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
Аэродром Добавлено 09.11.2015 21:23
Первоначальное название аэроплощадка (или площадка для посадки аэропланов). 1 июля 1934 была открыта воздушная линия Горький - Чебоксары - Йошкар-Ола - Ижевск. Для обеспечения регулярного воздушного сообщения возникла необходимость "приступить к строительству аэропорта". С этого момента начало использоваться понятие "аэродром".
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
Воспоминания Добавлено 10.11.2015 13:31
Некоторые воспоминания по аэродрому. Первый собеседник жил с 4 лет в домах стройплощадки (сейчас территория ММЗ), т.е. в 1945-1959 гг. Он говорит, что в детстве ходил на аэродром, там был только один ангар для ремонта самолетов (в него детей не пускали), указатель направления и скорости ветра, площадка для самолетов и дорога вдоль нее. Вторая собеседница живет с 15 лет в домах ЗПП по ул. Зеленая, начиная с 1953. Она утверждает, что 2-х этажные дома при аэродроме были с 1953.
От себя добавлю, что ММЗ (тогда п/я 42) строили дома в этом районе (по ул. Баумана и Машиностроителей) с 1951 по 1959.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1147
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 10.11.2015 15:58
Первые дома по ул. Зелёной ЗПП построил в 1955 году.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 10.11.2015 18:28
Этот вопрос обсуждали ранее. Достоверно могу сказать, что заселили дома в 1953. Например, дом №27 заселили в марте, а дом №29 еще достраивался.
Василий Федорович

Гость
 
Аэродром в время войны Добавлено 11.11.2015 08:41
На месте современного аэродрома во время ВОВ находился военный аэродром. На нем базировался 3-й запасной авиаполк.Летчики жили рядом в д.Большой Шаплак. Полк обслуживал эвакуированную в г.Й-Олу Ленинградскую Военно-инженерную академию. В нем были в том числе ленд-лизовские самолеты "Бостон"А-20. В день Авиации 17 августа 1945 в городском парке была выставка военных самолетов. Трактор притащил на прицепе "Бостон" А-20 из "Шойбулака".Из участников тех событий Пока известен Линченко Николай Яковлевич (1907-1991) инженер этого авиаполка и его жена Чернова Лидия Михайловна ( 1909-1979)начальник лазарета. Между летчиками и жительницами Б.Шаплака сложились трогательные отношения. В гражданском браке родилось достаточно много детей.Это красивые и умные люди.Сейчас ходишь по Йошкар-Оле как-будто в Витебске или Могилеве. В Шойбулаке был детский дом для эвакуированных , где заведующей была писательница Софья Могилевская (есть книга"Дом в Цибикнуре")В детском доме работала кастеляншей печально известная Ханна (Анна) Берковна Корбукова.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3932
Offline Profus luis106 at mail.ru
Василию Фёдоровичу Добавлено 11.11.2015 09:49
В общем я с Вами согласен, только немного конкретизирую.
На территории Павловского и Цибикнурского сельсоветов (вблизи д. Б. Шаплак) аэродром был организован 3 октября 1938 года согласно постановлению Совнаркома МАССР "Об отводе площади под аэродром аэроклуба имени Наты Бабушкиной". Под него был отчуждён участок колхозной земли в 180 Га.
С началом ВОВ, в августе 1941 года, к нам в город прибыла эвакуированная из Ленинграда Военно-воздушная академия. Её расформировали по нескольким зданиям Йошкар-Олы, под учебный процесс выделили здание Марпединститута в конце Нечаевки (ул. Коммунистическая). 13 сентября 1941 года к аэродрому аэроклуба присоединили ещё 60,5 Га земли ближайших колхозов и увеличенный аэродром передали академии...
Спасибо за интересные подробности! Что-нибудь ещё можете рассказать?
Василий Федорович

Гость
 
т.Profus'у Добавлено 13.11.2015 17:22
Интернет не самое лучшее место для общения... Но вот вспомнил один случай... 8 марта 1942 года была нелетная погода. И Медведевский аэродром был закрыт на прием самолетов.Совсем. Поэтому Стас приехал поездом, а точнее воинским эшелоном прямо из солнечного Ашхабада. Призывники ехали в вагоне целый месяц.Последняя черная лепешка кончилась три дня назад.Вагонную "буржуйку"топили штакетником от пристанционных заборов, где они еще уцелели. В дороге у него украли модное "индпошивочное" пальто и ботинки.Поэтому Стас был в старом засаленном и завшивленном бухарском халате с торчащими отовсюду клочками грязной ваты и кирзовых ботинках без шнурков с подметками, привязанными этими самыми шнурками, а на голове была летняя буденовка с нашитой синей кавалерийской звездой. Первое, что Стас услышал на станции Йошкар-Ола: "А ну вылазь-стройся, басмачи не русские...", а дальше все нецензурно! Спрыгнув в грязную снеговую лужу и лихо поправив буденовку, Стас резонно заметил встречающим военным на чисто русском языке: "Мы тут между прочим не басмачи, а москвичи! Два курса Университета!" Стас был москвичом, славным представителем "золотой" молодежи и сыном Иосифа Болеславовича- главного(?) врача-ортопеда СССР, и... что он тщательно скрывал, внуком царского генерала и прокурора Болеслава Иосифовича, блистательного дворянина польско-французского происхождения. После прибытия на гостеприимную марийскую землю, Стас был определен на станцию Сурок в печально известную 46-ю запасную стрелковую бригаду. Где и находился с февраля 1942 по сентябрь 1943 года,то есть пробыл в лесных Сурокских лагерях 18 месяцев вместо двух положенных. А потом Стас"сбежал" на фронт под Смоленск. На фронте был на неприметной должности "фотографа политотдела" Шестого гвардейского кавкорпуса. В бою 11 февраля 1944 года Стас пытался подорвать прорвавшийся немецкий танк, но был изувечен при взрыве собственной гранаты. Лежал в кровавом снегу 12 часов,пока шел бой,автомат у него забрали свои же, чтобы не застрелился,всеми забытый и безнадежный, он был все же подобран очень невзрачной санитаркой. Долго лечился в госпиталях, лишился ноги... Поступил во ВГИК. Сейчас нам он больше известен как кинорежиссер Станислав Иосифович Ростоцкий, создатель кинофильмов "А зори здесь тихие", "Белый Бим-черное ухо" и лучший друг Вячеслава Тихонова(Штирлица). Неизвестно, приезжал ли С.И.Ростоцкий после войны в Йошкар-Олу...Но в фильме "А зори здесь тихие"карельский сосновый лес точно такой, как в Сурке на месте землянок военного времени.И всю оставшуюся жизнь этот талантливый мужчина страстно любил красивых женщин, но был беспредельно признателен некрасивой санитарке, повторно подарившей ему жизнь под украинским городком Дубно.
Profus

Пользователь

Дата присоединения: 29.11.2011
Комментарии: 3932
Offline Profus luis106 at mail.ru
Василию Фёдоровичу Добавлено 14.11.2015 14:26
Я понимаю, что не конкретизировал запрос, попросив Ваc рассказать что-нибудь ещё, но меня интересует что-нибудь о герое фото, под которым мы переписываемся - о Медведевском аэродроме.
Спасибо за подробности приезда С.И. Ростоцкого в наш край, кое-что для меня оказалось новинкой, но в общем целом факт широко известный. Напомню, что в эвакуации в нашем городе был ещё один известный актёр и режиссёр - Ролан Антонович Быков и тоже вспоминал много хорошего о Йошкар-Оле.
Василий Федорович

Гость
 
т.Profus'у Добавлено 16.11.2015 17:00
Прошу извинить меня за не вполне уместное лирическое отступление...Но ближе к авиации. Так как уважаемые собеседники по вопросу о местонахождении т.н. «Медведевского-Мышинского» аэродрома разделились на две равные части, то невольно напрашивается осторожный вывод, что первоначально с 1930-х годов могли существовать две взлетные полосы. Они четко видны на плане современного 9-го микрорайона, имеющего вид шестиугольника. Одна (пасажирская полоса- «восточная») между улицами Садовой и Зелёной, ближе к современной школе №23 прямо по линии современной улицы Баумана.Здесь как раз и стояли два 2-этажных дома авиаотряда (расстояние до полосы 300м). И вторая взлетная полоса (спортивно-клубная-«Западная») на перекрестке современных ул.Й-Кырли и Строителей, но ближе к д.Мышино. Обе полосы совпадают, соответственно, с «непонятными изломами» улиц Баумана и Строителей, имеют «правильное» аэродромное направление «север-юг». Полосы параллельны. Расстояние между ними 750 м.В 1958 в связи с расширением завода №297 возникла необходимость обезопасить новую заводскую территорию, в том числе, от возможного падения самолетов. Так как взлет и посадка являются наиболее опасными периодами полета( 90% аварий). Даже можно предположить, что инициатором выступил тогдашний главный инженер ММЗ Владимир Павлович Алексеев (1914-2000)(не понятно, насколько достоверен факт существования в 1958 проекта постройки «байконурского» космодрома в МАССР восточнее п.Сернур, но и там главный аргумент руководства заводов :«против» был в том, что ступени ракетоносителей могут упасть на военные заводы на Урале). Дополнительно в тот же период была проведена высоковольтная ЛЭП вдоль и поперек улицы Баумана в сторону этой же промзоны, что делало невозможным полеты. В связи с этим, возможно, и перенесли городской (пасажирский) аэропорт в Павлово на бывший военный аэродром 3-го запасного авиаполка времен 1941-1945. А бывший «спортивно-клубный» аэродром никому пока не мешал. Даже в летом 1964(!) года один мой родственник приехал на Мышинский аэродром для отлёта в командировку в Горький. То есть самолеты с этого аэродрома активно летали, но не пасажирские (возможно в интересах завода №297). И работники аэродрома вежливо перенаправили его на Павловский аэродром. Взлетную полосу на перекрестке ул.Й-Кырля и Строителей окончательно ликвидировали и засыпали известковым щебнем осенью 1971 года
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
О расширени завода в 50-е Добавлено 16.11.2015 18:48
О выделении участков земли заводу №297:
"Согласно Приказу Министерства вооружения №620 от 10 ноября 1949г. и в соответствии с подготовленным технологическим проектом ГСПИ-7 приступила к разработке нового генерального плана реконструкции завода №297 (входит в состав Проектного задания). Генеральным планом реконструкции предполагалось дополнительное резервирование земельного участка под дальнейшее расширение завода в сторону современной ул.Баумана, а так же земель лежащих далее для дополнительного жилищного строительства. На заседании Исполкома Йошкар-Олинского городского Совета депутатов трудящихся 3 марта 1951г. принято решение: «Отвести заводу п/я 42 дополнительную земельную площадь для расширения производственной территории за счет прирезки с юго-западной стороны 4-х кварталов №№ 210, 211, 219, 220 и полосы зеленой зоны». Эти участки генеральным планом развития города, предназначались под индивидуальную застройку. После начала строительства, была составлена новая сводная смета на реконструкцию завода №297. Она была рассмотрена и утверждена начальником 8-го главного управления по Протоколу №3 от 1 октября 1953г."
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1147
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 17.11.2015 11:39
Кварталы №№ 210, 211, 219, 220 фигурировали на планах города до середины 80-х годов.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
Сергею Куликову Добавлено 17.11.2015 13:46
А в каком виде? Я сам читал архивную выписку о выделении участка.
Сергей Куликов

Пользователь

Дата присоединения: 29.05.2014
Комментарии: 1147
Offline Сергей Куликов
Владимиру G Добавлено 17.11.2015 15:52
При составлении очередной схемы г. Йошкар-Ола, уточняли нумерацию кварталов и, на уже расширенной территории ММЗ, писали эти 4 номера уже ликвидированных кварталов. Другой пример: 85 квартал стал частью 1-ого микрорайона.
Владимир G

Пользователь

Дата присоединения: 17.02.2015
Комментарии: 1421
Offline Владимир G
Аэродром Добавлено 11.07.2016 00:20
К комментарию от 09.11.2015:
"В Йошкар-Ола должен быть построен аэропорт... Необходимо сейчас же приступить к строительству аэропорта. Строить аэропорт должны все трудящиеся Марийской области... Приближающийся день Красного Воздушного флота - 18 августа нужно встретить полной готовностью аэропорта и посадочных площадок" (газета "Молодой ленинец" 24 июня 1934).


Добавить комментарий

Любой участник может оставить комментарий от вашего имени. Рекомендуем зарегистрироваться, для идентификации Вас на сайте
Имя:*
Заголовок:*
Комментарий:*
Верификация кода:*

Пожалуйста введите буквы или цифры изображенные на картинке.